igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Музей в Даксфорде: ангар 3: противолодочный вертолет Westland Sea King HAS.1.

Westland WS-61 Sea King это британская лицензионная версия американского вертолета Sikorsky S-61, построенная компанией Westland Helicopters. Вертолет значительно отличается от американской версии, на нем установлен двигатель Rolls-Royce Gnome (производная от американского General Electric T58), сделанная в Британии противолодочная система и полностью компьютеризированная система управления полетом. Sea King в первую очередь предназначался для ведения противолодочной борьбы (ASW). Вариант Sea King был адаптирован компанией Westland для перевозки войск под именем Commando.
26 сентября 2018 года последний оставшийся вариант Sea King на службе Королевского флота был отправлен в отставку. HeliOperations продолжает эксплуатировать Mk 5 Sea Kings, базирующихся в RNAS в Портленде, для обучения пилотов германского флота.
Всего построено 344 вертолета.

Музей в Даксфорде.
все, что у меня есть по S-61
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш вертолет это Westland Sea King HAS.1 с серийным номером 683, регистрационным XV712. Он служил в Fleet Air Arm (Royal Navy). Построен в 1972 году.

Вехи его истории:
После постройки передан в Fleet Air Arm как HAS.1
Похоже в 1979 году вертолет был конвертирован в Westland Sea King HAS.6
В 2013 году после списания был передан в UK Duxford


В июне 1966 года был подписан контракт между компаниями Westland и Sikorsky на производство 60 вертолетов Sea King по лицензии. Англичане все больше зависели от США в области военной техники. Дабы известная всему миру британская гордость не очень страдала, пилюлю подсластили, разрешив экспорт построенных в Англии вертолетов во все страны мира, кроме Северной Америки. Вероятно, руководство компании Sikorsky впоследствии частенько проклинало этот пункт контракта, тем более что подобный пункт был и в более позднем соглашении с итальянской компанией Agusta. Вот до сих пор и конкурируют друг с другом на мировом рынке Sea King: американский, английский и итальянский.


Для ускорения начала поставок первые четыре вертолета были закуплены в Америке. Первый S-61D-2 прибыл в Англию в октябре 1966 года. На английские вертолеты планировалось установить двигатели Rolls-Royce Gnome Н.1400 - лицензионный вариант General Electric T58. На первом Sea King стояли "родные" американские двигатели. Три следующих вертолета собрали уже в Англии на заводе компании Westland в Йовилле. На них устанавливались английские двигатели. Электромеханическая система управления ГТД была заменена на полностью электронную, английской разработки.


Первый полет собранного в Англии Sea King состоялся 8 сентября 1967 года. Начались интенсивные летные испытания. Не все шло гладко. Третий прототип, переданный компании Rolls-Royce для летных испытаний двигателей, не закончил программу. В январе 1969 года он совершил вынужденную посадку из-за обледенения на режиме авторотации. После жесткого приземления загорелись двигатели. Машина была тяжело повреждена и не восстанавливалась. На ходе подготовки серийного производства этот инцидент не отразился, и уже 5 мая 1969 года из сборочного цеха завода в Йовилле торжественно выкатили первый полностью английский Sea King НАS.Мк1.


Предшественник Sea King в ВМС Ее величества, Wessex, очень сильно отличался от своего американского прародителя S-58. Английский Sea King также лишь внешне напоминал Sea King американский. Во многом это был новый вертолет, точнее новая система оружия. Причины тому были политические (продемонстрировать хоть какую-то техническую независимость от США), экономические (загрузить работой возможно больше английских рабочих и инженеров) и тактические (иной взгляд на способы боевого применения противолодочных вертолетов).


В ВМС США противолодочные вертолеты в то время тесно взаимодействовали с боевыми кораблями. Управление вертолетами осуществлялось с боевого информационного центра противолодочного корабля. Главную роль в экипаже вертолета играл первый пилот, он же командир экипажа. Операторы ГАС в грузовой кабине, были простыми исполнителями и самостоятельных решений не принимали.
ВМС Великобритании использовали вертолеты гораздо более автономно. Нередко к поиску подводной лодки корабли не привлекались вообще, а порой (неслыханное дело!) вертолету придавались противолодочные корабли. Естественно, в состав бортового оборудования вертолета потребовалось внести изменения и дополнения, а у членов экипажа, хотя и осталось по-прежнему четверо, изменились функции.


Традиционно командир экипажа - первый пилот, а на английских Sea King зачастую в роли командиров выступали офицеры, обслуживающие поисковую аппаратуру. Это вполне логично, при длительном полете на малой высоте над монотонной водной поверхностью у летчика вполне хватает забот, и отвлекаться на вдумчивый анализ тактической обстановки ему просто некогда. Итак, экипаж Sea King HAS.Мк1 состоял из "тактического координатора" - офицера, осуществляющего поиск и атаку субмарины, первого пилота, второго пилота и оператора ГАС. Тактический координатор размещался на левом кресле, вытеснив с него второго пилота.


Центральное место на приборной доске занимал индикатор тактической обстановки, на который выводилась информация от поисковой РЛС, ГАС и РГБ. Так же, как и в ВМС США, основным поисковым средством была опускаемая ГАС, но в отличие от американцев, англичане широко применяли для поиска подводных лодок и РЛС. Их аппаратура была способна принимать и обрабатывать информацию с других противолодочных средств. Состав аппаратуры в целом соответствовал оборудованию американского вертолета, но большинство систем заменили на европейские. Зачастую у них были лучше характеристики. К примеру, доплеровская РЛС имела цифровой вычислитель и определяла координаты вертолета точнее американского аналога.


Главным отличием английского Sea King стало наличие бортовой поисковой РЛС Ekco AW391, антенну которой разместили в куполообразном обтекателе за несущим винтом. Вооружение включало четыре самонаводящиеся торпеды Мк.44 или четыре глубинных бомбы Мк.11, или одну глубинную ядерную бомбу WE177. Основным вооружением считались торпеды, бомбы подвешивались только при поиске субмарин на мелководье, где они эффективнее торпед.


Первые четыре Sea King (американские) поступили во вновь сформированную 700-ю тренировочную эскадрилью ВМС в августе 1969 года. В дальнейшем это подразделение, размещенное на базе ВМС в Калдроузе, готовило экипажи вертолетов для стран-импортеров английских Sea King. Иностранцы прибывали на базу, как правило, вместе со своими вертолетами (две-три машины, изготовленные первыми из заказанной партии). До конца года к четырем "американцам" присоединились два первых вертолета, построенные компанией Westland.


Испытания, в ходе которых Sea King налетали 2700 ч, успешно завершились в мае 1970 года. Всю шестерку передали в строевую часть - 737-ю учебно-тренировочную эскадрилью. Эскадрилью приписали к десантному кораблю "Оспрей", а когда корабль-матка находился в гавани, она базировалась в Портленде. Вскоре сформировали еще одну, 707-ю тренировочную эскадрилью. Затем вертолеты поступили на вооружение эскадрилий 824 (авианосец "Арк Ройял"), 826 (авианосец "Игл") и 819 (берегового базирования). Главной задачей вертолетов стала борьба с подводными лодками. Но ограничивать применение Sea King только охотой за субмаринами было нерационально. В Королевских ВМС, так же как и в ВМС США, машины Сикорского перевозили грузы, принимали участие в поисково-спасательных операциях, несколько вертолетов оснастили минно-тральным оборудованием.


Еще до поступления первых Sea King в 737-ю эскадрилью менеджеры компании Westland в мае 1969 года умудрились заключить первый контракт на поставку вертолетов в ФРГ. Конкурентом, кстати, выступал тоже Sea King, только построенный в Италии. Вертолеты предназначались для поисково-спасательных операций в Балтийском и Северном морях и должны были прийти на смену самолетам-амфибиям Grumman Albatros. Первый Sea King Мк41 передали ФРГ в марте 1972 года, последний, 22-й, в сентябре 1974 года.


Поскольку машины не предполагалось использовать для борьбы с подводными целями, все противолодочное оборудование, за исключением поисковой РЛС и навигационной системы, было демонтировано. Немецкие вертолеты английского производства американской конструкции эксплуатируются до сих пор. В 1988 году они прошли модернизацию в компании "Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB)". На них установили аппаратуру, позволявшую применять противокорабельные ракеты "Си Скуа".


Вдохновившись примером ФРГ, десять поисково-спасательных Sea King заказали норвежцы. По сравнению с немецким, вариант Мк43, предназначенный для Норвегии, имел более простое радиосвязное оборудование. Зато система кондиционирования была более мощной, при температуре окружающей среды - 30С в кабине было +20С. Интересная особенность, хотя все поисково-спасательные средства в Норвегии относятся к министерству юстиции, Sea King получила 330-я эскадрилья Королевских норвежских ВВС. Вертолеты рассыпаны по всему побережью с таким расчетом, чтобы время полета между соседними пунктами базирования не превышало 90 минут. Главная задача - поиск и спасение в холодных водах Северного моря, время готовности к вылету - 1 - 2 минуты.


В 1989 году норвежские вертолеты невольно послужили причиной скандала, напрямую связанного с обстоятельствами гибели в Норвежском море АПЛ "Комсомолец". В советской прессе была опубликована информация, в которой утверждалось, что в случае получения сигнала "SOS" с подводной лодки или запроса из штаба Северного флота норвежские Sea King, взлетев с авиабазы в Буде, вполне могли спасти экипаж гибнущей лодки. Ни сигнала, ни запроса не поступило, а командование ВМФ опровергло саму возможность спасения экипажа натовскими вертолетами. Думается, адмиралы кривили душой. Норвежские вертолеты используются также для грузопассажирских перевозок, в качестве санитарных и связных.


В конце 1969 года заказ на Sea King в противолодочном варианте поступил от бывшей "жемчужины британской короны" - Индии. Шесть вертолетов Мк42 были поставлены в течение 1971 года. От базового варианта НАS.Мк1 они отличаются только более мощной системой вентиляции кабин. В 1974 году поступили еще шесть вертолетов второй партии, заказанной в 1972 году. Вертолеты могут базироваться на авианосце "Викрант", фрегатах "Тарагири", "Винджиягири" и "Годовари".


ФРГ, Норвегия и Индия закупили в Англии вертолеты без какой-либо серьезной предварительной модернизации. Иначе подошла к этому вопросу Австралия - четвертая страна, импортировавшая британские Sea King. Австралийские противолодочные вертолеты Мк50 были непосредственными предшественниками второго поколения британских Sea King. Они оснащались более мощными ГТД Н1400-1, новыми трансмиссиями и шестилопастными рулевыми винтами. В результате доработок стало возможным поднимать больший полезный груз, резко увеличились летные характеристики на большой высоте и при высокой температуре воздуха. В то же время состав поисковой аппаратуры остался в основном таким же, как и на НАS.Мк1, хотя ряд систем европейской разработки заменили на американские. Десять вертолетов Мк50 поступили на вооружение австралийских ВМС в 1976 году.


На рубеже 60 - 70-х годов королевские ВМС находились на пороге глубоких изменений. Из списочного состава флота предполагалось вывести авианосцы "Арк Ройял" и "Игл", оставив в строю только "Гермес". В перспективе для ВМС намечалось построить корабли-носители самолетов ВВП Harrier. Впоследствии три таких корабля ("карманные авианосцы" типа "Инвинсибл") действительно были построены, но в 1970 году никто не мог стопроцентно поручиться за успех столь рискованной программы, как создание Harrier.


Многие связывали будущее морской авиации Великобритании не с самолетами, а с вертолетами Sea King. Программа вертолетостроения пользовалась наивысшим приоритетом в военных кругах страны. Прототипом нового варианта НАS.Мк2 стал австралийский Мк50. перед воздухозаборниками двигателей установили ограждение, которое служит для защиты от попадания посторонних предметов и уменьшения забрызгивания соленой морской водой. В отличие от Мк50, практически полностью заменили электронное оборудование на более совершенное. Работы по новой модели Sea King велись достаточно интенсивно: 30 июня полетел прототип, а в декабре 1976 года на вооружение 706-й эскадрильи поступил первый НАS.Мк2. 21 вертолет был построен заново, еще часть - переоборудована из Мк1. Особо следует выделить под модификацию Мк2 - Мк2А.


Дальнейшее развитие противолодочных вертолетов Westland Sea King шло традиционным путем: увеличение мощности ГТД, замена электроники на более совершенную, применение лопастей несущего винта, изготовленных из композитов. Всего компания Westland разработала четыре основные модели противолодочных вертолетов: Мк1, Мк2, Мк5, Мк6. По желанию иностранных заказчиков базовые варианты дорабатывались. Так, на вертолетах НАS.Мк1 (Мк45), предназначенных для Пакистана, установили оборудование, позволяющее применять с них ПКР АМ39 "Экзосет". Индийские же Sea King Мк42В (экспортный вариант HAS.Мк5) вооружили ПКР "Си Игл". Как ни хорош был противолодочный Sea King, - его время проходит. ВМС Великобритании в 1996 году передан первый вертолет ЕН.101 Merlin. Ему охотиться за подводными лодками, которые будут угрожать бывшей "владычице морей" в XXI веке.


Но Sea King еще не одно десятилетие будут использоваться в качестве поисково-спасательных. Первыми применили английские Sea King в этом качестве в ФРГ, Норвегии и Бельгии. Этим странам были поставлены стандартные противолодочные вертолеты, с которых сняли поисковое оборудование. Королевские ВВС заказали 15 вертолетов в поисково-спасательном варианте лишь в 1975 году. Модель HAR.Mk3 также разработана на базе противолодочного варианта НАS.Мк2 с минимальными изменениями.


Подобно вертолетам для Бельгии, ФРГ и Норвегии они не имели специальной аппаратуры, но на английских машинах провели и дополнительный комплекс доработок. Несколько удлинили грузовую кабину, установили дополнительные топливные баки. Вместо плоского стекла в сдвижной двери грузового отсека появился выпуклый блистер, изменился состав радиооборудования. Первый вертолет был готов в 1977 году, а в 1979 году вертолетами модели HAR.Mk3 полностью оснастили 202-ю эскадрилью. В 1992 году дополнительно построили еще 6 таких вертолетов, что позволило оснастить Sea King и 22-ю эскадрилью. С появлением новых вариантов противолодочных вертолетов возник соблазн реализовать их преимущества и на поисково-спасательной машине. Так, на базе HAS.Mk5 сделали HAR.Mk5. Эти вертолеты составляют основу поисково-спасательной службы Великобритании.


Английские Sea King с момента поступления на вооружение активно включились в невидимую войну против советских подводных лодок. ВМС НАТО создали мощный противолодочный рубеж между Гренландией и Норвегией, целью которого было воспрепятствовать в случае войны выходу субмарин Северного флота на океанские просторы. Sea King постоянно несли боевое дежурство, иногда они использовались и с береговых баз для контроля прибрежных вод Великобритании.


Все было как на настоящей войне: полеты днем и ночью, в любую погоду, изнурительный поиск цели, слежение за ней. Не было только заключительной фазы - атаки. Результаты этой "войны" - количество обнаруженных и условно уничтоженных лодок - до сих пор остаются тайной, поскольку по этим данным можно оценить эффективность противолодочной обороны стран НАТО и с большей точностью подсчитать вероятность прорыва российских лодок в Атлантику. Тихая война не окончилась, по-прежнему из полярных баз Кольского полуострова выходят атомные субмарины с задачей прорваться на океанские коммуникации между Европой и Америкой, и по-прежнему экипажи Sea King выслеживают их в холодных северных водах.


В 1982 году между Аргентиной и Британией возник конфликт из-за Фолклендских островов. Англия собрала самую большую эскадру со времен второй мировой войны и отправила ее на другой конец света. В составе соединения находились корабли и суда с вертолетами на борту, в том числе и Sea King. На вертолеты возлагались следующие задачи: противолодочная оборона кораблей эскадры, поиск и спасение в условиях ведения боевых действий, транспортировка грузов, действия в интересах сил специального назначения.


В Южную Атлантику отправилось более 60 Sea King разных модификаций. Противолодочные вертолеты базировались на авианосцах "Гермес" (826-я эскадрилья), "Инвинсибл" (820-я эскадрилья) и на вспомогательных судах "Форт Грэнж" и "Олмеда" (824-я эскадрилья). На вооружении 820-й и 826-й эскадрилий находились вертолеты НАS.Мк5, на вооружении 824-й - HAS.Mk2A.


Возможности проявить себя противолодочным Sea King не представилось, поскольку после того, как в начале конфликта британская подводная лодка потопила крейсер "Хенераль Бельграно", а вертолеты Lynx и Wessex отправили на дно два катера, аргентинские ВМС участия в боевых действиях не принимали. В составе 820-й эскадрильи служил не совсем обычный командир вертолета - принц Эндрю. Второй сын английской королевы наряду с парнями из простых семей с честью вынес все испытания.


Вертолеты двух других эскадрилий - 825-й и 846-й использовались для транспортных перевозок. Sea King 846-й эскадрильи под командованием Саймона Торнуилла первыми осуществили посадку на островах 1 мая 1982 года, когда флот был в 100 милях от берега.


Высадка пехоты проходила ночью в плохую погоду, но тем не менее, прошла успешно. Торнуилл после окончания войны утверждал, что Sea King зарекомендовал себя прекрасным всепогодным вертолетом. Когда корабли вошли в воды залива Сан-Карлос для захвата плацдарма на островах, вертолеты стали перевозить грузы круглосуточно. Днем летало семь Sea King, ночью - четыре. В первый день вертолеты перевезли батареи ЗРК "Рапира", которые были установлены на господствующих над заливом высотах, личный состав и технику 3-й бригады "коммандос". Вертолеты подвергались обстрелу с земли, но Sea King при высадке десанта потерь не понесли, хотя повреждения были.


В течение нескольких недель налет вертолетов составил годовую норму мирного времени. Чаще всего полеты проводились на высоте 10 м со скоростью 185-205 км/ч, на пределе технических возможностей. Вертолеты Торнуилла, кроме перевозок людей и грузов, принимали участие в спасении экипажей эсминца "Ковентри" и десантного корабля "Сэр Галахэд", поднимая людей на борт с помощью лебедки. Выполняли они и не совсем обычную задачу - служили приманкой для головок самонаведения ПКР "Экзосет", имитируя надводные цели.


Транспортные Sea King неоднократно подвергались атакам аргентинских "Mirage" и "Skyhawk". К примеру, два "Skyhawk" атаковали машину командира эскадрильи. Но тот направил вертолет в узкое извилистое ущелье и ушел из-под удара. Все же снаряд попал в лопасть несущего винта, но вертолет удалось посадить. В целом Sea King показали высокую боевую живучесть. Так, один вертолет 825-й эскадрильи отлетал семь часов с простреленной лопастью.


Все же без потерь не обошлось. Один Мк2 разбился после пожара двигателей, один Мк5 - в результате столкновения с птицей, еще один - при неудачной посадке. Два вертолета Мк4 также потеряны в результате летных происшествий, еще один совершил вынужденную посадку в Чили и был сожжен своим экипажем. Через восемь лет после событий в Южной Атлантике королевским Sea King вновь пришлось повоевать. В составе британской части многонациональных сил вертолеты приняли участие в операциях "Буря в пустыне" и "Щит пустыни".


В обеспечении боевых действий в заливе приняли участие и пять канадских СН-124 из 423-й эскадрильи. Два вертолета находились на борту эсминца "Атабаскэн" и три - на борту вспомогательного судна "Протектор". Война в заливе - не последняя, в которой приняли участие Sea King. В составе сил по поддержанию мира на территории бывшей Югославии задействованы пять вертолетов НС.Мк4 845-й эскадрильи ВМС Великобритании. Четыре из них попеременно базировались на авианосце "Илластриес", который курсировал в Адриатическом море вблизи югославских берегов, и на аэродроме Дивалие. Еще один вертолет обеспечивал многонациональные силы в юго-западном секторе, базируясь на аэродроме Горний Вакуф.


Модификации :
Sea King HAS.Mk.1 первая серийная модификация в роли противолодочного вертолета с РЛС Ekco AW391.
Sea King HAS.Mk.2 модификация Sea King HAS.Mk.1 с ГТД Gnome H.1400-1.
Sea King HAS.Mk.2А вертолеты Sea King HAS.Mk.1 модернизированные до стандарта HAS.Mk.2.
Sea King AEW.Mk.2A вертолет ДРЛО на базе HAS.Mk.2 с РЛС Thorn EMI Searchwater LAST (Low-Altitude Surveillance Task).
Sea King HAR.Mk.3 вариант поисково-спасательного вертолета на базе HAS.Mk.2 с поисковой РЛС MEL ARI.5955.
Sea King HС.Mk.4 многоцелевой транспортный вертолет Сommando.
Sea King HAS.Mk.5 многоцелевой вертолет (противолодочный и поисково-спасательный) на базе HAS.Mk.2 с обзорной РЛС Thorn EMI ARI.5991 Sea Searcher.
Sea King HAR.Mk.5 транспортный вертолет на базе HAS.Mk.5 без основного электронного оборудования.
Sea King HAS.Mk.6 модернизированная версия 1990 года по программе Advanced Sea King. На вертолете установлено новое РЭО, ГТД Gnome H.1400-1T, система РЭР Orange Reaper (Orange Crop II).
Sea King HAS.Mk.41 вариант вертолета для ВМС Германии, первоначально в роли поисково-спасательного вертолета, позже переоборудованных в противолодочные с 2-4 ПКР Kormoran 2 и РЛС Ferranti Seaspray.



Sea King HAS.Mk.42 противолодочный вариант Sea King HAS.Mk.1 для ВМС Индии.
Sea King HAS.Mk.42А вариант Sea King HAS.Mk.2 для ВМС Индии.
Advanced Sea King Mk.42В противолодочная модификация с ГТД Gnome H.1400-1T и РЛС Super Searcher.
Advanced Sea King Mk.42С модификация Mk.42В с поисковой РЛС Bendix RDR-1400С.
Sea King Mk.42D модификация AEW.Mk.2A для ВМС Индии.
Sea King Mk.43 поисково-спасательная модификация для ВМС Норвегии.
Sea King Mk.45 противолодочная модификация для ВМС Пакистана с ПКР AM.39 Exocet.
Advanced Sea King Mk.45 модификация HAS.Mk.5 для ВМС Пакистана.
Sea King Mk.47 противолодочная модификация для ВМС Египта.
Sea King Mk.48 модификация для ВВС Бельгии в роли VIP транспорта и поисково-спасательного вертолета.

Sea King Mk.50 вариант Sea King HAS.Mk.2 для ВМС Австралии.

ЛТХ:
Модификация Sea King HAS.Mk.6
Диаметр главного винта, м 18.90
Диаметр хвостового винта, м 3.16
Длина,м 22.14
Высота ,м 5.13
Масса, кг
пустого 7428
нормальная взлетная 9300
максимальная взлетная 9752
Внутренние топливо, л 3714 + опционально 864
Тип двигателя 2 ГТД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Gnome H.1400-1T
Мощность, кВт
при взлете 2 х 1238
при полете 2 х 1092
Максимальная скорость, км/ч 226
Крейсерская скорость, км/ч 204
Практическая дальность, км 1742
Дальность действия, км 231-1482
Время патрулирования, ч 2
Скороподъемность, м/мин 619
Практический потолок, м 6200
Статический потолок, м 1980
Экипаж, чел 2 пилота + 2 оператора
Полезная нагрузка: 28 солдат или 9 носилок и 2 сопровождающих или 3629 кг груза в кабине или на подвеске
Вооружение: Возможна установка 1 7.62-мм пулемета
Боевая нагрузка - 1134 кг на 2 узлах подвески:
4 торпеды Mk.46 или Stingray, или 4 глубинные бомбы Mk.11, или 2 ПКР Sea Eagle или AM.39 Exocet
Tags: 2014, duxford, s-61, sikorsky, westland, вертолет, даксфорд, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments