?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Westland Lynx — британский многоцелевой вертолёт. Работы по созданию многоцелевого вертолёта начались в 1967 году. Это был совместный проект английской фирмы Westland и французской Aérospatiale. В серийном выпуске участвовала Франция.
Первый полёт совершил 21 марта 1971 года. Всего было построено порядка 450 вертолетов разных модификаций.
Вертолет который мы рассматриваем Westland WG.13,это один из 13 построенных прототипов.

Музей вертолетов,Великобритания.
все,что у меня есть по Westland Lynx
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Этот вертолет Westland WG-13 c/n: 2/09 (WG13-00-05),регистрационный XW839, был одним из пяти основных прототипов WG-13 и единственным оставшимся неповрежденным. Он получил прозвище "The Pink Panther"(Розовая пантера) из-за своей цветовой схемы "Hot Sahara" с которой он участвовал во многих испытаниях. В 1980 году он был передан в Royal Navy Engenireeng College в Plymouth (HMS Thunderer) в качестве учебного пособия,пока не был списан в 1995 году.


После Второй мировой войны компания Westland перешла к разработке и производству вертолетов. Начав с постройки по лицензии вертолетов Sikorsky собственных модификаций, компания перешла к производству вертолетов оригинальной разработки. После оптимизации и рационализации британской вертолетной промышленности, проведенной в 1959-1960 годах, Westland осталась единственным производителем вертолетов. Компания предложила несколько проектов перспективных военных вертолетов, в том числе W.3 с ТВД Pratt & Whitney РТ6А, разработанного по спецификации 358 к среднему вертолету для ВВС и ВМС Британии. Появились еще несколько проектов, включая W.13, прежде чем в октябре 1964 года Генеральный штаб сформулировал спецификацию 3335 к многоцелевому вертолету с экипажем из двух человек, способному перевозить семерых солдат с полной выкладкой со скоростью 274 км/ч.
Требования к вертолету менялись в 1966 году еще дважды, появилось уточнение в части базирования вертолета на фрегатах и эсминцах.


Франция одновременно с Британией изучала возможность разработки машины, близкой к W.13, в дополнение к SA 330 Puma и SA 341 Gazelle. Соглашение о сотрудничестве по разработке и производству вертолета Великобритания и Франция подписали 22 февраля 1967 года. За основу был взят проект W.13, а компания Westland стала ведущей в НИОКР.
Официально работа над проектом началась в июле 1967 года. Из-за проблем с ТВД Rolls-Royce RS.360 мощностью 900 л.с. (670 кВт, ранее назывался Bristol Siddeley BS.360) первый полет вертолета, уже получившего наименование Lynx, отложили на восемь месяцев.


Первая презентация Lynx состоялась на Парижском авиационно-космическом салоне в 1969 году, где был представлен полноразмерный макет вертолета. За первым последовали еще три прототипа. Для упрощения опознавания в полете они были целиком окрашены в разные цвета: вертолет N1 - в желтый, N2 - в серый, N3 - в красный и N4 - в голубой.
Первый из 13 прототипов поднял в воздух 21 марта 1971 года Рон Гиллетли, 28 сентября первый полет выполнил третий прототип, четвертый и второй полетели 8 и 24 марта 1972 года. С появлением в 1971 году ТВД Gem вертолет показал наконец в полной мере свои возможности, установив два мировых рекорда скорости, в том числе максимальной скорости ≈ 321,74 км/ч.


Первый Lynx AH.Mk 1 для британской Армии поднялся в воздух 12 апреля 1972 года, флотский HAS.Mk 2 полетел 25 мая 1972 года, но 21 ноября 1972 года эта машина разбилась. Морской вариант отличался колесным шасси и удлиненной носовой частью с установленной в ней РЛС. Второй HAS.Mk 2 выполнил первую посадку на корабль 29 июня 1973 года. В программе испытаний участвовали еще восемь вертолетов, первый серийный вариант с ТВД Gem 2 для британской Армии поднялся в воздух 11 февраля 1977 года.


Мощность двигателей BS.360 при испытаниях оказалась меньше расчетной, что не помешало вертолету достигнуть скорости 302 км/ч. Все четыре опытных образца были построены в многоцелевом варианте для сухопутных войск, на лыжном шасси и имели неполный комплект оборудования. С двумя вертолетами в ходе испытаний произошли серьезные летные происшествия. Первый опытный экземпляр из-за пожара двигателя совершил вынужденную посадку. После восстановления демонстрировался на авиасалоне Фарнборо-72. 29 августа 1974 года над аэродромом Йовила упал с высоты 18 м и четвертый опытный вертолет. Авария произошла из-за разрушения редуктора вследствие недостатка смазки. Вертолет списали. Пятый прототип, совершивший первый полет 12 апреля 1972 года, представлял собой полноценный боевой вариант, разработанный для армии Великобритании. Ему присвоили обозначение АН Мк.1. Вертолет был покрашен уже не в яркие декоративные цвета, а имел камуфляжную окраску(это как раз наш борт).


Армейские Lynx имели очень ограниченную маневренность на земле из-за лыжного шасси. Предполагалось, что маневрирование на земле облегчат небольшие колеса, устанавливаемые на лыжи, но, как оказалось, даже установленные колесики не бог весть какая помощь желающим передвинуть с места на место пятитонный аппарат. Летчики отмечали большие нагрузки на органы управления. Lynx было управлять тяжелее, чем Scout или Gazelle. В первые годы эксплуатации действовал ряд ограничений: максимальная масса полезной нагрузки составляла всего 870 кг, вертолету не разрешалось совершать полеты при температуре воздуха ниже - 17 С. Все же, несмотря на критику, порой справедливую, Lynx пришелся ко двору в воздушном корпусе армии Великобритании. Вертолет, благодаря автоматической системе управления полетом в сочетании с несущим винтом новой конструкции, показал прекрасную управляемость. Доказательством хорошей маневренности послужили фигуры высшего пилотажа - "бочка", "петля Нестерова", демонстрировавшиеся летчиками-испытателями компании Westland на различных авиашоу в 1970 годах.


Наличие тактической навигационной системы фирмы Декка позволяло летчику использовать для скрытного полета рельеф местности, не заботясь о потере ориентировки. Lynx стал первым английским вертолетом, способным выполнять боевые задания ночью и в сложных метеоусловиях. Летом 1979 года было снято большинство ограничений по производству полетов, в том числе и по массе полезной нагрузки. Тем же летом Lynx прошли обкатку в условиях, приближенных к боевым. Они были отправлены в Северную Ирландию. Там их использовали для перевозок солдат и грузов, для наблюдения и связи. Отзывы о работе вертолетов были очень хорошие.


Все же главной задачей Lynx в армии Британии стала не транспортировка солдат или наблюдение, а борьба с танками. Теоретические выкладки, результаты учений и боевой опыт локальных войн говорили о том, что у танка два главных противника: танк или вертолет. В те годы практически каждый новый вертолет рассматривался как потенциальный носитель противотанкового вооружения, и неудивительно, что еще на этапе выдачи технического задания армия особо оговорила возможность использования Lynx для охоты за танками. Поэтому Lynx может быть вооружен восемью ПТУР "ТОУ", еще восемь ракет находятся в грузовой кабине для перезарядки.


В 1980 году Lynx АН Мк.1 сменили противотанковые Scout в британской Рейнской армии, дислоцированной в ФРГ. С другой проблемой справиться оказалось сложнее - речь о Ми-24. Попытки оснастить Lynx ракетами "воздух-воздух" предпринимались неоднократно, но в конечном итоге он так и остался беззащитным перед своим противником.


Несущий винт это наверное и было главной изюминкой вертолета. Полужесткая титановая втулка с гибкими узлами крепления лопастей выполнена в виде кованного моноблока. Эта прочная и упругая система обеспечивала вертолету отличную маневренность. Лопасти несущего винта имеют обычную конструкцию с узлами крепления из титана. Лопасти расширяются от комля к законцовке и могут быть быстро сложены. На вертолетах Lynx AH.Mk 9 установлены новые лопасти BERP.


Кабина Lynx AH.Mk 1 рассчитана на перевозку девяти солдат в стандартной экипировке на легких многоместных сиденьях или шести солдат в полной экипировке вместе с их снаряжением. AH.Mk 1 часто использовался для перевоза расчетов ПТУР Milan. Сиденья в кабине могут быть быстро сняты, чтобы освободить место для 907 кг груза, для крепления которого на полу предусмотрены швартовочные кольца. На внешней подвеске можно перевозить до 1360 кг груза, но при этом возрастает сопротивление вертолета. Небольшие верхние наружные участки кабины усилены и имеют специальное покрытие, чтобы обеспечить надежную опору при техническом обслуживании.


Пилоны на фюзеляже со стандартными узлами крепления НАТО могут нести разнообразный набор вооружения, включая 20-мм или 25-мм пушку Oerlikon, контейнеры с пулеметами Minigun, контейнеры РЭБ, устройства для постановки мин, ракеты воздух - воздух MATRA Magic, блоки НУРС SNEB (18х68-мм), SURA (12х80-мм) или 19х70-мм, шесть ПТУР Aerospatiale AS11, восемь Euromissile НОТ или Rockwell Hellfire. Но стандартным противотанковым оружием для Lynx британской Армии остаются восемь ПТУР TOW.


Хвостовая часть. Lynx AH.Mk 1 оснащен обычным четырехлопастным рулевым винтом. Каждая лопасть имеет лонжерон из легких сплавов и переднюю кромку из нержавеющей стали, как у несущего винта. Через заборник в основании киля поступает воздух для охлаждения промежуточного редуктора, передающего мощность от вала трансмиссии к редуктору рулевого винта. Последний, расположенный на вершине киля, закрыт стеклопластиковым обтекателем, также имеющим воздухозаборник в передней части. Ассиметричный стабилизатор повышает устойчивость машины в крейсерском полете.


Lynx АН.Мк1 имеют простое трубчатое полозковое шасси. Оно может снабжаться колесами для перекатки или поплавками. Над шасси, с обоих бортов фюзеляжа, имеются ступени и поручни, позволяющие наземному персоналу получить доступ к двигателям, редуктору и втулке винта.
С нижней стороны хвостовой балки установлена большая ножевидная КВ/УКВ антенна дальней радиосвязи и радионавигации. Перед ней расположена КВ/СВ антенна для связи с наземными войсками. В носовой части вертолета установлены две ножевидные КВ/УКВ антенны радионавигационной системы, работающей на стандартных частотах НАТО.


Силовая установка. На Lynx AH.Mk 1 установлены два турбовальных двигателя Rolls-Royce Gem 2 мощностью по 900 эл.с. (671 кВт). Двигатели смонтированы бок о бок сверху фюзеляжа. От фюзеляжа, редуктора и друг друга их отделяют противопожарные перегородки. На выхлопных трубах двигателей могут устанавливаться дефлекторы, направляющие горячие газы под несущий винт, что позволяет снизить ИК-излучение вертолета. На воздухозаборниках двигателей установлены фильтры, отсеивающие посторонние частицы. Воздухозаборники оснащены электрической противообледенительной системой.


ЛТХ:
Модификация Lynx АН Мк.1
Диаметр главного винта, м 12.80
Диаметр хвостового винта, м 2.94
Длина, м 15.61
Высота, м 3.504
Масса, кг
пустого 2578
нормальная взлетная 4354
максимальная взлетная 4535
Внутренние топливо, л 973 + опционально 214
Тип двигателя 2 ГТД Rolls-Royce Gem Mk 2
Мощность, кВт 2 х 671
Максимальная скорость, км/ч 306
Крейсерская скорость, км/ч 259
Практическая дальность, км 630
Продолжительность полета, ч.мин 2.57
Скороподъемность, м/мин 756
Практический потолок, м
Статический потолок, м 3230
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 10 солдат или 3 носилок с сопровождающим или 907 кг груза в кабине или 1361 кг груза на подвеске
Вооружение: две 20-мм пушки Oerlikon KAD-B с 570 патронами и 1 7.62-мм пулемет
Боевая нагрузка на 2 узлах подвески:
8 ПТУР BGM-71 TOW или HOT или AGM-114 Hellfire (+ 8 в кабине), или 2 ПУ 68-мм или 70-мм НУР,
поставщик мин Valsella VS-MD H,
Возможна подвеска УР воздух-воздух или воздух-поверхность .

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow