Интересные авиационные события.
страничка про Stinson 108
и еще одна
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
А пока в ожидании занимаемся своими самолетами.
Погоды стоят хорошие,лишь сильный и порывистый боковой ветер тревожит любителей хвостового колеса:-)))
И вот показался на прямой наш гость: Universal Stinson 108-3 C/N 108-3984, 1947 года выпуска,бывший регистрационный номер N984C,а сейчас RA-2641G. Налет планера 3670 часов, двигатель Continental O-470 налет после оверхола 650 часов,может работать на автобензине, победитель Ошкоша.
Краткая история самолета:
1947 построен как 108-3.
Stinson 108-3 108-3984
10 августа 1955 выдан Certificate of airworthiness для N984C (108-3, 108-3984).
20 августа 1997 продан Brock Kenneth, Anaheim, CA с c/r N984C.
25 апреля 2013 продан Brock Martha Marie, Vista, CA.
14 января 2014 продан Jerry E. Scott, Chino, CA.
1 мая 2014 продан Zatura Inc, Lewes, DE.
Во всей этой истории непонятно лишь в какой момент его превратили в Super Stinson заменив двигатель на гораздо более мощный.
Самолет находится в продаже и его можно купить за 7,5 млн рублей вместе с авионикой Garmin 650 и Garmin 255 или за 6,5 млн рублей без них. Живет этот самолет в Новинках,но также на время запрета на полеты перебрался в Большое Грызлово. Надо туда слетать что-ли,глянуть на вавилонское столпотворение?:-)))
Итак,в годы войны подразделение Stinson компании Vultee Aircraft Inc. (позже Consolidated Vultee Aircraft Corporation) разработала на базе своих предыдущих моделей самолет для мирных времен: Model 108 Voyager. Новый самолет отличала улучшенная аэродинамика.
Впервые он появился в августе 1945 года как Voyager 125 с мотором Avco Lycoming мощностью 125 л.с. (93 кВт). Но на послевоенный рынок самолет был выпущен как Voyager 150 с мотором Franklin 6A4-150 мощностью 150 л.с. До конца 1946 года было построено более 1400 таких самолетов.
Далее последовал улучшенный вариант самолета Voyager 150 и альтернативный вариант общего назначения Station Wagon, который мог оснащаться колесным, лыжным или поплавковым шасси. На финальных вариантах самолетов Voyager и Station Wagon ставились моторы Franklin 6A4-165-B3 мощностью 165 л.с.
К июлю 1948 года Stinson поставила более 5000 самолетов Model 108 всех модификаций, но затем на рынке наступил спад, так как на него хлынул поток дешевых самолетов, ставших ненужными Вооруженным силам.
В конце 1948 года компания Consolidated Vultee продала Stinson Division компании Piper Aircraft Corporation. Попытки компании Piper продолжить производство и продажи модели Piper-Stinson Voyager успеха не имели, и в 1949 году производство этих самолетов прекратили.
Еще раз: 70 лет этому самолету,по всем меркам это не просто борт,а антикварный борт!!!!
Борис Маркович как эксперт по маршрутным полетам.
Глядя на такие самолеты я задаюсь вопросом: а где прогресс? Только в авионике? Сравните его с какой нибудь пластмассовой жужжалкой на Ротаксе!!!
Фюзеляж самолета построен из стальных труб,обтянутых тканью. В последующем самолет уже независимо от производителя достаточно массово модернизировали. Он например имеет supplemental type certificates (STC) позволяющий конверсию в которой самолет обтянут не тканью,а покрыт алюминиевыми листами. Также на самолет ставилось большое количество других нежели изначально двигателей и на все это есть STC,например Lycoming O-360,Franklin 220/220 или Continental O-470 как в нашем случае.
И двери здесь очень интересно открываются,потом посмотрим как!!
Борис вырабатывает гибкость во всем теле:-)))
Вот здесь видно как на петле открыта левая дверь КВСа. Винт здесь уже современный.
Дмитрий Евгеньевич не успел посмотреть вблизи на этот самолет,отправили его полетать.
Размах крыла достаточно большой: 10,3 метра.
9–16 июля в Туле на аэродроме Клоково пройдет Чемпионат мира на Як-52 по высшему пилотажу и попутно соревнования раритетных самолетов под эгидой ФЛА. Будем надеятся,что и этот самолет и многие другие исторические борта мы там сможем увидеть.
На самолете есть такой вот своеобразный фиксированный щелевой предкрылок или как это правильно называется?
Заглянем в кабину. Все как новое,но конечно не совсем такое как было на момент его постройки в 1947 году,хотя штурвалы явно оттуда:-)))
Они просто великолепны...
Самолет полностью оборудован для полетов по ППП и набор авионики Garmin об этом говорит.
Заводская табличка самолета и судя по прописанному здесь двигателю,после конверсии ее не меняли.
Антенна радиомаяка.
И новое название самолета после конверсии:
Всего было произведено 5260 самолетов Stinson Model 108,это без двух прототипов конвертированных из ранних моделей. Stinson поставил приблизительно 4,935 самолетов и Piper продал доставшиеся ему 325 бортов. Piper позже продал права на производство модели компании Univair Aircraft Corporation. Univair построила и сертифицировала model 108-5, но построила только один экземпляр:-(((. Итого общее производство Stinson и Univair составило 5,261 самолетов.
Слева хозяин самолета: Александр Затуринский,любитель редких и уникальных самолетов.
Отряд спешит посмотреть на Стинсон вблизи и может даже полетать.
Фото 31.
Можете оценить погоду и ветер на Северке,но самолету как показывает практика это нисколько не помеха.
А мимо проносится Як-18Т авиаклуба КВС.
Фото 34.
Александр дал добро,чтобы Борис Тылевич показал самолет в воздухе Дмитрию Олехник. На исполнительном.
Фото 36.
Взлетайте уже однако?:-)))
взлет:
Фото 38.
видео посадки на Северке:
Боря Тылевич интенсивно взялся за освоение самолетов с хвостовым колесом:-)))
Дима Олехник доволен,теперь он должен покатать Александра на Дорнье:-)))
Борис Маркович Тылевич.
А теперь немного о конверсии самолета в Super Stinson с заменой двигателя на O-470:
это очень популярная конверсия в последние годы,известно более 30 конвертированных самолетов с различными модификациями двигателя O-470. Один STC это SA1199WE (NM-S) для 108-2 и 108-3, наземный и водных. Этот STC разрешает установку двигателей Continental O-470-A, -J, -K, -L или -R и винтов McCauley 2A34C/90A или 2A36C/90M и двигателей O-470A, -J, -K, или -L с винтами Hartzell HC-A2XF-1/8433 млм BHC-A2XF-1/8433 ну и двигателя O-470-R с винтом Hartzell BHC-C2Y/8468. Появился этот STC в 1996 году. STC изначально принадлежал S.S. Aviation (Sam Valdez), затем перешел к Tim Austen из Super Stinson Modifications, LLC, расположенной в Oregon City, Oregon, и еще позже был продан новому владельцу из Аляски. Базовый STC кит без двигателя стоил порядка 10-12 тыс уе.
Слева направо: Ольга Олехник,Александр Затуринский,Дмитрий Олехник.
Из соображений центровки более тяжелый чем оригинальный двигатель O-470 расположен ближе к пожарной перегородке чем Franklin и капот становится короче. Вроде как с этим двигателем самолет летит 135 kts при 2350 rpm и расходе в 12 gph и ему надо всего 250 футов для взлета до препятствия в 50 футов,что есть очень и очень хороший результат.
Модификации:
Stinson Prototype 108 – два прототипа model 108 конвертированные из Stinson model 10A. FAA запись показывает,что NX31519 был model 108 серийный номер 1, и NX31532 это model 108 серийный номер 2. Обе регистрации позже заменили на NC.
Stinson 108 – базовый производственный вариант самолёта; 741 построен;
Stinson 108-1 – усовершенствованная версия самолёта, с грузовой дверью; 108-1 до s/n 108-1469 не имели этой багажной двери, s/n 108-1470 и далее имели, 1507 построено;
Stinson 108-2 – в общем 108-2 подобен 108-1, за исключением двигателя 165 hp (123 kW) заменившего 150 hp (112 kW) ,1252 построено.
Stinson 108-3 – 108-3 получил более длинный вертикальный стабилизатор. Увеличенные топливные баки (50 U.S. gallons (190 L; 42 imp gal) вместо 40 U.S. gallons (150 L; 33 imp gal))встроенные в крыло. 108-3 имеет больший макс взлетный вес в 2,400 lb (1,089 kg), что позволяет при полной заправке брать четырех пассажиров весом по 170 lb (77 kg) и 50 lb (23 kg) багажа, 1759 построено.
Stinson 108-4 – экспериментальная версия самолёта; sn 108-4693, NX149C, не сертифицировался, летал как экспериментальный у Stinson, позже Piper, 1 построен
Stinson Flying Station Wagon – вариант Flying Station Wagon был доступен как опция покупателям моделей -1, -2 и -3, имел утилитарный интерьер, позволял перевозить 600 lb (272 kg) багажа в пассажирской кабине. Самолет мог быть оборудован колесны,лыжным или поплавковым шасси. Единственный 108-4 был тоже построен как Flying Station Wagon.
Stinson 108-5 – 108-5 был построен компанией Univair, подобен 108-3 но с двигателем 180 hp (134 kW) Franklin. Univair купила сертификат Stinson 108 у Piper, 1 построили в 1975 году.
Stinson Voyager 125 – модернизированный вариант самолёта с силовой установкой Lycoming O-235 (125 л.с.);
Stinson Voyager 150 – улучшенный вариант версии Stinson Voyager 125, оснащённый двигателем Franklin 6A4-150 (150 л.с.);
Stinson Voyager 165 – модернизированная версия самолёта, оборудованная поршневым авиадвигателем Franklin 6A4-165-B3 мощностью в 165 л.с
Подробнее на: http://avia.pro/blog/stinson-108-tehnicheskie-harakteristiki-foto
ЛТХ (108-3)
Экипаж: один
Вместимость: три пассажира
Размах крыла, м 10.30-11.20
Длина самолета, м 7.70
Высота самолета, м 2.30
Площадь крыла, м2 14.40
Вес пустого: 1,300 lb (590 kg)
Полный вес: 2,400 lb (1,089 kg)
Топливо: 50 US gallons (190 l; 42 imp gal)
Двигатель: 1 × Franklin 6A4 шестицилиндровый, четырехтактный,оппозитный, 165 hp (123 kW)( а нынче стоит Continental O-470 мощностью 235 лс)
Макс скорость: 143 mph (230 km/h; 124 kn)
Крейсер: 121 mph (195 km/h; 105 kn)
Скорость сваливания: 65 mph (105 km/h; 56 kn)
Дальность: 510 mi (443 nmi; 821 km)
Высота: 16,500 ft (5,000 m)
Скороподъемность: 850 ft/min (4.3 m/s)
Видео взлета Super Stinson с Северки: