?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

AMX — лёгкий тактический турбореактивный штурмовик. В ВВС Бразилии имеет обозначение A-1 Centauro (двухместный вариант — A-1B), в ВВС Италии — имя собственное Ghibli. Разработан итальянскими и бразильской компаниями по заказу ВВС Италии в 1980 годы. В консорциуме в рамках программы участвовали итальянские компании Alenia Aerospazio (46,5 %) и Aermacchi (23,8 %), а также Бразильская компания Embraer (29,7 %).
Всего было построено 7 прототипов. Серийное производство штурмовиков началось в середине 1986 года. Первый серийный самолёт был представлен 29 марта 1988 на заводе в Турине.
Принят на вооружение Итальянских Военно-воздушных сил в 1988 году. Первые серийные самолёты стали поступать в ВВС Италии в апреле 1989 года, а в ВВС Бразилии с 17 октября 1989 года. Всего было поставлено 192 серийных самолёта, 155 одноместных и 37 AMX-T двухместных ВВС Италии и Бразилии. В 1998 году был подписан контракт на поставку 12 штурмовиков AMX-ATA для ВВС Венесуэлы.
В марте 2012 года был представлен модернизированный AMX A-1M для ВВС Бразилии. В сентябре 2013 года Embraer передала ВВС Бразилии первый модернизированный A-1M.

Volandia Parco e Museo del Volo Malpensa
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет это AMX International AMX (A-11 Ghibli) это один из прототипов с заводским номером N.C.A05 и военным MM.X599. Он был собран на заводе Alenia и поднялся в воздух 26 июля 1986 года под управлением Egilio Nappi в Torino Caselle. Он был списан 6 ноября 1995 года совершив 489 полетов общей продолжительностью в 625,32 часа.


В 1977 году ВВС Италии приступили к выработке требований на новый легкий штурмовик, предназначенный для замены самолетов Aeritalia G.91Y и F-104G/S. Предполагалось, что простая и недорогая дозвуковая машина, выполненная с использованию уже существующей технологии, будет обладать хорошим экспортным потенциалом, что в значительной степени окупит расходы по программе. В качестве головного разработчика самолета была выбрана компания Aeritalia. Работу возглавил главный конструктор доктор Доменико Ковелли (Domenico Covelli). В 1978 году к разработке самолета подключилась другая итальянская авиастроительная компания - Aermacchi, а в июле 1980 года программа стала международной - к ней присоединилась Бразилия.


Новый штурмовик предназначался для изоляции зоны боевых действий на незначительном удалении от линии фронта. Кроме того, он должен был использоваться в качестве разведывательного самолета. Обнаружение цели и прицеливание должно было осуществляться визуально, без использования дорогостоящих БРЛС или оптико-электронных средств.


Ранее бразильские ВВС, нуждавшиеся в замене штурмовика Embraer EMB-326GB Xavante (боевой вариант УТС MB.326, строившийся в Бразилии по итальянской лицензии), вели переговоры с итальянской компанией Aermacchi о совместной разработке нового легкого ударного самолета MB.340, который должен был серийно строится в Бразилии компанией Embraer. Однако проект MB.340 не отвечал требованиям итальянских ВВС. В то же время на основе проекта штурмовика компании Aeritalia было возможно достижение компромисса по планеру и силовой установке.


Придание программе международного статуса сулило значительную финансовую экономию, а также позволяло бразильской авиапромышленности перенять опыт современного европейского авиастроения. Для реализации программы был создан международный консорциум AMX International, куда вошли компании Aeritalia и Aermacchi (Италия), а также Embraer (Бразилия). Было решено, что на долю Aeritalia придется 46% всего объема работ, на Embraer - 30% и на Aermacchi - 24%.


Формирование облика нового штурмовика осуществлялось, в основном, силами итальянских специалистов. Была выбрана относительно консервативная конфигурация самолета. Значительное внимание уделялось технологичности конструкции и удобству технического обслуживания.


Для самолета рассматривалось несколько типов двигателей, в частности ТРДД Rolls-Royce Turbomeca Adour, Rolls-Royce Viper и Turbo-Union RB199. Однако окончательный выбор в 1978 году был остановлен на довольно старом английском двухконтурном бесфорсажном двигателе Rolls-Royce Spey, созданном еще в конце 1950 годов и получившем необычайно широкое распространение во всем мире. Его различные модификации устанавливались на английских, американских и китайских боевых самолетах, а также на самолетах гражданского назначения. К достоинствам двигателя, обусловившим его выбор, итальянские специалисты отнесли низкую стоимость, высокую надежность, хорошую ремонтопригодность и относительно низкий удельный расход топлива. Был учтен и тот факт, что Spey с высокой степенью двухконтурности имеет низкую инфракрасную сигнатуру.


Итальянский и бразильский самолеты различались составом пушечного вооружения, кроме того, бразилец имел более простое БРЭО.
В 1980 году был окончательно заморожен облик нового самолета и началось его проектирование. При этом значительное внимание уделялось обеспечению боевой живучести за счет дублирования основных систем и экранирования наиболее важных узлов другими элементами конструкции. От бронирования кабины решили отказаться по соображениям стоимости.


В 1982 году на заводе компании Aeritalia в Турине был построен натурный макет центральной части фюзеляжа самолета. Макеты остальных узлов и агрегатов были доставлены в Турин от компаний Aermacchi и Embraer к концу года и в начале 1983 года собраны в единый макет. В 1986 году началось производство опытной серии из 30 самолетов (21 для Италии и девяти для Бразилии). В это число входило и шесть опытных машин.
Первый опытный штурмовик был торжественно выкачен из ворот сборочного цеха авиационного завода в Турине 29 марта 1988 года, а 11 мая состоялся его первый полет. Все остальные машины этой партии также строились в Италии (сказалась разница в уровне авиастроительной промышленности стран - участниц консорциума, не позволявшая вести работу на равных).


В 1988 году последовало заключение контракта на поставку 53 серийных одноместных штурмовиков и шести двухместных УТС ВВС Италии и, соответственно, 26 и трех самолетов ВВС Бразилии. Италия получила первые серийные самолеты в 1988 году, а 12 августа следующего года поднялся первый самолет АМХ бразильской сборки.
Серийный выпуск двигателей для самолетов был организован по английской лицензии в Италии компаниями Fiat, Piaggio и Alfa Romeo при участии бразильской компании CELMA.


В апреле 1989 года первые шесть штурмовиков поступили в центр переподготовки итальянских ВВС, а в октябре того же года первый самолет получили бразильские военно-воздушные силы и ему присвоили обозначение А-1.
В сентябре 1989 года завершилась отработка системы дозаправки в полете - важного элемента повышения оперативной мобильности нового штурмовика, а 14 марта 1990 года начались летные испытания первого из трех опытных двухместных учебно-боевых самолетов, получивших обозначение АМХ-Т. Спарка бразильской постройки впервые поднялась в воздух 14 августа 1991 года.


Для ВВС Бразилии, а также для потенциальных поставок на экспорт на базе УТС АМХ-Т велись работы по созданию двухместного многоцелевого самолета, предназначенного для ведения РЭБ, воздушной разведки и противокорабельных операций (в Бразилии модификация получила обозначение А-1В). Морской вариант этого самолета предполагается оснастить БРЛС Mectron SCP-01 Scipio.
Поставки самолетов АМХ ВВС Италии полностью завершились в конце 1994 года, а бразильским ВВС - в 1996 году. Всего, тремя серийными партиями, было выпущено 192 самолета - 110 АМХ и 26 АМХ-Т для Италии и, соответственно, 45 и 11 - для Бразилии. Дальнейшее финансирование производства самолетов приостановлено, хотя существуют планы закупки двумя странами-участницами консорциума, в общей сложности 317 самолетов (238 - итальянцами и 79 бразильцами).


Часть итальянских самолетов несет контейнер с разведывательным оборудованием. С 2001 года самолеты ВВС Италии должны получить, также, модули с разведывательным фотооборудованием.
Итальянские самолеты оснащаются различными видами высокоточного оружия, стандартизированного в рамках НАТО. В 1991 году с самолета провели первые пуски противокорабельной управляемой ракеты Exocet, в 1994 году - УР Martel, а в 1995 году - КАБ с лазерным наведением GBU-16 Paveway II. Для лазерной подсветки цели самолет может нести на центральном подфюзеляжном узле контейнер Elbit Opter израильского производства.


Заинтересованность в самолете проявили ВВС Аргентины, Чили, Перу, а также Таиланда (с последним в 1991 году велись переговоры о поставке 38 штурмовиков, причем АМХ даже выиграл предварительный конкурс предложений, в котором участвовала, также, компания ВАе с самолетом Hawk 100/200), однако контракта на закупку штурмовиков так и не последовало: очевидно, сказалась высокая стоимость самолета (18-20 млн долл.), приближающаяся к стоимости легких истребителей четвертого поколения типа F-16 и МиГ-29 при значительно меньших боевых возможностях по сравнению с этими машинами.


Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом. В конструкции использованы, в основном, алюминиевые сплавы. Композиционные материалы использованы в конструкции киля, горизонтального оперения, интерцепторов, элеронов и воздухозаборников двигателя.


Шасси - трехопорное с рычажной подвеской, разработанное фирмой Месье-Испано-Бугатти (изготавливается в Италии фирмами Маньяни (носовая опора) и ERAM (Франция, основные опоры). Все стойки - одноколесные, каждая из них снабжена одним масляно-пневматическим амортизатором. Носовая стойка убирается в фюзеляж поворотом вперед, основные - в ниши под каналами воздухозаборников, движением вперед-внутрь, с поворотом на 90 градусов. Носовое колесо - самоустанавливающееся, управляемое в пределах 60 градусов. Оно снабжено механизмом подавления автоколебаний типа шимми. Имеются механические тормоза и автомат торможения.


В крыле имеются встроенные топливные баки, все подкрыльевые пилоны оснащены разъемами для подвески ПТБ.


Фото 153.


Фото 154.


Самолет оснащен одним ТРДД Rolls-Royce RB 168 Sprey Mk 807 (1 х 5000 кгс). Степень двухконтурности двигателя 0,85, степень повышения давления 16,5, сухая масса 1083 кг, длина 2460 мм, диаметр 830 мм. На экспортных вариантах штурмовика предполагалась установка ТРДД General Electric GE404,Pratt & Whitney PW1150 или Rolls-Royce/BMW Sprey Мк.807А.


В кабине установлено два монохромных многофункциональных экранных индикатора на ЭЛТ фирмы OMI/Alenia. Во внутреннем фюзеляжном отсеке может устанавливаться разведывательное фотооборудование, а на подфюзеляжном узле подвески контейнер с тепловизионным или телевизионным разведывательным оборудованием.


На самолетах ВВС Бразилии в нижней части фюзеляжа, по обоим его сторонам, установлены две встроенные пушки DEFA 554 калибром 30 мм, а на итальянских самолетах - шестиствольная пушка М61А1 Вулкан (20 мм, 350 снарядов), размещенная слева внизу носовой части фюзеляжа.


Крыло имеет трехлонжеронную конструкцию. Оно выполнено из алюминиевых сплавов и имеет механически обработанную обшивку с продольными ребрами жесткости. Относительная толщина профиля крыла 12%, тип профиля аналогичен использованному на самолете Торнадо.


Стреловидность крыла по передней кромке 31 градус, по 1/4 линии хорд 27,5 градуса, удлинение 3,75, сужение 2,0. Механизация крыла включает двухсекционные двухщелевые предкрылки Фаулера, занимающие 2/3 размаха. Предкрылки и закрылки отклоняются при взлете и посадке, а также в полете (до М=0,6) для увеличения маневренности в воздушном бою. Имеются двухсекционные интерцепторы с электродистанционным управлением, использующиеся наряду с элеронами для управления по крену, а также в качестве воздушных тормозов и гасителей подъемной силы.


Внешняя нагрузка размещается на центральном фюзеляжном (с двумя пилонами) и четырех подкрыльевых узлах внешней подвески. Кроме того, на законцовках крыла имеются АПУ для ракет класса воздух-воздух малой дальности.
Вооружение включает УР класса воздух-воздух AIM-9L Sidewinder (на итальянских самолетах) или Mectron MAA-1 Piranha (на самолетах ВВС Бразилии), противокорабельные ракеты Exocet , НАР, КАБ с лазерным наведением типа GBU-16 PAVEWAY II, РБК и свободнопадающие бомбы типа Мк.82 (225 кг), Мк.83 (450 кг) или Мк.84 (900 кг).


Система кондиционирования воздуха компании Микротекника обеспечивает кондиционирование и наддув кабины летчика, а также отсеков с БРЭО и разведывательным оборудованием. Кроме того, она осуществляет защиту от обледенения воздухозаборников двигателей и наддув противоперегрузочного костюма, а также предотвращает запотевание лобового стекла.


Фюзеляж - типа полумонокок. Он изготовлен в основном из алюминиевых сплавов и имеет овальное поперечное сечение. В его передней части расположены отсеки радиоэлектронного оборудования, пушечное вооружение и кабина экипажа. Носовая часть фюзеляжа наклонена вниз на 18 градусов, что улучшает обзор из кабины летчика.


В фюзеляже и на подфюзеляжном узле внешней подвески возможно размещение разведывательного оборудования (фотокамеры для панорамной и перспективной съемки, телевизионного и тепловизионного оборудования, РЛС бокового обзора).


Хвостовое оперение включает киль с рулем направления и переставной стабилизатор с рулем высоты. Обшивка руля направления и частично стабилизатора выполнена из углепластика.


Фото 173.


В нижней части фюзеляжа, справа под кабиной летчика имеется универсальный отсек, позволяющий размещать съемные модули с различным оборудованием. В герметизированной кабине установлено катапультное кресло Мартин-Бейкер Mk.10L, обеспечивающее возможность аварийного покидания самолета на стоянке. Лобовое стекло фонаря кабины выполнено бескаркасным. В центральной части фюзеляжа размещены каналы воздухозаборников двигателя и ниши основных опор шасси. В задней части расположен двигательный отсек с ТРДД. Хвостовая часть фюзеляжа вместе с горизонтальным оперением может отстыковываться для обслуживания или замены двигателя.


Воздухозаборник имеет обечайку с большим радиусом закругления и оптимизирован для полета с высокими дозвуковыми скоростями. Они размещены по бокам фюзеляжа в верхней его части за кабиной летчика.


Общесамолетные системы. Самолет оснащен двумя раздельными электродистанционными системами, служащими для управления интерцепторами, рулем направления, а также углом установки стабилизатора. Управление осуществляется посредством ЭДСу (цифровая обработка данных на ЦВМ компании Marconi и передача сигналов в аналоговой форме). Дополнительная механическая проводка к элеронам и рулю высоты обеспечивает возможность аварийного ручного управления для возвращения самолета на базу при отказе ЭДСУ в ограниченном диапазоне полетных режимов. Руль направления приводится лишь посредством электрогидравлической системы и при ее отказе запирается в нейтральном положении.


Дублированная гидравлическая система с рабочим давлением 210 кгс/см2 используется для приводов поверхностей управления, закрылков и интерцепторов, а также уборки и выпуска шасси, торможения колес и поворота носового колеса.


БРЭО штурмовика имеет модульную конструкцию, объединенную цифровой шиной обмена данными стандарта MIL/STD 1553В. Оно включает шесть основных систем: связную, работающую в метровом и дециметровом диапазонах радиоволн, а также аппаратуру радиоопознавания свой-чужой; навигационное оборудование (в варианте для ВВС Италии - ИНС компании Litton, приемник радионавигационной системы TACAN и резервный пространственно-курсовой датчик, в варианте для бразильских ВВС - приемник сигналов всенаправленного радиомаяка); систему посадки по приборам; прицельную систему, основу которой составляет ЦВМ компании Litton; радиодальномер Элта/FIAR EL/M-2001B (на итальянских самолетах) или Текнаса/SMA SCP-01 (на самолетах ВВС Бразилии), а также систему управления сбросом вооружения производства OMI/Алениа. Имеется активно-пассивная система РЭБ компании Электроника. На конце киля размещена антенна системы предупреждения о радиолокационном облучении.


Большая часть БРЭО, размещенная в носовой части фюзеляжа, доступна для обслуживания и замены через легкоотрывающиеся люки относительно большой площади с откидными крышками.
Модульный принцип построения БРЭО позволяет наращивать его возможности в процессе модернизации. В частности, итальянские самолеты предполагалось в дальнейшем оснастить терминалом автоматизированной системы распределения тактической информации JTIDS.


Топливная система включает фюзеляжные и интегральные крыльевые баки суммарной емкостью 3500 л. Под крылом возможна подвеска четырех ПТБ емкостью по 1100 л. Заправка топлива осуществляется под давлением или самотеком. Имеется съемный топливоприемник системы дозаправки в воздухе (система шланг-конус).


Фото 213.


Модификации:
AMX-T в 1986 году была разработана усовершенствованная версия учебно тренировочного самолета. Первый полет в 1990 году, AMX-T служил в итальянских и бразильских ВВС.
AMX-ATA AMX Advanced Trainer Attack (AMX-ATA) это новый двухместный многофункциональный истебитель AMX разработанный для боевого применения и обучения. Venezuelan Air Force заказали восемь AMX-ATA в 1999 но US Congress наложил вето на продажу тк в самолете присутствуют американские технологии.
AMX-R (RA-1) вариант AMX разработанный для разведывательных задач. использовался Brazilian Air Force.
A-1M бразильская модернизация их A-1; значительные доработки включают радар Mectron SCP-01 Scipio,канал передачи данных Embraer BR2,навигационное оборудование с FLIR Systems,Elbit INS/GPS/databus,гласскокпит,новую систему OBOGS и HMD DASH IV.
A-11A итальянское военное обозначение для AMX с 2012 года.
TA-11A итальянское военное обозначение для AMX-T с 2012 года.
A-11B итальянское военное обозначение для AMX ACOL с 2012 года.
TA-11B итальянское военное обозначение для AMX-T ACOL с 2012 года.

Тактико-технические характеристики:
Экипаж: 1 пилот
Длина: 13,23 м
Размах крыла: 8,875 м
с ракетами на концах крыла: 9,97 м
Высота: 4,55 м
Площадь крыла: 21,0 м²
Коэффициент удлинения крыла: 3,8
Коэффициент сужения крыла: 0,5
Стреловидность по передней кромке: 31°
База шасси: 4,7 м
Колея шасси: 2,15 м
Масса пустого: 7 000 кг
Нормальная взлётная масса: 10 750 кг (при типовой нагрузке)
Максимальная взлётная масса: 13 000 кг
Масса топлива во внутренних баках: 2 720 кг
Объём топливных баков: 3 500 л (+ 2× 1100 л и 2× 580 л ПТБ)
Силовая установка: 1 × ТРДД Rolls-Royce RB 168 Sprey Mk 807
Тяга: 1 × 49,1 кН
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
у земли: 0,83 Маха
на высоте: 0,86 Маха на 9140 м
Боевой радиус: 926 км (при максимальной взлётной массе, полёт по профилю большая-малая-большая высота)
Перегоночная дальность: 3 333 км (с 2×1000 л ПТБ)
Практический потолок: 12 800 м
Скороподъёмность: 52 м/с
Нагрузка на крыло: 619,1 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
Тяговооружённость: 0,38 (265 кг/кН) (при максимальной взлётной массе)
Длина разбега: 1 442 м (при максимальной взлётной массе)
Длина пробега: 753 м (при максимальной посадочной массе)
Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3,0/+7,3 g
Вооружение
Стрелково-пушечное:
1 × 20 мм шестиствольная пушка M61A1 с 350 снарядами (для ВВС Италии) или 2 × 30 мм пушки DEFA 554 (для ВВС Бразилии)
Точки подвески: 5
Боевая нагрузка: 3 800 кг различного вооружения

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow