?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А в воскресенье 28 мая 2017 года Северку посетил Александр Затуринский с Борисом Тылевич на великолепном Super Stinson 1947 года выпуска. Я снова не смог оказаться в стороне и немного пофотографировал эту красоту. Что же это за самолет,которому уже 70 лет,а он выглядит как новый? Stinson 108 это самолет,который выпускался подразделением Stinson американской авиационной компании Consolidated Vultee,начиная сразу после окончания World War II и вплоть до 1950 года. Он был разработан из довоенного самолета компании Stinson Model 10A Voyager. В 1949 году компания Stinson была куплена Piper Aircraft. Все модели производства компании Stinson: model 108, 108-1, 108-2, 108-3 и 108-4 строились на заводе компании в Wayne, Michigan. Когда Stinson перешло под крыло компании Piper в 1949 году, приблизительно 325 самолетов из всего 5,260 построенных model 108 компанией Stinson были готовы,но не проданы. Эти 325 самолетов model 108 попали к компании Piper как часть сделки. Позже Piper продал их уже как Piper-Stinson в течении нескольких лет.

Интересные авиационные события.
страничка про Stinson 108
и еще одна
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


А пока в ожидании занимаемся своими самолетами.


Погоды стоят хорошие,лишь сильный и порывистый боковой ветер тревожит любителей хвостового колеса:-)))


И вот показался на прямой наш гость: Universal Stinson 108-3 C/N 108-3984, 1947 года выпуска,бывший регистрационный номер N984C,а сейчас RA-2641G. Налет планера 3670 часов, двигатель Continental O-470 налет после оверхола 650 часов,может работать на автобензине, победитель Ошкоша.


Краткая история самолета:
1947 построен как 108-3.
Stinson 108-3 108-3984
10 августа 1955 выдан Certificate of airworthiness для N984C (108-3, 108-3984).
20 августа 1997 продан Brock Kenneth, Anaheim, CA с c/r N984C.
25 апреля 2013 продан Brock Martha Marie, Vista, CA.
14 января 2014 продан Jerry E. Scott, Chino, CA.
1 мая 2014 продан Zatura Inc, Lewes, DE.
Во всей этой истории непонятно лишь в какой момент его превратили в Super Stinson заменив двигатель на гораздо более мощный.


Самолет находится в продаже и его можно купить за 7,5 млн рублей вместе с авионикой Garmin 650 и Garmin 255 или за 6,5 млн рублей без них. Живет этот самолет в Новинках,но также на время запрета на полеты перебрался в Большое Грызлово. Надо туда слетать что-ли,глянуть на вавилонское столпотворение?:-)))


Итак,в годы войны подразделение Stinson компании Vultee Aircraft Inc. (позже Consolidated Vultee Aircraft Corporation) разработала на базе своих предыдущих моделей самолет для мирных времен: Model 108 Voyager. Новый самолет отличала улучшенная аэродинамика.


Впервые он появился в августе 1945 года как Voyager 125 с мотором Avco Lycoming мощностью 125 л.с. (93 кВт). Но на послевоенный рынок самолет был выпущен как Voyager 150 с мотором Franklin 6A4-150 мощностью 150 л.с. До конца 1946 года было построено более 1400 таких самолетов.


Далее последовал улучшенный вариант самолета Voyager 150 и альтернативный вариант общего назначения Station Wagon, который мог оснащаться колесным, лыжным или поплавковым шасси. На финальных вариантах самолетов Voyager и Station Wagon ставились моторы Franklin 6A4-165-B3 мощностью 165 л.с.


К июлю 1948 года Stinson поставила более 5000 самолетов Model 108 всех модификаций, но затем на рынке наступил спад, так как на него хлынул поток дешевых самолетов, ставших ненужными Вооруженным силам.


В конце 1948 года компания Consolidated Vultee продала Stinson Division компании Piper Aircraft Corporation. Попытки компании Piper продолжить производство и продажи модели Piper-Stinson Voyager успеха не имели, и в 1949 году производство этих самолетов прекратили.


Еще раз: 70 лет этому самолету,по всем меркам это не просто борт,а антикварный борт!!!!


Борис Маркович как эксперт по маршрутным полетам.


Глядя на такие самолеты я задаюсь вопросом: а где прогресс? Только в авионике? Сравните его с какой нибудь пластмассовой жужжалкой на Ротаксе!!!


Фюзеляж самолета построен из стальных труб,обтянутых тканью. В последующем самолет уже независимо от производителя достаточно массово модернизировали. Он например имеет supplemental type certificates (STC) позволяющий конверсию в которой самолет обтянут не тканью,а покрыт алюминиевыми листами. Также на самолет ставилось большое количество других нежели изначально двигателей и на все это есть STC,например Lycoming O-360,Franklin 220/220 или Continental O-470 как в нашем случае.


И двери здесь очень интересно открываются,потом посмотрим как!!


Борис вырабатывает гибкость во всем теле:-)))


Вот здесь видно как на петле открыта левая дверь КВСа. Винт здесь уже современный.


Дмитрий Евгеньевич не успел посмотреть вблизи на этот самолет,отправили его полетать.


Размах крыла достаточно большой: 10,3 метра.


9–16 июля в Туле на аэродроме Клоково пройдет Чемпионат мира на Як-52 по высшему пилотажу и попутно соревнования раритетных самолетов под эгидой ФЛА. Будем надеятся,что и этот самолет и многие другие исторические борта мы там сможем увидеть.


На самолете есть такой вот своеобразный фиксированный щелевой предкрылок или как это правильно называется?


Заглянем в кабину. Все как новое,но конечно не совсем такое как было на момент его постройки в 1947 году,хотя штурвалы явно оттуда:-)))


Они просто великолепны...


Самолет полностью оборудован для полетов по ППП и набор авионики Garmin об этом говорит.


Заводская табличка самолета и судя по прописанному здесь двигателю,после конверсии ее не меняли.


Антенна радиомаяка.


И новое название самолета после конверсии:


Всего было произведено 5260 самолетов Stinson Model 108,это без двух прототипов конвертированных из ранних моделей. Stinson поставил приблизительно 4,935 самолетов и Piper продал доставшиеся ему 325 бортов. Piper позже продал права на производство модели компании Univair Aircraft Corporation. Univair построила и сертифицировала model 108-5, но построила только один экземпляр:-(((. Итого общее производство Stinson и Univair составило 5,261 самолетов.


Слева хозяин самолета: Александр Затуринский,любитель редких и уникальных самолетов.


Отряд спешит посмотреть на Стинсон вблизи и может даже полетать.


Фото 31.


Можете оценить погоду и ветер на Северке,но самолету как показывает практика это нисколько не помеха.


А мимо проносится Як-18Т авиаклуба КВС.


Фото 34.


Александр дал добро,чтобы Борис Тылевич показал самолет в воздухе Дмитрию Олехник. На исполнительном.


Фото 36.


Взлетайте уже однако?:-)))

взлет:





Фото 38.

видео посадки на Северке:








Боря Тылевич интенсивно взялся за освоение самолетов с хвостовым колесом:-)))


Дима Олехник доволен,теперь он должен покатать Александра на Дорнье:-)))


Борис Маркович Тылевич.

А теперь немного о конверсии самолета в Super Stinson с заменой двигателя на O-470:
это очень популярная конверсия в последние годы,известно более 30 конвертированных самолетов с различными модификациями двигателя O-470. Один STC это SA1199WE (NM-S) для 108-2 и 108-3, наземный и водных. Этот STC разрешает установку двигателей Continental O-470-A, -J, -K, -L или -R и винтов McCauley 2A34C/90A или 2A36C/90M и двигателей O-470A, -J, -K, или -L с винтами Hartzell HC-A2XF-1/8433 млм BHC-A2XF-1/8433 ну и двигателя O-470-R с винтом Hartzell BHC-C2Y/8468. Появился этот STC в 1996 году. STC изначально принадлежал S.S. Aviation (Sam Valdez), затем перешел к Tim Austen из Super Stinson Modifications, LLC, расположенной в Oregon City, Oregon, и еще позже был продан новому владельцу из Аляски. Базовый STC кит без двигателя стоил порядка 10-12 тыс уе.
Слева направо: Ольга Олехник,Александр Затуринский,Дмитрий Олехник.


Из соображений центровки более тяжелый чем оригинальный двигатель O-470 расположен ближе к пожарной перегородке чем Franklin и капот становится короче. Вроде как с этим двигателем самолет летит 135 kts при 2350 rpm и расходе в 12 gph и ему надо всего 250 футов для взлета до препятствия в 50 футов,что есть очень и очень хороший результат.

Модификации:
Stinson Prototype 108 – два прототипа model 108 конвертированные из Stinson model 10A. FAA запись показывает,что NX31519 был model 108 серийный номер 1, и NX31532 это model 108 серийный номер 2. Обе регистрации позже заменили на NC.
Stinson 108 – базовый производственный вариант самолёта; 741 построен;
Stinson 108-1 – усовершенствованная версия самолёта, с грузовой дверью; 108-1 до s/n 108-1469 не имели этой багажной двери, s/n 108-1470 и далее имели, 1507 построено;
Stinson 108-2 – в общем 108-2 подобен 108-1, за исключением двигателя 165 hp (123 kW) заменившего 150 hp (112 kW) ,1252 построено.
Stinson 108-3 – 108-3 получил более длинный вертикальный стабилизатор. Увеличенные топливные баки (50 U.S. gallons (190 L; 42 imp gal) вместо 40 U.S. gallons (150 L; 33 imp gal))встроенные в крыло. 108-3 имеет больший макс взлетный вес в 2,400 lb (1,089 kg), что позволяет при полной заправке брать четырех пассажиров весом по 170 lb (77 kg) и 50 lb (23 kg) багажа, 1759 построено.
Stinson 108-4 – экспериментальная версия самолёта; sn 108-4693, NX149C, не сертифицировался, летал как экспериментальный у Stinson, позже Piper, 1 построен
Stinson Flying Station Wagon – вариант Flying Station Wagon был доступен как опция покупателям моделей -1, -2 и -3, имел утилитарный интерьер, позволял перевозить 600 lb (272 kg) багажа в пассажирской кабине. Самолет мог быть оборудован колесны,лыжным или поплавковым шасси. Единственный 108-4 был тоже построен как Flying Station Wagon.
Stinson 108-5 – 108-5 был построен компанией Univair, подобен 108-3 но с двигателем 180 hp (134 kW) Franklin. Univair купила сертификат Stinson 108 у Piper, 1 построили в 1975 году.
Stinson Voyager 125 – модернизированный вариант самолёта с силовой установкой Lycoming O-235 (125 л.с.);
Stinson Voyager 150 – улучшенный вариант версии Stinson Voyager 125, оснащённый двигателем Franklin 6A4-150 (150 л.с.);
Stinson Voyager 165 – модернизированная версия самолёта, оборудованная поршневым авиадвигателем Franklin 6A4-165-B3 мощностью в 165 л.с
Подробнее на: http://avia.pro/blog/stinson-108-tehnicheskie-harakteristiki-foto


ЛТХ (108-3)
Экипаж: один
Вместимость: три пассажира
Размах крыла, м 10.30-11.20
Длина самолета, м 7.70
Высота самолета, м 2.30
Площадь крыла, м2 14.40
Вес пустого: 1,300 lb (590 kg)
Полный вес: 2,400 lb (1,089 kg)
Топливо: 50 US gallons (190 l; 42 imp gal)
Двигатель: 1 × Franklin 6A4 шестицилиндровый, четырехтактный,оппозитный, 165 hp (123 kW)( а нынче стоит Continental O-470 мощностью 235 лс)
Макс скорость: 143 mph (230 km/h; 124 kn)
Крейсер: 121 mph (195 km/h; 105 kn)
Скорость сваливания: 65 mph (105 km/h; 56 kn)
Дальность: 510 mi (443 nmi; 821 km)
Высота: 16,500 ft (5,000 m)
Скороподъемность: 850 ft/min (4.3 m/s)

Видео взлета Super Stinson с Северки:








Comments

( 2 comments — Leave a comment )
khmelikvictor
Jun. 19th, 2017 08:44 pm (UTC)
Стинсон шикарный самолет! А не удалось посидеть внутри: такой же тесный, как и Цессны?
ext_1768059
Aug. 26th, 2017 10:37 am (UTC)
При установке О-470 капот не становится короче. Просто моторама короче и он придвинут ближе к файрволлу, т.к. двигатель более габаритный. Вообще-то это не самый удачный вариант ремоторизации - уменьшается полезная нагрузка, падает дальность и вырастает посадочная дистанция. В общем есть варианты поинтересней. Самым лучшим считается Лайк О-360 с фиксированным винтом.
Вcегда ваш smixer:)
( 2 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow