В середине 1990-х гг. ВВС США рассекретили некоторые материалы, касающиеся этой операции, однако оставили закрытыми, собственно, названия вовлеченных балканских стран. ЦРУ, несмотря на то что прошло уже более пятидесяти лет, вообще отказалось выдать какую-либо информацию, включая сам факт осуществления подобной операции. Однако некоторые специалисты ВВС, вовлеченные в проект "Альфа", согласились дать интервью и приоткрыли занавесу тайны.
Кратко история звучит примерно так: агент, работающий в некой балканской стране (назовем её "балканская страна No.1"), узнал, что разобранный и упакованный Як-23 будет перевозиться на поезде через это государство в другую "балканскую страну No.2". Все было устроено так, что США получили самолет из "балканской страны No.1", облетали его и, выявив все необходимые сведения, вернули назад.
Для доставки истребителя ВВС США тайно направили в "балканскую страну No.1" транспортный самолет C-124, который перевез разобранный и упакованный Як-23 на базу Райт-Паттерсон, шт.Огайо в воздушно-технический разведывательный центр ВВС (Air Technical Intelligence Center - ATIC). Здесь Як собрали, облетали, затем разобрали, вновь упаковали и отправили обратно в "балканскую страну No.1" тем же путем коим он попал в США.
Доставка
Первым шагом операции было получение подходящего авиатранспорта. В начале ноября 1953 г. один C-124, приписанный к 4-й военно-транспортной эскадрильей, 62-му транспортному крылу, базировавшемся на авиабазе ВВС Ларсон, шт.Вашингтон, переправили на авиабазу Райт-Паттерсон. Машиной управлял капитан Лерой Гуд, очень опытный ветеран транспортной авиации. Гуд и его экипаж получил весьма краткий инструктаж, только поверхностно описывающий нюансы предстоящего полета. В частности он не был осведомлен о цели и направлении.
Затем C-124 перелетел на авиабазу ВВС Вестовер, шт. Массачусетс. Оттуда транспортник совершил перелет в Германию, на авиабазу, расположенную вблизи Мюнхена, где был дозаправлен. Здесь экипаж получил исчерпывающие инструкции относительно будущего маршрута. Большой четырехдвигательный C-124 было легко узнаваем, поэтому закрашивать опознавательные знаки ВВС США не имело большого смысла, тем более что в целях секретности полет должен был проходить ночью.
Однако по неизвестной причине капитан Гуд и его экипаж не принял участие в доставке советского истребителя. Вместо этого их спешно отправили обратно на базу Ларсон. Сам Гуд не знает, с чем связана такая перемена. Тем не менее, на этом его участие в "проекте Альфа" не закончилось. Но об этом ниже:
Як-23 успешно доставил на германскую базу другой C-124 из той же части, в которой служил капитан Гуд. Он же перевез истребитель на базу Райт-Паттерсон. После посадки транспортник отбуксировали к ангару No.145 и разгрузили. Затем упакованный Як-23 переправили в секретную зону.
Испытания
Время поджимало. Самолет требовалось вернуть до того момента, как обнаружится пропажа. Истребитель спешно собрали и привели в летное состояние. Первый полет был совершен 4-го ноября 1953 г. здесь же на базе Райт-Паттерсон.
Со стороны ATIC проект "Альфа" возглавлял гражданский представитель ВВС, некто И.Х. Герман. Он назначил пилотов испытателей: главного летчика-испытателя истребителей ВВС США, лейтенанта-полковника Фреда Вольфа и капитана Тома Коллинза. Вольф должен был управлять самолетом-наблюдателем, в то время как Коллинзу досталось, собственно, пилотирование Як-23. Ответственным за техническое обеспечение был Рэй Гарднер, ему помогали два механика Стэн Ковальски и Ронни Вилкоксин.
Во время испытательных полетов на истребитель нанесли временные опознавательные знаки ВВС США. Для всех желающих поближе познакомиться со "странным самолетом" придумали легенду, что дескать здесь проходят испытания экспериментального самолета Bell X-5.
Вскоре её пришлось применить на практике. Поднятые по внезапной учебной тревоге пилоты истребителей F-86 "Сейбр", из эскадрильи истребителей-перехватчиков, расквартированной на этой же базе, оказались рано утром на рулежке как раз в то время, когда Коллинз собирался поднять Як-23 в воздух. Позднее вечером в офицерском клубе пилоты "Сейбров" поинтересовались у летчика-испытателя о его необычном самолете, и тот послушно выдал им официальную легенду. Внешне Як-23 немного походил на X-5, так что байка успешно всех одурачила. На тот момент один из двух экземпляров X-5 разбился в октябре того же года, но другой все ещё оставался в строю. Эта история впоследствии породила много домыслов и слухов.
Всего Коллинз совершил восемь полетов. Последний имел место 25-го ноября 1953 г.
Возврат
Для возврата истребителя вновь был вызван капитан Гуд и его C-124 (код No.0097). Гуд рассказывает, что когда он прибыл на авиабазу Райт-Паттерсон, в его транспортнике сразу повесили специальные черные шторы, закрывающие обзор в грузовой отсек. Так же он вспоминает, что погрузку проводили 6-12 человек, говорящих на неизвестном ему языке, а руководил ими человека в форме полковника ВВС США, не имевший обычного "бэджа" - таблички с именем. Этот безымянный полковник объяснил Гуду маршрут и детали перелета.
Разобранный и заново упакованный Як-23 загрузили в C-124, так же на борт поднялись иностранные грузчики и их руководитель. По словам капитана Гуда его самолет летел очень тяжело. Он совершил перелёт на авиабазу в районе Мюнхена. В центре управления полетов базы капитан получил новые инструкции и план аэродрома к северу от Мюнхена. Той же ночью C-124 покинул базу и направился на север. Однако почти сразу безымянный полковник приказал Гуду поменять курс на юг.
Диспетчеры базы пытались связаться с Гудом и выяснить, почему он отклонился курса. Полковник приказал не отвечать на их запросы. Когда Гуд попытался протестовать, полковник сообщил, что "все идет по плану",
После непродолжительного полета на юг, Гуду было приказано повернуть машину на восток, а затем на юго-восток. Вскоре к С-124 присоединился эскорт из двух винтовых истребителя. В темноте Гуд не смог идентифицировать их тип и национальную принадлежность. Вся процессия летела без габаритных огней.
Глубокой ночью самолеты сели на какой-то военный аэродром, где их встретили джипы, проводившие транспортник в парковочную зону. Встречавшие их люди принесли еду и выпивку. Механик C-124 сержант Рой Х.Басс стал счастливым обладателем желтой бутылки - сербского ликера "Сливовица".
Все пассажиры C-124 за исключением полковника покинули самолет и сели в автобус. Полковник и экипаж оставались на борту, пока транспортник быстро разгружали. Вскоре американский самолет вновь оказался в воздухе, и полковник приказал Гуду лететь прямо на Париж. Машина приземлилась на аэродром Орли, где полковник поблагодарил экипаж за хорошую работу и исчез. Капитан Гуд и его люди вернулись на авиабазу Ларсон.
Кто "одолжил" Як?
Документы ВВС ясно утверждают, что Як-23 доставлялся из балканской страны No.1 в балканскую страну No2. Оба государства являлись странами с коммунистическим режимом. Те же документы говорят, что перевозка самолета не проходила по территории третьей страны.
Помимо СССР, только четыре страны имели на вооружении Як-23. Две из них балканские: Болгария и Румыния, остальные - Чехословакия и Польша. Безусловно, Югославия, была "балканской страной No.1", страной которая, образно выражаясь, "дала попользоваться" истребителем (к тому же чужим). Капитан Гуд подтверждает это в своем интервью. Он рассказывает, что знает, куда отвёз секретный груз - на военный аэродром в районе Белграда. В то время там находилась тренировочная база Панцево.
Почему Югославия предложила Як-23 США?
Дело в том, что США и Югославия активно работали в военной сфере. Иосип Броз Тито пытался "строить" свой собственный коммунизм, независимо от Москвы. Разногласия заставили Сталина в 1948 г. порвать отношения с Югославией и, соответственно, прекратить материально-техническую поддержку.
Тито полагал, что спасение его режима зависит от западной поддержки, в том числе от США. Штаты в свою очередь понимали, что подобная политика будет раскалывать коммунистический блок, в том числе поможет решить "красную проблему", с которой столкнулся член НАТО - Греция.
В 1949 г. Запад начал оказывать ограниченную экономическую поддержку Югославии. Два года спустя США стали поставлять оружие Тито. Некоторые неофициальные источники утверждают, что американский военный персонал был направлен в Югославию в начале 1950-х гг. и помогал реформировать ВВС.
В октябре 1953 г. возможность предоставить США советский истребитель (даже на короткое время) выглядела превосходным цементом для скрепления отношений двух стран.
Овчинка выделки не стоит?
Югославские власти конечно не знали, что несколькими неделями ранее США получили доступ к истребителю МиГ-15. 21-летний северокорейский дезертир лейтенант Кум Сок Но перегнал его на южнокорейскую авиабазу Кимпо под Сеулом.
Машину частично разобрали и на борту C-124 перевезли на Окинаву, где снова собрали, заодно сменив корейские опознавательные знаки на американские. Спустя месяц после испытания Як-23 все тот же капитан Коллинз сел за штурвал МиГ-15 и стал первым пилотом ВВС США, поднявшим в воздух знаменитый советский истребитель. Капитан Коллинз и майор Чарльз Ягер совершили 11 испытательных полетов, прежде чем в декабре 1953 г. МиГ отправили в ATIC на базу Райт-Паттерсон.
Несомненно, на тот момент Як-23 уже считался устаревшим самолетом. В рапорте ATIC, содержащимся в документации ВВС, указано: "Як-23, подобно его предшественникам, легкий одноместный истребитель с низкорасположенным крылом... Поставляется некоторым странам-сателлитам СССР: На самолете установлен только минимальный набор оборудования: Машина обладает превосходной скороподъемностью, а так же взлетными и разгонными характеристиками: Главные недостатки: отсутствие герметичной кабины ограничивает скорость полета 0.8М, так же наблюдается плохая устойчивость на скорости выше 325-и узлов (648 км/ч)"
Як-23 заметно уступал МиГ-15, основному истребителю СССР того времени. Тем не менее, это был относительно новый истребитель, состоящий на вооружении нескольких стран Варшавского Договора. Поэтому США не упустили возможность поближе изучить вероятного противника.