Zlin Aircraft a.s. (ранее Moravan Aviation s.r.o.) — чешская (ранее Чехословакия) акционерная авиастроительная компания, расположенная на аэродроме Отроковице, возле города Отроковице.Компания была основана в 1934 году и до нынешнего времени выпустила свыше 5600 самолётов (в большинстве своём учебно-тренировочных и пилотажных). Все самолёты компании именовались ZLIN, по одноименному району, где и расположен город.
Северка и все около нее ч.2
Интересные авиационные события.
все,что у меня есть по Zlin-142
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
В нашей стране таких самолетов становится все больше и больше. Привлекательность их заключается в сравнительно доступной цене и хороших летных характеристиках. Возможность летать на пилотаж тоже играет свою роль,многие хотят иметь несколько самолетов в одном:-))) Даже на Северке сейчас уже три Zlin 142 и один Zlin 43!!! А всего в нашей стране не меньше 17 Zlin-142,восьми Zlin-42,парочка Zlin-326, один 226 и один 43.
Вот этот Zlin 142 Андрея Литвинова,но на него как нибудь в другой раз взглянем подробнее.
А пока обратим свое внимание на вот этот Zlin 142. Выяснить его точный заводской номер,а значит и историю пока не удалось. Надо видимо спрашивать хозяина или смотреть документы,что в принципе почти одно и то же. А так это Zlin-142-6120 номер 414 серия 9,год выпуска 1982 по одной табличке. Он же Z142-3500 номер 0384 серия 10,год выпуска 1982 по другой табличке. И есть еще табличка на двигателе,что это Z42 7111-00 номер 333 и серия 10,а выпуска 1984 года...Вот и пойди разберись?
Самолет создан на базе учебно-тренировочного самолета Zlin 42.
Он предназначен для начального обучения пилотов и акробатических выступлений.
Основными отличиями самолета стала увеличенная кабина пилота, более мощный двигатель Walter (сейчас LOM) M 337 (впрысковый,рядный,перевернутый,шестицил
Первый полет состоялся 29 декабря 1978 года. Серийное производство самолета была начато в 1981 году и продолжалось до 1989 года.
За это время было выпущено 269 самолетов.
Кроме Чехословакии самолет поставлялся также в Болгарию и Германскую Демократическую Республику.
1989 год значил прекращение национального предприятия «Moravan» и учреждение акционерного общества в качестве преемника. После 1990 года компания «Moravan a.s.», г. Отроковице, становится дочерней компанией холдинга «Aero a.s.». В течение следующих лет компания несколько раз меняет владельцев и происходит реструктуризация и конкурсная процедура.
В феврале 2007 года компания «Moravan» перешла в собственность холдинга «QucomHaps Holding Ltd.» и изменила свое название на «Moravan Aviation s.r.o.».
В 2009 году заново учреждена компания «ZLIN AIRCRAFT a.s.» в качестве единственного производителя спортивных самолетов ZLIN
Пока я бегал вокруг с фотоаппаратом,Евгений Андреевич Овсянников открыл мне кабину самолета.
Как вы можете видеть,самолет двухместный с большой полочкой скорее всего для небольшого багажа. Ничего тяжелого и твердого я бы туда не клал,неизвестно что будет на посадке и будет весьма обидно,если прибьет тебя именно твой же багаж:-)))
Плюс весь отсек кабины отделен от хвостового отсека с тягами и прочими важными вещами лишь вот этой тряпочкой. Я вот такого тоже боюсь,но это нормальная практика для европейских самолетов того времени. Американцы таким почти не страдают,у них там почти всегда железяки.
Вообще то кресла приспособлены для размещения пилота с парашютом,но для этого надо видимо убрать эти мягкие вставочки?
Общий вид сверху. Места достаточно много,вот только не посмотрел какие есть регулировки на креслах. Сиденья судя по РЛЭ регулируемые, имеют 4 положения. Основное место - левое.
По центру между пилотами рукоятка выпуска закрылков,переключатель топливных баков и электрические переключатели.
Еще чуть назад расположился триммер руля высоты. А еще назад тоже триммер? Как мне подсказали: "1) Дополнительный триммер между сиденьями – руля направления. Свою роль он пытается играет за счет управления углом между правой и левой половинками триммера руля высоты. Я его пробовал крутить, но ощутимого эффекта добиться не удалось"
Приборная панель самолета.
Ручка управления самолетом с тангетой.
Управление двигателем. Шаг винта чуть ниже. Не знаю насколько это удобно,но думаю привыкнуть можно ко всему:-)))
Центральная панель. Из комментариев: "4) Хочется еще отметить манометр возле блока АЗС – он показывает давление азота, закаченного в лонжерон. Падение давления (утечка) быстро показывает на появление трещины."
Приборная панель второго пилота. Есть еще место,чтобы поставить например резервный горизонт.
Дополнительная тангета,видимо,чтобы не хвататься за РУС для передачи. Из комментариев: "3) Кнопка на правой стенке – СПУ. Очень удобна для инструктора на шлифовочных кругах – позволяет капать на мозг курсанту не прикасаясь к РУС"
А как тут устроены тормоза? Так же как на большинстве самолетов на педалях судя по РЛЭ,но вот так с первого взгляда и не скажешь.
РУДы здесь с обоих сторон,все же учебный самолет. И снова из комментариев: "2) Хотя в самолете два РУД, пользоваться приходится правым. Конструктивно в тягу встроена пружина, которая выводит РУД на полный газ при попытке его отпустить. Для фиксации используется гайка, которая есть только на правом. Ну и так как все органы управления тоже под правой рукой – левый летчик сразу учится летать левой рукой. Проблем никаких и руки не «путаются» даже при перебежках между Вилгой и Злином в течение летного дня."
Фонарь целиком сдвигается вперед для посадки пилотов.
В кабине есть зеркало заднего вида,обычно это на буксировщиках планеров.
Рабочее место КВСа.
Фонарик и ручка блокировки фонаря.
Ручка приятная в обхвате.
Ручка аварийного сброса фонаря.
И снова общий вид кабины.
А это ручка внешняя закрывания фонаря и личинка замка.
После наших самолетов с лайкомингами и континенталами очень необычно видеть такой капот впереди.
Вид назад на хвостовое оперение.
Правая консоль крыла. Размах крыла всего 9,16 метра.
Шасси не убираемые с носовой стойкой. Табличка с давлением в стойке.
Стойки основного шасси представляют собой плоские стальные рессоры, которые крепятся к лонжерону центроплана крыла. Носовое колесо управляется педалями управления рулем направления.
Общий вид снизу.
Тут и знатный Злиновод Андрей Литвинов попал в кадр.
Это же слив отстоя?
Основная стойка с мощными тормозами.
Открываем капоты двигателя и первое что мы здесь видим,это заводскую табличку. но не торопитесь с опознанием самолета....
До сих пор на самолете реклама производителя. Видимо он там обслуживался.
А вот и сам 210 сильный двигатель Walter (сейчас LOM) M337. Это поршневой четырехтактный рядный шестицилиндровый перевернутый двигатель левого вращения с воздушным охлаждением, с клапанным механизмом и кулачковым распределительным валом на головках цилиндров, с впрыском топлива низкого давления перед впускными клапанами. Двигатель не имеет редуктора. Оснащен нагнетателем и позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа и перевернутый полет.
Техники жаловались на трудоемкость обслуживания по сравнению с привычными уже оппозитами.
Кстати объем двигателя почти шесть литров,что соответствует объему Лайкоминга 360.
Лючок заправки бака. А какой бензин тут? Октановое число 78:-))) Степень сжатия то 6,3:1. Основные топливные баки расположены в передней части консолей крыла (2 x 60 л). Дополнительные топливные баки расположены в законцовках крыла (2 x 50 л). Расходный топливный бак расположен в фюзеляже самолета (5 л).
Бачок для масла непривычно отдельно.
Здесь вы можете увидеть еще одну заводскую табличку,но уже от Zlin-42:-)))
Так открывается капот с левой стороны двигателя.
На самолете установлен двухлопастной ВИШ AVIA V500,диаметром 2 метра.
В пилотажном варианте самолет рассчитан на перегрузки +6/-3,5
Максимальная длительность перевернутого полета 1 мин. 30 сек. Максимально допустимое число витков штопора 6. Выполнение штопора с выпущенными закрылками ЗАПРЕЩЕНО и штопорные бочки также ЗАПРЕЩЕНЫ.
Фюзеляж смешанной конструкции. Центральная часть фюзеляжа представляет собой сварную стальную ферму, обшитую панелями из стекловолокна. Хвостовая часть - полумонокок.
Ограничения по ветру: встречный ветер - 18 м/с, боковой ветер - 10 м/с. Про попутный в РЛЭ ни слова не нашел:-)))
Крышка бака в законцовке.
А на горизонтальном стабилизаторе обнаруживаем еще одну заводскую табличку:-))) Это ж надо было столько самолетов оставить без табличек?:-)))
Общий вид.
Крыло имеет цельнометаллическую конструкцию с основным и вспомогательным лонжеронами. Крыло состоит из центроплана и отъемных консолей. Оно в плане имеет прямоугольную форму, обшивка из листов дюралюминия. Щелевые, цельнометаллические элероны и закрылки имеют одинаковые размеры.
Хвостовое оперение консольной цельнометаллической конструкции, с обшивкой из листов дюралюминия. И руль направления, и руль высоты имеют частичную весовую и аэродинамическую балансировку. Руль высоты имеет сервокомпенсатор и управляемый триммер. Руль направления имеет неуправляемый триммер.
Устройство для буксировки планера может устанавливаться на самолет по желанию заказчика. Буксировочное устройство состоит из буксировочного замка, зеркала заднего вида и механизма отцепки буксировочного фала. Тяга управления механизмом отцепки расположена на панели между сидениями. Максимальная взлетная масса планера может составлять 500 кг.
Модификации:
Zlin Z 42
Zlin Z 42M
Zlin Z 142
Zlin Z 242 с двигателем 200 hp (149 kW)
ЛТХ:
Модификация Z.142
Масса, кг
пустого самолета 730
нормальная взлетная 970
Тип двигателя 1 ПД Avia M 337K
Мощность, л.с. 1 х 210
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 206
Практическая дальность, км 525
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 2
Геометрические характеристики:
Размах крыла 9,160 м
Длина 7,550 м
Высота 2,750 м
Крыло:
- Длина хорды (постоянная) 1,420 м
- Поперечное "V" 6° - Обратная стреловидность 4° 20'
- Длина САХ 1,460 м
- Площадь 15,15 м2
- Отклонение элеронов – вверх 21°±1°
- вниз 17°±1°
- Площадь элеронов 2 x 0,704 м2 1,408 м2
Закрылки:
- Положения: УБРАНО 0°
ВЗЛЕТ 14°±1°
ПОСАДКА 37°±1°
- Площадь 2 x 0,704 м2 1,408 м2
Горизонтальное оперение (ГО):
-Углы отклонения руля высоты: вверх 34° + 0°/ -1°
вниз 31° + 1°
- Площадь стабилизатора 1,230 м2
- Площадь руля высоты 1,360 м2
- Полная площадь ГО 2,590 м2
Вертикальное оперение (ВО):
- Углы отклонения руля направления: вправо 30° ± 2°
влево 30° ± 2°
- Площадь киля 0,540 м2
- Площадь руля направления 0,810 м2
- Полная площадь ВО 1,350 м2
Шасси:
- Колея шасси 2,330 м
- База шасси 1,660 м
- Размер основных колес шасси 420 x 150 мм
- Размер носового колеса шасси 350 x 135 мм
- Давление в шине:
- основных колес шасси 190 кПа (1,9 кг/см2)
- носового колеса шасси 250 кПа (2,5 кг/см2)