?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ну что же,после длительного перерыва в постах у меня накопилась масса подготовленного материала,начну вываливать ее на вас:-))) За это время я успел посетить несколько авиационных музеев в Голландии,Латвии и Польше.... Ну с Богом....
Начнем с редкого для меня PZL I-22 Iryda это двухдвигательный, двухместный польский реактивный учебно-тренировочный самолет. Всего было построено более 20 самолетов включая прототипы. На данный момент самолеты списаны со службы. Увидеть вы их можете только в музеях Польши.
Здесь информация обо всех самолетах этой модели.

Museum Sil Powietrznych в Deblin .
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет PZL-I-22 Iryda с c/n 1ANP01-04 и регистрационным номером SP-PWC/104, это один из прототипов(четвертый). Бортовой номер '104' взят из c/n, и не имеет отношения к номеру в Air Force. Был построен в конце 1986 года. В декабре 1988 года он получил регистрационные номера SP-PWC. Первый полет планировался в июне 1988 года, но в конце концов он полетел 13 мая 1989 года. На нем были установлены двигатели K-5. Самолет был окрашен бесцветной краской и имел оранжевый вертикальныстабилизатор. В 1995 году самолет передан в Dęblin учебный экспонат. На был удален оранжевый цвет вертикального стабилизатора и нанесены идентификационные знаки. В последующие годы самолет стал экспонатом под открытым небом на территории школы, а с 2011 года передан в музей ВВС в Деблине. Почти на всех(а может и на всех) самолетах в музее сняты двигателя. Этот самолет не является исключением.


Польша, традиционно оснащающая свою авиацию собственными учебно-тренировочными самолетами, в 1977 году в Institute of Aeronautics (по польски Instytut Lotnictwa) приступила к проработке концепции учебно-боевого самолета нового поколения углубленной подготовки, предназначенного для замены TS-11 Iskra. В 1980 году ВВС Польши выдали тактико-техническое задание на новый самолет, получивший обозначение Iskra-22, а в дальнейшем названный Iryda. По основным характеристикам и аэродинамической компоновке машина должна была аналогична УТС Alpha Jet.


Работы над новым самолетом первоначально велись в Варшаве в PZL Mielec (позже WSK-Mielec) под руководством главного конструктора А.Барона (Alfred Вагон), которого в 1987 году сменил доктор В.Гнаровский (W.Gnarozvski).


В 1982 году на авиационном заводе в городе Мелец началась постройка опытной серии - пяти самолетов с ТРД PZL-5. Первый самолет выкатили из ворот сборочного цеха в 1983 году. 3 марта 1985 года он впервые поднялся в воздух (правда 31 января 1987 года этот самолет потерпел катастрофу). Летные испытания остальных четырех машин опытной серии начались лишь 26 июня 1988 года, 13 мая и 22 октября 1989 года,и 4 июля 1991 года. Кроме того, в 1990 году был построен планер для статиспытаний(не поздновато ли?:-))). Программа летных испытаний завершилась в марте 1992 года, было выполнено 1040 полетов,налет составил около 900 часов. 14 апреля 1992 года закончились и статиспытания.


На авиационном шоу в Познани в сентябре 1991 года было официально объявлено о закупке ВВС Польши первой партии из девяти самолетов. Серийный учебно-тренировочный самолет I-22 с ТРД PZL-5 совершил первый полет 5 мая 1992 года. В 1992-1994 годах восемь предсерийных самолетов передали военно-воздушным силам, а один направили для проведения статиспытаний.


Эксплуатация опытных и предсерийных самолетов показала, что тяга двигателя PZL-5 (1100 кг) недостаточна. Рассматривался вариант отказа от дальнейших закупок самолетов PZL-I-22 Iryda и приобретения в Германии 36 снятых с вооружения УБС Alpha Jet. Однако в 1995 году было принято решение о переоснащении с 1996 года всех выпущенных машин I-22 более мощными двигателями К-15 (1500 кгс). Кроме того, на самолеты было решено установить катапультные кресла компании Martin-Baker и западную авионику.


К работе над вариантом Iryda с более мощными двигателями приступили еще в начале 1990 годов (первоначально модернизированная машина имела обозначение М-92). Четвертый опытный самолет I-22 переоснастили новыми польскими двигателями К-15 (модернизированная машина, переименованная в М-93К, поднялась в воздух 22 декабря 1992 года), а пятый прототип (названный M-93V) оснастили английскими двигателями Rolls-Royce Viper 545 (его летные испытания начались 25 апреля 1994 года). В дальнейшем первый опытный М-93К был оснащен комплектом бортового приборного оборудования SAGEM Maestro. Самолет, переименованный в M-93S, совершил первый полет 24 мая 1994 года. Однако, в октябре 1995 года для установки на серийных машинах была выбрана авионика компании Sextant Avionics.


Контракт на поставку самолетов М-93К был выдан 26 апреля 1996 года. До начала 1996 года польские ВВС получили восемь самолетов этого типа (вместе с первым опытным М-93К, переоборудованным из I-22). В 1996 году последовал очередной заказ на шесть серийных самолетов. В том же году к испытаниям М-93К приступили и польские ВМС. Морской вариант самолета, М-93М, предполагается использовать для разведки над водами Балтики и атаки надводных целей. Для ВВС предложен, также, разведывательный вариант M-93R с фоторазведывательным оборудованием в фюзеляже и контейнерах на внешней подвеске.


В 1997 году планировались начать летные испытания экспериментального самолета М-96 с рядом аэродинамических усовершенствований.


Дальнейшая эволюция PZL-I-22 Iryda продолжалась в направлении создания боевых модификаций. В середине 1990 годов был предложен ряд многоцелевых боевых вариантов самолета М-93К, в частности, учебно-боевой М-95Т с усиленным вооружением, разведчик M-95R (дальнейшее развитие проекта M-93R), морской разведчик и ударный самолет М-95М (развитие М-93М), а также усовершенствованный УБС М-95MS с боевыми возможностями, приближающимися к возможностям самолета Hawk 200. По сравнению с М-93 самолеты семейства М-95 должны были иметь новое крыло увеличенного размаха со сверхкритическим профилем (стреловидность по 1/4 линии хорд 20 градусов).


Двигательные отсеки самолета позволяли оснащать М-95 ТРДД различного типа (К-15, Rolls-Royce Viper 545, 632 или 680, а также Snecma-Turbomeca Larzac 04-V3, Rolls-Royce Turbomeca Adour или Považské Strojárne DV-2). В состав БРЭО предполагалось включить навигационно-прицельную систему, а также средства РЭБ.


Вооружение должно было состоять из 23-мм пушки ГШ-23Л или нового орудия калибром 30 мм, размещенных в подфюзеляжном конформном контейнере. На шести узлах внешней подвески предполагалось разместить УР класса воздух-поверхность и воздух-воздух, КАБ, контейнеры с навигационно-прицельной оптоэлектронной аппаратурой, а также другое оборудование и вооружение. Но заказов на самолеты семейства М-95 не поступило и поэтому они не строились.


Дальнейшим развитием идеи М-95 стали одноместный штурмовик M-97S и двухместный многоцелевой M-97MS. В отличие от М-95 для этих самолетов было разработано новое крыло еще большего размаха, на концевых частях которого предполагалось разместить АПУ ракет класса воздух-воздух.


Ну и в 1994 году начались работы по созданию наиболее мощной ударной модификации PZL-I-22 Iryda - одноместного штурмовика PZL M-99 Orkan (Орел), в конструкции которого были реализованы основные технические усовершенствования, сделанные в ходе работ над проектами М-95 и М-97.


Самолет M-99 Orkan разрабатывался в рамках своеобразного конкурса со значительно более передовыми и рискованными программами польских штурмовиков Kobra 2000 и Scorpion. По сравнению со своими конкурентами программа М-99 являлась значительно более простой, дешевой и технически осуществимой в относительно короткий срок. Это, безусловно, и определило предпочтение, оказываемое ей ВВС Польши.


Самолет получил несколько измененные мотогондолы и более высокое шасси. В конструкции планера появились композиционные материалы. В двигательных отсеках частично использованы титановые сплавы.


Рассматривались варианты М-99А с англо-французскими ТРДД Adour Мк.871, а также М-99S и M-99SM со словацкими DV-2 (последняя модификация должна иметь усовершенствованное БРЭО и вооружение).


Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом. Планер выполнен, в основном, из алюминиевых сплавов при незначительном использовании углепластиков. Конструкция самолета имеет повышенную боевую живучесть и улучшенную ремонтопригодность. Назначенный ресурс планера - 2500 часов (10000 взлетов/посадок).


В герметизированной кабине, снабженной системой кондиционирования, установлены катапультные кресла Martin-Baker PL10LR. Заднее кресло установлено с превышением 400 мм над передним, что улучшает обзор вперед-вниз из второй кабины.


На самолете I-22 установлено два ТРД PZL-5 (SO-3W22, 2 х 1100 кгс). Самолет М-93 оснащался ТРД К-15 (2 х 1500 кгс). На новых модификациях самолета возможна установка ТРДД Rolls-Royce Viper 535 (2 х 1450 кгс).


Двухлонжеронное крыло самолета со стреловидностью 14,5 градусов по 1/4 линии хорд образовано ламинарными профилями NASA 64A-010 (в корне) и NASA 64A-210 (на концах). Односекционные щелевые закрылки занимают приблизительно 2/3 размаха крыла. При взлете и посадке они отклоняются на угол в 25 градусов. Элероны и закрылки имеют гидравлический привод.


Хвостовое оперение. Горизонтальный стабилизатор цельноповоротный?


В хвостовой части фюзеляжа размещается тормозной парашют площадью 15 м2. Его крышка открыта.


На мотогондоле куча польских надписей.


А здесь похоже располагаются тормозные щитки.


Кабина полагаю с отличным обзором. Музей молодой и самолеты еще не успели умереть. Но остекление уже плохонькое.


Самолет М-99А предполагалось оснастить ТРДД Rolls-Royce Turbomeca Adour Мк.871 (2 х х 2410 кгс), a M-99S и M-99SA - двигателями Považské Strojárne DV-2 (2 х 2200 кгс).


Шасси - трехопорное, с носовым колесом. Убирается в фюзеляж. Все опоры - одноколесные. На основных стойках - колеса с пневматиками низкого давления размером 670 х 210 мм, на носовой 430 х 170 мм.


Надписи перед воздухозаборником.


Носовая стойка-управляемая (угол отклонения 45 градусов).


Под фюзеляжем самолета М-93К может размещаться контейнер с двухствольной пушкой ГШ-23Л (23 мм, 200 снарядов). Самолет М-99 предполагалось оснастить встроенной 30-мм пушкой. На четырех (на М-95, М-97 и М-99 - на шести) подкрыльевых узлах внешней подвески могут размещаться свободнопадающие бомбы калибром 50,100, 250 или 500 кг (боеприпасы массой 50 и 100 кг могут размещаться на многозамковых держателях), РБК ZK-300 Casino, НАР С-5 (57 мм) в блоках УБ-16-57У, УБ-32А-1, Марс-2 и Марс-3, а также С-80 (80 мм) в блоках Б-8М, контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушками, УР класса воздух-воздух Р-60, а также контейнеры Сатурн-2 и Фобос-3 с разведывательным фотооборудовапием.


Масса боевой нагрузки самолета М-93К составляет 1800 кг. На штурмовике М-99 она увеличена до 4000 кг; предполагается дополнить двумя УР класса воздух- воздух ближнего боя, размещенных на концах крыла.


Проект окончательно был закрыт в 1990 годах из-за проблем с самолетом и отсутствием финансирования.


На самолете М-93 установлена инерциальная навигационная система Sextant Avionics Totem RLG, интегрированная с приемником спутниковой навигации, а также польское радионавигационное оборудование. Самолеты I-22 и М-93К оснащены гироскопическим оптическим прицелом АСП-ПФД-122 и обычными электромеханическими приборами. В носовой части фюзеляжа установлен кинофото-пулемет S-13-100.


Модификации :
I-22 Iryda первый серийный вариант УТС.
I-22MS Iryda ударный одноместный вариант I-22 Iryda изготовленный в 1990 году для замены LIM-6 (МиГ-17).
I-22R Iryda (M-93) разведывательный вариант I-22 Iryda.
M-99 Orkan легкий штурмовик на базе I-22 Iryda с боевой нагрузкой в 4000 кг и ТРД Povazske Strojarne DV-2 (21.6). В конструкции применены новые крылья - более длинные и широкие (площадь крыла 23 м2).


ЛТХ:
Модификация I-22
Размах крыла, м 9.60
Длина самолета,м 13.22
Высота самолета,м 4.30
Площадь крыла,м2 19.92
Масса, кг
пустого самолета 4700
нормальная взлетная 6650
максимальная взлетная 6900
Топливо, кг
внутренние топливо 1974
ПТБ 600 (2 х 400 л)
Тип двигателя 2 ТРД PZL Rzeszow PZL-5 SO-3W22
Тяга нефорсированная, кН 2 х 10.79
Максимальная скорость, км/ч 840
Крейсерская скорость, км/ч 720
Практическая дальность, км 900
Боевой радиус действия, км 420
Максимальная скороподъемность, м/мин 1500
Практический потолок, м 11000
Макс. эксплуатационная перегрузка 8
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 23-мм пушка ГШ-23Л с 200 патронами
Боевая нагрузка - 1200-2000 кг на 4 узлах подвески
2 500-кг или 4 250-кг или 16(4х4) 50-кг бомбы,
4 ПУ УВ-8-57 8х55-мм или УВ-16-57 16х55 мм НУР или
4 ПУ с 32 НУР С-5, или
4 УР воздух - воздух Р-60, или
4 контейнера с 7.62-мм пулеметами.

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow