igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Музей в Пенсаколе: транспортный самолет Ford Trimotor 4-AT-E.

И снова экскурс в 2014 год. Этот самолет я фотографировал уже в 2011 и вот снова и снова...
Ford Trimotor, неофициальное прозвище Tin Goose (Жестяной Гусь) — американский пассажирский самолёт, цельнометаллический трёхмоторный высокоплан со свободнонесущим крылом, производившийся серийно в 1927—1933 годах компанией Генри Форда Ford Airplane Company. Всего было выпущено 199 экземпляров. Ford Trimotor, первый экономически выгодный авиалайнер США, находился в эксплуатации до 1989 года (последний оператор в 1966—1989 годах — почтовая служба острова Рэттлснейк, США). На данный момент сохранилось 18 самолетов, 8 из которых в летном состоянии.
Самолет в музее это 4-AT-E Trimotor, он подобен Ford 4-AT-B, но с тремя более мощными 300 лс (224 kW) Wright J-6-9 Whirlwind радиальными поршневыми двигателями, с размещением 2 пилотов и 12 пассажиров. Построено 24 самолетов(из них сохранилось 5).

Naval museum, Pensacola Fl
Naval museum, Pensacola Fl ч2
все, что у меня есть по Ford Trimotor
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.



Наш самолет это Ford Trimotor 4-AT-E 1928 года постройки с заводским номером 4-AT-46 и гражданским номером N7861. Самолет изображает самолет ВМФ RR-5 с бортовым номером 9206 и cn 5-AT-105.


Самолет был построен в 1928 году и совершил свой первый полет 9 октября 1928 года. Был куплен и летал в Union Electric Light and Power Company в St. Louis, Missouri с номером c/r NC7681. Использовался как корпоративный транспорт. Далее он был куплен W.A. Monday, а уж они нарисовали "Wyomings Flying Hero" на боку и карикатуру на ковбоя на хвосте и облетели всю страну.
Далее он был приобретен Johnson Flying Service из Missoula, Montana, в 1939 году с номером c/r NR7861. 30 апреля 1941 получил сертификат летной годности на N7861 (4-AT-E, 46). Он занимался перевозкой парашютистов и грузов для противопожарного подразделения вплоть до середины 1950 годов. Еще в 1956 году Ford Tri-motor использовался для опыления полей. Вместимость 400 gallons. Под управлением Helena National Forest, Montana. Elliot Coffin купил его несколько позже, и управлял им до тех пор, пока не подарил музею к его открытию в 1974. Несет маркировку: N.A.S. PENSACOLA, US NAVY, 9206, RR-5
Изображает RR-5 A9206 с cn 5-AT-105. RR-5 были переделаны из двух 4-AT-D (самолет такой же как и 4-AT-B, а значит и как 4-AT-E, отличия кроются в двигателях) один для US Navy и один для US Marines.


Первым американцем, строившим цельнометаллические авиалайнеры, был конструктор William Bushnell Stout. На собственном предприятии Stout Metal Airplane Co. он создал несколько металлических одномоторных транспортных самолётов. Сначала 4 местный Stout Air Sedan. Затем, в начале 1925 года 6 местный Stout 2-AT Air Transport. Эти самолёты летали в авиакомпании Stout Air Service. Один Stout 2-AT купил Генри Форд. С апреля 1925 года он использовал самолёт для перевозки грузов между Детройтом и Чикаго. Форд тогда всерьёз заинтересовался авиабизнесом. Автомобильный магнат создал собственную авиакомпанию, позже названную Ford Airways. Форд начал субсидировать компанию Уильяма Стоута, а в августе 1925 года купил её, чтобы самому заняться производством авиалайнеров. Первым продуктом совместного предприятия стал трехмоторный Ford 3-AT Air Pullman. Его сконструировал Стоут на базе Stout 2-AT. Однако самолёт вышел неудачным. Он имел плохие лётные и посадочные характеристики. Совершив всего три полёта Ford 3-AT сгорел в январе 1926 года во время пожара в ангаре Форда. Тогда Форд поручил создать новый авиалайнер Гарольду Хаксу (Harold Hucks). Хакс работал над проектом с бригадой молодых конструкторов. Среди них выделялся James McDonell - позже он создал собственную авиастроительную корпорацию.


Результатом их усилий стал 8-местный самолёт Ford 4-AT. По схеме он напоминал Fokker F.VII/3m - высокоплан с одним двигателем в носу и двумя под крыльями. Но конструктивно самолёт был подобен Junkers G-23/24 - цельнометаллический каркас с алюминиевой гофрированной обшивкой. Ford 4-AT впервые поднялся в воздух 11 июня 1926 года. На этот раз конструкторам сопутствовала удача. Самолёт показал хорошие лётные характеристики и заинтересовал ряд авиакомпаний. Правда не обошлось без неприятностей: Junkers, владея патентом на цельнометаллическую конструкцию, подал судебный иск на Форда, не купившего у него лицензию. Суд вынес решение, что Форд должен возмещать иски, которые Junkers может предъявить компаниям, эксплуатирующим Ford 4-AT. Судебное решение не остановило Форда, он начал серийное производство авиалайнера и добился больших успехов в его продаже.


В том же 1926 году первый серийный Ford 4-AT (модификация 4-AT-A) вышел на грузопассажирскую линию Форда между Детройтом и Чикаго. Второй самолёт закупила чикагская авиакомпания NAT - National Air Transport. Она тоже летала из Чикаго в Детройт, а 1 ноября 1927 года продлила маршрут из Детройта в Кливленд (полёт между этими городами занимал 1 час 40 минут). Позже линия достигла Нью-Йорка. Таким образом сформировалась трасса Нью-Йорк - Чикаго. Из Чикаго в Сан-Франциско на Boeing 40A уже летала авиакомпания Boeing Air Transport. Обе компании договорились о стыковке рейсов. Таким образом в США появилась возможность регулярно путешествовать по воздуху от Атлантического до Тихого океана.


Первые шесть самолётов выпустили с двигателями Wright Whirlwind J-4, остальные с Whirlwind J-5. Whirlwind J-5 имела и вторая версия - Ford 4-AT-B. Она появилась в 1928 году. Здесь было 10 пассажирских мест. Один из первых самолётов серии, под названием "Floyd Bennet", был специально оснащен для полярных экспедиций. На нём 28 - 29 ноября 1929 года Роберт Бёрд совершил полёт на Южный Полюс.


В 1928 году появились ещё две версии. Модель 4-AT-C имела двигатель Pratt & Whitney Wasp в носу и два Whirlwind J-4 под крыльями. Был изготовлен всего один экземпляр для Sunbeam Air Transport. 4-АТ-D отличалась от предыдущих версий бóльшим размахом крыльев. Эту версию также выпустили всего в одном экземпляре, не считая ещё одного самолёта, переделанного из 4-AT-B.


Вслед за National Air Transport самолёт стали покупать и другие американские авиакомпании. Так западное побережье США обслуживала авиакомпания Maddux Airlines. У неё был самый большой флот Ford 4-AT - 16 самолётов. Другой крупный покупатель - Eastern Air Transport, использовал машину на линиях восточного побережья.


В 1929 году появилась версия 4-AT-E. На ней стояли более мощные двигатели Whirlwind J6. Эта модель перевозила уже 12 пассажиров. Она эксплуатировалась не только в Америке, но и в Европе. В 1929 году один самолёт купила испанская авиакомпания CLASSA. 20 мая 1930 года её Ford 4-AT-E начал летать из Мадрида на Канары - в город Тенерифе. Затем подобный лайнер попал и в другую испанскую авиакомпанию - LAPE, которая купила ещё один самолёт следующей модификации - 4-AT-F (улучшенная версия 4-AT-E, появилась в 1931 году). Под стандарт 4-AT-E в 1929-30 были переделаны несколько Ford 4-AT-B. Ford 4-AT-E приобретали не только авиакомпании. Часть самолётов, под названием Ford C-3A, служили в американской армии, часть на флоте как JR-2.


Подобно тому как массовый автомобиль Форда - Ford T, получил прозвище Tin Lizzie (Оловянная Лиззи), ставший сразу же популярным самолёт Форда получил прозвище Tin Goose (Оловянный гусь). Благодаря простой рациональной конструкции он был удобен в эксплуатации. Ford 4-AT соответствовал высшим, по тем временам, стандартам удобств. В нем была туалетная кабина с умывальником, отопление и электрическое освещение салона. Большие окна обеспечивали пассажирам прекрасный обзор. Их можно было открывать и закрывать в полёте - благо скорость и высота полёта позволяли. Хороший обзор был и из пилотской кабины. В отличие от других самолётов, где управляли штурвалами, на фордовском лайнере была баранка, как на автомобиле Ford T. Тормоза на колёсах, с раздельным приводом, и поворотное хвостовое колесо обеспечивали хорошие манёвренные характеристики во время рулёжек на земле. Благодаря стартеру двигатели легко запускались. Впервые на авиалайнере стояла бортовая радиостанция, применялась радионавигация.


Самолёт был достаточно надёжен и мог продолжать полёт по маршруту при отказе одного из двигателей. Тем не менее несколько машин потерпели катастрофу. Самая тяжёлая из них - катастрофа самолёта с бортовым номером NC7683, принадлежащего Colonial Western Airlines. На нём 17 марта 1929 возле Нью-Йорка нашли свою смерть 13 человек.
Ford 4-AT оказался очень долговечным самолётом. Некоторые машины летали на линиях до 1970 годов. Авиакомпания Island Airlines совершала на них рейсы из Порт-Клинтона в штате Огайо на острова озера Эри. В 1973 последний экземпляр 4-AT-B попал в аварию, но затем был восстановлен и в 1985-1986 использовался для демонстрационных и обзорных полётов.
Несколько самолётов сохранились до наших дней. Один из них даже летает. Это Ford 4-AT-E, зав. 146, базирующийся в Ошкоше (штат Висконсин). Он окрашен в цвета авиакомпании Eastern Air Transport, которой принадлежал в конце 1920 годов. Другие экземпляры заняли места в музеях, в т.ч. один 4-AT-B в музее Генри Форда в Дирборне.

Модификации :
4-AT-A начальный серийный вариант, построено 14 самолетов.
4-AT-B вариант 1927 года, с двигателями Whirlwind J-5 мощностью по 220 л.с. (177 кВт) и вместимостью 12 пассажиров, построены 39 самолетов.
4-AT-C схож с 4-AT-B, но с установленным в носовой части фюзеляжа радиальным ПД Pratt & Whitney Wasp мощностью 400 л.с. (298 кВт); построен один самолет.
4-AT-D обозначение трех самолетов, схожих с 4-AT-B, но имевших различные силовые установки и отличавшихся индивидуальными доработками.
4-AT-E в основном идентичен 4-AT-B, но с тремя двигателями Whirlwind J-6-9 мощностью по 300 л.с. (224 кВт), построены 24 самолета.
4-AT-F один самолет, отличавшийся от 4-AT-E некоторыми аэродинамическими улучшениями.

ЛТХ:
Модификация 4-AT
Размах крыла, м 22.54
Длина самолета,м 15.18
Высота самолета,м 3.60
Площадь крыла,м2 72.92
Масса, кг
пустого самолета 2948
максимальная взлетная 4595
Тип двигателя 3 ПД Wright Whirlwind J-5
Мощность, л.с. 3 х 220
Максимальная скорость, км/ч 209
Крейсерская скорость, км/ч 172
Практическая дальность, км 917
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 8-12 пассажиров
Tags: 2014, ford, ford trimotor, naval aviation museum, pensacola, музей, пенсакола
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments