igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Museo del Aire: сельскохозяйственный самолет Transavia PL-12 Airtruk

Совсем недавно я увидел этот самолет на фотографиях Сергея Рябчинского с чемпионата мира по планерному спорту. Там в далекой Новой Зеландии этот самолет буксирует планера. И вот он в моих объятиях(самолет) в музее под Мадридом!!!
Это Transavia PL-12 Airtruk - однодвигательный сельскохозяйственный самолет разработанный и построенный Transavia Corporation из Австралии. Airtruk это цельнометаллический подкосный sesquiplane(вариант биплана у которого одно крыло более чем вдвое меньше другого-полутораплан),с кабиной установленной над тянущим оппозитным двигателем воздушного охлаждения и коротким фюзеляжем с задней дверью. Обтекатель двигателя,хвостовая часть фюзеляжа и верхняя часть сделаны из стекловолокна. Он имеет шасси с носовым колесом и основными стойками размещенными на нижнем малом крыле. У него две не связанные между собой хвостовые балки. Свой первый полет он совершил 22 апреля 1965 года, а сертификат получил 10 февраля 1966 года. Производство было завершено в 1993 году. Всего было построено 118 самолетов различных модификаций. как минимум пять самолетов до сих пор в летном состоянии и еще порядка шести в музеях. Куда делись остальные непонятно:-)))

Museo del Aire,Мадрид(Испания).
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет это Transavia PL-12T-300A(12T-320) Skyfarmer,заводской номер: G783,бывший регистрационный VH-TRQ.
Этот самолет прибыл в Испанию в 1977 году,преодолев 22000 километров за 15 дней по маршруту: Сидней(Австралия)-Sabadell(Барселона-Испания). А в 1991 году самолет был подарен музею компанией производителем Transavia Corp.


Большинство агросамолетов внешне очень похожи друг на друга - низкопланы с фюзеляжами значительного объема, в которых размещены баки, распылительные устройства монтируются под крылом. Вместе с тем история авиации знает несколько попыток создания сельскохозяйственных самолетов с необычным внешним видом.


Одним из них стал австралийский Transavia PL-12 Airtruk,фактически он представляет собой бак для химикатов с кабиной пилота, крылом, мотором, шасси и хвостовым оперением. Вероятно, управлять этим аппаратом в полете совсем не просто.


Проект самолета был разработан конструктором Луиджи Пелларини (Luigi Pellarini)на базе Bennett Airtruck и изначально именовался Waitomo Aitruck.Чтобы удовлетворить специфические требования к сельскохозяйственному самолету, конструктор выбрал очень необычную компоновку подкосного двухбалочного полутораплана с размещением силовой установки, летчика, пассажиров и полезной нагрузки в центральной гондоле. Балки, в отличие от большинства самолетов подобной схемы, не соединены стабилизатором. На концах балок установлено Т-образное хвостовое оперение. Шасси неубираемое с носовой опорой.


Первый полет опытного PL-12, оснащенного двигателем Continental IO-520-A, состоялся 22 апреля 1965 года. После получения 10 февраля 1966 года сертификата типа, было начато его серийное производство. Первые серийные самолеты были поставлены заказчикам в декабре 1966 года. Всего было построено 110 экземпляров, которые эксплуатировались в Австралии, Дании, Индии, Малайзии, Новой Зеландии, Таиланде, Югославии, на Тайване, в Восточной и Южной Африке.


В 1971 году был выпущен многоцелевой грузопассажирский вариант PL-12U. В этом варианте одно пассажирское место расположено в верхней кабине позади летчика, а вместо бака с химикатами - четырехместная пассажирская кабина, имеющая пассажирскую дверь с левого борта.
В июле 1978 года совершил свой первый полет улучшенный вариант самолета T-300 Skyfarmer, который был оснащен двигателем Textron Lycoming IO-540. За ним в 1981 году последовал T-300A с улучшенной аэродинамикой. Transavia прекратило производство T-300 в 1985 году.


В 1985 году началось производство увеличенной версии T-400. Двигатель заменили с 6 цилиндрового на 8 цилиндровый и хвостовые балки удлинили на 750мм. Другие небольшие изменения касались аэродинамики. Они были связаны с борьбой с флаттером хвостового оперения...


PL-12 представляет собой одностоечный полутораплан с двухкилевым хвостовым оперением, цельнометаллической конструкции. Верхнее крыло двухлонжеронное, прямоугольной формы в плане с трапециевидными законцовками, состоит из центроплана и двух консолей. Нижнее крыло меньшей площади, имело прямоугольную форму в плане и двухлонжеронную конструкцию.


Фюзеляж ферменной конструкции, сварной из стальных труб 4130 с обшивкой из материала 2024 Alclad. Кабина летчика расположена над верхним крылом, имеет боковую дверь с правого борта. Под кабиной летчика расположен отсек двигателя, бак с химикатами объемом 1,02 куб.м, позади которого предусмотрена двухместная кабина для обслуживающего персонала. Вход в нижнюю кабину - через дверь в задней части фюзеляжа.


Шасси - трехопорное, неубираемое, с носовой стойкой. Все стойки с рычажными масляно-воздушными амортизаторами оригинальной конструкции, снабжены одинарными колесами размером 8,00-6. Тормоза основных колес дисковые гидравлические, производства Cleveland.


Носовая стойка.


Топливо размещается в двух баках общей емкостью 189 л в верхнем крыле. Для увеличения дальности возможна установка дополнительных центропланных баков, с которыми общий запас топлива достигнет 379 л. Заправка самолета топивом осуществляется через заправочные горловины на верхней поверхности каждого полукрыла. Запас масла - 11,4 л.


Airtruk иногда также называют Airtruck. Дело в том,что имя "Airtruck" было зарегистрировано Новозеландскими компаниями Bennett Aviation Ltd и Waitomo Aircraft Ltd, для их самолета PL-11,поэтому Transavia подобрало для своего PL-12 немного другое имя :"Airtruk":-))


Капоты двигателя.


Табличка от этого самолета.


Общий вид спереди и снова мне мерещится в нем Громозека:-))


Крупнее


Очень любопытно бы узнать каков обзор с этой башни:-))? Но резак как вы можете видеть,присутствует...


Винт для такой мощности явно должен быть ВИШ иначе ему не поднять почти две тонны.


Пробег на взлете у него на уровне моря у пустого всего 82 метра,с весом в 1724 кг уже 183 метра,а с весом в 1855 кг до препятствия в 15 метров порядка 475 метров,что я бы сказал очень и очень неплохо!!!


А дистанция от препятствия в 15 метров до остановки с весом в 1724 кг около 365 метров. Скороподъемность у земли с весом в 1855 кг порядка 650 футов в минуту. С полной загрузкой он взлетает на скорости в 60 узлов(а пустой на 40)!!


Скорость на прямой с полным весом порядка 75 узлов,а у пустого без закрылков 55 узлов. плесневеет у нас самолетик в этих краях:-(((


Хвостовая балка .


А это видимо оборудование для разбрасывания сухих веществ?


Или аварийный сброс жидкостей?


Никак не мог вспомнить название этой трубки,только Пито и Прандтль приходили в голову,хорошо,что умные люди подсказали: трубка Вентури. Это относительно недорогая конструкция позволяющая получать разрежение для работы гироскопических приборов.


Может когда нибудь попадется мне такой гадкий утенок на попробовать полетать!!:-))


Фото 28.


ПВД и датчик сваливания.


Крепление подкосов.


Колесо основной стойки.


Огромные элероны.


Кстати вы могли увидеть модифицированный Airtruk управляемый пилотом Jedidiah (Bruce Spence) в фильме 1985 года Mad Max Beyond Thunderdome(Безумный Макс 3: Под куполом грома).


Модификации:
PL-12 Airtruk базовый сельскохозяйственный вариант, оборудованный 818-л баком для химикатов и подфюзеляжным устройством для их распыления. Выпускался серийно с 1966 по 1978 года.Оснащен 300 hp (224 kW) двигателем Rolls Royce Continental IO-520-D
PL-12U многоцелевой грузопассажирский самолет. Первый полет - в декабре 1970 года, сертифицирован в феврале 1971 года.
T-320 Airtruk оснащен 320-hp сильным двигателем Continental/Rolls-Royce Tiara 6-320-2B.
Skyfarmer T-300 оснащен двигателем Lycoming O-540.
Skyfarmer T-300A улучшенная версия T-300.
Skyfarmer T-400 увеличенный, более мощный (с 400 hp (298 kW) Lycoming O-720).
PL-12 MIL предложенный многоцелевой грузопассажирский самолет. Также известен как M-300.
PL-12 550T предложенный вариант с турбопропом мощностью 550-hp Pratt & Whitney Canada PT6A.


ЛТХ:
Модификация PL-12
Размах крыла, м 11.98
Длина самолета,м 6.35
Высота самолета,м 2.79
Площадь крыла,м2 24.5
Профиль: NACA 23012
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 1,017
максимальная взлетная 1,925
Тип двигателя 1 Textron Lycoming IO-540-K1A5
Мощность, л.с. 1 x 300
Недостижимая скорость: 274 km/h (148 knots, 170 mph)
Максимальная скорость, км/ч 196 на 3000 футах
Крейсерская скорость, км/ч 188 на 75 % мощности
Скорость сваливания: 73 km/h (39 knots, 45 mph)
Практическая дальность, км 1297 km (700 nm, 806 mi)-перегоночная
Скороподъемность, 7.62 m/s (1,500 ft/min)-видимо пустой
Практический потолок, м 6,890 m (22,600 ft)
Нагрузка на крыло: 78.6 kg/m² (16.1 lb/ft²)
Тяговооруженность: 0.12 kW/kg (0.071 hp/lb)
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 907 kg (2,000 lb) сухих химикатов или 818 литров (216 US Gallons, 180 Imp Gallons) жидкостей. Два пассажира.

Tags: 2017, museo del aire, transavia pl-12, мадрид, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments