?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Blackburn Buccaneer — британский двухместный палубный штурмовик. Совершил первый полёт 30 апреля 1958 года. Состоял на вооружении Королевских ВВС и ВМС Великобритании в 1962—1993 годах. Поставлялся на экспорт в ЮАР.
Buccaneer S2B XV865 в цветах No. 208 Squadron RAF из музея в Даксфорде

Buccaneer S2B XW547 в цветах Бури в пустыне и с кодом 'R' из музея РАФ

Музей в Даксфорде.
Музей РАФ и РАФ-2
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Уже после испытаний прототипов Buccaneer в конце 1959 года Адмиралтейству стало ясно, что двигатели Gyron Junior Mk.101 не слишком подходят для боевого самолета. Дальность полета не дотягивала до требуемой, поскольку расход топлива двигателями оказался больше, чем ожидалось, а тяга Gyron Junior, особенно при включенной системе сдува пограничного слоя, была явно недостаточной для взлета с полной боевой нагрузкой. Особенно ярко это проявилось при походах в тропики, когда Buccaneer приходилось катапультироваться с авианосца с минимальной заправкой топливом и сразу же после взлёта дозаправляться в воздухе от устаревших истребителей-бомбардировщиков, а по совместительству заправщиков Supermarine Scimitar.


Кроме того, двигатели Gyron Junior были весьма ненадежными, и именно на их совести было большинство летных происшествий с Buccaneer S. Mk. 1. Проблема состояла в том, что для Buccaneer не подходили любые двигатели, а только те, сопла которых могли пойти через кольцевую опорную раму крыла, расположенную в задней части фюзеляжа, в противном случае требовалась полная переработка конструкции.


К счастью, подходящий двигатель был быстронайден. Это оказался двухконтурный турбореактивный бесфорсажный Rolls Royce RB.163 Spey, разработанный для нужд гражданской авиации и уже успешно эксплуатировавшийся. Он влезал в двигательный отсек Buccaneer и имел значительно большую тягу, чем Gyron Junior Mk.101. Расчёты показывали, что установка таких двигателей дала бы заметное улучшение всех лётных характеристик самолёта, особенно при выполнении полётов на высокой скорости у земли.
В январе 1962 года Адмиралтейство выдала фирме Blackburn официальное задание на разработку Buccaneer со Spey.


Прототипами новой модификации, получившей название Buccaneer S.Mk.2,стали два предсерийных самолета XK526 и XK527. На них установили созданный из RB.163 военный RB.168, развивавший статическую тягу 11380 фунтов (5160 кг), превосходящий по этому показателю старый Gyron Junior Mk.101 более чем вдвое. Для его установки пришлось переконструировать среднюю часть фюзеляжа, но наиболее заметным отличием от S.Mk.1 стали воздухозаборники, площадь входных отверстий которых значительно увеличили, поскольку Spey потреблял гораздо больше воздуха. Сопла новых двигателей для увеличения тяги на взлете развернули немного в стороны и вниз, а небольшие воздухозаборники в корне крыла удалили. Кроме того, для увеличения дальности полета слегка изменили законцовки крыла, расширив их заднюю часть.


Первый прототип Buccaneer S.Mk.2 XK526 взлетел с новыми двигателями 17 мая 1963 года под управлением Derek J. Whitehead с аэродрома Holme-on Spolding Moore. Семидесятиминутный полёт, в ходе которого проверялась работа силовой установки на разных режимах, прошёл нормально. Примерно через месяц выполнил первый полёт и второй Buccaneer (XK527).


В начале 1964 года программа лётных испытаний обоих модифицированных самолетов была закончена, а её результаты превзошли все самые радужные ожидания разработчиков. Из-за более интенсивного потока воздуха СПС уменьшились взлетная и посадочная скорости, значительно увеличился максимальный взлетный вес, достигший 27258 кг и дальность полета, превысившая 3000 километров. В ходе этих испытаний был на практике доказан и тот факт, что ресурс планера Buccaneer доведён до 20000 лётных часов.


После такого успеха флот решил более не приобретать Buccaneer S.Mk.1 и потребовал, чтобы последние десять заказанных самолетов были закончены как Mk.2, что и было сделано, и первый серийный Buccaneer S.Mk.2 XN974 покинул ворота сборочного цеха фирмы Hawker Siddeley в Brough (Blackburn в 1963 году влилась в Hawker Siddeley) 5 июня 1964 года, а на следующий день был облетан Дереком Уайтхедом.


Кроме новых двигателей серийные S2 получили и модифицированную РЛС Blue Parrot, приспособленную для полетов в режиме огибания рельефа местности и отработанную фирмой Ferranti еще на XK487, втором опытном образце самолета NA.39. Был увеличен также запас топлива и внесено большое количество других изменений, способствующих улучшению конструкции самолёта, например, усилено шасси, модифицирована СПС, установлены неубирающаяся штанга дозаправки, новый электрогенератор и др.


Номенклатура вооружения на S.Mk.2 не расширилась, зато появилась возможность брать на борт восемь 1000-фунтовых (454 кг) бомб (четыре в бомбоотсеке и по одной на каждом пилоне).
Вслед за первым поднялся в воздух и второй серийный самолёт XN975. Обе машины были переданы в лётно-испытательный центр Boscomb Down для проведения дальнейших испытаний.


Серийное производство продолжалось, а тем временем в заливе Lyme начались испытания второй серийной машины XN975 на борту авианосца Ark Royal, в которых участвовали, кроме Д.Уайтхеда, еще четыре лётчика из ЛИЦ Боскомб Даун. Испытания продолжались неделю и были успешно завершены,во всех полётах машина стартовала с палубы с максимальным взлетным весом.
Вскоре после этого прошли испытания устанавливаемых на новый Buccaneer катапультируемых кресел Martin-Baker Mk.4MS, показавшие возможность нормального покидания самолёта даже на предельно малых высотах, для полетов на которых самолет собственно и предназначался.


Для облегчения покидания самолета в аварийной ситуации на фонаре кабины появился детонационный шнур (Miniature Detonating Cord, MDC). При катапультировании взрыв шнура разрушал фонарь и кресло вылетало через получившееся отверстие.


23 июля 1965 года началась фаза испытаний в США, включавшая и демонстрационные полёты. С этой целью три Buccaneer (XK527, XN974 и XN976) из Великобритании через Рейкъявик, авиабазы Goose Bay на полуострове Лабрадор,Patuxent River и Maryland перелетели на авиабазу авиации ВМС Пенсакола. Здесь все три самолета действовали с борта американского учебного авианосца CVT-16 Lexington, за четыре дня налетав в общей сложности 115 часов и совершив около сотни взлетов и посадок. Основной целью этих испытаний были исследования влияния высоких температур на тягу двигателей и проверка поведения Buccaneer при полетах в мощных турбулентных слоях воздуха над северной частью Мексиканского залива.


После окончания испытаний первый серийный Buccaneer демонстрировался заинтересованным представителям ВМС и ВВС США сначала в Испытательном авиационном центре ВМС в Патаксент Ривер, а затем на авиабазе Eglin Field. На обратном пути Cdr G. Higgs на своем самолете без дозаправки перелетел через Атлантику из Гус Бей в Lossiemouth, затратив на преодоление 1950 миль (3100 километров) 4 часа 16 минут и продемонстрировав таким образом великолепные характеристики Buccaneer.


Кроме самолетов, оставшихся от прежнего заказа, флот высказал желание приобрести еще два десятка самолетов Buccaneer S.Mk.2 (XT269/XT288) и вскоре последовали новые заказы.


Серийные Buccaneer S.Mk.2 начали поступать на вооружение Королевского флота в марте 1965 года. Для проведения их войсковых испытаний в Лоссимуте сформировали Отряд 700B (700B Flight), который занимался ими до 30 сентября 1965 года, а 14 октября передал все свои восемь машин во вновь созданную 801 эскадрилью. В июне следующего года 801 перелетела из Лоссимута на авианосец Victorious, находившийся в Ирландском море, и на его борту отправилась в длительный поход к Кокосовым островам в Индийском океане.


Поступление Buccaneer S.Mk.2 в строевые части было омрачено двумя катастрофами. Первый Buccaneer в июне 1966 года упал в море при старте с корабельной катапульты. Инцедент первоначально списали на ошибку пилота, но в октябре при тех же обстоятельствах разбился еще один самолет, на котором изучали причину прошлой катастрофы. В итоге оказалось, что Buccaneer ведет себя неустойчиво при взлете с катапульты. В конструкцию самолета внесли небольшие изменения, слегка изменили порядок действий пилота при старте, но полного устранения этой проблемы достичь так и не сумели, и летчик должен был быть очень внимательным при катапультировании, чтобы не допустить катастрофы.


Последней эскадрильей Buccaneer во флоте Великобритании стала 809. Ее база,HMS Ark Royal, прошел в 1967-1970 годах модернизацию и еще десяток лет бороздил океанские воды. Вместе с ним в компании 892 эскадрильи на истребителях Phantom FG Mk.1 и 849, вооруженной самолетами дальнего радиолокационного обнаружения Gannet AEW.3 выходила в море и 809.


Фирма Hawker Siddeley пыталась одно время предложить Адмиралтейству новые модификации Buccaneer, но они были отклонены. Тем не менее, с конца шестидесятых началось осуществление программы модернизации флотских Buccaneer, заключавшаяся в обновлении их арсенала.
С исчезновением с палуб британских авианосцев заправщиков Scimitar, эту почетную миссию пришлось взвалить на себя другим самолетам, в том числе и Buccaneer, который для этого оснастили подвесным дозаправочным контейнером Mk.20, подвешиваемым на внутреннем подкрыльевом пилоне.


Самолет решили оснастить управляемыми ракетами класса воздух-земля Aerospatiale Martel как в противорадиолокационном варианте AS.37, так и с телевизионной головкой наведения AJ.168. Самолет мог нести до четырех AS.37 или три AJ.168 (на четвертом пилоне в этом случае размещался веретенообразный контейнер с аппаратурой), пуск их осуществлял штурман, для чего в его кабине был смонтирован телеэкран и рукоятка управления ракетой.


5 апреля 1978 года из военно-морской базы Девонпорт близ Плимута вышел в свой последний поход авианосец Ark Royal. После десяти месяцев плавания, 5 февраля 1979 года, авианосец вернулся в порт приписки, а 809 перелетела на свою базу в Лоссимут, где была расформирована через десять дней. Так закончилась двадцатилетняя история флотских Buccaneer.
Некоторое количество Buccaneer использовалось для исследовательских целей, например для доработки термолокатора для BAC TSR.2 и радаров для TSR.2 и Tornado.


Самолеты расформированных флотских эскадрилий передавались в ВВС, к этому времени по финансовым соображениям вынужденные отказаться от программы создания собственного ударного самолета BAC TSR.2. В какой-то мере в провале программы TSR.2 виноват был и флот, который, заполучив Buccaneer S.Mk.2, решил, что это и есть идеальный палубный бомбардировщик и отказался от совместной с ВВС разработки нового самолета.


В ВВС Buccaneer (как морские, так и изначально заказанные для службы на суше и лишившиеся узлов крепления к катапульте (прочие палубные атрибуты были сохранены)) получали другие обозначения - способные нести ракеты Martel стали S.Mk.2A, прочие - S.Mk.2B(наши самолеты). Производство самолетов для ВВС продолжалось до 6 октября 1977 года, когда ворота завода в Бро покинул последний Buccaneer XZ432.


и самолеты из музеев РАФ

В одном из них можно было встретить только переднюю часть самолета.


Но тут даже точную модель и номер выяснить не удалось


А в другом Buccaneer S2B XW547 в схеме Бури в пустыне и с кодом 'R'. Он стоит очень хитро: его можно увидеть только с задней части и при этом у него открыты воздушные тормоза.


Продолжим рассказ: В Royal Air Force морским Buccaneer пришлось послужить еще долго в составе 12, 15, 16, 208 и 216 эскадрилий и 237 OCU (Operational Conversion Unit - часть переучивания и боевой подготовки). Здесь вместе с самолетами, изначально поступавшими в ВВС, они мирно несли свою службу до 1990 года.К этому времени поголовье Buccaneer серьезно уменьшилось из-за старения элементов конструкции крыла, которое даже вызвало несколько катастроф, и вследствие замены на Tornado. Уцелевшие самолеты были сконцентрированы в 12 и 208 эскадрильях и 237 OCU, где специализировались на противокорабельных операциях, а также на задачах лазерной подсветки целей для управляемых авиабомб.


К этому времени Buccaneer пришли отличными от того, какими они попали в ВВС. Внешне они отличались вздутой створкой бомбоотсека, которая по совместительству стала 2046-литровым топливным баком. Вооружение пополнилось противокорабельными ракетами Sea Eagle, сменившими Martel, и корректируемыми бомбами Paveway, для применения которых на самолет на левый внутренний пилон подвешивался контейнер AN/AVQ-23E Pavespike. Вместо Red Beard они могли нести две новых 600-фунтовых ядерных бомбы WE-177A, а место блоков неуправляемых ракет SNEB заняли кассетные бомбы Hunting BL-775. Было обновлено оборудование радиоэлектронной борьбы, под самолет могли подвешиваться контейнеры AN/ALQ-101(V)-10, а для самообороны они получили ракеты воздух-воздух AIM-9 Sidewinder.


Двенадцать таких самолетов, окрашеных в розовый пустынный цвет (Desert Pink), отправились из Лоссимута на базу Мухаррак в Бахрейне для участия в операции Буря в Пустыне. В последний момент перед отправкой в Залив они получили новые радиостанции, более современные блоки отстрела ловушек и законцовки крыла по типу S.Mk.1.
Всего со второго февраля 1991 года Buccaneer совершили 216 боевых вылетов, подсвечивая лазерами цели для Tornado и атакуя стратегические объекты с помощью корректируемых бомб Paveway, и в полном составе вернулись на родину.


Однако дни Buccaneer были сочтены. Старые самолеты было решено сменить на Tornado, излишек которых образовался в процессе сокращения ВВС, и в сентябре 1993 года была расформирована 12 эскадрилья, а полгода спустя, в марте 1994 года, 208 и 273 OCU, и Buccaneer навсегда исчезли из боевых подразделений.


После ухода из боевых подразделений Buccaneer еще некоторое время использовались в качестве летающих лабораторий. После 1 апреля 1997 года в английском небе не появлялся ни один Buccaneer. Один из оставшихся самолетов был списан, а пара более счастливых отправилась в Южную Африку, где самолеты вошли в состав коллекции Mike Beachyhead и снова регулярно летают, демонстрируя свои впечатляющие летные характеристики туристам-любителям острых ощущений.


А теперь немного истории наших самолетов: Buccaneer S2B XV865 в цветах No. 208 Squadron RAF из музея в Даксфорде.
Первый полет как S.2 24 июля 1968 года, XV865 начал свою карьеру в Royal Navy 1 октября 1968 года с NASU на RNAS Lossiemouth.
Он начал службу в 736 NAS, был конвертирован в S.2D в 1973 году и вернулся на службу в 809 NAS,совершив несколько походов на HMS Ark Royal.
После списания Ark в 1978 году, XV865 был передан в RAF (216 Squadron) и модифицирован до стандарта S.2B.
Продолжая службу в 208 и 12 Squadron,получает возможность работы с Sea Eagle capability в 1986 году и переходит в 237 OCU,заканчивая свою карьеру пребыванием в 208 Squadron с 1989 по январь 1994 года.
После хранения в течении нескольких лет на RAF Coningsby после списания, XV865 был официально использован для обучения на земле и находясь постоянно под присмотром,хорошо сохранился.
В начале 1999 года Imperial War Museum приобрел самолет и его перевезли в Duxford,где он был вновь собран и выставлен в Superhangar.
Самолет перекрасили в 2004/ачале 2005 годов и поместили в новый ангар Airspace exhibition.


Buccaneer S2B XW547 в цветах "Бури в пустыне" и с кодом 'R' из музея РАФ - подробная история здесь


Модификации:
Blackburn NA.39 9 предсерийных прототипов NA.39 и партия из 14 S.1 заказанные 14 июня 1955 года.
Buccaneer S.1 первая серийная модель,оснащенная турбореактивными двигателями de Havilland Gyron Junior 101. 40 построено по заказу от 25 сентября 1959 года, построены в Brough и отбуксированы в Holme-on-Spalding Moor для первого полета и испытаний. Первый самолет взлетел 23 января 1962 года. Оставшиеся десять S.1 самолетов заказанных в сентябре 1959 года,были завершены как S.2.
Buccaneer S.2 развитие S.1 с различными улучшениями и более мощными турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Spey. С 1962 года, 10 было построено Blackburn Aircraft Ltd. и 74 компанией Hawker Siddeley Aviation Ltd.
Buccaneer S.2A бывшие самолеты Royal Navy S.2 переделанные для RAF.
Buccaneer S.2B вариант S.2 для RAF squadrons. Способный нести противорадар Martel или противокорабельную ракету. 46 построено между 1973 и 1977 годами, плюс три для Ministry of Defence для испытательных работ по оружию.
Buccaneer S.2C самолеты Royal Navy модифицированные до стандарта S.2A.
Buccaneer S.2D самолеты Royal Navy модифицированные до стандарта S.2B, оснащенные Martel с 1975 года.
Buccaneer S.50 вариант для South Africa. Крылья могут складываться,но складывание на требуется и система заглушена. Самолет может быть оснащен двумя одноступенчатыми ракетами (RATO)для помощи при взлете с высоких и жарких аэродромов подобных AFB Waterkloof в Pretoria,где они в основном и базировались.

ЛТХ:
Модификация Buccaneer S.Mk.2
Размах крыла, м 13.41
Длина самолета,м 19.33
Высота самолета,м 4.95
Площадь крыла,м2 47.82
Масса, кг
пустого самолета 13599
нормальная взлетная 25402
максимальная взлетная 28123
Топливо, л
внутренние топливо 7091.75 + 1932.1 (в бомболюке)
ПТБ 2 х 1954.8 (1136.5)
Тип двигателя 2 Rolls-Royce Spey RB. 168-1А Mk 101
Тяга нефорсированная, кН 2 х 49.38
Максимальная скорость, км/ч 1038
Боевой радиус действия, км 964-1854
Максимальная скороподъемность, м/мин 2134
Практический потолок, м 12190
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка - 7258 кг на в бомбовом отсеке и на 4
узлах подвески.
Бомбовая нагрузка:
ядерная бомба WE.177, 4 бомбы с лазерным наведением
Paveway I или II, 4 кластерные бомбы BL755, 8х 454-кг
бомбы Mk.N1или Mk.10, или 8 227-кг бомб.
УР: 2 воздух-воздух AIM-9L Sidewinder,
3 воздух-земля AJ.168 Martel + контейнер с системой
наведения, 4 ПКР Sea Eagle,
НУР: 4 ПУ Matra 155 18x68-мм или RN 36x51-мм

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow