igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Zlin-142 на Северке.

Zlin Z 142 это однодвигательный,двухместный учебно-тренировочный чехословацкий самолет разработанный и строившийся Moravan Otrokovice(позже Zlin). Всего было построено 269 самолетов.
Zlin Aircraft a.s. (ранее Moravan Aviation s.r.o.) — чешская (ранее Чехословакия) акционерная авиастроительная компания, расположенная на аэродроме Отроковице, возле города Отроковице.Компания была основана в 1934 году и до нынешнего времени выпустила свыше 5600 самолётов (в большинстве своём учебно-тренировочных и пилотажных). Все самолёты компании именовались ZLIN, по одноименному району, где и расположен город.

Северка и все около нее ч.2
Интересные авиационные события.
все,что у меня есть по Zlin-142
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


В нашей стране таких самолетов становится все больше и больше. Привлекательность их заключается в сравнительно доступной цене и хороших летных характеристиках. Возможность летать на пилотаж тоже играет свою роль,многие хотят иметь несколько самолетов в одном:-))) Даже на Северке сейчас уже три Zlin 142 и один Zlin 43!!! А всего в нашей стране не меньше 17 Zlin-142,восьми Zlin-42,парочка Zlin-326, один 226 и один 43.


Вот этот Zlin 142 Андрея Литвинова,но на него как нибудь в другой раз взглянем подробнее.


А пока обратим свое внимание на вот этот Zlin 142. Выяснить его точный заводской номер,а значит и историю пока не удалось. Надо видимо спрашивать хозяина или смотреть документы,что в принципе почти одно и то же. А так это Zlin-142-6120 номер 414 серия 9,год выпуска 1982 по одной табличке. Он же Z142-3500 номер 0384 серия 10,год выпуска 1982 по другой табличке. И есть еще табличка на двигателе,что это Z42 7111-00 номер 333 и серия 10,а выпуска 1984 года...Вот и пойди разберись?


Самолет создан на базе учебно-тренировочного самолета Zlin 42.
Он предназначен для начального обучения пилотов и акробатических выступлений.


Основными отличиями самолета стала увеличенная кабина пилота, более мощный двигатель Walter (сейчас LOM) M 337 (впрысковый,рядный,перевернутый,шестицилиндровый,наддувный, мощностью 210 л.с.),который заменил безнаддувный двигатель M 137 на Z 42 и новая приборная панель с подсветкой, что позволяет совершать ночные полеты.


Первый полет состоялся 29 декабря 1978 года. Серийное производство самолета была начато в 1981 году и продолжалось до 1989 года.
За это время было выпущено 269 самолетов.


Кроме Чехословакии самолет поставлялся также в Болгарию и Германскую Демократическую Республику.


1989 год значил прекращение национального предприятия «Moravan» и учреждение акционерного общества в качестве преемника. После 1990 года компания «Moravan a.s.», г. Отроковице, становится дочерней компанией холдинга «Aero a.s.». В течение следующих лет компания несколько раз меняет владельцев и происходит реструктуризация и конкурсная процедура.
В феврале 2007 года компания «Moravan» перешла в собственность холдинга «QucomHaps Holding Ltd.» и изменила свое название на «Moravan Aviation s.r.o.».
В 2009 году заново учреждена компания «ZLIN AIRCRAFT a.s.» в качестве единственного производителя спортивных самолетов ZLIN


Пока я бегал вокруг с фотоаппаратом,Евгений Андреевич Овсянников открыл мне кабину самолета.


Как вы можете видеть,самолет двухместный с большой полочкой скорее всего для небольшого багажа. Ничего тяжелого и твердого я бы туда не клал,неизвестно что будет на посадке и будет весьма обидно,если прибьет тебя именно твой же багаж:-)))


Плюс весь отсек кабины отделен от хвостового отсека с тягами и прочими важными вещами лишь вот этой тряпочкой. Я вот такого тоже боюсь,но это нормальная практика для европейских самолетов того времени. Американцы таким почти не страдают,у них там почти всегда железяки.


Вообще то кресла приспособлены для размещения пилота с парашютом,но для этого надо видимо убрать эти мягкие вставочки?


Общий вид сверху. Места достаточно много,вот только не посмотрел какие есть регулировки на креслах. Сиденья судя по РЛЭ регулируемые, имеют 4 положения. Основное место - левое.


По центру между пилотами рукоятка выпуска закрылков,переключатель топливных баков и электрические переключатели.


Еще чуть назад расположился триммер руля высоты. А еще назад тоже триммер? Как мне подсказали: "1) Дополнительный триммер между сиденьями – руля направления. Свою роль он пытается играет за счет управления углом между правой и левой половинками триммера руля высоты. Я его пробовал крутить, но ощутимого эффекта добиться не удалось"


Приборная панель самолета.


Ручка управления самолетом с тангетой.


Управление двигателем. Шаг винта чуть ниже. Не знаю насколько это удобно,но думаю привыкнуть можно ко всему:-)))


Центральная панель. Из комментариев: "4) Хочется еще отметить манометр возле блока АЗС – он показывает давление азота, закаченного в лонжерон. Падение давления (утечка) быстро показывает на появление трещины."


Приборная панель второго пилота. Есть еще место,чтобы поставить например резервный горизонт.


Дополнительная тангета,видимо,чтобы не хвататься за РУС для передачи. Из комментариев: "3) Кнопка на правой стенке – СПУ. Очень удобна для инструктора на шлифовочных кругах – позволяет капать на мозг курсанту не прикасаясь к РУС"


А как тут устроены тормоза? Так же как на большинстве самолетов на педалях судя по РЛЭ,но вот так с первого взгляда и не скажешь.


РУДы здесь с обоих сторон,все же учебный самолет. И снова из комментариев: "2) Хотя в самолете два РУД, пользоваться приходится правым. Конструктивно в тягу встроена пружина, которая выводит РУД на полный газ при попытке его отпустить. Для фиксации используется гайка, которая есть только на правом. Ну и так как все органы управления тоже под правой рукой – левый летчик сразу учится летать левой рукой. Проблем никаких и руки не «путаются» даже при перебежках между Вилгой и Злином в течение летного дня."


Фонарь целиком сдвигается вперед для посадки пилотов.


В кабине есть зеркало заднего вида,обычно это на буксировщиках планеров.


Рабочее место КВСа.


Фонарик и ручка блокировки фонаря.


Ручка приятная в обхвате.


Ручка аварийного сброса фонаря.


И снова общий вид кабины.


А это ручка внешняя закрывания фонаря и личинка замка.


После наших самолетов с лайкомингами и континенталами очень необычно видеть такой капот впереди.


Вид назад на хвостовое оперение.


Правая консоль крыла. Размах крыла всего 9,16 метра.


Шасси не убираемые с носовой стойкой. Табличка с давлением в стойке.


Стойки основного шасси представляют собой плоские стальные рессоры, которые крепятся к лонжерону центроплана крыла. Носовое колесо управляется педалями управления рулем направления.


Общий вид снизу.


Тут и знатный Злиновод Андрей Литвинов попал в кадр.


Это же слив отстоя?


Основная стойка с мощными тормозами.


Открываем капоты двигателя и первое что мы здесь видим,это заводскую табличку. но не торопитесь с опознанием самолета....


До сих пор на самолете реклама производителя. Видимо он там обслуживался.


А вот и сам 210 сильный двигатель Walter (сейчас LOM) M337. Это поршневой четырехтактный рядный шестицилиндровый перевернутый двигатель левого вращения с воздушным охлаждением, с клапанным механизмом и кулачковым распределительным валом на головках цилиндров, с впрыском топлива низкого давления перед впускными клапанами. Двигатель не имеет редуктора. Оснащен нагнетателем и позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа и перевернутый полет.


Техники жаловались на трудоемкость обслуживания по сравнению с привычными уже оппозитами.


Кстати объем двигателя почти шесть литров,что соответствует объему Лайкоминга 360.


Лючок заправки бака. А какой бензин тут? Октановое число 78:-))) Степень сжатия то 6,3:1. Основные топливные баки расположены в передней части консолей крыла (2 x 60 л). Дополнительные топливные баки расположены в законцовках крыла (2 x 50 л). Расходный топливный бак расположен в фюзеляже самолета (5 л).


Бачок для масла непривычно отдельно.


Здесь вы можете увидеть еще одну заводскую табличку,но уже от Zlin-42:-)))


Так открывается капот с левой стороны двигателя.


На самолете установлен двухлопастной ВИШ AVIA V500,диаметром 2 метра.


В пилотажном варианте самолет рассчитан на перегрузки +6/-3,5


Максимальная длительность перевернутого полета 1 мин. 30 сек. Максимально допустимое число витков штопора 6. Выполнение штопора с выпущенными закрылками ЗАПРЕЩЕНО и штопорные бочки также ЗАПРЕЩЕНЫ.


Фюзеляж смешанной конструкции. Центральная часть фюзеляжа представляет собой сварную стальную ферму, обшитую панелями из стекловолокна. Хвостовая часть - полумонокок.


Ограничения по ветру: встречный ветер - 18 м/с, боковой ветер - 10 м/с. Про попутный в РЛЭ ни слова не нашел:-)))


Крышка бака в законцовке.


А на горизонтальном стабилизаторе обнаруживаем еще одну заводскую табличку:-))) Это ж надо было столько самолетов оставить без табличек?:-)))


Общий вид.


Крыло имеет цельнометаллическую конструкцию с основным и вспомогательным лонжеронами. Крыло состоит из центроплана и отъемных консолей. Оно в плане имеет прямоугольную форму, обшивка из листов дюралюминия. Щелевые, цельнометаллические элероны и закрылки имеют одинаковые размеры.


Хвостовое оперение консольной цельнометаллической конструкции, с обшивкой из листов дюралюминия. И руль направления, и руль высоты имеют частичную весовую и аэродинамическую балансировку. Руль высоты имеет сервокомпенсатор и управляемый триммер. Руль направления имеет неуправляемый триммер.


Устройство для буксировки планера может устанавливаться на самолет по желанию заказчика. Буксировочное устройство состоит из буксировочного замка, зеркала заднего вида и механизма отцепки буксировочного фала. Тяга управления механизмом отцепки расположена на панели между сидениями. Максимальная взлетная масса планера может составлять 500 кг.


Модификации:
Zlin Z 42
Zlin Z 42M
Zlin Z 142
Zlin Z 242 с двигателем 200 hp (149 kW)

ЛТХ:
Модификация Z.142
Масса, кг
пустого самолета 730
нормальная взлетная 970
Тип двигателя 1 ПД Avia M 337K
Мощность, л.с. 1 х 210
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 206
Практическая дальность, км 525
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 2



Геометрические характеристики:
Размах крыла 9,160 м
Длина 7,550 м
Высота 2,750 м
Крыло:
- Длина хорды (постоянная) 1,420 м
- Поперечное "V" 6° - Обратная стреловидность 4° 20'
- Длина САХ 1,460 м
- Площадь 15,15 м2
- Отклонение элеронов – вверх 21°±1°
- вниз 17°±1°
- Площадь элеронов 2 x 0,704 м2 1,408 м2
Закрылки:
- Положения: УБРАНО 0°
ВЗЛЕТ 14°±1°
ПОСАДКА 37°±1°
- Площадь 2 x 0,704 м2 1,408 м2
Горизонтальное оперение (ГО):
-Углы отклонения руля высоты: вверх 34° + 0°/ -1°
вниз 31° + 1°
- Площадь стабилизатора 1,230 м2
- Площадь руля высоты 1,360 м2
- Полная площадь ГО 2,590 м2
Вертикальное оперение (ВО):
- Углы отклонения руля направления: вправо 30° ± 2°
влево 30° ± 2°
- Площадь киля 0,540 м2
- Площадь руля направления 0,810 м2
- Полная площадь ВО 1,350 м2
Шасси:
- Колея шасси 2,330 м
- База шасси 1,660 м
- Размер основных колес шасси 420 x 150 мм
- Размер носового колеса шасси 350 x 135 мм
- Давление в шине:
- основных колес шасси 190 кПа (1,9 кг/см2)
- носового колеса шасси 250 кПа (2,5 кг/см2)
Tags: 2017, zlin, zlin-142, северка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment