igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Sun n Fun-2010: летающий North American P-51D Mustang

Ну если уж пошли по North American P-51 Mustang, то посмотрим на фотографии девятилетней давности с Sun n Fun-2010. Здесь можно было близко посмотреть на летающий North American P-51D Mustang, что я и сделал. Самолеты модификации P-51D были наиболее массовыми, поэтому их можно встретить во многих музеях...
P-51D-NA/-NT всего было построено 8,200 самолетов, из них 6,600 построено в Inglewood и 1,600 в Dallas. 100 P-51D-1-NA было отправлено в виде комплектов в Австралию. 282 по Lend-Lease служили в RAF как "Mustang Mk IV".

Sun n Fun 2010 , Tampa FL
все, что у меня есть по P-51
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.



Наш самолет это North American P-51D Mustang с регистрационным номером NL351DM и заводским 122-40998. Код: 415326/QP-H и имя собственное "Sizzlin´ Liz." Настоящий номер USAF 44-74458, но сейчас нанесен 44-15326.

Немного истории:
1944: построен как P-51D-30-NA компанией North American в Inglewood, California, USA.
1944: поступил на службу в United States Army Air Force с s/n 44-74458
15 November 1950 поступил на службу в Royal Canadian Air Force с s/n 9226 как Mustang IV.
передан в 420 Squadron (Auxiliary), RCAF Station Crumlin (London), ON.
Летал с маркировкой: AW V
передан No. 443 Squadron (Auxiliary), Sea Island (Vancouver), BC.
с 20 мая 1959 по 1961 продан Trans Florida Aviation, Sarasota, FL with c/r N9145R, один из 8 P-51 проданных TFA
15 октября 1959 списан из Royal Canadian Air Force.
Договор с Cavalier, Sarasota, FL по работам по фюзеляжу.
1959 реставрация началась. В процессе восстановления Cavalier.
Продан новому владельцу с c/r N9146R .
Перелетел к новому владельцу через Vancouver, B.C.
10 января 1961 продан Marine Maintenance Co, Galveston, TX.
с 28 февраля 1961 по 1962 продан Lorraine P. Bodine, Texas City, TX.
21 августа 1962 продан Aero Enterprises, Elkhart, IN.
9 марта 1963 инциндент Petersburg IN, посадка из за отказа на кукурузное поле - P-51 перевернулся - с пилотом все ок
9 декабря 1963 продан Appliance Buyers Credit Corp, Saint Joseph, MI с c/r N9145R (P-51D, 44-74458).
продан Dave Zeuschel и Mike Geren, CA с c/r N9145R .
получен как обломки.
21 мая 1965 гражданская регистрация, N9145R, прекращена.
1970 продан Aerospace Modifications, Van Nuys, CA.
1970 отреставрирован как TF-51D. Восстанавливался в Van Nuys, CA.
1971 продан John Marlin, Los Angeles, CA.
с 1971 по 1977 реставрация продолжилась.
но уже в Compton, CA.
1973: N65206, John Marlin, Reno NV, восстановлен как "Green Machine" - реплика P-51B-1-10NA, 43-12102, который NAA конвертировал во время WWII в первый P-51D с цельным фонарем. Сделал первый полет 27 февраля 1943
с 1973 по 1987 получил гражданскую регистрацию: N65206
в отчете FAA указано, что Mr. Marlin собрал фюзеляж из разных частей.
1977 первый полет после реставрации, "Green Machine" позже "Daydreamer"
28 марта 1979 получен сертификат летной годности NX65206 (P-51D, 44-74458).
Несет маркировку: Green Machine, 312102
Участвовал в гонках с номером 102.
18 августа 1984 участвовал в инцинденте
получил небольшие повреждения при столкновении с P-63 N62822 на ВПП в Madera, CA.
с 22 декабря 1987 по 1988 продан Barnstorm Aviation/David Marco, Jacksonville, FL с c/r N351DM.
Базировался в Cecil Airport (VQQ), Jacksonville, FL.
1988 перевезен по земле.
Разобран в Chino, CA, и перевезен в Fort Lauderdale, FL.
с 1988 по 1991 реставрирован как "Sizzlin Liz" 415326 QP H .
Получил маркировку: SIZZLIN LIZ, QP H, 415326
1991: первый полет, реставратор Glenn Wegman, Fighter Enterprises
апрель 1991 принимал участие в 17 ежегодном Sun N Fun Fly-in в Lakeland Linder Regional Airport, Lakeland, Florida и стал Grand Champion в категории Warbird.
Нес маркировку: QP H


Американцы тоже боролись за улучшение обзора из кабины Mustang. Ведь в бою он значит очень много: тот, кто заметил врага первым, получает огромное преимущество. Было выдвинуто требование обеспечить беспрепятственный обзор на 360 градусов. 17 ноября 1943 года на испытания вышел доработанный Р-51 В-1 со срезанным гаргротом и совершенно новым фонарем. Оставшийся почти неизменным старый козырек сочетали с задней секцией в виде огромного пузыря без переплетов. Она не откидывалась вбок, а сдвигалась назад по трем направляющим - двум по бокам и одной по оси самолета. Радиоантенна натягивалась между верхушкой киля и рамой за подголовником кресла пилота. Когда заднюю секцию фонаря сдвигали, антенна скользила через втулку в проделанном в ней отверстии. Еще одну антенну, жесткую мечевидную, разместили сверху на задней части фюзеляжа. При проектировании нового фонаря конструкторам пришлось решать две важные задачи: обеспечения жесткости пластмассового "пузыря" и сохранения хорошей аэродинамики фюзеляже. Контуры сдвижной секции выбрали после неоднократных продувок в аэродинамической трубе из условия создания минимального сопротивления. Под новым фонарем в кабине стало просторнее, а обзор улучшился многократно. Вот так Mustang приобрел свой привычный характерный облик.


После испытаний новый фонарь был одобрен и использован на следующей модификации, P-51D. Она отличалась не только остеклением кабины. Хорду корневой части крыла увеличили, зализ между крылом и фюзеляжем на передней кромке стал более выраженным. При взгляде сверху излом передней кромки крыла стал заметнее. Рост взлетного веса от модификации к модификации отрицательно сказывался на прочности шасси. На Р-51D стойки основных опор усилили, но колеса остались прежнего размера. Зато ниши, куда убирались стойки и колеса переделали, также как и прикрывающие их створки.


Вооружение по сравнению с Р-51В усилили. Теперь с каждой стороны в крыле монтировались три 12,7-мм пулемета. Боезапас у ближних к фюзеляжу пулеметов составлял 400 патронов, у двух других - по 270. Патронные ящики и рукава подачи доработали. Рукав стал прямым, без изгиба, что должно было уменьшить вероятность застревания в нем патронной ленты при энергичном маневрировании. Предусматривался и другой вариант вооружения - четыре пулемета с запасом по 400 патронов на ствол. При этом истребитель становился легче и его летные данные улучшались. Вся конструкция была сделана так, что переделка из одного варианта в другой могла быть выполнена непосредственно в воинской части.

Перед козырьком в кабине стоял новый прицел К-14 (вместо более простого N-3B). Это был вариант английского образца. Он значительно упрощал процесс прицеливания. Пилоту достаточно было ввести в него заранее известный размах крыльев вражеского самолета и прицел формировал на стекле круг соответствующего размера. Когда самолет противника вписывался в светящийся круг, летчик нажимал гашетку.


Бомбодержатели под крылом усилили, так что теперь самолет мог нести две бомбы по 454 кг - по тем временам это была нормальная бомбовая нагрузка фронтового бомбардировщика. Соответственно, вместо бомб можно было взять подвесные баки большей емкости.

Предусматривалась установка двигателя V-1650-7, который на чрезвычайном боевом режиме развивал 1750 л.с. Он вращал винт Hamilton standart диаметром 3,4 м.

Новинки, предназначенные для P-51D, опробовали на двух Р-51В-10, получивших новое обозначение NA-106. Эти машины получили каплевидные фонари. Однако первые серийные P-51D-1, изготовленные в Инглвуде, отличались усиленным шасси, новым вооружением и всем остальным, но фонари кабин у них были старые, по типу Р-51В. Таких машин собрали всего четыре. Видимо, их тоже рассматривали как опытные, в строевые части они не попали.


Последующие P-51D-5 имели уже каплевидные фонари. Такие машины строились на двух заводах, в Инглвуде и Далласе. К этому времени система обозначения военных самолетов в США немного изменилась. Небольшие отличия в комплектации машин, выпущенных разными предприятиями, показывали уже не буквой модификации, а двухбуквенным кодом, присвоенным заводам-изготовителям. Так, в Инглвуде собирали Р-51-D-5-NA, а в Далласе - P-51D-5-NT. Внешне они были совершенно идентичны.

Срезанный гаргрот привел к уменьшению боковой поверхности задней части фюзеляжа, что отрицательно сказалось на курсовой устойчивости. Для противодействия этому конструкторы предложили сделать небольшой форкиль. Форкиль ввели на всех истребителях, начиная с серии P-51D-10. Часть выпущенных ранее машин была доработана подобным образом "задним числом". Форкиль не только компенсировал уменьшение площади фюзеляжа, но и улучшил поведение Mustang с заполненным фюзеляжным баком.


Сопротивление немецкой авиации постепенно ослабевало. Вражеские самолеты встречались в небе все реже. Это отразилось на дальнейшей эволюции Mustang. Во-первых, самолеты модификации D перестали красить. Маскировку на земле и в воздухе в условиях господства в небе сочли излишней. Истребители стали сверкать полированным металлом. При этом из технологического процесса исчезли операции покраски и сушки, он стал быстрее и дешевле. Вес самолета немного уменьшился (на 5-7 кг), а его аэродинамика улучшилась - ведь полированный металл был более гладким, чем эмаль. В сумме это дало некоторую прибавку в скорости. Единственным местом, которое на заводе окрашивалось обязательно, была узкая полоса от козырька кабины до кока винта. Она покрывалась матовой эмалью черного или темно-оливкового цветов и служила для защиты глаз пилота от бликов, создаваемых ярким солнцем на гладком металле. Иногда эту полосу продолжали и назад, от задней кромки фонаря до начала форкиля.


Во-вторых, Mustang стали реже вести воздушные бои и чаще атаковать цели на земле. Чтобы повысить эффективность машины как штурмовика, ее снабдили ракетным вооружением. Это сделали на серии P-51D-25. Предусматривались два основных варианта: строенные трубчатые направляющие и безбалочная подвеска. В первом случае самолет нес две связки пусковых труб на специальных креплениях под консолями, расположенными ближе к законцовкам крыла, чем бомбодержатели. Такое вооружение уже опробовалось ранее на других модификациях Mustang и применялось на фронте, но не считалось штатным. Существовало три типа строенных трубчатых пусковых установок: уже знакомый вам М10 с трубами из пластмассы, М14 - из стали и М15 - из магниевого сплава. Последние были самыми легкими. Все имели один и тот же калибр и использовали оперенные снаряды М8 для пехотного реактивного противотанкового гранатомета.


Во втором случае на нижней поверхности крыла, опять-таки ближе к законцовкам, закреплялись закрытые обтекателями кронштейны с замками. Кронштейнов для каждой ракеты было два (передний и задний), пусковая балка отсутствовала, поэтому этот вариант именовали подвеской "нулевой длины". На замки вешали неуправляемые авиационные ракеты HVAR калибра 127 мм. Дальность стрельбы и вес боевого заряда у них были больше, чем у М8. При использовании подвесных баков Mustang мог взять шесть ракет, без них - восемь или даже десять. Ракетное вооружение значительно расширило возможности самолета в отношении поражения малоразмерных и подвижных целей.

Далее последовала серия P-51D-30 с небольшими отличиями по оборудованию. Модификация D стала самой массовой: в Инглвуде построили 6502 машины, в Далласе - 1454. Каждый из них обошелся американской казне в 51572 доллара, включая стоимость пулеметов и прицела, поставлявшихся по договорам со складов ВВС. Так что несмотря на массовость производства, Кинделбергер в обещанные 40 тыс долларов не уложился.


В сумму построенных самолетов включены и специализированные варианты на основе данной модификации. В первую очередь, это скоростные фоторазведчики F-6D. Их делали в Далласе на базе самолетов серий D-20, D-25 и D-30. Разведчик нес три фотоаппарата: К-17 и К-27 предназначались для съемки с больших высот (до 10 ООО м), К-22 - с малых. Все три располагались в задней части фюзеляжа. Один объектив смотрел вниз, два - влево. Вооружение из шести пулеметов с полным боезапасом сохранялось. Остались и бомбодержатели - для подвесных баков. Разведчики обычно оснащали радиополукомпасами. Кольцевая рамка в этом случае располагалась на фюзеляже перед форкилем. Всего выпустили 136 F-6D. Из-за сдвига центровки назад пилотирование разведчика было несколько сложнее, чем истребителя.

В строевых частях и полевых мастерских тоже переделывали P-51D в разведчики. Эти кустарные варианты отличались от F-6D комплектацией аппаратуры и ее расположением. Вооружение на них могло состоять из шести, четырех и двух пулеметов или вообще отсутствовать.


На базе тех же последних серий P-51D изготовили десять двухместных учебно-тренировочных TP-51D. Заднюю кабину, в которой сидел инструктор, расположили на месте фюзеляжного топливного бака. Пришлось убрать оттуда и радиооборудование. Обе кабины накрывались общей цельной задней частью фонаря. При этом использовали стандартную секцию, под которой места хватало и для инструктора, и для обучаемого. У обоих монтировались приборные доски и органы управления.

Персональный двухместный Mustang имелся у генерала Д. Эйзенхауэра, командовавшего войсками союзников, высадившимся в Нормандии. На нем он проводил рекогносцировку передовых позиций. Хотя у генерала имелся диплом летчика, он не пилотировал Mustang сам - его возили. В задней кабине, где он сидел, даже не было второго управления, зато монтировался складной столик для карт и документов.


Один P-51D доработали для применения с авианосца. На заводе в Далласе планер несколько усилили, установили захваты для катапульты, а под хвостовой частью фюзеляжа смонтировали посадочный гак для захвата тросов аэрофинишера. Сначала на военно-морской базе в Филадельфии попробовали садиться на контур палубы, нарисованный на взлетно-посадочной полосе. Затем на обычном Mustang Р. Чилтон имитировал посадку на палубу.

С 15 ноября 1944 года этот истребитель испытывался на авианосце "Шангри Ла"; пилотировал машину морской летчик лейтенант Р. Элдер. Было совершено четыре взлета и столько же посадок с аэрофинишером. Самолет отрывался от палубы, пробежав всего 77 м, пробег на посадке равнялся 25 м. Но все это делалось при минимуме горючего и без патронов для пулеметов.


Позже подобным образом модифицировали другой P-51D, который также подключился к испытаниям. Чтобы повысить путевую устойчивость, на обоих самолетах, обозначенных ETF-51D, нарастили вверх киль. Однако все это осталось в рамках эксперимента.

Осенью 1944 году два P-51D побили неофициальный американский рекорд трансконтинентального перелета - от океана до океана. Полковник Петерсон и лейтенант Картер вылетели на новеньких истребителях из Инглвуда. Петерсон сел в нью-йоркском аэропорту La Guardia через 6 часов 31 минуту и 30 секунд после вылета. Из этого времени 6 минут с мелочью он потратил на промежуточную посадку со стремительной дозаправкой. Картер уступил полковнику семь минут.


В Далласе практически параллельно с модификацией D выпускался очень похожий тип К. Его производство началось на несколько месяцев позже. Р-51К отличался винтом Aeroproducts чуть меньшего диаметра, чем у Hamilton standart - 3,36 м. Он тоже был четырехлопастным автоматом, но у Hamilton лопасти были цельными и изготовлялись из алюминиевого сплава, а у Aeroproducts - стальные полые. Новый винт имел больший диапазон углов поворота лопастей, а его механизм быстрее менял большой шаг на малый и наоборот. Однако Aeroproducts обладал худшей уравновешенностью, что сказывалось в более высоком уровне вибраций. Летные данные со стальным винтом немного ухудшились. Все остальное у обеих модификаций было одинаково, если не считать маленького перфорированного вентиляционного щитка слева в передней части капота. Расположение отверстий на нем у D и К отличалось. Форкиль на модификации К ставился с самого начала производства.


Р-51К модернизировался параллельно с типом D. Начиная с серии К-10 его тоже оснастили ракетным вооружением. Производство этой модификации завершилось в сентябре 1945 году. Всего в Далласе собрали 1337 машин типа К.

ЛТХ:
Модификация P-51D-25-NA
Размах крыла, м 11.28
Длина, м 9.84
Высота, м 4.17
Площадь крыла, м2 21.69
Масса, кг
пустого самолета 3232
нормальная взлетная 4581
максимальная взлетная 5262
Тип двигателя 1 ПД Rolls-Royce (Packard) Merlin V-1650-7
Мощность, л.с.
взлетная 1 х 1695
номинальная 1 х 1520
Максимальная скорость , км/ч
у земли 703
на высоте 635
Крейсерская скорость , км/ч 582
Практическая дальность, км 3350
Боевая дальность, км 1528
Скороподъемность, м/мин 1060
Практический потолок, м 12771
Экипаж, чел 1
Вооружение: шесть 12.7-мм пулемета Browning с максимальным боекомплектом по 400 патронов на ствол для внутренних и по 270 для центральных и внешних пулеметов, в целом составляющих 1880 патронов
или 4 12.7-мм пулемета и 2х 454-кг бомбы или 10х 127-мм РС или 2 ПУ 2х3 ракет типа базука .
Tags: 2010, north american, p-51, sun n fun, авиашоу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments