igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Музей в Пенсаколе: палубный штурмовик Martin AM-1 Mauler

Поскольку в этот музей я заезжал основательно два раза: в 2012 и 2014 годах, то и фотографии у меня скопились с обоих поездок. Выложу их вместе. Итак Martin AM Mauler (изначально XBTM) это одноместный палубный штурмовик, построенный для флота США. Разработанный во время Второй мировой, Mauler столкнулся с проблемами и так и не попал на службу до 1948 года. Самолет имел массу проблем и был списан со службы уже в 1950 году, когда Navy переключился на более простой и меньший по размерам Douglas AD Skyraider. Mauler оставались в резевных эскадрильях вплоть до 1953 года. А некоторые были модернизированы как самолет электронной борьбы AM-1Q с дополнительным членом экипажа. Всего был построен 151 самолет. Всего сохранилось пять самолетов, два из них в музеях на статических экспозициях и три на реставрации или на хранении...
Это в 2012 году

А это 2014 год

Naval museum, Pensacola Fl
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

2012 год
Наш самолет это Martin AM-1 Mauler 1947 года выпуска с бортовым номером B-139 и военным 122397 и заводским 13916. Самолет попал на службу в Navy в марте 1949 года и был куплен Naval Museum в 1971 году с налетом всего в 673 часа. Самолет в цветах Naval Air Reserve Training Unit Atlanta из NAS Atlanta, GA.


История этого самолета началась где-то в 1943 году, когда во флоте США решили отказаться от разделения палубных самолетов на пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы, предпочтя универсальный ударный самолет.


Кроме того, опыт боевых действий показал, что один пилот вполне может справиться как с управлением самолета, так и с наведением бомб и торпед на цель.


А лучшей защитой от вражеских истребителей является скорость, ну и прикрытие своими истребителями, благо у США в то время было полное господство в воздухе на Тихом океане. Потому новый самолет должен был быть одноместным.


В 1944 году одним из победителей (вторым был самолет компании Douglas - XBT2D-1) объявленного конкурса стала компания Martin с самолетом XBTM-1 (Model 210).


Оснащенный монстробразным 28 цилиндровым двигателем Pratt & Whitney R-4360-4 (такой же стоял на F2G "Super" Corsair), позволявшим ему развивать скорость до 600 км в час.


Вооружение состояло из 4 х 20 мм пушек, по 2 в каждом крыле, 200 снарядов на ствол. Бомбовое, торпедное и ракетное вооружение монтировалось на 15 точках подвески.


Общий вес бомбовой нагрузки мог доходить до 4850 килограмм! Между прочим, это неофициальный рекорд для одномоторных поршневых палубных самолетов.


Военные, понятное дело, были в полном восторге от таких ТТХ и выдали компании Martin заказ на 750 BTM-1, которые очень бы пригодились в финальной битве за Японию в 1945 году. Но не тут-то было....


Столкнувшись с массой проблем по доводке самолета, не в последнею очередь вызванных "слишком" мощным двигателем, Martin только к началу 1947 года смогла начать поставки первых серийных машин.


Заодно на флоте сменили систему наименований и самолет получил свое окончательное имя - AM-1 Mauler.


В марте 1948 года самолет начал эксплуатироваться в строевых частях на авианосцах, в том числе новейшем USS Midway (1 марта 1948 года самолеты поступили в первую строевую часть - штурмовую эскадрилью 17A (VA-17A)).


С одной стороны AM-1 летчикам понравился и они прозвали его "Able Mable", что значит в примерном переводе "очень способный", потому как он могу нести на Martсебе потрясающую бомбовую нагрузку.


Но это не отменяло того факта, что посадить самолет на авианосец было весьма нелегким заданием, потому у него была и другая кличка - "Awful Monster" (Ужасный монстр).


Кроме основной модификации, было построено 18 AM-1Q - самолет для постановки помех вражеским радарам.


Кроме пилота, в экипаж включили оператора радиоэлектронного оборудования, который был размещен в нечеловеческих условиях позади пилота в тесной "комнатушке", без какой либо визуальной "связи" с внешним миром.


В итоге AM-1 Mauler недолго задержался на службе и уже в конце 1950 года бы переведен в резервные части, где и прослужил до 1953 года.



И фотографии с визита в музей в 2014 году:


Из заказанных 750 машин было построено всего 156 штук, включая 3 прототипа.


Основным поршневым штурмовиком флота стал тот самый второй победитель конкурса - Douglas XBT2D-1, сменивший к тому времени название на AD-1 Skyraider.


Конечно, он не мог развивать скорость и поднимать бомбовую нагрузку сравнимую с AM-1 Mauler, но зато был намного легче в пилотировании и эксплуатации.


Общий вид сверху...


Рядом с самолетом его непростой двигатель Pratt & Whitney R-4360-4 Wasp Major мощностью 3000 лс...


Общий вид сзади...


Фонарь одноместной кабины.


Фото 260.


Модификации:
XBTM-1 два построенных прототипа
BTM-1/AM-1 всего 131 серийных самолета, контракт на остальные 651 самолет был прекращен.
AM-1Q самолет электронной борьбы, 18 самолетов было построено или конвертировано.
JR2M-1 предложенный вариант AM, названный Mercury; не строился...

ЛТХ:
Модификация AM-1
Размах крыла, м 15.24
Длина, м 12.57
Высота, м 5.13
Площадь крыла, м2 46.08
Масса, кг
пустого самолета 6920
нормальная взлетная 11674
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney R-4360-4 Wasp Major
Мощность, л.с. 1 х 3000
Максимальная скорость , км/ч 538
Крейсерская скорость , км/ч 304
Практическая дальность, км 2452
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 8200
Экипаж, чел 1
Вооружение: четыре 20- мм пушки T-31
до 2041 кг различных бомб и НУРС на 15 узлах подвески
Tags: 2012, 2014, am-1, martin, pensacola, xbtm, музей, пенсакола
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments