?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

North American AJ Savage (позже A-2 Savage) это средний бомбардировщик палубного базирования, построенный для United States Navy компанией North American Aviation. Самолет был разработан вскоре после Второй мировой войны как носитель атомных бомб и был к тому времени самым тяжелым самолетом способным работать с палубы авианосца. Он был оснащен двумя поршневыми и одним реактивным двигателями. Было построено 140 самолетов плюс три прототипа. 30 из них были самолетами-разведчиками. В середине 1950 годов многие самолеты превратили в топливозаправщики. Самолет заменили на Douglas A3D Skywarrior начиная с 1957 года.

Naval museum, Pensacola Fl
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш самолет это North American AJ-2 Savage с регистрационным номером 130418 и заводским 184-14. Код самолета NH.
построен как AJ-2.
февраль 1953 поступил на службу в United States Navy с BuNo 130418.
передан на USS Bennington (CVA-20).
передан на USS Yorktown (CVA-10).
1960 списан со службы в United States Navy.
продан неизвестному владельцу с N101Z.
конвертирован.
1975 продан Avco-Lycoming с c/r N68667.
7 января 1976 продан Avco Corp, Greenwich, CT.
Нес маркировку: Avco 502
использовался как летающий стенд для испытания двигателей.
14 июня 1984 прекращена гражданская регистрация N68667.
1984 перегоночный полет. Поставлен в National Naval Aviation Museum, Pensacola NAS, Pensacola, FL.


В 1946 году в компании North American началось проектирование нового, не совсем обычного палубного самолета. Разработка осуществлялась на основе требований военно-морского флота к тяжелому штурмовику и пикирующему бомбардировщику. Взлетный вес самолета не должен был превышать 25ООО кг - цифра по тем временам просто огромная. Для достижения необходимой дальности полета на машину планировалось установить более экономичные поршневые двигатели R2800 компании Pratt Whitney с максимальной мощностью 2200 л.с, которые прекрасно зарекомендовали себя на других машинах.
В ходе разработки проекта конструкторы оказались в жестких рамках различного рода ограничений. Основными из них считались габариты и взлетно-посадочные характеристики. Первые определялись размерами самолетоподъемника и высотой ангара авианосца. Вторые - невозможностью использовать гидропневматическую катапульту при взлете сверхтяжелого бомбардировщика и особенностями посадки на палубу.


Дело в том, что посадка на палубу поршневых самолетов проходила с выключенным по команде с авианосца двигателем. Так как поршневые моторы при закрытии дросселя сразу теряют тягу до нуля, траектория посадки получается крутой. Для истребителей и других самолетов с небольшим взлетным весом это не имеет большого значения, а для бомбардировщика с посадочным весом около 20 тс крутая траектория снижения может привести к поломке шасси. Еще один важный фактор, который нельзя было не учитывать, - это скорость полета истребителей противника, превышавшая 800 км/ч.
Конструкторы компании North American приняли простое и довольно типовое до конца 1940 годов решение - оборудовать самолет комбинированной силовой установкой, состоящей из двух поршневых и одного турбореактивного двигателя, ТРД мог включаться на взлете, сокращая разбег, и на посадке, делая траекторию более пологой. В бою его можно использовать как ускоритель, уходя от истребителей противника или пролетая над районом с сильной ПВО. Единственным недостатком такого симбиоза можно считать проблемы с размещением ТРД и воздухозаборника. Флот одобрил общую концепцию, тем более что на его авиационных базах уже испытывались самолеты с комбинированной силовой установкой.


Окончательный проект бомбардировщика компания представила флоту в 1947 году. Экипаж машины состоял из трех человек. Поршневые двигатели находились в обтекаемых гондолах на высокорасположенном крыле. Турбореактивный двигатель J33 компании Allison был установлен в хвостовой части самолета, воздухозаборник - вынесен на верхнюю часть фюзеляжа. Бомбы располагались в просторном бомбоотсеке. Оборонительного стрелкового вооружения на самолете не предусматривалось. В носовой части фюзеляжа находились две неподвижные 20-мм пушки - по замыслу конструкторов, они должны были использоваться во время штурмовых ударов.
В 1948 году закончилась постройка первого опытного образца самолета, ему присвоили обозначение XAJ-1 и официальное название Savage ("Дикарь"). Первый полет бомбардировщика состоялся 3 июля 1948 года с заводского аэродрома компании North American. До начала 1949 года испытания машины шли гладко, а дальше для Savage наступила полоса неудач.


2 февраля 1949 года первый опытный образец должен был совершить плановый полет. Экипаж занял свои места, вырулил на старт и, получив разрешение на взлет, поднял машину в воздух. Набрав высоту 1200 м, летчик начал разворот, и тут у самолета оторвались правая консоль крыла и вертикальное оперение. Расследование причин катастрофы показало, что разрушение крыла и киля произошло из-за усталости металла в месте установки механизма складывания.
В июне 1950 года компания потеряла второй образец бомбардировщика AJ-1: он загорелся в воздухе, пожар потушить не удалось.
Прошло два месяца, и в испытательном полете на третьем экземпляре самолета оторвался двигатель. Кувыркаясь в воздухе, двигатель винтом отрубил хвостовое оперение, и Savage вошел в штопор. На высоте 3000 м командир принял решение покинуть самолет.


К этому моменту испытания машины подходили к завершающей стадии. Полным ходом шли полеты с палубы авианосца "Рузвельт". При этом взлетный вес самолета ограничивался величиной 22 700 кгс. Посчитав летные происшествия досадной случайностью, флот заказал 42 серийных бомбардировщика. Скорее всего моряки торопились показать всем, что у них уже есть носитель атомного оружия.
Последствия спешки не заставили себя ждать. Очередная катастрофа произошла осенью 1950 года. Четвертый опытный образец рухнул в воду сразу после взлета с палубы авианосца "Рузвельт". Компания North American прилагала всевозможные усилия к расследованию причин летных происшествий и их скорейшему устранению. После незначительных доработок "Дикарь" был принят на вооружение. Первые самолеты поступили в эскадрильи VC-5 и VC-6.


Для своего времени Savage показывал неплохие характеристики. Максимальная скорость с тремя работающими двигателями превышала 800 км/ч. Для сравнения можно указать, что лучший реактивный бомбардировщик ВВС США В-45 летал с максимальной скоростью 880 км/ч. Конечно, AJ-1 отставал в скорости от основных истребителей, но при соответствующем истребительном прикрытии вполне мог выполнять боевые задачи. Серийное производство только начиналось, а компания уже построила новую модификацию Savage - AJ-2 с новыми двигателями Wright R-2800-48 Turbo Ceclone 18. Всего построили 82 самолета. На базе второй модификации North American выпустила 18 тяжелых самолетов-разведчиков AJ-2P, у которых в задней части бомбоотсека и в носовой части имелось фотооборудование. Разведчики летали с авианосцев "Мидуэй" и "Форрестол". Интересно отметить, что случай с отрывом двигателя повторился 10 ноября 1953 года, но уже с AJ-2. Авария произошла на палубе авианосца "Эссекс" в момент зацепления троса аэрофинишера. Лопасти винта ударили по обшивке фюзеляжа в районе кресла пилота. К счастью, летчик остался жив.
До 1957 года Savage безраздельно господствовали на палубах американских авианосцев разных классов. После ввода в строй реактивного Douglas A-3 Skywarrior Savage стали списывать на береговые базы.


Не желая расставаться с еще вполне пригодными к эксплуатации машинами, командование приняло решение переделать часть бомбардировщиков в самолеты-заправщики. Из них составили две отдельные палубные эскадрильи VAH-15 и VAH-16. Формирование первой из них закончилось в начале 1958 года. AJ-2 прекрасно справлялись с новой ролью, правда, заправлять самолеты они могли только по одному. Экипажу Savage из эскадрильи VAH-16 (заводской номер 134042, хвостовой код ZH) удалось установить своеобразный рекорд - 104 заправки в день!
До весны 1960 года большинство Savage оказались на базе складирования авиационной техники Литчфилд Парк и в дальнейшем были отправлены на слом.
В 1962 году оставшиеся в составе береговых подразделений самолеты получили новое обозначение: AJ-2 - А-2В; AJ-2P - RA-2B.
В боевых действиях AJ участия не принимали. В Корею их не послали по причине малочисленности, да и возможные встречи с МиГ-15 ничего хорошего не предвещали.


Тяжелый штурмовик - пикирующий бомбардировщик Savage - это моноплан с прямым высокорасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Фюзеляж конструктивно делится на три отсека.
В переднем располагается герметичная кабина экипажа, закрытая каплевидным фонарем. В носовой части с радиопрозрачным обтекателем находится прицельная РЛС, обеспечивающая всепогодное применение самолета. В верхней части обтекателя предусмотрено прямоугольное отверстие - воздухозаборник системы охлаждения радиоэлектронной аппаратуры. В нижней части установлен каплевидный обтекатель антенны радиокомпаса. Вход в кабину - через прямоугольную дверь с правого борта носовой части фюзеляжа. У разведчиков AJ-2P прицельную РЛС заменили на более компактную - метеорологическую, а в освободившееся место поставили фотоаппарат. Объектив этой камеры "смотрел" прямо вперед и позволял фотографировать самолеты в воздухе.


Средняя часть фюзеляжа занята бомбоотсеком, в который можно попасть из кабины через герметично закрывающийся люк. Это сделано для осмотра и подготовки к сбросу ядерной бомбы. Бомбоотсек закрывается двумя двухсекционными створками. На заправочной модификации самолета AJ-2 топливо для заправляемых самолетов находится в дополнительном баке, подвешенном в бомбоотсеке. Створки последнего имеют отверстие, в которое выходит шланг с конусом. У разведчика AJ-2P бомбоотсек разделен на две части. В передней подвешивалось вооружение, а в задней устанавливались шесть различных фотоаппаратов.


В хвостовой части фюзеляжа реданной схемы был размещен турбореактивный двигатель. Над соплом его располагались два небольших треугольных отсекателя реактивной струи, предохранявшие рули высоты от повреждения горячими газами. Сразу за срезом сопла находится тормозной крюк.


Силовая установка самолета AJ-1 состоит из двух поршневых двигателей R2800-44W Double Wasp мощностью 2200 л.с. Первоначальным проектом предусматривалось использование двигателей Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major от бомбардировщика В-29, но они имели большой расход топлива и от них в дальнейшем отказались. Двигатели приводят во вращение два четырехлопастных винта диаметром 4,47 м с изменяемым шагом компании Hamilton Standart. На бомбардировщиках AJ-2 устанавливались двигатели Wright R-3350 Duplex-Cyclone 18 мощностью 3250 л.с.


Кабина экипажа на трех человек.


Вооружение бомбардировщика Savage состояло из свободнопадающих бомб, торпед или морских мин общей массой до 2000 кг. В носовой части фюзеляжа неподвижно закреплены две 20-мм пушки с боезапасом по 180 снарядов на ствол. Самолет способен нести ядерное оружие.


Турбореактивный двигатель J33-A-10 компании Allison работал на бензине и форсировался впрыском воды в компрессор. Максимальная тяга 2087 кг. Топливо для силовой установки размещалось в крыле и фюзеляжных топливных баках.


Шасси всех модификаций Savage трехстоечное с носовым колесом. Носовая стойка управляемая. Основные стойки имеют по два колеса и убираются в задние части мотогондол.


На бомбардировщиках первой модификации стабилизатор имел угол поперечного V в 3 град., на машинах второй модификации - 0 град. Киль самолета при размещении в ангаре авианосца складывался на правую сторону. Savage стал первым самолетом палубной авиации со складным килем. Рули направления и высоты имеют триммеры.


Крыло самолета трапециевидное, складывающееся. Под крылом подвешены обтекаемые гондолы с поршневыми двигателями, аналогичные по своей конструкции гондолам бомбардировщика "Мародер". На концах крыла возможна подвеска дополнительных топливных баков, снабженных вертикальными стабилизаторами. Механизация крыла представлена элеронами с триммерами и двухсекционными закрылками. На передней кромке правого крыла закреплена штанга приемника воздушного давления длиной 3,5 м.


Модификации:
XAJ-1 прототип с двумя поршневыми радиальными двигателями 2,300 hp (1,715 kW) Pratt & Whitney R-2800-44 и одним реакивным Allison J33-A-10; три построено.
AJ-1 (A-2A) начальная серийная версия с двумя поршневыми радиальными двигателями 2,400 hp (1,790 kW) R-2800-44W и одним реакивным J33-A-10; 55 построено, сохранившиеся переобозначены как A-2A в 1962.
AJ-2 (A-2B) модифицированная версия с двумя поршневыми радиальными двигателями 2,500 hp (1,864 kW) R-2800-48 radial и одним реакивным J33-A-10, 55 построено, сохранившиеся переобозначены как A-2B в 1962.
AJ-2P фото-разведчик на базе AJ-2 с камерами; 30 построено.
NA-146 обозначение компании для трех прототипов поставленных USN как XAJ-1.
NA-155 развитие XAJ-1; только макет, не строились.
NA-156 серийный вариант для USN как AJ-1; 12 построено.
NA-160 серийный вариант для USN как AJ-1; 28 построено.
NA-169 серийный вариант для USN как AJ-1; 15 построено.
NA-175 фото-разведчик на базе для USN as AJ-2P; 23 построено.
NA-183 фото-разведчик на базе для USN as AJ-2P; 7 построено.
NA-184 улучшенный серийный вариант для USN как AJ-2; 55 построено.
XSSM-N-4 Taurus предложенный беспилотный вариант ракеты поверхность-поверхность. Прекращен в 1948, не строился.


ЛТХ:
Модификация AJ-1
Размах крыла, м 22.91
Длина самолета,м 19.20
пустого самолета
нормальная взлетная 23793
Тип двигателя
основные 2 ПД Pratt Whitney R-2800-44W
дополнительный 1 ТРД Allison J33-A-19
Мощность
основные, л.с. 2 х 2400
дополнительный, кгс 1 х 2087
Максимальная скорость, км/ч 758
Практическая дальность, км 3798
Боевой радиус действия, км 1650
Практический потолок, м 13100
Экипаж, чел 3
Вооружение: тактическое ядерное оружие

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
xtracat
Jun. 18th, 2019 03:14 pm (UTC)
Спасибо за пост!
Нет ли фото большего размера, где можно рассмотреть выхлопные патрубки?
( 1 comment — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow