igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Museo del Aire и музей в Даксфорде: учебный самолет Stampe et Vertongen SV-4С

В этот раз у нас пара самолетов из разных музеев:
Stampe et Vertongen SV.4 (также известный как Stampe SV.4 или просто Stampe) это бельгийский двухместный учебный биплан разработанный и построенный компанией Stampe et Vertongen. Самолет также строился по лицензии во Франции и французской Алжирии. Всего построено 1050 самолетов.
SV-4C из Мадрида

Летающий SV-4C из Даксфорда

Museo del Aire,Мадрид(Испания).
Музей в Даксфорде и авиашоу 12-13 мая 2014 года.
все,что у меня есть по Stampe SV-4
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Во время Гражданской войны в Испании Stampe et Vertongen SV-4G (с регистрацией EC-RAR) принадлежащий тогда Ignacio Carrion использовался как учебный и связной самолет. А в музее в память этого выставляется самолет построенный во Франции по лицензии и полученный по обмену с ассоциацией Victor Tatin.
И этот самолет это SV-4C с номером F-BFZJ и серийным номером C/N 46.


Самолёт SV.4 был принят на вооружение ВВС Бельгии в середине 1930 годов и использовался как тренировочный и связной. За время производства фирма SeV выпустила три модификации этой машины (SV.4A, SV.4B и SV.4C), различавшихся, в основном, двигателем.


Модификация А оснащалась двигателем Renault 4 - PO5, модификация В - de Havilland "Gipsy Major" и модификация С - Renault P-PEI (все моторы имели одинаковую мощность в 145 л.с.). При вторжении немецких войск 10 мая 1940 года некоторое количество SV.4 числилось в составе авиашколы и часть самолётов позже попала в руки противника.


Специально для колоний была собрана партия из 24 машин. Колониальные самолёты должны были придти на замену старым машинам Stampe-et-Vertongen RSV-26\215 и SV-22\180, которые были выведены из эксплуатации в течении 1939-1940 годов. В ходе эвакуации из Европы самолёт с номером V9 11 июня 1940 года был поврежден истребителем "Firefly"и восстановлению не подлежал. Остальные 23 машины прибыли в Северную Африку, где были "переданы в пользование" французским властям 7 сентября 1940 года.


Те как раз ощущали недостаток современной техники, поэтому поражение армий в метрополии неожиданно укрепило колониальную авиацию. Судьба французских SV-4B сложилась следующим образом - в непрерывной эксплуатации до 1944 года находилось 10 самолётов, 5 разобрали на запасные части и ещё один (c номером V7) потерпел аварию 13 января 1943 года в Таза Тадла около Касабланки (Марокко). На данный момент известны следующие номера французских SV-4B: V1-V2-V3-V4-V5*-V7*-V11-V13*-V15*-V17-V18*-V20*-V21-V22-V23 и V24*. Звездочками отмечены машины пригодные к полетам.


Через два года ситуация в Африке полностью изменилась. Союзники очистили от немцев Марокко, Алжир, Тунис и Ливию, собрав богатые трофеи. В числе прочего имелось немало бывшей французской техники, причем как бывшая в использовании, так и находящаяся на складах. Новая колониальная и союзная администрация договорилась в бельгийским правительством в Лондоне о направлении в Конго нескольких самолётов причем доставить их должен был французский персонал. В итоге машины с номерами V6-V8-V9-V10-V12-V14 и V16 отдали назад бельгийцам.


Эти SV-4B совершили 900-километровый перелет из Орана до Касабланки, что было довольно впечатляющим результатом, поскольку до этого момента они находились на хранении в разобранном виде. Все самолёты достигли назначенного пункта без особых проблем к 21 августа 1943 года, откуда их должны были доставить в Бельгийское Конго на транспортном корабле. Вторая фаза транспортировки затянулась почти на год. Корабль стоял в порту в Дакаре с ноября 1943 по март 1944 года. Тем временем самолёты были проданы авиакомпании Aviation Fransaise d'Afrique за 8 млн. франков, таким образом снова поступив в распоряжении французов. Сделка состоялась 14 июня 1943 года.


Прибыв, наконец, в колониальные владения SV-4B направили на выполнение функций связи, поскольку как тренировочные машины они были уже не пригодны. После 1945 года к ним прибавились Airspeed "Oxford" и DH.104 "Dove" - самолёты хотя и не самые новые, но более пригодные для работы в условиях африканского климата. Сейчас трудно сказать, сколько именно SV-4B использовалось по назначению, но летали они до начала 1950 годов.


Самолёты, оставшиеся в Бельгии, были захвачены немцами и активно использовались для тренировочных целей. В 1941 году одним SV.4 воспользовались два бельгийских пилота чтобы бежать из захваченной немцами страны. Угнанную машины отправили в Хендон и в августе 1942 года присвоили серийный номер МХ457. Затем его передали союзным силам в состав 510-й эскадрильи в октябре 1942 года и применяли в качестве связного до самого окончания войны. После войны SV.4 возвратили Бельгии, где он продолжал летать до 1948 года.


Общий вид слева.



А теперь из Даксфорда:

Начнем с того,что это летающий самолет. Stampe et Vertongen SV-4С 1946 года выпуска с номером G-AYGE(бывший номер F-BCGM) серийный C/N 242. Этот самолет был построен во Франции компанией Nord в 1946 году. До 1970 года он летал в различных летных центрах. И позже был продан в Великобританию и получил текущий регистрационный номер. А с 1997 года он принадлежит семье Proudfoot.


Табличка к самолету с описанием его параметров и истории создания.


Общий вид спереди.


Общий вид слева.


Тут тоже достаточно плотно все заставлено самолетами. Почти невозможно вычленить отдельно один борт.


Модификации:
SV.4 прототип
SV.4A учебный пилотажный самолет с двигателем 140 hp/104 kW Renault 4-PO5
SV.4B улучшенная версия с двигателем 130 hp/97 kW de Havilland Gipsy Major I. Послевоенный учебный самолет для BAF был оснащен более мощным Cirrus Major или Gipsy Major X
SV.4C строившаяся по лицензии версия с двигателем 140 hp/104 kW Renault 4-Pei
SV.4D один самолет ремоторизированный двигателем 175 hp/130 kW Mathis
Несколько SV.4 были оснащены другими двигателями, такими как Lycoming O-320, Ranger 6 или LOM 332b. И как минимум один получивший двигатель Lycoming (OO-KAT) стал называться SV.4E.

ЛТХ:
Модификация SV-4C
Размах крыла, м 8.40
Длина, м 6.81
Высота, м 1.93
Площадь крыла, м2 18.06
Масса, кг
пустого самолета 500
максимальная взлетная 780
Тип двигателя 1 ПД Renault P-PEI
Мощность, л.с. 1 х 145
Максимальная скорость , км/ч 188
Крейсерская скорость , км/ч 140
Практическая дальность, км 420
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Tags: 2017, duxford, stampe, stampe sv-4c, даксфорд, мадрид, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments