igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Museo Nazionale della Scienza e della Tecnologia Leonardo da Vinci: Macchi Nieuport Ni 10.

Nieuport 10 это французский полутораплан с очень узким нижним крылом,времен Первой мировой войны.Первый полет он совершил в 1914 году. Производился по лицензии в различных странах. В том числе в Италии компанией Nieuport-Macchi принадлежащей Societe Anonyme des Etablissements Nieuport. Здесь он получил наименование Nieuport-Macchi 10.000,хотя итальянцы почему то предпочитают писать Macchi Nieuport Ni 10(более известный как Ni 18 mq(что означало 18 квадратных метров площади крыльев))?:-))) Всего они построили 240 самолетов. На настоящее время сохранилось четыре оригинальных самолета,два из которых хранится в музеях Италии. Один из них мы и посмотрим!

Museo Nazionale della Scienza e della Tecnologia Leonardo da Vinci

Macchi Nieuport Ni 10 с бортовым номером Ni 1467.


Известная французская компания Societe des Etablissements Nieuport была основана в 1910 году прославленным летчиком и конструктором Эдуардом Ньюпором. В 1914 году на должность главного конструктора компании был приглашен Густав Деляж. Деляж начал проектирование одностоечного биплана для участия в гонках на кубок Гордона-Беннета. Начавшаяся война не позволила участвовать в гонках, и компания предложила почти готовый небольшой двухместный разведывательный самолет военным.


За основу был взят фюзеляж моноплана Nieuport-IV, который Деляж снабдил новыми несущими поверхностями оригинальной полуторапланной схемы с очень узким нижним крылом и V-образными межкрыльевыми стойками. Узкое нижнее крыло способствовало улучшению обзора вперед-вниз для наблюдателя, поскольку самолет создавался как армейский разведчик. После ряда доработок в начале 1915 года самолет совершил свой первый вылет в варианте истребителя (с вооружением), и сразу же началось серийное производство.


Это был первый самолет, созданный по схеме полутораплан. В качестве силовой установки использовался двигатель Gnome (60 л.с). Конструкция планера - смешанная: силовой набор передней части фюзеляжа, к которой крепился двигатель, был выполнен из стальных труб, дальше фюзеляж представлял собой деревянную ферму с полотняной обшивкой. Каркас хвостового оперения изготавливался из стальных труб. Киль отсутствовал. Верхнее крыло имело двухлонжеронную конструкцию, большую хорду и площадь. Нижнее однолонжеронное крыло отличалось значительно меньшей площадью, поэтому межкрыльевые стойки были выполнены V-образными.


Самолет получился удачным и выпускался большой серией в двух вариантах. В Nieuport 10AV (в русской авиации обозначался как Ньюпор IX) в заднем кресле сидел пилот, а в переднем - стрелок-наблюдатель. В модификации Nieuport 10AR пилот и наблюдатель поменялись местами.


Полуторапланы Nieuport-10AV, пока еще без вооружения, начали поступать во французские разведывательные эскадрильи весной 1915 года. AV оснащался подвижным пулеметом. Он располагался над верхним крылом, и летчик-наблюдатель поднимался к нему, становясь на сиденье. Однако уже через несколько месяцев большинство из них было переделано в одноместные истребители. При этом переднюю кабину летнаба закрывали обтекателем, а над верхним крылом устанавливали курсовой пулемет "Льюис", стрелявший поверх диска вращения винта.


Этот факт объяснялся тем обстоятельством, что мощности двигателя явно не хватало для обеспечения приемлемых летных характеристик и Nieuport несли значительные потери от немецких истребителей. Эта модификация получила обозначение Ni-10С.1. Во второй половине 1915 года многие "десятки" уже изначально выпускались в одноместном варианте. В одноместном варианте пулемет крепился неподвижно на центроплане или под углом на фюзеляже перед сиденьем пилота. В модификации 10AR пулемет устанавливался в задней кабине на шкворне для стрельбы назад или на центроплане для стрельбы вперед. При этом стрелок управлял им из задней кабины.


В VII авиаотряде русской Первой армии киевский конструктор В.В.Иордан вооружил часть Nieuport-10 пулеметными установками собственной конструкции. Это были либо пулемет "Максим", установленный на капоте под углом 24 градуса и стрелявший над диском винта, либо "Льюис" на подвесной установке над верхним крылом. Такая конструкция оказалась успешной.


Nieuport 10 был основным французским истребителем с июня 1915 по январь 1916 года. Самолет активно применялся на западном и итальянском фронтах до появления в достаточных количествах более приспособленных для ведения воздушного боя Nieuport 11 и 16. Самолет состоял на вооружении британской морской авиации, бельгийской, итальянской и русской авиации. Его характеристики на то время вполне соответствовали требованиям военных.


Конструкция этой машины определила конструкцию всех машин фирмы Nieuport, строившихся в Первую мировую войну. В 1916 году энерговооруженность машины считалась уже недостаточной для истребителя, и самолет переквалифицировали в разведчик, а в конце года - сняли с вооружения.


Помимо компании-разработчика самолет производился по лицензии в Италии компанией Nieuport Macchi, в Англии компанией Beardmore aircraft и в России на заводах Щетинина, Лебедева, Дукс, Анатра и Моска, где самолет получил большое распространение. Общая количество выпущенных по лицензии самолетов - свыше 1000 экземпляров в различных модификациях.


Английская морская авиация получила 169 Nieuport-1" и -12, из которых 50 штук были построены в Великобритании. Nieuport Macchi построила 260 таких самолетов(по другим данным 240), а московский завод "Дукс" - примерно 100 Nieuport-10 в одноместном (истребительном) и двухместном вариантах. Кроме того, на "десятках" французской постройки летали бельгийские и американские летчики. Отдельные экземпляры попали в Португалию, Бразилию, Японию, Таиланд и некоторые другие страны.


Nieuport компании Beardmore имели слегка видоизмененное вертикальное оперение с небольшим килем, по форме напоминавшим киль Nieuport-24.


Было выпущено несколько вариантов, отличавшихся двигателями и конструкцией капота, машина не была ни полноценным разведчиком, ни истребителем (малый радиус действия), и стала как бы переходной к знаменитому истребителю Nieuport-11.


Российские Nieuport-10 и -12 использовались на русско-германском фронте вплоть до прекращения там боевых действий, а несколько десятков из них еще успели принять участие в гражданской войне. Самолет применялся довольно долго как учебный с двойным управлением и просуществовал до начала 1920 годов. Одноместный вариант строился в России еще в 1918 году, хотя это не был полноценный истребитель.


Кроме того, японские компании "Накадзима" и "Токоросава" выпускали разработанные на базе Nieuport-10 учебные самолеты Ко-2, которые применялись в летных школах до конца 1920 годов.


Зачем они так заделали колеса самолета? Это же однозначно их загубили?


Итальянские лицензионные копии вступили в строй в августе 1915 года. Как и оригинальные самолеты, Nieuport-Macchi Ni.10 оснащался ротативным двигателем Le Rhône 9C:9-цилиндровый с воздушным охлаждением, способным развивать мощность 80 л.с.. Он приводил в действие деревянный двухлопастной винт.


Цельноповоротный руль направления.


Первые 26 экземпляров были импортированы из Франции,а затем строительство по лицензии было начато в Nieuport-Macchi, который построил 240 экземпляров, из которых первые 40 были произведены в 1916 году. Еще 200 были заказаны в 1918 году на Elettro Ferrovia Officine, которая построила 150 самолетов из них 93 еще во время войны.


Общий


Своеобразная конструкция хвостового костыля.


Верхняя часть фюзеляжа обтянута тканью.


И здесь попытка заглянуть в кабину не увенчалась успехом:-(((

ЛТХ:
Модификация N.10 C1
Размах крыла, м 7.90
Длина, м 7.00
Высота, м 2.70
Площадь крыла, м2 18.00
Масса, кг
пустого самолета 410
нормальная взлетная 660
Тип двигателя 1 ПД Gnome или Le Rhone
Мощность, л.с. 1 х 80
Максимальная скорость , км/ч 146
Крейсерская скорость , км/ч 123
Практическая дальность, км 300
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4600
Экипаж, чел 1
Вооружение: один 7.7-мм пулемет
Tags: 2018, museo nazionale della scienza e della te, nieuport 10
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments