igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Museum Sil Powietrznych в Deblin: турбовинтовой учебный самолет PZL-130 Orlic.

В польском музее в Деблине удалось увидеть редкую птицу: PZL 130 Orlik (Орленок) это польский однодвигательный двухместный учебный турбопроп. Всего было построено 59 экземпляров из которых 9 прототипы!!! Все они попали в качестве учебно-тренировочных бортов в ВВС и ВМФ Польши. Поскольку он никуда не экспортировался, то подозреваю, что его за пределами Польши найти невозможно. Поэтому смотрим:
PZL-130TC-1 Orlic 028

кабина тренажера

PZL-130TC-1/2 005

Museum Sil Powietrznych в Deblin .
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет это PZL-130TC-1 Orlic 1994 года выпуска с регистрационным номером 028 и заводским 03940028. С двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-25P.


Самолет первоначального обучения PZL-130 Orlik разрабатывался с осени 1983 года как часть комплекса, в который также входили тренажер и электронная система диагностики.


PZL 130 - цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси с носовой опорой и звездообразным мотором М-14ПМ мощностью 330 л. с. с воздушным винтом постоянного числа оборотов. Самолет предназначался для обучения военных и гражданских летчиков, в том числе высшему пилотажу, воздушной стрельбе, нанесению ударов по наземным целям и разведке.


Сборка трех летных прототипов началась в 1982 году. Первый полет выполнен 12 октября 1983 года. Вслед за первым прототипом в воздух вскоре поднялся второй, но третий прототип выполнил первый полет лишь в январе 1985 года из-за задержек с поставкой мотора М-14ПМ из СССР (первые две предсерийные машины поднялись в воздух в феврале 1988 года).


К этому времени PZL вела поиск альтернативного двигателя, как вариант изучалась возможность установки менее мощного PZL Kalisz K8-AA. Этот недостаточно мощный мотор установили на второй предсерийный самолет, выполнивший первый полет в марте 1988 года. Испытания проводились еще два года, но в 1990 году от дальнейших работ по Orlik с поршневым мотором отказались.


В 1984 году компания PZL начала работать над турбовинтовым вариантом Orlik. Третий планер переделали под установку ТВД PT6A-25A. Первый полет эта машина выполнила 13 июля 1986 года, в январе 1987 года самолет разбился.


Седьмой Orlik поднялся в воздух с ТВД Walter M601E мощностью 750 л.с. За ним последовало еще четыре Turbo-Orlik с двигателями M601E и PT6A, получившие соответственно обозначения PZL 130TM и PZL 130T.


Для ВВС Польши были заказаны 48 серийных PZL 130TB, затем заказ сократили до 32 машин, но в 2010 году на вооружении состояло 38 самолетов. Данный вариант создан на базе PZL 130TM и оснащен двигателем M601T - это специализированный пилотажный самолет с крылом увеличенного размаха, с двухщелевыми закрылками и большим установочным углом атаки, а также килем измененной конструкции.


Кабина выполнена по типу кабины самолета Су-22, фонарь - измененной формы. Выкатка прототипа состоялась в мае 1991 года, первый полет -18 сентября 1991 года. На PZL 130TM установлены авионика восточно-европейского производства и катапультное кресло LFK-K1 класса "ноль-ноль", под крылом смонтированы шесть узлов подвески.


На экспорт предлагалось несколько схожих модификаций с авионикой и двигателями западного производства. Наибольшим потенциалом обладал PZL 130TC с двигателем PT6A-62 мощностью 950 л.с. PZL 130TC-1 является улучшенным вариантом PZL 130TB с катапультным креслом Martin-Baker Mk 11B, стандартным для всех самолетов ВВС Польши.


В сентябре 2010 года завершилась разработка версии PZL 130TC-2 самолета Orlik, которая получила более мощный двигатель Pratt & Whitney PT6-25C, новые крылья и авионику производства Garmin. В результате улучшений TC-2 стал осуществлять полеты на скорости в 246 узлов (456 километров в час), его маневренность увеличилась на 40 процентов по сравнению с базовым PZL-130.


Потребление топлива улучшенного самолета снизилось на 20 процентов. Кроме того, срок службы PZL 130TC-2 увеличился до 10-12 тысяч летных часов. В настоящее (2010 год) время ВВС Польши осуществляют полеты на 28 самолетах Orlik. В настоящее время Airbus Military Polska по контракту с министерством обороны Польши занимается модернизацией 16 Orlik.


Так же существует версия самолета PZL 130TC-3 с обновленым бортовым электронным оборудованием и ИЛС.


Руль направления.


Общий вид сзади.


Крупнее


И вид снизу с кучей антеннок.


Основная стойка. самолет заботливо установлен на подставки.


Такая конструкция стойки должна позволить работать с грунта.


Направляющие закрылков.


Pratt & Whitney Canada PT6A-25P с пятилопастным ВИШом


Воздухозаборник двигателя


Вот он крупнее со всеми полагающимися там датчиками.


Рядом ассортимент катапультных кресел.


У самолета открыт капот и мы можем взглянуть непосредственно на двигатель.


Крупнее


А куда дели зализы с крыла?


Табличка к симулятору катапультного кресла.


А вот и оно само слева.


И еще ассортимент кресел и защитных шлемов.





А мы переходим к тренажеру PZL-130 Orlic. Здесь у нас будет возможность разглядеть как минимум переднюю кабину во всех подробностях.


Табличка симулятора-тренажера


Вот такая я бы сказал очень и очень приятная кабина.


Приборная панель.


РУС


Катапультное кресло. Мартин-Бейкер?


Педали управления рулем направления и тормозами. Тормоза здесь видимо как на Яках: на ручке...



А на улице нам попадается еще один PZL-130 Orlic.
Это PZL-130TM Orlic с бортовым 005 и заводским номером 01870005. Это пятый прототип и второй Орлик с турбопропом. Он же предсерийный самолет. Изначально PZL-130 № 005 получил поршневой двигатель АИ-14?(или все же М-14П). Свой первый полет он совершил 19 февраля 1988 года. В 1990 году самолет был ремоторизирован турбопропом Вальтер и получил обозначение PZL-130TM. Это первый самолет этой модели попавший на службу в армию. Он использовался как связной в 23 ЭЛ (воздушная эскадрилья) в Деблине и 45 ЭЛД (воздушная эскадрилья) в Модлине.


Фонарь двухместной кабины с форточками.


Законцовка крыла.


Основная стойка.


Капот Motorlet (Walter) M-601E


Носовая стойка с защитным крылом от грязи. Интересно это управляемая стойка? Демпфер шимми то точно видно...


Хвостовое оперение отличается от 028.


Общий вид самолета.


Табличка с описанием самолета.


Общий вид спереди. Совсем другой воздухозаборник. Но винт также пятилопастной.


Двигатель здесь Walter M601E.


Выхлопные трубы также отличаются от самолета с PT6.


Фото 107.


Фонарь под другим углом.


Основная стойка.


Модификации:
PZL-130 Orlik оригинальный самолет с одним поршневым двигателм М-14П
PZL-130T Turbo Orlik вариант с турбопропом Pratt & Whitney Canada PT6A-25P
PZL-130TM Orlik вариант с турбопропом Walter M601E
PZL-130TB Orlik вариант с турбопропом Walter M601T
PZL-130TC I Orlik вариант с катапультным креслом Martin-Baker Mk.11, класса 0-0 и модернизированной авионикой
PZL-130TC II Orlik (Garmin) вариант с турбопропом Pratt & Whitney Canada PT6A-25C, винглетами, модернизированной авионикой от Garmin и измененным положением кресла инструктора
PZL-130TC II Orlik (GC) вариант с гласскокпитом и Head-Up дисплеем, наименование в компании Orlik MPT (Multi Purpose Trainer).


ЛТХ:
Модификация PZL-130ТВ
Размах крыла, м 9.00
Длина самолета,м 9.00
Высота самолета,м 3.53
Площадь крыла,м2 13.00
Масса, кг
пустого самолета 1600
нормальная взлетная 2000
максимальная взлетная 2700
Внутренне топливо, л 540
ПТБ 2 х 340
Тип двигателя 1 ТВД Motorlet (Walter) M 601E
Мощность, кВт 1 х 559
Максимальная скорость, км/ч 501
Крейсерская скорость, км/ч 454
Дальность действия, км 970
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка - 800 кг на 6 узлах подвески
100 кг бомбы, ПУ УВ-8-57 8х55-мм или УВ-4-80 4х80-мм,
контейнер Zeus c 2 7.62-мм пулеметами.

Tags: 2018, museum sil powietrznych, pzl, pzl-130, кокпит, музей, польша
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments