igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Naval aviation museum: истребитель-перехватчик Grumman F-14D(R) Tomcat

Grumman F-14D Super Tomcat это последняя модификация F-14 с двигателями GE F110-400. Аналоговое бортовое оборудование было заменено на цифровое, также был установлен новый радар APG-71. Было построено 37 самолётов модификации F-14D, ещё 18 были переоборудованы из варианта F-14A.

Naval museum, Pensacola Fl
все,что у меня есть по F-14
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш самолет Grumman F-14D(R) Tomcat 161159, был тем самолетом,который совершил последнюю боевую миссию в долгой истории этих самолетов. Эта миссия завершилась на палубе авианосца Theodore Roosevelt (CVN-71) 8 февраля 2006 года. Самолет пилотировал капитан William G. Sizemore, II. После этого самолет был доставлен на Naval Air Station (NAS) Pensacola, Florida, прямо с Fighter Squadron (VF) 213, в котором он служил с 1997 года. Изначально он был поставлен в Navy как F-14A в декабре 1980 года,позже,в сентябре 1991 года он был конвертирован в F-14D. Самолет принимал участие в боевых миссиях над Афганистаном как часть операции Enduring Freedom(Несокрушимая свобода:-))),базируясь на авианосце Carl Vinson (CVN-70). Последний из его 224 боевых вылетов,прошел в Ираке.


В 1973 году ВМФ США были вынуждены прекратить разработку модели F-14B с двигателями Pratt & Whitney F401-P400 тягой 12740 кгc. Вследствие этого все F-14A укомплектовывались двигателями TF-30 тягой 9480 кгc, которые первоначально рассматривались как временная мера. Поэтому в 1984 году было решено создать переходную модификацию F-14 с двигателями F110-GE-400 производства корпорации General Electric. Эта модель получила индекс F-14A (Plus). Позднее 32 модернизированным самолетам был присвоен индекс F-14B. Следующая модификация имела индекс F-14D Super Tomcat.


Изначально обозначение F-14D получил так и не построенный упрощенный вариант самолета Tomcat, предложение по которому появилось, когда стоимость базового F-14A стала слишком большой. Известный ныне F-14D был анонсирован в 1984 году как улучшенный Tomcat с цифровым БРЭО. Параллельно, как промежуточный вариант, разрабатывался F-14A+ в качестве более дешевого дополнения - предполагалось дорабатывать уже построенные самолеты.


Успех комбинации F-14B Super Tomcat с двигателями F101-GE привел к принятию в феврале 1984 года решения об установке на новый вариант двух двигателей F110-PW-400 (серийный вариант GE) тягой по 122,8 кН; стало возможным отказаться от проблемных ТF-ЗО. Замена двигателей снизила на 30% расход топлива, на 50% увеличила боевой радиус и на 33% увеличила продолжительность патрулирования. Увеличение тяги положительно сказалось на взлетных данных самолета, повысило безопасность полетов, благоприятно сказалось и на безопасности всего флотского соединения, особенно ночью, когда пламя от форсажей старых двигателей сильно демаскировало авианосец.


Новые двигатели установили на прототип F-14B Super Tomcat, двигатели были снабжены 127-см вставкой в районе форсажной камеры для сохранения центровки самолета. Данная вставка позволяла устанавливать новые двигатели на уже построенные самолеты без существенных переделок планера. Тяжелая секция двигателя реально сместилась вперед на 99 см, а форсажные камеры оказались смещенными назад, в сравнении с F-14A, на 28 см. F-14B с новыми двигателями выполнил первый полет в 1986 году, позже он был доработан до уровня F-14D, включая установку контейнера General Electric/Martin-Marietta с ТВ- и ИК-оборудованием.


Важнейшим элементом модернизации стала замена БРЭО, что позволило повысить боевую эффективность Tomcat при выполнении задания перехвата воздушных целей. На F-14D установлена РЛС AN/APG-71 с цифровым процессором, программное обеспечение которой основано на ПО исходной РЛС AN/AWG-9, а индикатор РЛС AN/APG-71 совместим с очками ночного видения. БРЭО F-14D выполнено на основе мультиплексной архитектуры с использованием ЭВМ AN/AYK-14 (среднее время безотказной работы 2200 ч). В состав БРЭО включены приемник предупреждения об излучении AN/ALR-67. На самолете установлены цифровая ИНС AN/ASN-139 и цифровые системы управления сбросом внешней нагрузки. На всех F-14D расширены возможности по поражению наземных целей, установлены катапультные кресла Martin-Baker Mk 14 NACES.


Четыре прототипа были конвертированы из F-14A, a F-14B с новыми двигателями принимал участие в отработке силовой установки. Первый полет F-14В с F110-GE-400 выполнил 29 сентября 1986 года. Первый прототип (РА-1/161865) поднялся в воздух 23 ноября 1987 года, на нем установили РЛС APG-71 и цифровое БРЭО, но сохранили двигатели TF30-PW-414. Прототип использовался для интеграции бортового оборудования, испытаний РЛС и системы обмена информацией.


Второй прототип (РА-2/161867), единственный из четырех, получил двигатели F110-GE-40; первый полет он выполнил 29 апреля 1988 года и использовался для отработки и испытаний бортовых систем, сертификационных испытаний. Третий и четвертый прототипы (РА-3/162595 и РА-4/161623) с двигателями TF30-PW-414 выполнили первые полеты 31 мая и 21 сентября 1988 года, соответственно; их использовали для отработки РЛС, БРЭО и системы управления сбросом внешней подвески. С РА-3 выполнялись пуски ракет, РА-4 был задействован в программе сертификационных испытаний.


Из 127 запланированных F-14D были построены 37 самолетов (зав. номера 163412-163418,163893- 163904,164340-163357), прежде чем программу закрыли в 1989 году по экономическим причинам. Выкатка первого самолета состоялась 23 марта 1990 года, последнюю машину заказчик получил 20 июля 1992 года. Еще 18 F-14D модернизированы из F-14А, всего ВМС США получили 55 F-14D, которыми вооружили три эскадрильи и часть 124-й истребительной (тренировочной) эскадрильи Тихоокеанского флота.


Первый из более 400 запланированных к модернизации в F-14D самолетов F-14A под обозначением F-14D(R) был передан компании "Grumman" в июне 1990 года, второй - в сентябре. Модернизация одного самолета занимала примерно 15 месяцев.


Реализация программы позволила бы сократить количество типов истребителей ВМС США до двух - F-14D и F-14B. От этого плана пришлось отказаться из-за нехватки денег. Шесть самолетов, доработка которых была предусмотрена бюджетом 1990 года, под сокращение не попали, 98 машин, построенных в 1991-1995 годах, сократили, выполнив модернизацию лишь на самолетах, созданных в 1991 году.


Всего модернизацию на заводе "Grumman" и в Норфолке (NADEP) прошли 18 самолетов (зав. номера 161159,159610,161158,159613,159600,161166,159629,159628,159619, 159592,161133,159595,161154,159603,159635,159633,159618 и 159630).


На F-14D ракета "Спарроу" постепенно заменяется новой УР AIM-120A (при разработке обозначалась как AMRAAM - перспективная УР средней дальности класса "воздух-воздух"), которая значительно легче (около 160 кг), имеет дальность 70-75 км и обеспечивает ведение стрельбы одновременно несколькими ракетами по нескольким целям подобно УР "Феникс"). В однотипном варианте размещается до восьми таких ракет. Потребности ВМС США в ракетах AIM-120A составляют 7000 единиц (для самолетов F-14 и F/A-18). Их оперативное использование на "Супер Томкэт" планируется с 1994 года. Уже заказано около 380 ракет, а в 1992-1993 финансовых годах намечается закупить для ВМС 350 единиц.


В настоящее время совместно с Великобританией, Германией и Норвегией разрабатывается УР ближнего воздушного боя AIM-132 (ASRAAM). Она может заменить ракеты "Сайдвиндер", что обеспечит к 2000 году полное обновление ракетного вооружения F-14. Кроме того, для самолета "Супер Томкэт" создается новая пушка с увеличенной до 2500 -3000 м/с начальной скоростью снарядов. При разработке самолета предусматривалось, что он сможет применять и бомбовое вооружение.


18 машин F-14D(R) распределили между тремя истребительными эскадрильями: 2-й "Bounty Hunters", 11-й "Red Rippers" и 31-й "Tomcatters".


Один из последних вариантов модернизации - F/A-14D - представлял собой ударную модификацию F-14D, предполагалась конверсия ранее построенных самолетов для замены А-6 Intruder в ожидании закупок F/A-18E/F. При выделении фондов в 1994 году работы можно было бы начать в 1995 году, а поставки модернизированных самолетов-двумя годами позже.


Компания "Grumman" видела в F/A-14D четырехэтапную альтернативу модернизации F-14A/F-14В Block I, все самолеты предполагалось привести к стандарту F-14D за счет установки двигателей F110, ЭВМ AYK-14, цифрового БРЭО и новой электропроводки.


Первый семимесячный этап "Grumman" предусматривал установку ИК-системы, шины данных Mil Std 1760, совместимой с перспективным вооружением вроде JSOW, программируемого индикатора тактической информации, совместимого с очками ночного видения, а также установку системы заполнения топливных баков пеной. ЭВМ AYK-14 планировалось дополнить новыми запоминающими устройствами М8.


На втором этапе должны были установить буксируемые ложные цели AN/ALE-50, навигационную ИК-систему, полноценное ночное освещение кабины и элементы БРЭО F/A-18D и AV-8B, включая цветную движущуюся карту местности. На третьем этапе РЛС AN/APG-71 планировалось дополнить ПО от F-15Е, включая доплеровский режим, режим синтезированный апертуры, режим следования рельефу местности. На четвертом этапе в СУВ должны были быть интегрированы перспективные средства поражения, такие как JDAM и JSOW.


Второй и четвертый прототипы F-14D (No.161867 и No. 161623) и ранние F-14D (No.163415/16) были задействованы в различных программах летных испытаний как NF-14D. Испытания проводились в Центрах боевого применения авиации ВМС (РМТС и NATC) и в 4-й опытовой эскадрилье (No. 163415 и No. 163416). Префикс "N" обозначал невозможность возвращения самолетов в строевые части.



ЛТХ:
Модификация F-14D
Размах крыла, м
максимальный 19.55
минимальный 11.65
Длина самолета, м 19.10
Высота самолета, м 4.88
Площадь крыла, м2 52.49
Масса, кг
пустого самолета 18950
максимальная взлетная 33725
Масса топлива, кг
внутренее 7350
ПТБ 1725
Тип двигателя 2 ТРДДФ General Electric F110-GE-400
Максимальная тяга, кН
форсированная 2 х 120.10
нефорсированная 2 х 71.20
Максимальная скорость, км/ч 1990 (М=1.88)
Крейсерская скорость, км,ч 765
Практический потолок, м 16150
Практическая дальность, км 2965
Боевая дальность, км 1994
Радиус действия, км
с 6 УР AIM-7 1200
с 4 УР AIM-54, 2 AIM-7, 2 AIM-9 + 2 ПТБ (патрул. 1.5 час) 280 (550)
с 4 УР AIM-54, 2 AIM-7, 2 AIM-9 + 2 ПТБ (патрул.1 час) 470 (680)
т.ж. на скорости М=1.3 320 (515)
т.ж. на скорости М=1.5 250 (400)
в ударном варианте с 14бомбами Мk.82 1170
Макс. эксплуатационная перегрузка 7,0
Экипаж, чел 2
Вооружение: встроенная 20-мм пушка М61А-1 675 снарядов) слева по борту в носовой части фюзеляжа.
Боевая нагрузка - 6580 кг на 8 узлах подвески
Под фюзеляжем могут размещаться
четыре УР средней дальности AIM-7 Sparrow в полупотопленном положении или УР большой дальности (до 185 км) AIM-54 Phoenix на специальных платформах.
4 УР ближней дальности AIM-9 Sidewinder
УАБ Rockeye, GBU-24/B, кассетные бомбы типа CBU
Tags: 2014, f-14, grumman, pensacola, музей, пенсакола
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments