Pima air museum,Tucson,Arisona.
Pima air museum,Tucson,Arisona ч2.
все,что у меня есть по Hawker Hurricane
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Hurricane Mk II V6864. Борт собран из пяти Hurricane(основу составил построенный в Канаде Hurricane XII) и несет цветовую схему самолета Hawker Hurricane Mk I британского аса Robert Stanford Tuck который летал в No. 257 Squadron RAF летом 1940 года.
Завершение "битвы за Англию" позволило вновь обратить внимание на недостатки Hurricane. По-прежнему отказаться от серийного выпуска этой машины казалось невозможным, но можно было выделить ресурсы для ее модернизации. Она шла по двум основным направлениям - совершенствование двигателя и усиление вооружения.
Еще в 1939 году Hawker начала работы по поиску альтернативных двигателей для своего истребителя. Сотрудники Сиднея Кэмма выполнили проекты установки на Hawker Hurricane 24-цилиндрового Н-образного Napier Dagger, 14-цилиндрового радиального Bristol Hercules, а позднее и новейшего двигателя Rolls-Royce Griffon .
Но на какое то время остановились на модернизации двигателя Merlin: версию III решили заменить на более свежие версии. Наиболее удачным выглядел Merlin XX с двухступенчатым нагнетателем, развивавшим тогда 1185 л.с. При практически тех же габаритах и незначительном увеличении веса он сулил существенное улучшение скоростных качеств, особенно на средних и больших высотах. Такое сочетание позволяло без снижения темпов производства несколько поднять данные истребителя.
Merlin XX впервые облетали на Hurricane 11 июня 1940 года. В полете удалось достичь скорости 565 км/ч. Серийные машины в это время давали не более 515-530 км/ч. После ряда доработок (изменили радиатор, увеличили зеркало заднего обзора и добавили кое-что из оборудования) вес несколько возрос, и максимальная скорость упала до 560 км/ч. Новая модификация, названная Hurricane Mk II, очень быстро пошла в серию: уже в начале сентября 1940 года все истребители, сходившие с конвейера в Лэнгли, оснащались Merlin XX. Через два месяца после израсходования запаса старых моторов на выпуск Hawker Hurricane Mk II перешли и другие заводы.
4 сентября 1940 года британские ВВС приняли первые Hurricane Mk II. Их получила 111-я эскадрилья. Машины официально именовались IIА серия 1 и несли вооружение из восьми пулеметов. Однако это было явлением временным, связанным с нехваткой пулеметов "Браунинг". Еще в начале 1940 года был создан проект оснащения Hurricane двенадцатью пулеметами. Еще две пары разместили в консолях, значительно ближе к концам крыла.
Но Hawker Hurricane Mk II сохранил старое вооружение. Зато фюзеляж был усилен так, что его можно было в будущем стыковать с новым усиленным же крылом. На поздних машинах Hurricane Mk II фюзеляж несколько удлинили, создав небольшое пространство перед кабиной. Hurricane Mk II фактически являлась переходной к модификации IIВ, которую начали выпускать в Лэнгли в ноябре 1940 года. Она была вооружена 12 пулеметами и имела замки и топливную проводку для использования подвесных баков. Такие баки емкостью 166 л придумали изначально для перегонки самолетов на большие расстояния. Впервые они были опробованы в полете в мае 1940 года, затем конструкцию усилили так, чтобы истребитель с баками мог маневрировать в бою, а еще позже сделали сбрасывающимися.
Существенно позже на IIВ появилась бомбовая подвеска. По мере насыщения британских ВВС Spitfire Hurricane начали оттесняться на второстепенные театры военных действий и на роль самолета непосредственной поддержки. Для эффективных действий по наземным целям потребовался другой ассортимент вооружения, в первую очередь, бомбы. В апреле 1941 года в Боскомб-Даун испытали Hurricane I, под крыльями которого висели две бомбы по 113 кг. Министерство авиации одобрило эту попытку превратить Hurricane в истребитель-бомбардировщик. Конструкторы Кэмма спроектировали подобную подвеску для модификации IIВ. Чтобы упрятать в крыло балки бомбодержателей и тросовую проводку к замкам, пришлось снять четыре пулемета - по два крайних из каждого крыла. Самолет успешно испытали в мае 1941 года. Впоследствии часть машин действительно переоборудовали подобным образом, но большинство последующих получили усовершенствованный вариант подвески - с сохранением всех 12 пулеметов.
С февраля 1941 года самолеты Hurricane Mk IIВ выпускались и в тропическом варианте с дополнительными воздушными фильтрами. С этой модификации начал производство еще один завод - предприятие фирмы "Austin motor" в Лонгбридже.
Следующим шагом в совершенствовании Hurricane стало вооружение самолета пушками. Работы в этой области начались еще до войны. Когда в конце 1938 года британские военные собрались купить лицензию на 20-мм авиапушку, решено было опробовать швейцарскую "Oerlikon" и французскую "Hispano". Для отстрела в воздухе министерство авиации заказало фирме Hawker Hurricane с двумя пушками "Oerlikon" - по одной в каждом крыле. Эту машину подняли в воздух 24 мая 1939 года. Под пушечное вооружение переделали истребитель ранней серии с мотором Merlin II и двухлопастным винтом. Все пулеметы сняли; усилили крепление стрелкового прицела. При взлетном весе, равном 2803 кг, максимальная скорость была около 485 км/ч. После заводских испытаний самолет передали в центр ААЕЕ в Мартлшем-Хис. Эту машину считали просто летающим стендом - по бытовавшему тогда мнению, Hurricane был слишком легок, чтобы нести пушечное вооружение.
В дни "битвы за Англию" об этих экспериментах вспомнили. Теперь на Hurricane решили поставить сразу четыре пушки. Проект подготовили в мае 1940 года. Это опять был экспериментальный вариант, предназначенный для того, чтобы проверить, а выдержит ли истребитель отдачу четырех орудий. Фирме разрешили использовать один из истребителей Hurricane I, прибывших в Лэнгли на ремонт, - у него были искорежены консоли. Для самолета сделали новые крылья, в которые упрятали пушки со старыми магазинами-барабанами. 7 июня 1940 года Дик Рейнелл оторвал эту машину от взлетной полосы в Лэнгли. Самолет весил 3376 кг, и скорость упала до 467 км/ч; но следует учесть, что это был уже потрепанный истребитель с изношенным мотором. За дюжиной полетов в Лэнгли последовал отстрел пушек на земле и в воздухе на полигоне в Боскомб-Даун, и уже 19 августа боевая 151-я эскадрилья приняла машину на войсковые испытания. Документальных свидетельств участия пушечного Hurricane в воздушных боях, увы, не сохранилось.
Ободренная успехом, в ноябре 1940 года Hawker получила разрешение забрать с ремонтных баз 30 комплектов поврежденных крыльев. В мастерских фирмы их кустарно переделали под пушечное вооружение и смонтировали на выходящих из ремонта истребителях. Первый из них взлетел 5 декабря. Это были разношерстные машины разных заводов и разных серий. Все они получили пушки с магазинным питанием, винты Ротол RX.5/5 и элероны с металлической обшивкой. Чтобы уменьшить вес, сократили запас горючего. На первых трех самолетах зафиксировали максимальную скорость около 470 км/ч.
Но крыльев в итоге сделали больше, чем требовалось для восстанавливаемых самолетов. Их стали ставить на новые Hurricane II. Первый такой истребитель, который облетал пилот Сет-Смит 6 февраля 1941 года,стал считаться опытным образцом пушечной модификации Mk IIС. На нем устанавливались пушки не с барабанным, а с ленточным питанием по типу установки, спроектированной для "Typhoon". В феврале три полукустарных Hurricane IIС прибыли в Боскомб-Даун для прохождения испытаний. При весе около 3680 кг скорость удержалась на приличном уровне - около 540 км/ч (за счет большей мощности двигателя Merlin XX). Даже с тропическим фильтром (при весе 3755 кг) она не опускалась ниже 515 км/ч. В серии максимальная скорость впоследствии колебалась в пределах 4% в зависимости от уровня квалификации бригад сборщиков. После ремонта скорость обычно падала, хотя бывали случаи, что она даже возрастала.
С мая 1941 года в Лэнгли началось настоящее серийное производство модификации IIС. В следующем месяце новые машины стали поступать в строевые части. Несколько первых месяцев из-за нехватки механизмов подачи вперемежку собирали самолеты то с магазинным, то с ленточным питанием пушек, а далее только с ленточным. При этом оказалось, что вторая схема не только обеспечивает больший боезапас, но и менее склонна к замерзанию на высоте.
Хотя официально машина продолжала считаться дневным истребителем, на практике в этом качестве ее применяли мало - уж слишком велика была разница в скорости и скороподъемности с мессершмиттами и появившимися позже "фокке-вульфами", Зато Hurricane освоил множество других профессий - ночного истребителя, дневного и ночного истребителя-бомбардировщика и штурмовика, ближнего разведчика и спасательного самолета. Это обусловило продолжение массового производства самолета даже в условиях постоянного совершенствования истребительной авиации противника.
Ценность Hurricane IIС как штурмовика возросла после оснащения его реактивными снарядами. Он стал первым британским одноместным истребителем, получившим подобное оружие. Самолет нес восемь ракет типа UP. Предназначали их, в первую очередь, для поражения небольших судов. Ракета UP была весьма примитивна - просто труба, наполненная твердым топливом. Шашка имела внутри продольный канал и зажигалась с переднего конца (от боеголовки). В хвосте имелись три треугольных киля. Первый Hurricane IIА с подвеской ракет поднял в воздух К.Уоррен 23 февраля 1942 года. Массу боеголовки в процессе доводки увеличили с 18 кг до 27 кг, а число ракет на истребителе - до восьми. Стабилизаторов стало четыре, и они получили прямоугольную форму. Выпускали три варианта ракет: бронебойные, фугасные и учебные. Фугасными стреляли с дистанции 300-400 м, бронебойными с 200 м.
Hurricane IIС стал самой массовой модификацией. Hawker, Gloster и Austin построили в общей сложности 4711 самолетов этого типа. Кроме того, под стандарт IIС переделывались истребители при капитальном ремонте; их количество неизвестно. Машины типа IIС активно применялись на различных театрах боевых действий, в том числе в нашей стране. Уже в октябре-декабре 1941 года на Hurricane Mk IIC летали 57 эскадрилий в метрополии и еще 25 на других театрах. При этом учитывались части только собственно британских ВВС. Две трети машин за рубежом оснащались тропическими фильтрами. В различных частях применялись либо только IIС, либо смесь пушечных и пулеметных истребителей.
Hurricane IIС строились параллельно со штурмовиками типов IID и IV. Именно IIС, получивший имя "The last of the many" - "Последний из многих", стал последним, 12875-м, Hurricane, изготовленным в Великобритании. Это произошло в августе 1944 года.
Когда Hurricane IIC в середине 1941 года начал поступать в RAF, то некоторые месяцы их поступало в СССР больше, чем в Англию и страны Содружества. Hawker Hurricane IIC отправлялись на палубах конвоев в северные порты СССР.
В августе 1941 года первые IIA и IIB были отправлены в советское Заполярье для вооружения авиакрыла RAF, состоявшего из 81-го и 134-го дивизионов.С началом суровой зимы пилоты RAF вернулись назад,оставив свои самолеты, которые были присоединены к имевшимся пушечным Hurricane IIC. Эти самолеты попали в СССР несколькими путями,в основном полярными конвоями.
Hawker Hurricane строились не только заводами Великобритании, но также и в Бельгии, Югославии и Канаде.
Канадская Модель XII соответствовала английскому Hurricane IIВ; она и называлась сначала IIВ (Can). Двигатель был Merlin 29 и большая часть самолетов не имела кока винта. Выпускались также истребители Hurricane XIIА с вооружением по типу А (8 пулеметов). Часть их них была собрана в палубном исполнении как "Sea Hurricane" XIIA. Самолеты модификации XII поставлялись канадским ВВС, а также в СССР.
Всего в Канаде изготовили 1451 Hurricane (по другим данным, 1448 или даже 1598), что внесло существенный вклад в общее производство. Часть этих машин прошла в Англии переоборудование в другие модификации.
В ВВС Великобритании к концу войны эти самолеты остались только в звеньях метеоразведки, да и то на отдаленных театрах. 1413-е звено было разбросано по аэродромам Сирии и Ливана, 1415-е находилось на базе Хаббания в Ираке. В сентябре 1945 года Hurricane в них заменили Spitfire. Метеозвенья на Дальнем Востоке и в Индии сохраняли старую технику до конца 1946 года.
Часть самолетов после списания с военной службы попала в частные руки и в различные организации. Знаменитый "The last of the many", последний из построенных Hurricane, после войны стал спортивной машиной. Принцесса Маргарет, сестра нынешней королевы Англии, в 1950 году заняла на нем второе место в гонках на Королевский Кубок.
В индийских ВВС Hurricane использовались в строевых частях в северо-западной части страны до 1946 года, примерно до этого же времени они эксплуатировались учебными подразделениями на юге Индии. По крайней мере, одна машина дожила до провозглашения независимости; этот Hurricane XII был списан в 1953 году.
Фото 25.
Вид сзади.
ЛТХ:
Модификация Hurricane Mk.II
Размах крыла, м 12.19
Длина, м 9.81
Высота, м 3.99
Площадь крыла, м2 23.92
Масса, кг
пустого самолета 2566
нормальная взлетная 3422
максимальная взлетная 3649
Тип двигателя 1 ПД Rolls-Royce Merlin XX
Мощность, л.с. 1 х 1260
Максимальная скорость , км/ч 529
Практическая дальность, км 1480
Боевая дальность, км 740
Максимальная скороподъемность, м/мин 838
Практический потолок, м 11125
Экипаж 1
Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano или Oerlikon с общим боекомплектом в 364 снаряда или двенадцать 7.7-мм пулеметов в ранних модификациях