igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Истребитель Nieuport 28 C.1 Bebe в музеях.

Nieuport 28 C.1 это французский истребитель-биплан времен Первой мировой войны, разработанный конструктором Gustave Delage и построенный компанией Nieuport.
Всего было построено порядка 300 самолетов. Сохранилось небольшое количество оригинальных самолетов и построено большое количество реплик этого самолета.
реплика из Pensacola

и сборный из пяти оригинальных бортов самолет из Steven f udvar-hazy center

Naval museum, Pensacola Fl
National air and space museum, Steven f udvar-hazy center,2018 год.
Национальный Аэрокосмический музей в Вашингтоне
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Это у нас реплика самолета Nieuport 28 C.1 Bebe с бортовым номером 21 и заводским 5796


Истребитель Nieuport 28С.1, появившийся на фронте в конце Первой мировой, многие специалисты до сих пор признают самым элегантным самолетом той войны. Спроектировавший его летом 1917 г. французский авиаконструктор Гюстав Деляж (Gustave Delage) был поставлен перед необходимостью найти адекватный ответ новым моделям германских "Альбатросов", "Пфальцев" и "Фоккеров", превосходивших полуторапланы "Ньюпор" по мощности двигателя и вооружению. Ставку сделали на перспективный ротативный мотор Gnome Monosoupape 9N мощностью 160 л.с. и новшества, ранее испытанные на истребителях Nieuport 23/ 24/ 27. К их числу относились: фюзеляж округлого сечения, имевший фанерную обшивку передней части и полотняную хвостовой; "скругленные" стабилизатор и киль с деревянным набором и фанерной обшивкой. На специально доработанном "Ньюпоре 24" испытали новое нижнее крыло, при этом самолет из полутораплана превратился в полноценный биплан, а вместо V-образных крыльевых стоек были применены наклонно-параллельные.


Первый опытный Nieuport 28 (зав. No. N4434), оснащенный одним синхронным пулеметом Vickers Mk.l по левому борту вышел на испытания 14 июля 1917 г. Осенью был опробован второй образец, который оснастили пулеметом, установленным сверху по оси фюзеляжа, и двумя дополнительными 25-л топливными баками. Позже вместо одного такого бака вдоль левого борта установили второй "Виккерс". Двухточечное вооружение стало стандартным, однако самолеты, используемые против аэростатов, могли вооружаться лишь боковым пулеметом. Для привода в действие топливного насоса использовалось низкое давление, создаваемое в горловине трубки Вентури. Это было одно из первых практических применений трубки Вентури.

Всего в испытаниях использовали 4 прототипа, которые имели небольшие различия в конструкции. Вскоре самолет запустили в серию. В войска Nieuport 28 стал поступать в начале 1918 г. Увы, но для французских летчиков он не стал желанной новинкой, особенно на фоне уже хорошо освоенного истребителя SPAD VII. Тому виной были и тесная кабина, и громоздкая система управления мотором, и дефекты топливной системы, что часто приводило к пожарам в воздухе. При затяжном пикировании обшивка верхнего крыла порой отрывалась, и это стало причиной ряда тяжелых аварий. Во французских эскадрильях несколько "двадцать восьмых" использовали для тренировок. Уже весной их сняли с вооружения - командование решило сделать "СПАД XIII" единым истребителем национальных ВВС.


Выручили Nieuport американцы. Для вооружения истребительных эскадрилий действовавшего на Западном фронте Экспедиционного корпуса США решили закупить новейшие на тот период "SPAD XIII", но их поставки задерживались из-за дефицита двигателей Hispano-Suiza. Воспользовавшись ситуацией, предприимчивые французы спихнули американцам 297 "Ньюпоров 28" из 310 построенных. До середины марта 1918 г. ими вооружили 94-ю и 95-ю эскадрильи (Aero Squadron), в конце мая - 27-ю, а в июне - 147-ю АЭ. Эти подразделения были сведены в 1-ю истребительную авиагруппу (ИАГ) или 1-st Pursuit Group. Американцы оформили заказ еще на 600 Nieuport, получивших обозначение Nieuport 28А. 1 и имевших ряд усовершенствований, но позднее по причине перехода на "SPAD" аннулировали его.


Мнения пилотов о самолете часто расходились. Так, летчики 94-й и 95-й эскадрилий, на своей шкуре ощутившие "детские болезни" "Ньюпора", как правило, невысоко оценивали детище Деляжа. Противоположного мнения придерживались их коллеги из 27-й и 147-й АЭ, получившие уже доработанные машины. Они без особого энтузиазма восприняли известие о переходе на "СПАДы". "Теперь другая катастрофа случилась с эскадрильей - они убрали наши любимые "Ньюпоры" и дали взамен 220-сильную железяку, что управляет "СПАДом", - эмоционально писал командир 27-й эскадрильи Гарольд Э. Хартни (Harold Е. Hartney), позже возглавивший 1 -ю ИАГ.




Музей под Вашингтоном: Nieuport 28 C.1 Bebe 8.
Музейный Nieuport 28 имеет сложную и запутанную историю. Он был приобретен в 1986 году у Cole Palen, основателя и управляющего Old Rhinebeck Aerodrome. Он регулярно летал на этом самолете на своих авиашоу с 1958 по 1972 годы.
После инспекции, стало ясно, что самолет NASM сборный из нескольких разных Nieuport 28.
Было большое количество неоригинальных запчастей. После этого возникла серьезная задача по выяснению родословной самолета Nieuport 28.
Когда его покупали, то делали неправильные предположения на основе рассказов Cole Palen.
В самолете имеется пять разных серийных номеров. Номер фюзеляжа на противопожарной перегородке - 6497. Верхнее крыло имеет дату выпуска февраль 1919 года с серийными номерами 7103 (левая консоль) и 7226 (правая консоль). Левая консоль нижнего крыла обозначена как изготовленная в ноябре 1918 года с серийным номером 6465. Правая консоль нижнего крыла была сделана в октябре 1918 года с серийным номером 6432.
Первый очевидный вывод, сделанный из этих данных, состоял в том, что NASM Nieuport 28 по существу является послевоенным продуктом. Консоли нижнего крыла были сделаны в самом конце войны, которая была завершена 11 ноября 1918 года. Серийный номер фюзеляжа больше, чем номера нижнего крыла, а значит построен в конце 1918 году или в начале 1919 года. Консоли верхнего крыла датированы 1919 годом. Поэтому самолет NASM не мог быть ветераном войны. Кроме того, учитывая поздние даты производства, можно сделать вывод, что самолет NASM должен быть модифицированной и улучшенной послевоенной версией Nieuport 28C.1, иногда называемой Nieuport 28A.
Наиболее разумная интерпретация, основанная на доказательствах, заключается в том, что NASM Nieuport 28 не является одним самолетом с непрерывной историей. Это смесь составных частей нескольких самолетов, собранных вместе спустя много лет после их первоначального индивидуального производства.
Ни один из пяти номеров NASM Nieuport не соответствует ни одному из 12 самолетов ВМФ США.
Дальнейшие исследования показали, что семьдесят шесть других Nieuport 28s стояли на вооружении армии США на различных базах и аэродромах по всей стране. Разумным заключением является то, что самолет NASM находился в одном из этих военных объектов в начале 1920 годов, прежде чем самолет, как полный планер или составные части, нашел свой путь в частные руки.
Несколько самолетов попало в компанию Парамаунт, где их использовали для съемок фильма, после чего они были проданы в 1941 пилоту каскадеру Paul Mantz.
В 1957, Paul Mantz продал один Nieuport 28 James H. "Cole" Palen из Old Rhinebeck Aerodrome, Rhinebeck, New York, вместо Standard J-1. Те самолет Palen, это самолет NASM. Cole Palen умер в 1993 году, и несколько лет тому назад его дом сгорел уничтожив все его архивы.
Palen завершил восстановление самолета до летного состояния в 1958 году и далее летал на нем регулярно на Old Rhinebeck Aerodrome, и других авиашоу, до списания самолета в 1972 году. После этого он демонстрировался несколько лет в Rhinebeck прежде чем был передан в Intrepid Air/Sea/Space Museum. Там он был до 1986 года, когда Nieuport был продан NASM и перевезен с Intrepid в музей.



В своих мемуарах Хартни и Риккенбакер писали, что по комплексу летных данных "двадцать восьмой" ничем не уступал "Фоккеру D.VII" при лучшей скороподъемности и маневренности, превосходил любой из "Альбатросов D" по всем параметрам, а "Пфальцу D.III" проигрывал лишь в скорости на пикировании. "Ньюпор 28" имел одинаковую со "СПАДом VII" максимальную скорость горизонтального полета, превосходил его по скороподъемности, маневренности и скорости пикирования. И совсем уж уничижительно оценивал Хартни британский истребитель Sopwitch Camel, уступавший и поскорости, и по скороподъемности. "Ньюпор" с двумя "стволами" набирает высоту быстрее, чем "Кэмел" без вооружения", - в частности, писал он. Особенно асы подчеркивали, что хорошая маневренность "Ньюпора" позволяла выходить победителем в дуэлях со стрелками двухместных "Румплеров" и "Альбатросов".


Разумеется, предпочтения каждого - вещь относительная. Но как бы там ни было, а домой американцы забрали именно Nieuport 28, хотя выбор самолетов в послевоенной Европе был богатым.


В США попали 88 Nieuport 28. Эти самолеты прошли доработки: была усилена передняя кромка крыльев, установлены американские пулеметы Marlin, добавлен топливный бак. Из этих машин 76 служили учебно-тренировочными истребителями на нескольких авиабазах, в т.ч. на Мак Кук Филд и Боллинг Филд до 1925 года, а еще 12, начиная с 1919 года, использовал флот. В экспериментальных целях для них на линкорах "Оклахома", "Аризона" и "Пенсильвания" оборудовали стартовые площадки поверх носовых башен главного калибра. Старт производился без катапульты на полном ходу корабля против ветра. Планировалось, что такой самолет сможет выполнить лишь один полет, т.к. после приводнения на колесное шасси он будет потерян. Спасать намеревались только пилота. В декабре 1922 года на "Оклахоме" установили катапульту, однако запускать с ее помощью обветшавшие "Ньюпоры" не рискнули.


В середине 1920 годов много "демобилизованных" американских Nieuport 28 продали частным владельцам, которые использовали их в различных авиашоу и соревнованиях. Не обошла стороной Nieuport 28 и голливудская карьера. На деньги магната Говарда Хьюза (Howard Huges) летчик-трюкач Гарланд Линкольн (Garland Lincoln) приобрел 4 бывших флотских самолета. Из них собрали 3 пригодные к полетам машины, которые задействовали в съемках воздушных сцен нескольких фильмов, в т.ч. знаменитого в свое время The Dawn Patrol. К концу 1930 годов эти аппараты в воздух подняться уже не могли, но еще бодро катались по земле и продолжали служить для нужд киношников.


Еще в июне 1918 года один Nieuport 28 (зав. No. 6212) из 147-й АЭ совершил вынужденную посадку на территории Швейцарии. Местные власти летчика интернировали, а самолет конфисковали. В 1923-24 годах швейцарцы приобрели у французов 14 истребителей этого типа, собранных из деталей производственного задела, оставшегося от аннулированного американского заказа. Самолеты состояли на вооружении до мая 1930 года. За это время 4 истребителя были потеряны в авариях.


С апреля 1920 года один Nieuport 28, оснащенный 80-сильным мотором Le Rhone (бывший "фронтовик-американец" с гражданской регистрацией F-CGTA), использовала как курьерский самолет французская компания Generale Transaerienne, базировавшаяся в Ле Бурже.


Другой Nieuport 28 из США попал в Гватемалу, где состоял на вооружении Escuela Militar de Aviacidn в течение 1924 года.


Два истребителя после войны оказались в Аргентине. Один из них приобрел пилот и бизнесмен Висенте Сантос Альмоасид (Vicente Santos Almoacid), который в Первую мировую сражался во французском Иностранном легионе, а потом - во французских ВВС. В 1919 году на принадлежавшем ему Nieuport 28 аргентинские военные летчики установили ряд достижений. 23 февраля 1919 года л-т Питер Занни (Peter L. Zanni) успешно выполнил первую у себя на родине почтовую авиаперевозку по маршруту Эль-Паломар - Map дель Плата, а 8 марта к-н Антонио Пароди (Antonio Parodi) установил южноамериканский рекорд высоты, поднявшись на 6480 м.


В конце марта 1919 года был организован первый перелет через Анды. Вначале попытку пройти по нелегкому маршруту Мендоса - Сантьяго де Чили предпринял лично Альмоасид на своем Nieuport 28, но вынужден был вернуться. Тогда за дело взялись военные, сформировавшие для покорения Анд авиаотряд, куда, кроме самолета Апьмоасида, включили два Ansaldo SVA. Утром 28 марта 1919 года, несмотря на сильный ветер и снег, л-т Бенджамин Матьенцо (Benjamin Matienzo) стартовал на Nieuport 28 и пропал без вести. Его тело нашли только в ноябре в 20 км от поселка Лас Куэвас. Обломки разбитого самолета, лежавшие в горах на высоте 4500 м, обнаружили и вовсе в феврале 1950 года. Они заняли почетное место в Музее аэронавтики в Буэнос-Айресе.


Эти легендарные "останки" далеко не единственный Nieuport 28, попавший в музей. Экспозиции еще ряда собраний украшают 5 машин этого типа, сохраненных в прекрасном состоянии. Например, самолет (зав. N9 1958Е ) можно увидеть в Национальном музее авиации и космонавтики (Вашингтон, США), а самолет (зав. No. N6212) - в швейцарском Музее транспорта (Цюрих, Швейцария).


Помимо этого, "в строю" находятся полноразмерные летающие реплики Nieuport 28. Так, в различных авиашоу регулярно участвует машина с канадской гражданской регистрацией C-FEWL, имеющая окраску истребителя Риккенбакера из 94-й АЭ. Известен и другой самолет, окрашенный под образец 94-й АЭ. На руле поворота он несет американскую регистрацию N 128 СХ, а на фюзеляже - No. 14.

ЛТХ:
Модификация N.28
Размах крыла, м 8.16
Длина, м 6.40
Высота, м 2.50
Площадь крыла, м2 16.00
Масса, кг
пустого самолета 436
нормальная взлетная 698
Тип двигателя 1 ПД Gnome Monosoupape 9N
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость , км/ч 196
Крейсерская скорость , км/ч 171
Продолжительность полета, ч.мин 1.30
Максимальная скороподъемность, м/мин 248
Практический потолок, м 5180
Экипаж, чел 1
Вооружение: два 7.7-мм пулемета Vickers
Tags: 2014, 2018, national air and space museum, national naval aviation museum, nieuport, nieuport 28, pensacola, steven f udvar-hazy center, музей, пенсакола, реплика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments