igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Museo del Aire ангар 4 : испанские вертолеты Aerotecnica AC-14 и AC-12.

Оказывается были и у Испании свои вертолеты. Вот вам два любопытных представителя этого племени: Aerotécnica AC-12 Pepo это испанский легкий вертолет разработанный предприятием Aerotecnica. Конструктор - Jean Cantinieau. Первый полет 20 июля 1956 года,всего построено 12 вертолетов. Его младший брат Aerotécnica AC-14 совершил свой первый полет 16 июля 1957 г. Построено 10 вертолётов.
Aerotécnica AC-12

Aerotécnica AC-14

Museo del Aire,Мадрид(Испания).
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Первый вертолет это поршневой Aerotecnica AC-12 с регистрационным номером Z-2-6,серийным номером 6 и военным кодом 75-6.


Компания Aerotecnica S.A. была организована в начале 50-х годов в Мадриде. Главным конструктором компании стал француз Жан Кантинье (Jean Cantinieau), который еще будучи инженером французского концерна Sud Ouest (SNCASO) спроектировал легкий одноместный вертолет Matra-Cantinieau MC-101. Этот вертолет стал был построен в Испании уже с новым обозначением AC-11 (Aerotecnica-Cantinieau-11).


Вслед за AC-11 последовал первый испанский вертолет AC-12 Pepo, отличавшийся от своего предшественника цельнометаллическим фюзеляжем типа монокок, двухместной кабиной, "спинным плавником" и новым двигателем Lycoming O-360-B2A мощностью 170 л.с.


Первый полет вертолета состоялся в 20 июля 1954 года. Кроме двух прототипов было заказано еще строительство небольшой серии вертолетов из десяти машин. Все они были поставлены в Escuela de Helicopteros в 1961 году под обозначением Z-2 (EC-XZ-2).


В ноябре 1964 года их заменили американские Bell 47 (прошедшие корейскую войну из за чего оказавшиеся в три раза дешевле AC-12).


В этом же году AC-12 передали в INTA, где использовались для различных экспериментов до 1967 года, после чего они были списаны.


Насколько я понял как минимум три экземпляра из этой серии из 12 машин,сохранились в различных авиамузеях Испании.


Этот вертолет имеет традиционную систему с рулевым винтом.


Непонятно почему трубки поломаны. Вообще кабина могла быть как с остекленением,так и без него.


Краткое описание вертолета в музее.


Общий вид.

ЛТХ:
Модификация AC-12
Диаметр несущего винта, м 8.50
Длина,м 8.30
Высота ,м 2.75
Масса, кг
пустого 490
максимальная взлетная 770
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-360-B2A
Мощность, л.с. 1 х 170
Максимальная скорость, км/ч 140
Крейсерская скорость, км/ч 100
Практическая дальность, км 340
Скороподъемность, м/мин 258
Практический потолок, м 2290
Статический потолок, м
Экипаж, чел 2


А теперь перейдем к турбовальному вертолету Aerotecnica AC-14 с регистрационным номером Z4-06,серийным также номером 6.


Еще одним направлением работы Жана Кантинье была разработка вертолетов с реактивной компенсацией вращающего момента. В 1955 году началось проектирование первоначально трехместного вертолёта Aerotecnica AC-14. В качестве основной базы, инженеры-конструкторы использовали вертолет Aerotecnica AC-12, который боле-менее успешно себя зарекомендовал в ВВС Испании. Чертежи AC-14 позже были проданы компании Nord.


Nord построила два опытных образца под обозначением Nord N.1750 "Norelfe". Однако вскоре они были проданы обратно Кантинье, к тому времени уже работавшему в испанской Aerotecnica S.A., где были обозначены AC.13A.


Там на их базе был построен пятиместный вертолет AC-14 с более мощным ГТД Turbomeca Artouste IIB1 (400 э.л.с.).
Вертолёта Aerotecnica AC-14 имел увеличенную длину по сравнению со своим предтечей Aerotecnica AC-12, что позволило разместить на борту до 5 человек, либо же, обеспечило возможность транспортировки грузов небольшой массы и размеров. Ряд изменений претерпел также и внешний дизайн летательного аппарата, обеспечивший вертолёту меньшее лобовое сопротивление при полёте, однако размеры ухудшили маневренность.


Первый полет вертолёт Aerotecnica AC-14 осуществил в 1957 году. Aerotecnica AC-14 успешно завершил все испытания, и практически сразу был направлен в серийное производство. Но модель оказалась невостребованной на рынке и лишь ВВС Испании заказали 10 экземпляров, которые были поставлены в 1961 году под обозначением Z-4 (EC-XZ-4). Но и их служба оказалась недолгой.


Конструкторами Aerotecnica прорабатывались проекты вертолетов AC.15, модификации AC.14 с двигателем Lycoming O-435-V мощностью 195кВт, и AC.21, увеличенного AC.14 с более мощным ГТД Turbomeca Turmo III, вмещавшего от 12 до 14 пассажиров. Однако все эти проекты остались нереализованными, поскольку в 1962 году испанское правительство прекратило финансирование разработки собственных вертолетов.


Вертолёт Aerotecnica AC-14 поставлялся как с открытой,так и закрытой кабиной. Но как вы понимаете на скорости 180 км\ч открытая кабина это не самая лучшая идея даже в жаркой Испании. Пилот и пассажиры ощущали явный дискомфорт, особенно, если речь шла дальних маршрутах.


В отличии от классических французских вертолетов,где пассажиры сидели на тряпичных лавках,здесь у каждого свое индивидуальное кресло,правда удобство такого кресла вещь спорная....


Экипаж состоял из одного пилота,который сидел чуть впереди остальных. Педали были по разную сторону от центральной панели. Особенно порадовало решение с силовыми элементами крыши!!!


Табличка на испанском языке.


Еще одна табличка. Вертолет попал в музей в 1998 году.


При всей простоте вертолета,конструкция его основного четырехлопастного винта простотой не блистала,возможно и это сыграло свою роль в неравной борьбе с более дешевыми и простыми в изготовлении двухлопастными вертолетами того же класса.


Хвостовая балка не имеет рулевого винта. как уже говорилось,здесь установлена система реактивной компенсации крутящего момента,видимо то,что на современных вертолетах называется NOTAR?


Общий вид сзади.


И просто общий вид.


ЛТХ:
Модификация AC-14
Диаметр несущего винта, м 9.60
Длина,м 11.22
Высота ,м 3.10
Масса, кг
пустого 700
максимальная взлетная 1300
Тип двигателя 1 ГТД Turbomeca Artouste IIB1
Мощность, э.л.с. 1 х 400
Максимальная скорость, км/ч 190
Крейсерская скорость, км/ч 120
Практическая дальность, км 450
Скороподъемность, м/мин 300
Практический потолок, м 6800
Статический потолок, м
Экипаж, чел 2
Tags: 2017, ac-12, ac-14, aerotecnica, вертолет, мадрид, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments