?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

De Havilland DH.88 Comet — британский двухмоторный гоночный самолёт, специально разработанный авиастроительной фирмой de Havilland для участия в авиагонке за приз МакРобертсона в ноябре 1934 года. DH.88 (все выпущенные 5 единиц) неоднократно устанавливали рекорды перелётов, использовались на почтовых авиалиниях.

Музей в Шаттлворте.
сайт о Dh.88
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

В тридцатые годы большой популярностью пользовались гонки коммерческих самолетов на приз Мак Робертсона (Mac Robertson race). Гонка, приуроченная к юбилейным торжествам австралийского штата Виктория, должна была состояться в октябре 1934 года. Ее организатором, сэром Робертсоном, был назначен приз победителю в 10000 фунтов стерлингов. Расстояние между аэродромами Мендейгейл в графстве Суффолк в Англии и Флемингтон у Мельбурна в Австралии составляло 19800 км. Трасса пролегала через Багдад, Аллахабад, Сингапур и Дарвин. Самолетам с малой дальностью полета разрешалось совершать дополнительные посадки по мере необходимости.


На момент оглашения условий гонки в Англии не оказалось ни одного пригодного для таких сложных соревнований самолета. Фирма De Havilland, видевшая возможность в подобных мероприятиях укрепить свой авторитет и создать себе рекламу, объявила, что тому, кто захочет заказать у нее самолет для гонки, фирма быстро сконструирует и построит специальную машину стоимостью до 5000 фунтов стерлингов. Гарантировалось выполнение самолетом всех условий соревнований со средней скоростью полета на трассе не менее 322 км/ч.


Благодаря хорошему имиджу компании тут же поступили три заявки на строительство таких самолетов. Одну машину заказали известные спортивные летчики, предполагавшие сами пилотировать самолет, - Amy и Jim Mollison. Второй самолет заказал знаменитый автогонщик Bernard Rubin, пригласивший в компаньоны профессионального пилота К.Х.Уоллера (впоследствии внезапно заболевшего Bernard Rubin в перелете заменил Айвен Кэтгерт Джонс). Третьим заказчиком был A. O. Edwards, владелец отеля "Grosvenor House" в Лондоне. Последний заказчик пригласил пилотировать самолет С.Скотта и Тома Кэмпбелл-Блэка.


Три гарантированных заказа позволили фирме De Havilland немедленно приступить к детальной работе над проектом, который в общих чертах уже был готов к моменту оглашения условий соревнований.Изначально хотели построить модернизированную версию DH.71. Главным конструктором стал A. E. Hagg. Специалисты фирмы имели достаточно большой опыт в конструировании легких спортивных самолетов и безупречно владели технологией цельнодеревянной конструкции.В процессе строительства самолет претерпел кардинальные изменения и получил другое наименование. Все это было эффективно использовано при строительстве трех самолетов DH-88. Строительство и испытания прототипа велись на заводе Стэйдж Лэйн в атмосфере большой секретности. Затем агрегаты перевезли на базовый завод фирмы в Хэйтфилд, где производилась окончательная сборка. Там же, в октябре 1934 года, когда первый DH-88 вырулил на взлетную полосу аэродрома, была снята и завеса секретности с самолета. Первый DH-88, получивший к этому времени название "Comet", испытал шеф-пилот фирмы De Havilland - Брэйд.


За шесть недель до начала гонок, были достроены все три заказанные машины. Они получили следующие регистрационные номера: G-ACSP (для Mollison), G-ACSR (для Rubin) и G-ACSS (для Edwards). Первым в воздух поднялся G-ACSP. Этот самолет получил название "Black Magic" и был весь окрашен в черный цвет с золотыми полосами и надписями, G-ACSR был зеленым, а G-ACSS, названный "Grosvenor House", - красным. Для участия в соревнованиях самолеты получили стартовые номера 63, 19 и 34 соответственно.


У пилотов было мало времени для знакомства с новыми машинами, так как уже 20 октября 1934 года они стартовали в гонке. На трассе не обошлось и без ЧП. В Аллахабаде самолет Моллисонов сошел с дистанции - остановились оба двигателя из-за использования некачественного топлива. G-ACSR заблудился на первом этапе перелета и совершил вынужденную посадку возле города Дизфул в Иране. Экипажу с трудом удалось восстановить ориентировку и закончить гонку четвертыми, со временем 108 часов 13 минут 30 секунд. Более или менее благополучно долетел до Сингапура "Grosvenor House" (все время лидировавший в гонке), правда, между Сингапуром и Дарвином начал давать перебои один из двигателей. Его пришлось остановить и продолжать полет на одном двигателе до самого Дарвина. Там не помог ни осмотр, ни экстренный телефонный разговор со специалистами фирмы De Havilland - неисправность устранить не удалось. Экипаж был вынужден стартовать на одном моторе, работающем в полную силу, а втором - с перебоями. После тяжелого и рискованного полета самолет благополучно приземлился на аэродроме Флемингтон у Мельбурна через 70 часов 54 минуты 18 секунд после старта, став, таким образом, победителем соревнований. Средняя скорость G-ACSS на протяжении всей трассы гонок составила около 280 км/ч. В те годы для такого продолжительного поэтапного полета это было отличным показателем.


После возвращения в Британию самолет "Comet" G-ACSP был продан португальскому правительству, которое намеревалось использовать его для обеспечения скоростной почтовой связи через Южную Атлантику. В феврале 1935 года машина была доставлена в Лиссабон, где получила регистрационный номер CS-AAJ и благополучно прослужила два года, после чего была списана. "Comet" G-ACSR после возвращения получил название "Reine Astrid", и в ноябре 1934 года на нем был осуществлен дальний перелет из Англии в Конго и обратно. Затем его продали Франции, также для эксплуатации на почтовой линии через Южную Атлантику. Самолету получил регистрационный номер F-ANRY. Во время испытаний в августе 1935 года французский пилот Жан Мермоэ совершил на нем выдающийся перелет из Парижа через Касабланку в Дакар со средней скоростью 308,5 км/ч в одну сторону и 335 км/ч - в другую. По результатам успешных испытаний этого самолета Франция заказала у фирмы De Havilland еще один экземпляр, который был построен и получил ррегистрацию F-ANPZ. Эта машина состояла на службе совместно с первым "Comet" G-ACSR до конца 1937 года. "Comet" F-ANPZ был уже оборудован специальным отсеком для почты в носовой части фюзеляжа.


И наконец наш самолет-победитель, "Comet" G-ACSS "Grosvenor House", купили британские ВВС и два года использовали его на авиабазах RAF Матлесхэм Хит и Фарнборо для различных испытаний. Самолет летал в серебристой окраске и с серийным номером К5084. За время эксплуатации не обошлось и без аварий. Дважды самолет при посадке ломал шасси. После второй аварии поврежденную машину хотели списать, но самолет выкупил Ф.Е.Тейснер. Он установил на нем менее мощные, но более надежные двигатели Gipsy Six II (205 л.с.). Это обеспечило самолету большую безопасность в эксплуатации, но его максимальная скорость снизилась на 32км/ч. Реконструированный самолет снова получил гражданскую регистрацию G-ACSS, и позже под управлением пилотов Клоустон и Нельсон занял четвертое место в международной гонке коммерческих самолетов из Парижа в Дамаск и обратно в 1937 году (уступив лишь итальянцам на трехмоторных S.M.79). В октябре того же года эта же "Комета", пилотируемая Уэйлером, оказалась на 12-м месте в соревнованиях на королевский кубок (King's Cup Air Race) .


В ноябре "Comet" G-ACSS уже под новым именем "The Buberry" совершил перелет в Кейптаун и обратно (перелет продолжался 15 дней и 17 часов). А в январе 1938 года G-ACSS должен был лететь в Австралию с экипажем Клоустон - Райкемс (и снова под новым именем - "Australian Anniversary"). Но полет не состоялся, а самолет оказался на Кипре с поломанным шасси, неудачно совершив вынужденную посадку на неподготовленном аэродроме. Но пилоты не отступили. Самолет перевезли в Англию морем, отремонтировали, и 15 марта 1938 года экипаж стартовал с аэродрома Грейвлсенд в перелет в Новую Зеландию и обратно, продолжавшийся в общей сложности 10 дней 21 час и 22 минуты. Было преодолено расстояние в 42560 км. Впоследствии напряженность международной обстановки не позволяла проводить подобные перелеты, и самолет "Comet" G-ACSS провел 13 лет в бездействии на аэродроме в Грейвлсенде. В 1951 году его восстановили в первоначальном виде, как во время победной гонки в Австралию. Таким он экспонировался на британской национальной выставке в Лондоне. Затем о нем опять забыли, а сейчас, после повторной реставрации, он является экспонатом авиамузея Shuttleworth Trust,где мы его и видим.


В 1935 году был построен еще один самолет DH-88 "Comet". Его владельцем стал Сирил Никольсон. Самолет получил регистрационный номер G-ADEF и название "Boomerang". На нем планировалось совершить несколько рекордных перелетов. В августе 1935 года пилотируемый Блэком и Мак Артуром самолет совершил перелет в Каир и обратно, а в сентябре стартовал в попытке установить рекорд на трассе Лондон - Кейптаун - Лондон. Но над Суданом начались неполадки с винтами, и самолет начал падать. Оба пилота выпрыгнули с парашютами и благополучно приземлились, а самолет разбился.


Любопытно,что в 1935 году у нас в СССР был создан аналог DH-88 - Э-2 (или ДГ-55). Самолет проектировался бригадой молодых девушек-конструкторов под общим руководством Д.П.Григоровича. Единственный построенный экземпляр с 1935 года использовался для скоростной доставки почты и курьеров на большие расстояния.


Самолет De Havilland DH-88 "Comet", был неординарной машиной, построенной по оригинальной технологии, и с высокими летно-техническими качествами. Многие из аэродинамических решений в конструкции самолета, впервые примененные на нем, затем с успехом использовались на знаменитом скоростном бомбардировщике, истребителе и разведчике - DH-98 "Mosquito".


DH-88 "Comet" был свободнонесущим двухмоторным низкопланом деревянной конструкции с убирающимися шасси.


Хвостовое оперение цельнодеревянное, свободнонесущее, шасси - классического типа с управляемым костылем. Главные колеса убирались механическим способом в мотогондолы.


Силовая установка - специальные, перевернутые,рядные шестицилиндровые двигатели De Havilland "Gipsy Six R" воздушного охлаждения мощностью 224 л.с. у земли и 160 л.с. - на высоте 3050 метров. Воздушные винты двухлопастные, изменяемого шага, типа Ratier.


В фюзеляже размещались три топливных бака вместимостью 500, 528 и 91 литр. Маслобаки (объемом в 31 литр) размещались в задней части каждой мотогондолы.


Крыло трехлонжеронное с фанерной обшивкой. Отдельные части крыла и элероны обтянуты тканью.


Фюзеляж имел деревянный набор, также обшитый фанерой. Небольшая двухместная кабина с тандемным размещением пилотов имела двойное управление. Приборная доска устанавливалась только перед передним креслом.


Сохранившиеся борта:
G-ACSS Grosvenor House был восстановлен до летного состояния,как во времена его участия в гонке MacRobertson,теперь он часть Shuttleworth Collection в Old Warden в Англии.(наш борт)
CS-AAJ был найден после того,как его 40 лет назад потеряли в Португалии и сейчас он находится в реставрации до его оригинального вида как Black Magic, если все пойдет хорошо,то до летного состояния. Восстановлением занимается Comet Racer Project Group располагающаяся на аэродроме Derby в Англии.


Летающие реплики:
Полномасштабная летающая реплика DH.88 Comet была построена в 1993 году Bill Turner из компании Repeat Aircraft в аэропорту Flabob в Rubidoux, California. Она была построена для Thomas W. Wathen из Santa Barbara, CA. Самолет N88XD летает под цветами и регистрацией самолета G-ACSS Grosvenor House.
Строительство еще одной реплики стартовало в США. Борт сейчас находится в стадии строительства компанией Croydon Aircraft на аэродроме Old Mandeville около Gore,Новая Зеландия.


ЛТХ:
Модификация DH-88
Размах крыла, м 13.41
Длина самолета,м 8.84
Высота самолета,м 3.05
Площадь крыла,м2 19.69
Масса, кг
пустого самолета 1288
максимальная взлетная 2413
Тип двигателя 2 ПД de Havilland Gipsy Six R
Мощность, л.с. 2 х 230
Максимальная скорость, км/ч 381
Крейсерская скорость, км/ч 354
Практическая дальность, км 4707
Практический потолок, м 5790
Экипаж, чел 2

**видео полета этого самолета(не мое)







Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow