igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Pima air museum: легкий истребитель Nakajima Ki-43-IIB Hayabusa(Oscar)

Достаточно редкий борт: Nakajima Ki-43 Hayabusa (隼, "Peregrine Falcon") это однодвигательный,наземного базирования тактический истребитель использовавшийся Imperial Japanese Army Air Force во Второй мировой войне. Армейское обозначение самолета было "Army Type 1 Fighter" (一式戦闘機); союзники часто именовали его "Oscar", но также американские пилоты звали его "Army Zero" за определенное сходство с Mitsubishi A6M Zero.
Ki-43 с радиальным двигателем был легким и простым в управлении.
Всего было построено 5,919 самолетов. Многие из них использовались в последние месяцы войны камикадзе против американского флота.
На настоящее время в разных музеях сохранилось порядка 9 самолетов различных модификаций.

Pima air museum,Tucson,Arisona.
Pima air museum,Tucson,Arisona ч2.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш самолет это Nakajima Ki-43-IIB Hayabusa с номером T2-6430 в USAAF,заводским номером 6430 и бортовым номером 13. Этот самолет ранее выставлялся в EAA AirVenture Museum и Museum of Flight и передан сюда на хранение из National Air and Space Museum.
построен как Ki-43-IIb.
поступил на службу в Imperial Japanese Navy Air Force с s/n 6430.
в 1945 захвачен в Hollandia, Новая Гвинея.
поступил на службу в United States Army Air Force с s/n FE-6430.
позже номер сменили на s/n T2-6430.
с 22 июля 1946 по 1950 в Smithsonian, National Air and Space Museum, Park Ridge, Illinois, United States.
с 1950 по 1957 на хранении в Kirtland AFB, NM.
в 1958 снова в Smithsonian, National Air Museum, Paul Garber Facility, Silver Hill, Maryland.
передан на хранение в EAA Museum, Hales Corner WI.
с 1970 по 2003 на хранении в EAA Airventure Museum, Whittman Regional Airport, Oshkosh, Wisconsin, United States.
несет маркировку: 13
12 апреля 2004 передан на хранение в Museum of Flight, Boeing Field, Seattle, Washington, United States.
и наконец на хранение в Pima Air and Space Museum, Davis-Monthan AFB (South Side), Tucson, Arizona, United States.
23 мая 2008 перевезен по земле из Seattle, WA, в Tucson, AZ.
Демонстрируется в схеме Imperial Japanese Air Force 63rd Sentai, Hollandia, New Guinea в 1944.


Создание преемника Ki-27 в целях экономии времени,денег и ресурсов в 1937 году поручили все той же фирме Nakajima, исходя из накопленного ею опыта и уже фактически сложившейся монополии на производство армейских истребителей. Новый самолет получил порядковый индекс Ki-43.
Руководство ВВС японской армии сформировало следующие требования к новому истребителю: скорость - не менее 500 км/ч, скороподъемность-5 мин на высоту 5000 м, радиус действия - до 800 км, вооружение -два пулемета калибра 7,7 мм, маневренность - на уровне Ki-27.
Эти требования не сильно превосходили характеристики Ki-27, а вооружение полностью ему соответствовало.
Проектное бюро состояло примерно из 20 человек. Ответственным за разработку крыльев был инженер Минору Ота, а за силовую установку - инженер Кояма. После почти года расчетов, конструктивных прикидок и многочисленных моделей, 12 декабря 1938 года на заводе фирмы Nakajima Hikoki KK в городе Ота был готов прототип истребителя с индексом 4301.
Итокава сконцентрировал усилия проектировщиков на максимальном уменьшении массы и лобового сопротивления машины. Большое внимание также было уделено обеспечению простоты конструкции с целью ее облегчения и рационализации производственного процесса. Главной новинкой стали убираемые в полете шасси. Из-за нехватки собственного опыта в этой области,осваивали зарубежный опыт.
Японцы скопировали с Chance Vought V-143 схему и механизм уборки шасси.


Для дальнейшего улучшения летных данных самолет оснастили новым двигателем 14-цилиндровым радиальным Nakajima Ha-25,который развивал на взлетном режиме 980 л.с., но был немного тяжелее предыдушего 9-цилиндрового 700-сильный Ha-1 Otsu, стоявший на Ki-27.
Расчеты показали, что новый самолет получается на на 50% тяжелее предшественника, а значит, для сохранения прежних значений горизонтальной маневренности, площадь крыла у него придется увеличивать на ту же величину. Но это приводило к дополнительному росту массы и аэродинамического сопротивления. В конце концов, было принято компромиссное решение: площадь крыла увеличили на 20%, смирившись ради повышения скорости с неизбежным ухудшением маневренности.
Большие надежды возлагались на увеличение тяговооруженности.


Прототип 4301 получился изящным низкопланом простых, очень чистых форм с длинным и тонким фюзеляжем. Его внешний вид и общая техническая концепция, отчетливо указывали на прямое родство с Ki-27. Вооружение состояло из двух синхронных пулеметов "тип 89" калибра 7.7 мм, установленных над мотором, причем их казенные части вдавались в кабину пилота, что облегчало перезарядку и устранение неполадок в полете. Разумеется, для конца 30-х годов такое вооружение было уже абсолютно несерьезным.
Фонарь кабины почти в точности копировал остекление Ki-27 раннего выпуска (Ki-27 Ко). Длинное плечо выноса стабилизирующих и рулевых поверхностей за счет вытянутой хвостовой части фюзеляжа позволило сделать их самих относительно небольшими.
В марте 1939 года завершилась постройка второго и третьего прототипов Ki-43 (No.4302 и 4303). Они были в идентичны первому, за исключением мелких деталей, вроде формы воздухозаборника карбюратора. А первый прототип впервые поднялся в воздух в начале января 1939 года на испытательном полигоне фирмы Nakajima - аэродроме Одзима неподалеку от города Ота. Заводские испытания прошли по плану и без особых проблем. Ранней весной заводские испытатели передали все три самолета в руки военным пилотам из авиационного училища "Акено".


Отзыв армейцев о новой машине был неутешительным. Они заявили, что новый истребитель получился очень инертным, вяло реагирующим на органы управления, а минимальный радиус и время виража слишком велики.
Кроме того, фонарь кабины, по их словам, сильно ограничивал обзор, а убираемые шасси показались им лишней роскошью, дополнительно усложнившей и утяжелившей и без того проблемный самолет.
Но компания Nakajima решила не сдаваться. Было принято решение на свой страх и риск продолжать работы над машиной, одновременно пытаясь убедить руководство ВВС в ее высоком потенциале.
С ноября 1939 года по сентябрь 1940 года было собрано и представлено на оценочные испытания еще десять испытательных самолетов, обозначавшихся заводскими порядковыми номерами с 4304 по 4313. У них были еще более длинные фюзеляжи меньшего диаметра. Площадь киля и руля поворота заметно увеличилась, а форма их изменилась. Кроме того, изменили форму законцовок крыльев и установили новые полностью застекленные фонари по типу поздних Ki-27.


Но внешними изменениями дело не закончилось. На самолет установили более мощную радиостанцию, изменили компоновку кабины, улучшили гидро- и электросистемы. На отдельных машинах также применили следующие модификации: истребители No.4310 и 4313 были вооружены двумя пулеметами Хо-103 "тип I" калибра 12.7 мм; а на самолетах No.4305 и 4313 поставили новые моторы Ха-105 с двухступенчатыми нагнетателями мощностью 1100 л.с.
Наконец, на экземплярах 4311 и 4313 появились боевые закрылки с гидроприводом, которые можно было отклонять на 15 градусов даже на больших скоростях, тем самым повышая маневренность и уменьшая радиус виража. Это осуществлялось с помощью двух кнопок на ручке управления.
Осенью 1940 года, когда был закончен последний, десятый прототип, разработчики пришли к выводу, что у них, наконец, получился достойный самолет. Программа испытаний завершилась полным успехом, и 9 января 1941 года года фирма Nakajima получила заказ на серийное производство машины. Именно тогда истребителю присвоили официальное название Hayabusa.


Модификации:
Ki-43 прототипы.
Ki-43-I "Ko" (Mark 1a) вариант вооруженный 2 × 7.7 mm (.303 in) Type 89 пулеметами,самозатягивающимися трехслойными топливными баками. Заводское: Hayabusa Fighter Type 1 of Army (Mark 1).
Ki-43-I "Otsu" (Mark 1b) вариант вооруженный 12.7 mm (.50 in) Ho-103 пулеметом и 1 × 7.7 mm (.303 in) Type 89.
Ki-43-I "Hei" (Mark 1c) вариант вооруженный 2 × 12.7 mm (.50 in) Ho-103, плюс 2x30 kg бомбы под крылом. Все ранние Ki-43-Ia "Ko" и Ki-43-Ib "Otsu" были модернизированы до этой версии как появилось нужное количество Ho-103.
Ki-43-II прототип и испытательный вариант. Новый двигатель Ha-115,самозатягивающиеся топливные баки,более короткое и усиленное крыло, улучшенный фонарь.
Ki-43-II "Ko" (Mark 2a) способен нести до 2x250 kg (1,100 lb) бомб
Ki-43-II "Ko" upgraded улучшенный масляный радиатор, посадочные огни, 12 mm бронированная спинка у пилота.

Ki-43-IIb "Otsu" (Mark 2b) радио оборудование. Более поздние варианты могли нести сбрасываемые топливные баки.
Ki-43-II-KAI (Mark 2 improved) получили новый выхлоп (добавило порядка 30 hp) и дополнительно 151 литров топлива в фюзеляже.
Ki-43-III прототип оснащенный двигателем Nakajima Ha-115-II мощностью 920 kW (1,230 hp),а также 2 × 170 L (45 gal) сбрасываемыми баками (это еще 3 часа летного времени)
Ki-43-III "Ko" (Mark 3a) серийная модель, некоторые оснащались лыжами для полетов со снега
Ki-43-III "Otsu" (Mark 3b) вариант с радиальным двигателем Mitsubishi Ha-112-II и вооруженные 20 mm пушкой Ho-5. (прототип,только 2 построено)
Ki-62 Project версия перехватчика на базе Nakajima Ki-43 с более мощным двигателем и вооруженный 30 mm (1.18 in) или 40 mm (1.57 in) пущками.

ЛТХ:
Модификация Ki-43-IIb
Размах крыла, м 10.84
Длина, м 8.92
Высота, м 3.27
Площадь крыла, м2 21.40
Масса, кг
пустого самолета 1910
нормальная взлетная 2590
максимальная взлетная 2925
Тип двигателя 1 поршневой радиальный 14 цилиндров Nakajima Ha-115
Мощность, л.с. 1 х 1150
Максимальная скорость , км/ч 530
Крейсерская скорость , км/ч 440
Практическая дальность, км 3200
Боевая дальность, км 720
Максимальная скороподъемность, м/мин 880
Практический потолок, м 11200
Экипаж 1
Вооружение: два 12,7-мм пулемета тип 1
2х 250-кг бомбы.
Tags: 2014, ki-43, nakajima, pima, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment