?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А вот теперь Ил-2.Экспонируемый в музее самолет был изготовлен в октябре 1942 года и участвовал в боевых действиях в составе 243 штурмовой авиационной дивизии.При возвращении с боевого задания 30 декабря 1942 года на поврежденном истребителями противника штурмовике летчик М.Федоров произвел вынужденную посадку на фюзеляж в торфяном болоте Невний Мох Новгородской области,где самолет и был обнаружен в 1977 году,доставлен в Москву и восстановлен в ОКБ имени С.В.Ильюшина,вместе с еще одним поднятым из болота сбитым Ил-2.Восстановление мотора АМ-38 выполнил коллектив предприятия"Салют".После участия в съемках фильмов "Особо важное задание" и "Ты должен жить" Ил-2 15 августа 1980 года был передан музею ВВС.

Центральный музей ВВС в монино
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком». Немецкие пилоты за способность переносить повреждения называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт» и нем. «Zementbomber» — «цементированный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько нелицеприятных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), отдельные солдаты вермахта называли его «чёрной смертью» (нем. Schwarzer Tod).)
общий вид справа

Самый массовый самолёт 1940-х годов. Принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной Войны, а также в войне с Японией. В 1940 году началось серийное производство. Первые серийные Ил - 2 изготовлены в Воронеже на заводе №18. Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1, № 18 в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Всего было выпущено 36163 самолёта.

Создан в ОКБ Ильюшина.
Прототип — БШ-2 (Заводское наименование ЦКБ-55) совершил первый полёт 2 октября 1939 года (лётчик-испытатель В. К. Коккинаки).
фронт

Одномоторный моноплан смешанной конструкции с нижним расположением крыла. Главная особенность — включение брони в силовую схему планера самолёта. Броня корпуса заменила собой каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа. Несущий бронекорпус — клёпаный из гомогенной стальной брони АБ-1 (АБ-2), закрывал двигатель, кабину пилота, радиаторы и некоторые агрегаты (на прототипе бронекорпус защищал также бортстрелка). Прозрачная лобовая броня козырька кабины имела толщину 64 мм и выдерживала 7,62 мм бронебойную пулю с нулевой дистанции.
хвостовое оперение

Столкнувшись с большими потерями Ил-2, не имевших оборонительного вооружения, ВВС потребовали от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным, что и было реализовано к концу 1942 года. Однако, изменить бронекорпус уже не было возможности, поэтому бортстрелок находился вне бронекорпуса и был защищён лишь 8-мм листом брони со стороны хвоста. При этом защита пилота со стороны задней полусферы осуществлялась поперечной, толщиной 12 мм, цементированной бронёй марки «ХД», входившей в схему бронекорпуса.

Бронекорпус, защищающий обоих членов экипажа, получила лишь позднейшая модификация самолёта — Ил-10, выпуск которой был начат в 1944.
подкрыльевые точки крепления вооружения

Двигатель:
АМ-38 — поршневой, 12-цилиндровый с 60° V-образным развалом цилиндров жидкостного охлаждения, мощностью в различных вариантах от 1620 до 1720 л. с., разработан в ОКБ Микулина.

Вооружение:
* 2 пушки в консолях крыла (первоначально — 20 мм ШВАК, в основной серии — 23 мм ВЯ, в противотанковом варианте — 37 мм), испытывался образец с пушками 45 мм.
* 2 пулемёта ШКАС (крыльевые)
* Авиабомбы, контейнеры ПТАБ
* реактивные снаряды РС-82 или РС-132
* в качестве оборонительного вооружения на двухместных вариантах устанавливался пулемёт УБТ калибром 12,7 мм.
шасси

Модификации:
Выпускался в одноместном (пилот) и двухместном вариантах (пилот и воздушный стрелок). Различные технологические и конструктивные изменения вносились постоянно, например в конце 1941 года на некоторые экземпляры из-за нехватки материалов ставили хвост из дерева, с дополнительными внешними рёбрами жёсткости. Менялось бронирование, вооружение.

* Ил-2 (одноместный) — серийная модификация штурмовика, не оборудованного кабиной для заднего стрелка; в связи с большими боевыми потерями одноместного варианта, в некоторых авиационных частях предпринимались успешные попытки переоборудования одноместного Ил-2 в двухместный;
* Ил-2 (двухместный) — серийная модификация, оборудованная кабиной стрелка с фонарём и пулеметами ШКАС или УБТ, смонтированными на полутурельной установке;
* Ил-2 АМ-38Ф — штурмовик с форсированным мотором АМ-38ф, имевший, по сравнению с АМ-38-м, большую взлётную мощность (на 100 л.с.). Первый одноместный серийный Ил-2 (зав. № 182412) с опытным мотором АМ-38ф поступил для снятия лётных данных по программе приёмо-сдаточных испытаний серийных самолётов с дополнением по испытанию работы ВМГвЛИС 18-го авиазавода 31 июля 1942 года.
С января 1943 года моторы АМ-38ф стали устанавливаться на все серийные штурмовики Ил-2, как одноместные, так и двухместные, на всех авиазаводах, выпускавших эти самолёты. К январю 43-го 24-му авиазаводу удалось изготовить 377 моторов АМ-38ф.
С января 1943 года двухместный Ил-2 с мотором АМ-38ф пошёл в крупносерийное производство, а уже с 1 февраля все основные производители «Илов» — 1-й, 18-й и 30-й авиазаводы — полностью перешли на его выпуск.

* Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой») — серийная модификация Ил-2 АМ-38Ф с тем же двигателем АМ-38Ф, но форсированным до 1720 л. с., с некоторыми аэродинамическими и конструктивными улучшениями.
Вместо металлического бака устанавливались фибровые протектированные бензобаки, в которых большинство мелких пробоин через некоторое время затягивалось специальным составом-протектором, имеющим свойство загустевать на открытом воздухе.
К концу 1944 года заводами № 18, 1 и 30 было отправлено в части ВВС КА 7377 модифицированных штурмовиков Ил-2 с металлическими крыльями стрельчатой конструкции, при этом авиазавод № 1 выпускал Ил-2 и с деревянным крылом;
* Ил-2 М-82 — опытный вариант одноместного штурмовика оборудованный мотором воздушного охлаждения М-82 с взлётной мощностью 1675 л.с. Заводские испытания одноместный Ил-2 М-82ИР успешно прошёл к середине августа 1942 года (отчёт по испытаниям утвёржден 18 августа 1942 года), однако на государственные испытания штурмовик не передавался и в дальнейшем все работы по нему были прекращены. В серию не пошёл;
двигатель

* Ил-2 ШФК-37 — опытный одноместный вариант штурмовика с мотором АМ-38, вооружённый, помимо двух крыльевых пулемётов ШКАС, двумя 37-мм авиационными пушками конструкции ОКБ-15 Б. Г. Шпитального ШФК-37 (Шпитальный, фюзеляжно-крыльевая, калибра 37 мм). 9 штурмовиков принимали участие в боевых действиях 688-го ШАП 228-й ЩАД 16-й ВА с 27 декабря 1942 года по 23 января 1943 года под Сталинградом при ликвидации немецкой окружённой группировки в полосе 65-й армии генерал-лейтенанта П. И. Батова. Боевые действия велись с полевых аэродромов сх. «Пролетарий», затем станицы Качалинская. В серию не пошёл;
* Ил-2 НС-37 — серийная модификация двухместного Ил-2 АМ-38Ф на который с целью повышения противотанковых свойств штурмовой авиации устанавливались две пушки калибра 37 мм 11П-37 ОКБ-16 с боекомплектом по 50 снарядов на пушку, без реактивных снарядов, с бомбовой нагрузкой 100 кг в нормальном варианте и 200 кг в перегрузочном.
* Ил-2 НС-45 — опытный экземпляр самолёта Ил-2 АМ-38ф с двумя крыльевыми пушками НС-45. Полигонные испытания Ил-2 с НС-45 показали неудовлетворительную эффективность стрельбы из них в воздухе по малоразмерным целям. Главным образом из-за сильной отдачи пушек при стрельбе — максимальная сила отдачи авиапушки на наземном станке достигала 7000 кг. В серию не пошёл.

Основным средством поражения бронетанковой техники противника в начальный период войны являлись авиабомбы. При этом наилучшие результаты достигались при использовании фугасных авиабомб типа ФАБ-100. Однако ФАБ-100 пробивала 30-мм бортовую и кормовую броню немецких средних танков только на расстоянии 5 м и ближе. А при ударе о землю бомбы рикошетировали и разрывались вдали от цели. Кроме того, при низкой точности бомбометания использование ФАБ-100 было малоэффективно. При ударе с бреющего полёта группой из 4—6 самолётов первая часть самолётов вынуждена была использовать ФАБ-100 с замедлением взрывателей в 22 секунды (чтобы взрыв не повредили летящие следом самолёты), так что цели за это время успевали отъехать на значительное расстояние от места падения бомбы.
место стрелка

Наиболее эффективным противотанковым оружием в начальный период войны показали себя капсулы с белым фосфором, которые массово сбрасывались на танковые колонны. Однако, фосфор оказался очень «капризным» в плане влажности, температуры и ветра, вследствие чего применялся очень ограниченно. В 1943 году во время боёв на Курской Дуге в арсенале Ил-2 появились ПТАБ (противотанковые авиабомбы) с кумулятивной боевой частью, которые снаряжались в контейнеры по 48 штук. Примерно на этот период приходятся упоминания о прозвище «Чёрная смерть» в немецких частях (на немецком Schwarzer Tod — чума). Сброс их на скорости 340—360 км/ч с высоты 200 м давал разброс около 1 бомбы на 15м2 и полосу сплошного поражения ~30х100 м. В первые дни эффективность была поразительной (до 6-8 танков с 1-го захода). Однако уже через неделю изменение построений немецких танков на марше резко понизило эффективность данных боеприпасов, а так как расход полного боекомплекта на поражение 1-2х танков (при успешном заходе) уже не считался целесообразным, предпочтение было отдано авиапушкам. Несмотря на то, что в годы войны было изготовлено 12370 тысяч ПТАБ-2,5-1,5[8], их не упоминают немецкие источники, а суммарные потери немецких танков по российским официальным данным, составили лишь 32,5 тыс. ед.[9], причем большая их часть была уничтожена ПТАП и танками РККА. Косвенно это говорит об ограниченной эффективности применения данного боеприпаса Ил-2.

Самолёт не имел прицельного оборудования позволявшего сбрасывать бомбы более-менее точно — вероятность попадания одной авиабомбой в объект площадью 2000 квадратных метров (больше эсминца) была 3,5 % при высоте бомбосбрасывания в 50 м, и 2,3 % — при бомбовом ударе с высоты 200 м. Такая точность делала крайне затруднительным попадание не только в окоп, но и в артиллерийскую батарею (чьи площади на порядок-другой меньше).

Стрельба из пушки ШВАК с прицеливанием по отдельному танку из состава колонны на испытаниях в НИИ вооружений ВВС обеспечила в трёх вылетах при общем расходе 553 снарядов 20 попаданий в колонну танков (3,6 %), из них лишь 6 попаданий в танк точки наводки (1,0 %), остальные — в другие танки из состава колонны[11]. При стрельбе из пушки ВЯ-23 при общем расходе 435 снарядов в 6 вылетах пилоты 245-го ШАП получили 46 попаданий в колонну танков (10,6 %), из них 16 попаданий в танк точки наводки (3,7 %)[12]. Однако, противодействие противника в реальном бою снижало шансы на попадание в цель. Кроме того, броню немецких средних танков бронебойные снаряды ВЯ не пробивали ни с одного направления атаки. При этом даже относительно мощные осколочные 23-мм снаряды Ил-2 содержали всего 10 г взрывчатого вещества, то есть поражение даже небронированных целей ими могло быть достигнуто только прямым попаданием.

пушка

Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери . Общая боевая живучесть за войну составила около 53 самолёто-вылетов на одну безвозвратную потерю. В течение всей войны боевая живучесть в штурмовой авиации была ниже чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищенности все советские самолеты. Причина этого — тактика применения, Илы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии.

компоновка самолета

общий вид кабины самолета
ТТХ Ил-2 различных модификаций
                                      Ил-2      Ил-2    Ил-2      Ил-2 КСС     Ил-2     Ил-2
                                   (ЦКБ-55П)           (1942)     (Ил-2М3)     (1944)   НС-37
Технические характеристики
Экипаж                          	1 (пилот) 	      2 (пилот и стрелок)
Длина, м 	                                        11,6
Размах крыла, м 	                                14,6
Высота, м 	                                         4,17
Площадь крыла, м² 	                                38,5
Масса пустого, кг 	                 3 990 	4 261 	4 525 	  4 360 	4 525 	4 625
Масса снаряжённого, кг 	                 5 310 	5 788 	6 060 	  6 160 	6 360 	6 160
Масса полезной нагрузки, кг 	         1 320 	1 527 	1 535 	  1 800 	1 835 	1 535
Масса топлива, кг 	              470 	                        535
Двигатель 	                            1× АМ-38 	                 1× АМ-38Ф
Мощность, л.с.                          	1× 1 665 	  1× 1 720   1× 1 760 	1× 1 720
Лётные характеристики
Максимальная скорость
на высоте, км/ч / м 	                433 / 0 396 / 0 370 / 0   403 / 0       390 / 0  391 / 0
                                    450/2460  426/2500	411/1200  414/1000     410/1500  405/1200

Посадочная скорость, км/ч 	             140 	       145 	         145 	136
Практическая дальность, км 	       638 	740 	685 	    720 	765 	685
Практический потолок, м 	      7 800 	6 200 	6 000 	  5 500 	   6 000
Скороподъёмность, м/с 	               10,4 	н/д 	6,95 	   10,4 	8,3 	7,58
Время набора высоты,
м / мин 	                    1000/1,6  1000/2,2 1000/2,4 5 000/20,0   5000/15,0 1000/2,2
                                    5000/9,2  3000/7,4 3000/7,8 	               3000/7,0
                                             5000/14,7 5000/17,8                       5000/15,5

Длина разбега, м 	            450 	420 	400 	    н/д 	395 	370
Длина пробега, м 	                  400 	        500 	    н/д 	535 	500
Нагрузка на крыло, кг/м² 	    138 	150 	157 	    160 	165 	160
Тяговооружённость, Вт/кг 	    230 	210 	                   204
Вооружение
Пушечно-пулемётное 	     2× 20 мм ШВАК  2× 23 мм ВЯ                               2 × 37 мм НС
                               по 210 сн.    по 150 сн                                 по 50 сн
                            2× 7,62 мм ШКАС 2× 7,62 мм ШКАС                            2× 7,62 мм                                                                                      по 750 п.
                               по 750 п.      по 750 п. 	                     1× 12,7       
.

	                                                         2× 23 мм ВЯ
                                                                  по 150 сн.
                                                               2× 7,62 мм ШКАС
                                                                   по 750 п.
                                                                   1× 12,7 УБТ 	

Ракетное 	              8 × РС-82 или РС-132 	      4 × РС-82 или РС-132 	     нет
Бомбовое 	                                   400—600 кг бомб 	             100—200 кг бомб


<

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
blacktiger63
May. 21st, 2010 01:36 pm (UTC)
Пардон, а что здесь делает ч/б фотка Як-7?
igor113
May. 21st, 2010 01:57 pm (UTC)
виноват!!! исправился!
mechanical-ego.myopenid.com
May. 28th, 2010 08:36 pm (UTC)
Респект за обзор и фотки самого грозного штурмовика Второй мировой. Только не надо приводить официальную "типа статистику" - там одно вранье, оскорбляющее великолепную боевую технику, лучше ограничиться ТТХ. Не станут плохие самолеты производить самыми массовыми сериями, это же очевидно.
glenn_witcher
Aug. 11th, 2010 05:10 pm (UTC)
Что-то не могу найти инфу. Или плохо ищу. ))
Что за колпак на передней кромке левого крыла рядом с фюзеляжем?
rusentu
Sep. 22nd, 2010 06:47 pm (UTC)
Ил-2 легенда своего времени.
Мой самый любимый после BF-109 - Германия:)
aramis7
Jun. 4th, 2013 05:43 pm (UTC)
интересно)
( 6 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow