North American B-25 Mitchell — американский двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик среднего радиуса действия.
А наш самолет TB-25N,это версия B-25J от компании Hayes для тренировки пилотов ( 47 построено).
Pima air museum,Tucson,Arisona.
Pima air museum,Tucson,Arisona ч2.
все,что у меня есть по B-25
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это North American TB-25N Mitchell,последний военный номер 43-27712 USAAFConstruction Number: 108-34775
Немного истории:
построен как B-25J-1-NC компанией North American в Kansas City, Kansas, USA.
в течении 1943 поступил на службу в United States Army Air Force с s/n 43-27712.
конвертирован в TB-25N.
с 1965 по 1969 находился в Davis Monthan AFB, Tucson, AZ. Демонстрировался на основном входе.
с октября 1969 программа хранения National Museum of the United States Air Force, Wright Field, Dayton, OH.
в октябре 1969 передан на хранение в Pima Air and Space Museum, Davis-Monthan AFB (South Side), Tucson, AZ.
Чтобы повысить эффективность подготовки экипажей, на базе боевой машины создали учебный самолет. Учебному В-25 присвоили обозначение АТ-24, а 11 июня 1948 года обозначение изменили на ТВ-25. При этом: АТ-24А стал называться TB-25D, АТ-24В TB-25G, АТ-24С ТВ-25С, AT-24D TB-25J.
Руководство службы подготовки ВВС (Air Training Command) располагалось в Форт-Уорте (Техас). Была принята программа, позволявшая в массовом количестве подготовить пилотов, штурманов, бомбардиров, радистов, стрелков и механиков.
До этого времени пилотов двухмоторных самолетов готовили на специальных учебных самолетах, например, Curtiss AT-9. Подготовка на АТ-24 "Mitchell" началась в июле 1943 года на базе Брукс-Филд (Техас).
Если подготовка пилотов шла успешно, то стрелков пулеметов для В-25 не готовили, в отличие от стрелков для В-17, В-24 или В-40. На АТ-24 готовили также механиков на аэродроме Кислер-Филд (Миссисипи).
В 1946 году в США завершилось раздельная подготовка штурманов, бомбардиров и радистов, после чего все три курса объединили в один, организованный на базе Мазер-Филд (Калифорния). База была оснащена транспортными самолетами С-47 "Skytrain" и АТ-24 "Mitchell".
Невооруженный и лишенный бронирования TB-25J (AT-24D) был выпущен серией в 600 машин. Кроме того, для обучения использовали серийные B-25J со снятым вооружением. В задней части фюзеляжа установили пять кресел, еще два - в бомбоотсеке. Носовая часть самолета представляла собой плексигласовый обтекатель.Обтекатель стоял и на месте хвостовой огневой точки. Верхние стекла в кабине пилотов были тонированы.
В качестве двигателей использовались Wright R-2600-29 или R-2600-35.
Позднее фирма Hayes Aircraft в Бирмингеме (Алабама) выпустила 79 учебных самолетов TB-25L на базе B-25J. Первый самолет из серии был готов в апреле, а последний в декабре 1952 года.
Самолеты не имели ни вооружения, ни бронирования, оснащались новой приборной доской, системой освещения, кислородной системой и системой внутренней связи. Лобовое стекло было сплошным, а семь кресел внутри фюзеляжа располагались также, как на TB-25J.
Позднее 40 из этих самолетов переименовали в ТВ-25М и приспособили для подготовки штурманов и операторов радаров.
На базе B-25J фирма Hayes выпустила также 47 TB-25N(наш самолет), соответствовавших стандарту TB-25L и предназначенных для подготовки пилотов.
Школа штурманов находилась на базе Мазер-Филд (Калифорния), где действовала с 1946 года на самолетах ТВ-25М, оснащенных радарами. На этих же самолетах испытывалась система управления огнем Е-5.
В свою очередь фирма Hughes модифицировала в 1950 году 117 В-25J. Конверсированным самолетам присвоили обозначение ТВ-25К. На них устанавливали систему управления огнем Е-1. Система монтировалась в бомбоотсеке и имела сдвоенное управление: как для инструктора, так и для курсанта.
Кроме того, фирма переделала один B-25J (44-30646), оснастив его системой вооружения Е-3/4 для реактивных истребителей F-86D/K.
В 1952 году АТС реорганизовало цикл подготовки пилотов и разделило его на четыре стадии: наземную, начальную (на самолетах Т-6 "Texan"), основную (Т-6 и Т-28) и завершающую (Т-33 "Shooting Star", F-51 "Mustang", F-80 "Shooting Star" и ТВ-25 "Mitchell").
С 1953 года экипажи многомоторных самолетов проходили подготовку на ТВ-25 "Mitchell", ТС-54 "Skymaster" и ТВ-50 "Superfortress".
В январе 1960 года АТС выпустило последний курс пилотов, летавших на ТВ-25. В дальнейшем подготовка проходила только на Т-33 "Shooting Star".
Всего на ТВ-25 подготовку прошли 30000 летчиков, налетавшие в сумме 2,5 млн.часов. Последний ТВ-25 был списан 18 января 1960 года на базе Джеймс-Коннелли АФБ (Техас).
Учебные модификации:
Большинство моделей B-25 в какой то момент использовались как учебные самолеты,но были и построенные специально:.
TB-25D первоначальное обозначение AT-24A (Advanced Trainer, Model 24, Version A). Учебная модификация B-25D. в сумме 60 AT-24 различных модификаций было построено.
TB-25G первоначальное обозначение AT-24B. Учебная модификация B-25G.
TB-25C первоначальное обозначение AT-24C. Учебная модификация B-25C.
TB-25J первоначальное обозначение AT-24D. Учебная модификация B-25J. Другие 600 B-25J были модифицированы после войны.
TB-25K вариант для обучения работе с Hughes E1 fire-control radar(Hughes). (117 построено)
TB-25L вариант от Hayes для обучения пилотов. (90 построено)
TB-25M вариант для обучения работе с Hughes E5 fire-control radar. (40 построено)
TB-25N вариант от Hayes для обучения штурманов. (47 построено)
ЛТХ:
Модификация TB-25
Размах крыла, м 20.60
Длина, м 16.13
Высота, м 4.98
Площадь крыла, м2 56.67
Масса, кг
пустого самолета 8760
нормальная взлетная 14220
Тип двигателя 2 ПД Wright R-2600-13 Cyclone
Мощность, л.с. 2 х 1700
Максимальная скорость , км/ч 482
Крейсерская скорость , км/ч 414
Практическая дальность, км 3200
Cкороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7620
Экипаж 5