Авиашоу в Мочище-2016
В первый день я упустил момент вылета этого интересного планера и увидел его уже высоко над точкой.
И вот он уже на земле и рулит к ангару,теперь его можно рассмотреть поближе. Pipistrel Taurus производит фирма Pipistrel из Словении.
Изначально этот борт был куплен как просто планер и только позже хозяева поняв проблемность такого решения,решили доработать его до моторного планера,благо компания производитель позволяет такое делать. Те он был Taurus PUREGLIDER,а стал... тут надо посмотреть какой двигатель в итоге он получил. Вариантов три,один с двигателем внутреннего сгорания и два с электрическими двигателями.
Пилот доволен,а девушка отходит от шока,планер не просто летал,он крутил мертвые петли!!!
Чтобы доехать до ангара Сергею приходится поднимать винт и запускать двигатель.
Общий вид моторного планера,а как называется такая схема шасси? Тоже велосипедная?
Судя по выхлопной трубе,здесь двигатель внутреннего сгорания,а значит вариант один:Rotax 503. Итого сейчас у нас здесь Pipistrel Taurus 503...
Потихоньку,кругами приближаюсь к ВС:-))) главное не спугнуть хозяев,чтобы они не подумали,что я за "магнитолкой" охочусь:-)))
Сергей один буксирует планер в ангар.
Кокпит моторного планера.
Пилотажники не любят горизонты:-)) Они у них заваливаются постоянно.
Не всякий ангар подходит такому планеру.
Крылья с такими вот винглетами.
Кабина вид с другой стороны.
Новый день и планер выруливает на своем двигателе на исполнительный. Жарко,поэтому на рулении кабина открыта. Думаю забыть ее закрыть перед вылетом просто нет никакой возможности:-)))
Общий вид.
Взлет неторопливый,все же двигатель всего 50 лс...
Бак в крыле на 30 литров бензина.
Быстрая уборка шасси.Кроме хвостового колеса.
С этим двигателем планер набирает 500 метров за 3 минуты,1000 метров за 6 и 1500 за 10.
Ну и после набора высоты начинается пилотаж.
Разрешенная перегрузка +5.3g -2.65g,а тестировался он и на + 7.2g - 7.2g. Так что в принципе пилотаж возможен без проблем.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
Еще один полет,Сергей со вторым пилотом По-2 из Красноярска.
Очень удобный салон,может такая посадка и забирает часть скорости и других полезных качеств,но зато очень удобна для экипажа.
Взлет. Дальше я полет не фотографировал.
И наконец 31 июля,все собрались у КДП.
Планер занимает всю ширину ангара,размах крыла у него 15 метров.
Крупнее.
И вот уже полет на празднике. К сожалению взлет не был виден,только уже в воздухе.
Привязаться к каким то ориентирам в небе невозможно,поэтому посмотрим поближе на планер.
Мертвая петля. Даже на выступление в кабине два человека,видимо не сильно это заметно для такого аппарата?
Фото 45.
Иногда солнце попадает на планер.
Фото 47.
Глубокий вираж
Фото 50.
технические пояснения от Михаила Болдырева:
1. Силовые установки для планеров - есть три типа решений:
- поршневой двигатель (как правило, SOLO http://aircraft.solo-online.com/index.php?sprache=_en)
- электромотор (как правило, FES http://www.front-electric-sustainer.com/)
- турбореактивный (как правило, вот такие турбины: http://www.turbinesolutiongroup.com/)
поршневой ДВС - достаточно экономичный с точки зрения энергоэффективности (масса силовой установки + масса топлива для определенной продолжительности работы; здесь - 30 литров); недостаток - проблема передачи мощности, нужно городить хитроумную кинематику уборки/выпуска + располагать в тесном фюзеляже + придумывать, куда прятать достаточно производительный винт
электродвигатель - может размещаться куда более компактно, а также его тяга может эффективно регулироваться в очень широком диапазоне; недостаток - все еще тяжелые батареи. Для запаса в час-полтора - это килограммов 50 для двухместного аппарата
мини-ТРД - очень компактны, отлично компонуются, простая кинематика уборки-выпуска. Но они жрут как не в себя. Для этой стрекозы нужна пара ТРД и запас топлива ок. 100 л. на тот же час полета...
дилемма... электромоторы - пока что экзотика; полагаю что всё придет к гибридам.
2. шасси - такая конструкция относится к классическому типу трехстоечного шасси с хвостовой опорой. Основные стойки, насколько видно, сделаны на маятниковых рычагах (это разумно), по всей видимости ось качания - единая (это практично). Такие колеса достаточно легкие - поэтому обычно кинематика уборки/выпуска делается рычажная с компенсаторными пружинами (как на Jantar-2b, скажем) - простая, чрезвычайно надежная схема.
3. Приборное оборудование - крайне бедное для такого аппарата - может быть, это просто демонстрационный планер?
Но фокус в том, что это - именно мотопланер, то есть он может парить и летать по маршрутам весьма эффективно. Но такой запас приборов, конечно, маловат для серьезной работы - хотя легко может быть модернизирован.
Вообще, Таурус - пожалуй, лучший в классе двухместных планеров с посадкой "рядом". Есть Stemme - но это крайне серьезная машина и стоит как пара чугунных мостов. Есть польский Ogar - но он давно уже не выпускается, если только у ценителей.
Поэтому с точки зрения экономичного средства первоначального обучения - Таурус вне конкуренции... Посмотрим, что будет дальше....
Фото 52.
Фото 53.
Фото 54.
Фото 55.
Фото 56.
Фото 57.
Фото 58.
Еще крупнее
Фото 60.
Фото 61.
Фото 62.
Фото 63.
Фото 64.
Фото 66.
Фото 67.
Фото 68.
Фото 69.
Фото 70.
Фото 71.
Фото 72.
Фото 73.
ЛТХ Pipistrel Taurus 503
Экипаж: 2
Длина: 7.27 m (23 ft 10 in)
Размах крыла: 14.97 m (49 ft 1 in)
Высота: 1.41 m (4 ft 8 in)
Площадь крыла: 12.33 m2 (132.7 sq ft)
Aspect ratio: 18.6
Вес пустого: 285 kg (628 lb)
Макс взлетный вес: 450 kg (992 lb)
Двигатель: 1 × Rotax 503 поршневой, 40 kW (54 hp)
Винт: 2-лопастной, 1.6 m (5 ft 3 in) в диаметре
Макс скорость: 130 km/h (81 mph; 70 kn) с выпущенными закрылками
Скорость сваливания: 63 km/h (39 mph; 34 kn) с закрылками
Недостижимая скорость: 225 km/h (140 mph; 121 kn)
Качество: 41:1
Скорость снижения: 0.7 m/s (140 ft/min)