igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Pima air museum ч.27: Lockheed EC-121 Warning Star

Lockheed EC-121 Warning Star это самолет ДРЛО для United States Navy и United States Air Force Airborne. Военная версия Lockheed Constellation. Самолет вступил в строй в 1954 и вышел в отставку лишь в 1978, хотя отдельные специально модифицированные самолеты EW оставались в строю в U.S. Navy до 1982. Пилоты U.S. Air Force называли эти самолеты "Connie" (уменьшительно от Constellation), а морские экипажи "Willie Victor" по обозначению самолетов на флоте: WV-1, WV-2 или WV-3.

Pima air museum,Tucson,Arisona.
Pima air museum ч.28: Lockheed L-049 Constellation,он же C-69.
сайт о всех сохранившихся бортах
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

В 1948 году фирмой Lockheed была создана новая модификация самолета Lockheed Model 749. На его базе был создан транспортный самолет C-121 Constellation.


В этом музее кроме C-69,можно было еще увидеть EC-121.Это самолет US Air Force с номером 53-554 c/n 4369.Я не смог его подробно рассмотреть тк он находился на закрытой площадке,куда вытаскивают самолеты для восстановления. Поэтому исключительно через заборчик.


Немного его истории:
текущее обозначение - 0-30554
поставлен в USAF в октябре 1955 как RC-121D 53-554
переобозначен в EC-121D сентябрь 1963
переобозначен EC-121T/D
переобозначен EC-121T сентябрь 1970 но верхний обтекатель не удален
это первый USAF EC-121 налетавший 20,000 часов к марту 1968
отправлен на USAF Reserves Homestead AFB октябрь 1974
Отправлен в отставку и перелетел на Davis Monthan AFB для хранения февраль 1976
в экспозиции Pima Air and Space Museum, Tucson, AZ с 1981


EC-121 Warning Star :Наряду с флотом, самолеты ДРЛО на основе "Супер Констеллейшна" приняли на вооружение и ВВС США. Первыми стали десять самолетов RC-121C, первоначально заказанных как флотские WV-2. В отличие от машин морской авиации, эти самолеты несли сразу два радара - AN/APS-20 и AN/APS-45. Соответственно, антенных обтекателей было два - над и подфюзеляжем. Впоследствии первую РЛС заменили гораздо более совершенной станцией AN/APS-95. РЛС AN/APS-45, обеспечивающую обнаружение целей в нижней полусфере на дальности до 190 км, оставили. В 1962 г. самолет RC-121C получил обозначение ЕС-121С Warning Star.

Эксплуатацию "варнинг старов" в ВВС осуществляли специально сформированные 551-е и 552-е крылья ДРЛО и управления, дислоцированные на авиабазах "Отис" (штат Массачусетс) и "Мак Келлан" (штат Калифорния). Но ЕС-121С прослужили в этих частях недолго - после поступления на вооружение более современных модификаций девять таких машин (одна из них разбилась в 1954 году) переоборудовали в учебные самолеты ТС-121С для подготовки бортоператоров.


Основным типом самолета ДРЛО в ВВС США стала следующая модификация Warning Star - RC-121D (с 1962 г. - EC-121D). Так же, как и предшествующая, она создавалась на базе флотского WV-2, но отличалась наличием дополнительных топливных баков на законцовках крыла и более эргономичным оборудованием операторской кабины.
ВВС получили 72 вновь построенных RC-121D, причем большинство из них - 45 единиц - было первоначально заказано как WV-2 для ВМС, но в 1952-53 финансовых годах эти заказы передали военно-воздушным силам. В 1954 и 1955 годах было заказано "с нуля" соответственно пять и 22 RC-121D. Наконец, 73-й экземпляр этой модификации был получен путем переоборудования одного из транспортников С-121С. В ценах того времени каждый RC-121D обходился американской казне более чем в два миллиона долларов.

Внедрение полуавтоматической системы ПВО SAGE обусловило необходимость модернизации оборудования самолетов ДРЛО, чтобы они могли взаимодействовать с этой системой. Начиная с 1962 г. 42 самолета EC-121D получили аппаратуру для автоматической передачи данных наземным станциям. Передающая антенна монтировалась в небольшом обтекателе наверху фюзеляжа. Модифицированные таким способом машины обозначались ЕС-121Н. Два экземпляра EC-121J, также переделанных из ранних модификаций, несколько отличались составом бортового оборудования.


Вершиной развития самолетов ДРЛО, созданных на базе "Созвездия", стала четверка машин ЕС-121Q, на которых радары AN/APS-45 были заменены РЛС AN/APS-103. Эти машины вошли в состав 966-й АЭ ДРЛО и управления (авиабаза "МакКой").
Наконец, в 1968-69 годах 15 EC-121D и семь ЕС-121Н модифицировали в вариант ЕС-121Т с более совершенной аппаратурой распознавания "свой-чужой" и улучшенными средствами отображения информации. В 1973 г. часть ЕС-121Т получила станции РТР и РЭБ AN/ALQ-124.
Так же, как и у многих других типов американской авиатехники, боевым дебютом Warning Star стала война во Вьетнаме. Решение направить в Юго-Восточную Азию несколько самолетов EC-121D было принято Советом начальников штабов в апреле 1965 г. Операцию под кодовым обозначением "Биг Ай" (с 1967 г. - "Колледж Ай") возложили на 552-е авиакрыло ДРЛО и управление ВВС, выделившее для этой цели специальный отряд, который в начале насчитывал всего три самолета.


Основной базой отряда стал Тайнань на острове Тайвань, а передовой - аэродром "Таншоннят" в Южном Вьетнаме. В январе 1967 г. передовую базу перенесли поближе к ТВД -на территорию Таиланда. Здесь Warning Star несколько раз в течение года меняли дислокацию, побывав на авиабазах "Убон" и "Удорн", пока в конечном итоге на остановились на аэродроме "Корат".

Поскольку активность северовьетнамской авиации поначалу была минимальной, главной задачей экипажей, задействованных в программе "Биг Ай"/"Колледж Ай" было обеспечение управления движением в насыщенном летательными аппаратами воздушном пространстве Южного Вьетнама, а также навигационная помощь самолетам, участвовавшим в рейдах на ДРВ.

Но постепенное усиление истребительной авиации ДРВ и нарастание интенсивности авиаударов США по Северному Вьетнаму обусловили соответствующее возрастание значения самолетов ДРЛО. 24 октября 1967 г. состоялось знаменательное событие в истории воздушных войн: впервые в истории вражеский самолет был сбит истребителем по наведению с самолета ДРЛО. "Охотником" в этом случае являлся "Фантом" F-4C, а "дичью" - северовьетнамский истребитель МиГ-21. В настоящее время самолет, с которого осуществлялось наведение - ЕС-121D с номером 53-555, прозванный "Трипл Никель" ("Три пятака") - находится в экспозиции Национального музея ВВС США.


В июне 1970 г. самолеты ДРЛО вывели из Таиланда. Но уже в ноябре они появились вновь - две машины EC-121D привлекли к обеспечению спецоперации по освобождению военнопленных из лагеря "Сон Тай".

Возросшая угроза со стороны северовьетнамских МиГ-21 вынудила возобновить присутствие Warning Star в Индокитае на постоянной основе. На авиабазу "Корат" вернули отряд 552-го авиакрыла с семью модернизированными самолетами ЕС-121Т. Эта группа осуществляла боевые вылеты до 15 августа 1973 года, а официально ее расформировали 3 июня 1974-го.

В цифрах итоги боевого применения самолетов ДРЛО во Вьетнаме выглядят следующим образом: Экипажи совершили 13921 боевой вылет, налетав 98699 часов без единой потери. Warning Star содействовали уничтожению в воздушных боях полутора десятков вьетнамских самолетов и обеспечивали более 80 поисково-спасательных операций. При их поддержке осуществлено свыше 135000 самолето-вылетов ударных машин.


Появление к югу от США враждебного соседа - революционной Кубы обусловило необходимость организации боевого дежурства Warning Star еще и в Карибском море. Это стало их последней военной операцией. Дело в том, что штат Флорида, южная оконечность которого находится от Кубы всего в сотне километров, была излюбленным местом отдыха американского президента Никсона. И вот однажды кубинский МиГ-21 с пилотом-перебежчиком, не обнаруженный средствами ПВО, неожиданно "припарковался" на аэродроме прямо рядом с президентским самолетом!

Этот инцидент инициировал операцию "Фэмили Мэн" ("Семейный человек"), в ходе которой несколько ЕС-121 дежурили в воздушном пространстве Флориды. 79-я эскадрилья ДРЛО выполняла эти задачи с авиабазы "Холломэн" вплоть до своего расформирования в 1979 г. Таким образом, она стала последней строевой частью ВВС США, эксплуатировавшей военные варианты "Супер Констеллейшна". А экспериментальные машины прослужили еще дольше. Последняя из них летала в составе ВВС до июня 1982 года.


Модификации:
варианты U.S. Navy
WV-1 два прототипа, L-749A Constellation, обозначение PO-1W до 1952
EC-121K (WV-2) основной вариант USN, обозначение PO-2W до 1952; 244 заказано, 142 произведено (часть пошло в USAF).
JC-121K один модифицированный EC-121K используемый в U.S. Army для испытания авионики
NC-121K часть бортов модифицированные в самолеты спец операций
YEC-121K самолет для теста авионики
EC-121L (WV-2E) один модифицированный WV-2, испытательный самолет для вращающегося радара AN/APS-70 с обтекателем
EC-121M (WV-2Q) самолет электронной разведки, 13 модифицировано из WV-2
WC-121N (WV-3) разведчик погоды, 8 модифицировано из WV-2
EC-121P некоторое число модифицировано из EC-121K как противолодочный вариант
JEC-121P три EC-121P используемых в USAF
варианты U.S. Air Force
RC-121C 10 построено, начальный вариант для USAF
JC-121C два конвертированных из C-121C и один из TC-121C для испытания авионики
TC-121C девять RC-121C модифицированных до 1962 для тренировки экипажей
EC-121D 73 произведенных в 1953-55 как основной вариант для USAF и один конвертированный из C-121C, изначально обозначались RC-121D
EC-121D Quick Look испытательный самолет для QRC-248 IFF transponder interrogator
EC-121H 42 самолета USAF модифицированные в 1962, 35 EC-121D и семь WV-2 переданных из Navy
EC-121J два самолета USAF EC-121D модифицированных новой электроникой
EC-121M Rivet Top один испытательный EC-121D для Rivet Gym cryptologic linguist electronics suite, изначально обозначавшийся EC-121K
EC-121Q четыре EC-121D модифицированных для миссий USAF Gold Digger
EC-121R 30 EC-121K / EC-121P переданных из USAF в 1966–1967 и конвертированных для Batcat sensor signal processor
EC-121S пять самолетов конвертированных для Pennsylvania Air National Guard из USAF транспортных C-121
EC-121T финальный вариант USAF. всего 22 T были конвертированы из 15 EC-121D и семи EC-121H. один из них в Peterson Air and Space Museum.
XW2V-1 предложенный морской вариант с новыми турбопропами Allison T56-A8, крыльями L-1649A Starliner и ракетами Bomarc. не строился; получил обозначение L-084 в связи с большим отличием от своих предшественников...


ЛТХ:
Модификация EC-121D
Размах крыла, м 38.46
Длина самолета,м 35.4
Высота самолета,м 8.23
Нормальная взлетная масса, кг 65770
Тип двигателя 4 ПД Wright R-3350
Мощность, л.с. 4 х 3400
Максимальная скорость, км/ч 467
Крейсерская скорость, км/ч 386
Практическая дальность, км 6440
Практический потолок, м 5500
Экипаж, чел
Tags: 2014, c-121, ec-121, lockheed c-121 constellation, pima
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments