igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Museum Sil Powietrznych в Deblin:польский учебный самолет PZL-I-22 Iryda.

Ну что же,после длительного перерыва в постах у меня накопилась масса подготовленного материала,начну вываливать ее на вас:-))) За это время я успел посетить несколько авиационных музеев в Голландии,Латвии и Польше.... Ну с Богом....
Начнем с редкого для меня PZL I-22 Iryda это двухдвигательный, двухместный польский реактивный учебно-тренировочный самолет. Всего было построено более 20 самолетов включая прототипы. На данный момент самолеты списаны со службы. Увидеть вы их можете только в музеях Польши.
Здесь информация обо всех самолетах этой модели.

Museum Sil Powietrznych в Deblin .
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет PZL-I-22 Iryda с c/n 1ANP01-04 и регистрационным номером SP-PWC/104, это один из прототипов(четвертый). Бортовой номер '104' взят из c/n, и не имеет отношения к номеру в Air Force. Был построен в конце 1986 года. В декабре 1988 года он получил регистрационные номера SP-PWC. Первый полет планировался в июне 1988 года, но в конце концов он полетел 13 мая 1989 года. На нем были установлены двигатели K-5. Самолет был окрашен бесцветной краской и имел оранжевый вертикальныстабилизатор. В 1995 году самолет передан в Dęblin учебный экспонат. На был удален оранжевый цвет вертикального стабилизатора и нанесены идентификационные знаки. В последующие годы самолет стал экспонатом под открытым небом на территории школы, а с 2011 года передан в музей ВВС в Деблине. Почти на всех(а может и на всех) самолетах в музее сняты двигателя. Этот самолет не является исключением.


Польша, традиционно оснащающая свою авиацию собственными учебно-тренировочными самолетами, в 1977 году в Institute of Aeronautics (по польски Instytut Lotnictwa) приступила к проработке концепции учебно-боевого самолета нового поколения углубленной подготовки, предназначенного для замены TS-11 Iskra. В 1980 году ВВС Польши выдали тактико-техническое задание на новый самолет, получивший обозначение Iskra-22, а в дальнейшем названный Iryda. По основным характеристикам и аэродинамической компоновке машина должна была аналогична УТС Alpha Jet.


Работы над новым самолетом первоначально велись в Варшаве в PZL Mielec (позже WSK-Mielec) под руководством главного конструктора А.Барона (Alfred Вагон), которого в 1987 году сменил доктор В.Гнаровский (W.Gnarozvski).


В 1982 году на авиационном заводе в городе Мелец началась постройка опытной серии - пяти самолетов с ТРД PZL-5. Первый самолет выкатили из ворот сборочного цеха в 1983 году. 3 марта 1985 года он впервые поднялся в воздух (правда 31 января 1987 года этот самолет потерпел катастрофу). Летные испытания остальных четырех машин опытной серии начались лишь 26 июня 1988 года, 13 мая и 22 октября 1989 года,и 4 июля 1991 года. Кроме того, в 1990 году был построен планер для статиспытаний(не поздновато ли?:-))). Программа летных испытаний завершилась в марте 1992 года, было выполнено 1040 полетов,налет составил около 900 часов. 14 апреля 1992 года закончились и статиспытания.


На авиационном шоу в Познани в сентябре 1991 года было официально объявлено о закупке ВВС Польши первой партии из девяти самолетов. Серийный учебно-тренировочный самолет I-22 с ТРД PZL-5 совершил первый полет 5 мая 1992 года. В 1992-1994 годах восемь предсерийных самолетов передали военно-воздушным силам, а один направили для проведения статиспытаний.


Эксплуатация опытных и предсерийных самолетов показала, что тяга двигателя PZL-5 (1100 кг) недостаточна. Рассматривался вариант отказа от дальнейших закупок самолетов PZL-I-22 Iryda и приобретения в Германии 36 снятых с вооружения УБС Alpha Jet. Однако в 1995 году было принято решение о переоснащении с 1996 года всех выпущенных машин I-22 более мощными двигателями К-15 (1500 кгс). Кроме того, на самолеты было решено установить катапультные кресла компании Martin-Baker и западную авионику.


К работе над вариантом Iryda с более мощными двигателями приступили еще в начале 1990 годов (первоначально модернизированная машина имела обозначение М-92). Четвертый опытный самолет I-22 переоснастили новыми польскими двигателями К-15 (модернизированная машина, переименованная в М-93К, поднялась в воздух 22 декабря 1992 года), а пятый прототип (названный M-93V) оснастили английскими двигателями Rolls-Royce Viper 545 (его летные испытания начались 25 апреля 1994 года). В дальнейшем первый опытный М-93К был оснащен комплектом бортового приборного оборудования SAGEM Maestro. Самолет, переименованный в M-93S, совершил первый полет 24 мая 1994 года. Однако, в октябре 1995 года для установки на серийных машинах была выбрана авионика компании Sextant Avionics.


Контракт на поставку самолетов М-93К был выдан 26 апреля 1996 года. До начала 1996 года польские ВВС получили восемь самолетов этого типа (вместе с первым опытным М-93К, переоборудованным из I-22). В 1996 году последовал очередной заказ на шесть серийных самолетов. В том же году к испытаниям М-93К приступили и польские ВМС. Морской вариант самолета, М-93М, предполагается использовать для разведки над водами Балтики и атаки надводных целей. Для ВВС предложен, также, разведывательный вариант M-93R с фоторазведывательным оборудованием в фюзеляже и контейнерах на внешней подвеске.


В 1997 году планировались начать летные испытания экспериментального самолета М-96 с рядом аэродинамических усовершенствований.


Дальнейшая эволюция PZL-I-22 Iryda продолжалась в направлении создания боевых модификаций. В середине 1990 годов был предложен ряд многоцелевых боевых вариантов самолета М-93К, в частности, учебно-боевой М-95Т с усиленным вооружением, разведчик M-95R (дальнейшее развитие проекта M-93R), морской разведчик и ударный самолет М-95М (развитие М-93М), а также усовершенствованный УБС М-95MS с боевыми возможностями, приближающимися к возможностям самолета Hawk 200. По сравнению с М-93 самолеты семейства М-95 должны были иметь новое крыло увеличенного размаха со сверхкритическим профилем (стреловидность по 1/4 линии хорд 20 градусов).


Двигательные отсеки самолета позволяли оснащать М-95 ТРДД различного типа (К-15, Rolls-Royce Viper 545, 632 или 680, а также Snecma-Turbomeca Larzac 04-V3, Rolls-Royce Turbomeca Adour или Považské Strojárne DV-2). В состав БРЭО предполагалось включить навигационно-прицельную систему, а также средства РЭБ.


Вооружение должно было состоять из 23-мм пушки ГШ-23Л или нового орудия калибром 30 мм, размещенных в подфюзеляжном конформном контейнере. На шести узлах внешней подвески предполагалось разместить УР класса воздух-поверхность и воздух-воздух, КАБ, контейнеры с навигационно-прицельной оптоэлектронной аппаратурой, а также другое оборудование и вооружение. Но заказов на самолеты семейства М-95 не поступило и поэтому они не строились.


Дальнейшим развитием идеи М-95 стали одноместный штурмовик M-97S и двухместный многоцелевой M-97MS. В отличие от М-95 для этих самолетов было разработано новое крыло еще большего размаха, на концевых частях которого предполагалось разместить АПУ ракет класса воздух-воздух.


Ну и в 1994 году начались работы по созданию наиболее мощной ударной модификации PZL-I-22 Iryda - одноместного штурмовика PZL M-99 Orkan (Орел), в конструкции которого были реализованы основные технические усовершенствования, сделанные в ходе работ над проектами М-95 и М-97.


Самолет M-99 Orkan разрабатывался в рамках своеобразного конкурса со значительно более передовыми и рискованными программами польских штурмовиков Kobra 2000 и Scorpion. По сравнению со своими конкурентами программа М-99 являлась значительно более простой, дешевой и технически осуществимой в относительно короткий срок. Это, безусловно, и определило предпочтение, оказываемое ей ВВС Польши.


Самолет получил несколько измененные мотогондолы и более высокое шасси. В конструкции планера появились композиционные материалы. В двигательных отсеках частично использованы титановые сплавы.


Рассматривались варианты М-99А с англо-французскими ТРДД Adour Мк.871, а также М-99S и M-99SM со словацкими DV-2 (последняя модификация должна иметь усовершенствованное БРЭО и вооружение).


Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом. Планер выполнен, в основном, из алюминиевых сплавов при незначительном использовании углепластиков. Конструкция самолета имеет повышенную боевую живучесть и улучшенную ремонтопригодность. Назначенный ресурс планера - 2500 часов (10000 взлетов/посадок).


В герметизированной кабине, снабженной системой кондиционирования, установлены катапультные кресла Martin-Baker PL10LR. Заднее кресло установлено с превышением 400 мм над передним, что улучшает обзор вперед-вниз из второй кабины.


На самолете I-22 установлено два ТРД PZL-5 (SO-3W22, 2 х 1100 кгс). Самолет М-93 оснащался ТРД К-15 (2 х 1500 кгс). На новых модификациях самолета возможна установка ТРДД Rolls-Royce Viper 535 (2 х 1450 кгс).


Двухлонжеронное крыло самолета со стреловидностью 14,5 градусов по 1/4 линии хорд образовано ламинарными профилями NASA 64A-010 (в корне) и NASA 64A-210 (на концах). Односекционные щелевые закрылки занимают приблизительно 2/3 размаха крыла. При взлете и посадке они отклоняются на угол в 25 градусов. Элероны и закрылки имеют гидравлический привод.


Хвостовое оперение. Горизонтальный стабилизатор цельноповоротный?


В хвостовой части фюзеляжа размещается тормозной парашют площадью 15 м2. Его крышка открыта.


На мотогондоле куча польских надписей.


А здесь похоже располагаются тормозные щитки.


Кабина полагаю с отличным обзором. Музей молодой и самолеты еще не успели умереть. Но остекление уже плохонькое.


Самолет М-99А предполагалось оснастить ТРДД Rolls-Royce Turbomeca Adour Мк.871 (2 х х 2410 кгс), a M-99S и M-99SA - двигателями Považské Strojárne DV-2 (2 х 2200 кгс).


Шасси - трехопорное, с носовым колесом. Убирается в фюзеляж. Все опоры - одноколесные. На основных стойках - колеса с пневматиками низкого давления размером 670 х 210 мм, на носовой 430 х 170 мм.


Надписи перед воздухозаборником.


Носовая стойка-управляемая (угол отклонения 45 градусов).


Под фюзеляжем самолета М-93К может размещаться контейнер с двухствольной пушкой ГШ-23Л (23 мм, 200 снарядов). Самолет М-99 предполагалось оснастить встроенной 30-мм пушкой. На четырех (на М-95, М-97 и М-99 - на шести) подкрыльевых узлах внешней подвески могут размещаться свободнопадающие бомбы калибром 50,100, 250 или 500 кг (боеприпасы массой 50 и 100 кг могут размещаться на многозамковых держателях), РБК ZK-300 Casino, НАР С-5 (57 мм) в блоках УБ-16-57У, УБ-32А-1, Марс-2 и Марс-3, а также С-80 (80 мм) в блоках Б-8М, контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушками, УР класса воздух-воздух Р-60, а также контейнеры Сатурн-2 и Фобос-3 с разведывательным фотооборудовапием.


Масса боевой нагрузки самолета М-93К составляет 1800 кг. На штурмовике М-99 она увеличена до 4000 кг; предполагается дополнить двумя УР класса воздух- воздух ближнего боя, размещенных на концах крыла.


Проект окончательно был закрыт в 1990 годах из-за проблем с самолетом и отсутствием финансирования.


На самолете М-93 установлена инерциальная навигационная система Sextant Avionics Totem RLG, интегрированная с приемником спутниковой навигации, а также польское радионавигационное оборудование. Самолеты I-22 и М-93К оснащены гироскопическим оптическим прицелом АСП-ПФД-122 и обычными электромеханическими приборами. В носовой части фюзеляжа установлен кинофото-пулемет S-13-100.


Модификации :
I-22 Iryda первый серийный вариант УТС.
I-22MS Iryda ударный одноместный вариант I-22 Iryda изготовленный в 1990 году для замены LIM-6 (МиГ-17).
I-22R Iryda (M-93) разведывательный вариант I-22 Iryda.
M-99 Orkan легкий штурмовик на базе I-22 Iryda с боевой нагрузкой в 4000 кг и ТРД Povazske Strojarne DV-2 (21.6). В конструкции применены новые крылья - более длинные и широкие (площадь крыла 23 м2).


ЛТХ:
Модификация I-22
Размах крыла, м 9.60
Длина самолета,м 13.22
Высота самолета,м 4.30
Площадь крыла,м2 19.92
Масса, кг
пустого самолета 4700
нормальная взлетная 6650
максимальная взлетная 6900
Топливо, кг
внутренние топливо 1974
ПТБ 600 (2 х 400 л)
Тип двигателя 2 ТРД PZL Rzeszow PZL-5 SO-3W22
Тяга нефорсированная, кН 2 х 10.79
Максимальная скорость, км/ч 840
Крейсерская скорость, км/ч 720
Практическая дальность, км 900
Боевой радиус действия, км 420
Максимальная скороподъемность, м/мин 1500
Практический потолок, м 11000
Макс. эксплуатационная перегрузка 8
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 23-мм пушка ГШ-23Л с 200 патронами
Боевая нагрузка - 1200-2000 кг на 4 узлах подвески
2 500-кг или 4 250-кг или 16(4х4) 50-кг бомбы,
4 ПУ УВ-8-57 8х55-мм или УВ-16-57 16х55 мм НУР или
4 ПУ с 32 НУР С-5, или
4 УР воздух - воздух Р-60, или
4 контейнера с 7.62-мм пулеметами.

Tags: 2018, museum sil powietrznych, pzl, pzl-i-22, музей
Subscribe

  • Полет И-16 ч5-2 над Новосибирском на 9 мая 2024 года.

    Мы продолжаем движение парой самолетов в сторону Новосибирска: И-16 под управлением Владимира Евгеньевича Барсука и Легенда-570 под управлением Игоря…

  • Полет И-16 ч3-2: air to air.

    А мы вновь возвращаемся к air to air во время летной тренировки И-16. Традиционно И-16 управляет Владимир Евгеньевич Барсук, а Легендой-570 Игорь…

  • Полет И-16 ч2-2

    Продолжаем рассматривать фотографии с демонстрационного полета И-16 для прессы, в преддверии дня Победы... Музей техники Вадима Задорожного и фонд…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments