igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Музей ВВС монино.Зал ВОВ ч.9: Як-9у и музей Сафоново ч.3: Як-9р

Кратенько об Як-9у.Находящийся в музее самолет построен 27 марта 1944 года.Участвовал в боевых действиях в ВОВ,позже был восстановлен и 14 января 1980 года поступил в музей.

Центральный музей ВВС в монино
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

В конце 1943 года появились два истребителя обозначенные Як-9У. Один с двигателем М-107А, другой с М-105ПФ-2. Помимо установки мотора другого типа была усовершенствована конструкция и аэродинамика базовой модели. Маслорадиатор убрали из под капота и установили в центральной части крыла, полотняную обшивку хвостовой части фюзеляжа заменили на фанерную, улучшили герметизацию фюзеляжа и сделали множество других более мелких но важных доработок.
1

Вооружение обоих самолетов состояло из центральной пушки (23 мм на самолете с М-105ПФ-2 и 20 мм на модели с М-107А) и двух синхронных 12,7 мм пулеметов.
2

Испытания обоих самолетов проходили почти одновременно. Вариант с М-107А был признан лучшим из всех советских и иностранных истребителей, проходивших испытания в НИИ ВВС.
На Як-9 с опытным двигателем М-107А, были получены следующие скорости самолета: у земли - 590 км/ч, на высоте 5800 м - 680 км/ч. Температуры воды и масла обеспечивают работу двигателя и доведены до условий нормальной эксплуатации самолета. Техника пилотирования самолета не усложнилась, маневренность, особенно вертикальная, значительно улучшилась, а взлетно-посадочные свойства остались примерно такими же, что и у серийных "яков". Летно-тактические свойства самолета Як-9 с М-107А значительно выше, чем у немецких истребителей FW-190 и Me-109G-2. Самолет Як-9 с М-107А может сравниться только с опытным самолетом И-185 Поликарпова.
У последнего примерно такие же скорости, но техника пилотирования сложнее, а маневренность хуже из-за большой массы самолета.
Несмотря на выявленный целый ряд недостатков (в основном мотор и система охлаждения), самолет был рекомендован в серию.
Заключительный полет П.М.Стефановского 25 февраля 1943 г., необходимый перед сдачей самолета HИИ ВВС для госиспытаний, закончился аварией. Эта авария вместе с трудностями доводки ВМГ привела к задержке установки двигателя М-107А на серийные самолеты более чем на год. Поэтому только в апреле 1944 г. появились первые серийные машины.
3

В связи с установкой ВК-107А на Як-9У была изменена моторама; установлены новые водо- и маслорадиаторы ОП-554 и ОП-555 с большей охлаждающей поверхностью; увеличены запасы горючего с 320 до 355 кг и масла с 26 до 35 кг; в кабине установлен указатель положения заслонки маслорадиатора; установлена система охлаждения двигателя закрытого типа; применена новая схема выхлопа двигателя, состоящая из двух коллекторов внутреннего выхлопа и 12 отдельных патрубков наружного выхлопа (коллекторы внутреннего выхлопа заключены в кожухи и обдувались воздухом) в развале двигателя установлен туннель для обдува свечей и генератора; для увеличения противокапотажного угла и улучшения центровки самолета крыло сдвинуто вперед на 100 мм; для уменьшения усилий на ручке управления самолетом площадь руля высоты уменьшена с 1,15 до 1,13м2.

4

За два месяца войсковых испытаний, с октября по декабрь 1944 г., летчики 163-го Краснознаменного ИАП на тридцати двух Як-9У провели 398 самолётовылетов и в 18 воздушных боях сбили 27 FW-190А и 1 Bf-109G. Потери составили два Як-9У.В конце 1944 г. на Як-9У начали устанавливать новые радиаторы и улучшили каналы охлаждения, после чего температурные режимы в основном вошли в норму.

5

Як-9У оказался одной из самых удачных модификаций советских самолетов периода ВОВ. Единственным, пожалуй, существенным недостатком Як-9У был малый ресурс двигателя М-107А, составлявший в начале всего 25 часов.
В воздушных боях с FW-190A самолет Як-9У показал полное превосходство. Он легко догонял FW-190A как в горизонтальном полете, так и на наборе высоты и пикировании. Превосходство особенно проявлялось при ведении боя на вертикалях.
6

Самолет строился серийно с апреля 1944 г. по август 1945 г., т.е. до замены его цельнометаллическим Як-9У ВК-107А. Всего построено 3921 самолет Як-9У смешанной конструкции.
7

По технике пилотирования самолет особых отличий от своих предшественников не имеет. В воздухе прост и устойчив на всех режимах полета, обладает хорошей горизонтальной и, особенно, вертикальной маневренностью. Hа посадке прощает грубые ошибки: высокое выравнивание, "козлы" и снос. Исключительно надежен и прост в эксплуатации: подготовка к боевому вылету при работе механика и моториста занимает, включая и предполетный осмотр, не больше 25...30 мин.
8

9

для сравнения як-9р из сафоново


10

для сравнения як-9р из сафоново


Двигатель:
Основные дефекты двигателя ВК-107А: выбрасывание масла из суфлера и переднего уплотнения полого вала редуктора; падение давления масла ниже допустимого предела с подъемом на высоту; тряска при работе на пониженных режимах, а также при уборке и даче газа; ненормальная работа регулятора постоянства давления наддува (РПД); массовые случаи выхода из строя свечей и др.
11

Основной дефект ВМГ Як-9У ВК-107А: нагрев воды и масла выше допустимого уровня, установленного техусловиями на двигатель ВК-107А, при использовании боевого режима (3200 об/мин), а в жаркое время года - и номинального режима (3000 об/мин).
В горизонтальном полете на максимальной скорости даже при полностью открытых заслонках водо- и маслорадиаторов при температуре наружного воздуха +30╟ температуры воды и масла превышали максимально допустимые.
12

Для набора высоты на режиме наивыгоднейшей скороподъемности периодически приходилось делать "площадки" с целью охлаждения масла и воды. Увеличение скорости набора высоты с 280 км/ч (наивыгоднейшая) до 320 км/ч, при которой обеспечивался нормальный температурный режим, приводило к увеличению времени набора высоты 5000 м на 0,91 мин.
Hаличие указанных дефектов исключало возможность получения наилучших летно-тактических данных, не позволяло нормально эксплуатировать самолет на всех режимах и высотах полета.
Hа серийных самолетах выпуска декабря 1944 г. и позже основная часть дефектов опытного и первых серийных самолетов была устранена.

13

14

Кабина
15

Истребители Як-9
	                         Як-9 	Як-9Т 	Як-9Д 	Як-9П 	Як-9М 	Як-9У 	Як-9П
Год выпуска                       1942 	1943 	1943 	1944 	1944 	1944 	1947
Геометрия
Длина самолета, м                8.5 	8.66 	8.5 	8.5 	8.5 	8.55 	8.55
Размах крыла, м 	         9.74 	9.74 	9.74 	9.74 	9.74 	9.74 	9.74
Площадь крыла, м2 	         17.15 	17.15 	17.15 	17.15 	17.15 	17.15 	17.15
Удельная нагрузка на крыло,кг/м2   167 	176 	182 	196 	181 	187 	207
Массы, кг
Пустого 	                 2277 	2298 	2350 	2382 	2428 	2512 	2708
Взлетный вес 	                 2873 	3025 	3117 	3356 	3096 	3204 	3550
Силовая установка
Мотор 	                     М-105ПФ М-105ПФ М-105ПФ ВК-105ПФ ВК-105ПФ ВК-107А ВК-107А
Мощность, л.с. 	                 1180 	1180 	1180 	1180 	1180 	1500 	1500
Удельная нагр на мощность,кг/л.с.2.43 	2.56 	2.64 	2.84 	2.62 	2.14 	2.37
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 
	у земли 	        520 	533 	535 	507 	518 	575 	590
на высоте 	                599 	597 	591 	562 	573 	572 	550
м 	                       4300 	3250 	3650 	3750 	3750 	5000 	5000
Время набора высоты 5 км, мин 	5.1 	5.5 	6.1 	6.5 	6.1 	5.0 	5.8
Время виража, сек 	        15-17 	18-19 	20 	25-26 	19-20 	20 	21
Практический потолок, м 	 11100 	10000 	9100 	8600 	9500 	10650 	10500
Дальность полета, км 	         875 	735 	1360 	880 	950 	675 	1130
Вооружение
Число 	20-мм 	                  1 	1 	1 	1 	1 	1 	5
12.7-мм 	                  1 	1 	1 	1 	1 	2 	-



Як-9Р
Ближний разведчик Як-9Р представлял собой переделку обычного Як-9, в свободном отсеке которого размещался аэрофотоаппарат, позволявший вести плановую съёмку с высот от 300 до 3000 метров. Самолёт выпускался небольшими партиями на авиазаводах, кроме того в полевых авиаремонтных мастерских или рембазах в разведчик переделывали серийные Як-9. Второй вариант Як-9Р дальний разведчик, являлся модификацией Як-9Д и отличался не только наличием фотоаппарата, но и более богатым оборудованием. Завод № 166 выпустил небольшое количество таких Як-9Р. Як-9Р старались применять там, где ведение разведки самолетами других типов, например Пе-2, было сопряжено с большим риском.
Еще пара фотографий як-9р из сафоново

Этот самолет был сбит в Белоруссии в 1944 году и затем восстановлен на Киевском заводе ГА!


Tags: ввс, монино, музей, як-9
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment