igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Полет на остров Белый,ч 9: 15 апреля, дорога в Вельск

Ну и почти завершающая часть повествования. Она о наших злоключениях на пути к Вельску. Путь от Нарьян-мара до Вельска мы решили проскочить без промежуточных посадок и дозаправок. полученный опыт за время перелета показывал,что мы можем это сделать. всего то 900 километров с лишним. У Ан-2 1200 литров топлива,у меня почти 300:-))) Шесть часов в воздухе....Вечером долго и серьезно изучали погоду на всех доступных источниках в интернете. По всем данным выходила нормальная погода в Нарьян-маре и в Вельске,а вот посередине стояла гора от земли и до 2300 метров. Вот эти то 2300 метров мы и намеревались перепрыгнуть немного выработав топливо по пути к ним. Но человек предполагает,а Бог располагает:-))) Подъем кто как может,а выезд в 4 утра. вылет был назначен на 6 часов. ну в общем это стало..... традицией. Нужное слово впишите сами в зависимости от того сова вы или жаворонок!!! В 4 утра нас забрал Владислав Александрович,планировавший вместе с нами добраться до Москвы. И мы через его офис с покупкой оленьих шкур и получением в подарок красочно изданных книг,добрались до озера Кривого.
А здесь рассказ от Андрея Иванова об этом дне.

Экспедиция на о.Белый 07-16.04.2017.
Aviat Husky A1B и все о нем.

В офисе увидели такие вот таблички времен советского пищепрома:-)))


По прибытию к самолетам действия уже быстрые,четкие. Все знают свои задачи. Я разместил свой багаж в самолете,поставил борт на подогрев,проверил масло и слил отстой и пошел фотографировать мучения экипажа Ан-2. Иногда конечно оказывая легкую и посильную помощь в деле подготовки Ан-2. У меня же такой же есть,надо отрабатывать нормативы:-))) не всегда же такая большая команда в наличии.
Кто то ставил обогрев.


Заправки не надо,значит Олег Анатольевич копает. Видно,что любит он свой самолет и дорожит им. а самолет отвечает взаимностью.


Тут я даже не знаю что сказать,кроме того,что в руках Владислава Александровича бензин,а в зубах сигарета:-))) Когда увидел это уже бежать было поздно,а очень хотелось:-)))


Дальше при заправке Ан-2 с помощью канистр выстраивается простенький гимнастический этюд. Назовем его например "ступеньки":-)))


Тут главное товарищу на голову эту канистру не уронить,опять за бензином ехать?!!!


Хорошо,что долить требовалось чуть больше ста литров. Заправлять полностью Ан-2 из канистр удовольствие редкое ,но возможное. У меня опыт только максимум 400 литров:-)))


Как вы думаете,что кричали товарищи Андрею Анатольевичу завидев его на крыле в такой позе? Правильно: "выгни спину "!!!:-))) А ведь человек делает важное и нужное дело рискуя сверзнуться с высоты метров 4.


Небольшой довесок к багажу в Ан-2,это то,что брали с собой в гостишку плюс немного масла.


"Посмотрите — вот он
Без страховки идёт.
Чуть правее наклон —
Упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон —
Всё равно не спасти!
Но, должно быть, ему очень нужно пройти
Четыре четверти пути. "


Задумался: а может еще кому поручить? Кому то менее ценному для матери истории!!:-)))


Удачно,что снегопад не принес липкого снега,превращающегося в лед на плоскостях и нам не надо его отколупывать. Здесь не надо,значит когда то потом надо будет?:-))


А так выглядит процедура долива масла в двигатель. В советское время авиационных техников было не жаль...


Дмитрий Евгеньевич с Владиславом Александровичем греются таким простым,но очень эффективным методом. Эффективным чтобы согреться,а не чтобы вырвать лыжу из ледяного плена.


Ну самое сложное казалось бы сделано,можно пойти выпить чаю и спокойно подождать,пока масло и двигатель согреются.


Но нет,пытливый ум наших авиаторов замечает какие то черные капельки на снегу. и вот уже представительная делегация лезет в подбрюшину нашего гиганта.


Диагноз неутешителен: нам нужен новый масляный радиатор. как вы думаете,что было дальше? А выяснилось,что радиатор то приготовили чтобы взять с собой,но... не взяли:-)))


Посмотрите на лицо хозяина самолета и вы поймете всю глубину его страданий. Самолет он же как живой,а тут заболел:-(((


После определенных рассуждений и консультаций со специалистами пришли к выводу,что причина в следующем: при рулении снег забивается под створки маслорадиатора,там тает ну а позже замерзает. Вода при замерзании расширяется,что и служит причиной огромного количества бед подобных этому. Вот резюме я так и не уловил: в какой момент закрывать створки радиатора,когда открывать и продувать,чтобы такое не повторилось?


Дальше отложив вылет все разошлись по углам: отряд Ан-2 изучать теоретическую часть замены маслорадиатора и необходимое для этого оборудование,а Владислав Выучейский отправился на поиски маслорадиатора. И тут огромную помощь нам оказал Яков Николаевич Меньшаков из ОАО Нарьян-марский авиаотряд. он предоставил нам во временное пользование маслорадиатор. Спасибо ему огромное. Стоит сказать,что авиационное сообщество что у любителей6что у профессионалов не так и велико и всегда можно найти знакомых. Вот и здесь оказалось,что Дмитрий Евгеньевич Сухарев и Яков Николаевич Меньшаков вместе учились,а потом жизнь их разбросала и в Нарьян-маре они снова встретились через много лет.


По данным Андрея Дмитриевича выходит что на смену радиатора требуется 1,8 человеко-часов. Быстро поделив это на шесть человек разумно рассудили,что минут за 20 управимся:-))) Но если помощников дадут,то и на подольше растянуть можно.


В ожидании возвращения Владислава,боремся с нервами усиленным питанием. Завтраки нам в гостинице из-за раннего выезда выдали в ланчбоксах. Их и уничтожаем постепенно.


Попутно обсуждаем причины происходящего: кто грешил и чем навлек на себя и других такую порчу!!:-)))


Откушав,самая технически подкованная часть выдвинулась для снятия радиатора в целях ускорения его смены.


Тут главное не мешаться,чтобы не получить чем нибудь тяжелым по хребтине:-)))


Я как человек знакомый с медициной слышал о различных методах диагностики внутренних органов,но вот такой в современной медицине еще не встречал,хотя почему и нет?:-)))


Картина целиком,тут следовало бы написать:"придумай название"? И сделать конкурс:-)))


Мы то тут ехидничаем,а ребята очень быстро и качественно,не пролив лишних капель драгоценного масла,сняли радиатор.


И снова в домик,к колбасе с чаем. Мы застали ребят за игрой: кто первый не выдержит и схватит колбасу!!! Проигравший видимо Федор,чья вилка уже несется к ней:-)))


Заодно изучили карту Ненецкого автономного округа!!!


Владислав Александрович Выучейский привез новый радиатор. Был вариант запаять здесь наш,но это означало бы ночевку в Нарьян-маре6а с завтрашнего дня погода должна была капитально испортиться....


Работают все,кроме меня конечно:-))


А вот и наш дырявый радиатор. Бывает,что уж...


Сотрудники Владислава Александровича охраняющие базу. Оказывали нам всяческую помощь за что им огромное спасибо.


И вот радиатор на месте. Гоняем двигатель,загружаемся и в полет. Погода на вылете хорошая,собираемся в кучу. По моей просьбе связь ведет Ан-2. Пока с погодой все хорошо,собираемся начать набор через часик.


Красота,мест для посадки валом.


Понемногу небо заволакивает облаками.


Фото 39.


Экипаж Ан-2 подозреваю устраивается поудобнее чтобы отдохнуть после трудов праведных и только те,кто за штурвалами не спят:-)))


Я же пытаюсь через чистые участки остекления ловить Ан-2 в перекрестье своего фотика.


Фото 43.


Захожу с другой стороны,чтобы и Дмитрий Евгеньевич посмотрел на мой красивый самолет:-)))


Вот уже снизу затянуло облаками. Начинаем медленный набор. По нашим расчетам мы должны проскочить всю бяку на 2300 метрах.


Пока идем между слоями,разгоняясь для преодоления следующего слоя.


Но в общем красиво и никаких проблем пока не предвещает.


Я стараюсь набрать побольше высоты так как Ан-2 турбированный и у него на высоте так наддув не падает как у меня и набирает он на высоте резвее. Или же это я так сильно перегружен....


Но стараюсь не терять их из виду.


Окружающая облачность начинает суроветь. Пытаемся лавировать,уходить в сторону.


Ан-2 впереди и внизу. Ну а дальше события развивались так: мы пытаемся пробить очередной слой облаков в надежде выйти на 2300 к чистому небу. Набираем вначале парой,договариваемся как действовать на случай если потеряемся. теряемся,оставаясь на связи сверяя высоту и свои курсы относительно первоначального маршрута продолжаем набор. ан-2 все время выше меня метров на 150-200. Я дохожу до высоты 2300 и у меня начинается интенсивное обледенение. Немного подумав объявляю о снижении в надежде как минимум избавиться от продолжающегося обледенения. Есть мысли даже вернуться назад.... Ан-2 продолжает набор в надежде выйти из облаков,у него обледенения пока нет или они его не замечают? Я спускаюсь и не помню на какой высоте,но достаточно высоко:метров 500-800 я выныриваю из облаков. На связи с Ан-2 и решаем идти параллельными курсами,они сверху а я снизу. Внизу кстати скорости получше. лечу по низам,лед не уходит,но особо и не заметен в поведении самолета. тяговооруженность хорошая,а конструкция хвостового оперения такова,что лед на ее передней кромке не меняет характера обтекания и самолет не выходит на углы. в общем все штатно. Обогнал Ан-2 на десяток километров,все же спускаться довелось на хороших скоростях. и тут Ан-2 объявляет о начале обледенения у них. они уже под 3 тысячи,но выйти из облаков не смогли.
У них обледенели расчалки и их начало трясти. Возник риск их обрыва. Ребята думаю выложат видео этого,у них есть. В таких случаях РЛЭ рекомендует уменьшить скорость до минимально возможной и сразу сесть по возможности.
Именно так они и поступили,Дмитрий Евгеньевич выбрал полностью штурвал на себя и они парашютировали до земли на скоростях 90-100 км в час в облаках. При увеличении скорости тряска расчалок резко возрастала. Выйдя из облаков увидели поле и сходу сели. оно оказалось ровнее всего,на что нам за эту экспедицию доводилось садиться.
Коли они сели,я тоже разворачиваюсь и иду к ним. Вначале они дали расстояние до аэродрома Сафоново-30 км и я думал по радиусу идти,а потом дали координаты и я уже был в полутора километрах и увидел их. Моя очередь садиться.


У меня тоже не было ни времени,ни возможности все это фотографировать. А эта фотография не передает толщину льда на крыле и подкосах.


Зато вот здесь можно посмотреть на количество льда на замке окна. Вот в принципе столько и было повсюду:-))) Не повсюду,а только на лобовых поверхностях. Это меня очень порадовало на Хаски. Даже на винте не было льда совсем.

видео от ребят тряски расчалок:






Вот наш дорогой Ан-2 на поле на которое его посадил благодаря своему мастерству Дмитрий Евгеньевич Сухарев. Я не шучу,кто то другой скорее всего не довел бы самолет до земли без разрушений.

посадка с подбором:








Все уже наломали себе палочек из ближайшего леска и вовсю ведут борьбу со льдом.

видео борьбы со льдом на Ан-2:








Ну я сделал кадр и тоже побежал за средствами борьбы со льдом. а то они все отколупают и улетят,кто меня тут ждать будет пока я тоже весь лед обобью?:-)))


Вот он мой спаситель. Уникальный самолет по очень многим параметрам.


Федор работает на крыле.


Олег очищает винт,он его никому не доверил.


Вот такими палочками Андрей Дмитриевич и боролся со льдом.


Андрей работает по стойкам.


Фото 63.


Тут может и не так много успели нахватать как у меня,но для Ан-2 обледенение очень критично.

Но все очистили,по машинам и в воздух,пока нас не потерял диспетчер Лешуковского. Ан-2 снова требует помощи от своего экипажа для страгивания,потом все на скаку запрыгивают в салон и самолет начинает разбег:







Я взлетаю за ним немного выждав. Выжидал чтобы рассосался спутный след. Но видимо мало ждал подумав,что ветер от меня и плюс Ан-2 достаточно долго бежал,а спутный след опускается вниз. В общем отрываюсь достаточно быстро и начинаю правый разворот чтобы догнать Ан-2.
На высоте порядка 5 метров в крене 30 градусов я попадаю в спутный след:-))) Крен более 90 градусов(хотя может у страха глаза велики) и нос опускается вниз. Я был уверен,что пишу видео,но увы:-(( Помню,что повторял беспрерывно:"что за хрень,что за хрень,что за хрень...вышел". Ручку на себя и влево,а ля разворот. Был уверен,что воткнусь в землю. Вытянул меня Хаски,крыло было в метре от земли,когда ситуация переломилась и удалось поднять нос и убрать крен. За эти мгновения развернулся на 180 градусов. В общем друзья,держитесь подальше от спутного следа Ан-2 и других монстров. Берегите себя и свои самолеты!!!


Дмитрий Евгеньевич пророчил нам еще штуки четыре посадки по отколачиванию льда с самолетов. Решили идти по низам,не забираясь более в облака и не пытаясь их перепрыгнуть. Как запасной вариант: посадка на одном из неработающих аэродромов и ночевка. Что в принципе возможно было и в чистом поле с нашим набором оборудования.


Пока внизу все хорошо,попутный ветер добавляет оптимизма.


Радуюсь жизни,фотографирую Ан-2.


Но недолго музыка играла:-))) Видимость начала падать. Начинаем прижиматься к деревьям.


И вот приблизительно так,где хуже,а где лучше мы пролетели более 300 километров над тайгой. И здесь мест для посадки не было. А если и были,то только для посадки!!!!

видео полета в таких условиях(не самые кстати плохие условия!!!):








Тут вот и снежок пошел. Главное друг друга не терять. Ан-2 периодически вдруг ускоряется и уносится от меня вдаль,а порой резко тормозит. Видимо над лесом разные потоки воздушные гуляют.


На гармине есть рельеф и это позволяет прогнозировать свои действия чуть чуть наперед.

а так все выглядело из Ан-2:





Фото 73.


А мы боялись,что не сядем на лыжах в Вельске!!:-))) А тут такое снегопреставление по всему району.


Но зато красиво и почему то подумалось,что наш Дед Мороз летит к детям не на санях запряженных оленями,а на таком вот Ан-2 в раскраске лесоохраны!!:-)))


Ну да,порой было и так.


Но зато появились места куда можно присесть.


И даже заброшенные населенные пункты.


Всего то 232 километра до Вельска:-)) Тут уже хорошо видно и мою воздушную скорость и горизонт.


По мере приближения к Вельску погода начала улучшаться.


Фото 81.


Фото 82.


Фото 83.


Фото 84.


И вот уже впереди видна полоса. После почти шести часов в воздухе так приятно видеть легкое завершение сегодняшнего путешествия!!!


Немного Вельска. сегодня мы снова ночуем здесь.

Полоса оказалась покрыта слоем льда,но ан-2 выбрал узкую полоску снега на ВПП:








Мы в Вельске. В Куммолово тоже выпал снег,поэтому решили не переобувать самолет,а лететь на лыжах. главное колеса забрать отсюда:-)))
Здесь заправляемся,готовим самолеты к финальным отрезкам пути на завтра и едем в гостиницу ужинать и спать. Длинный и сложный день. было очень и очень непросто,но мы справились!!!



Tags: aviat husky a1b, ан-2, андрей иванов, вельск, нарьян-мар, олег нехорошев, сухарев дмитрий евгеньевич
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment