igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Pima air museum: многоцелевой истребитель McDonnell F-101B Voodoo

McDonnell F-101B Voodoo многоцелевой истребитель выпускаемый американской компанией McDonnell. Но все же основная задача перехват и уничтожение вражеских самолетов. Эта модификация F-101 была двухместной и довольно массовой. F-101B было сделано существенно больше,чем F-101A и F-101C.

Pima air museum,Tucson,Arisona.
все,что у меня есть по F-101
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Тут у нас McDonnell F-101B-85-MC Voodoo 57-0282 (cn 460)

Немного истории самолета:
построен как F-101B-85-MC компанией McDonnell в Saint Louis, Missouri, USA.
в течении 1957 года поступил на службу в United States Air Force с s/n 57-0282.
передан в New York ANG 136th Fighter Interceptor Squadron, Niagara Falls APT, NY.
31 марта 1976 передан в 309th Aerospace Maintenance and Regeneration Center (AMARC) с инвентарным номером FF342 на хранение.
в 1979 передан Pima Air and Space Museum, Davis-Monthan AFB (South Side), Tucson, AZ.


Последней крупной серией Voodoo стал F-101B, который довольно заметно отличался от своего прототипа, и не только в том, что он был двухместным. Самолет был приспособлен для решения широкого круга задач, включая ведение перехвата и применение управляемых и неуправляемых ракет.


Впервые вопрос о таком самолете был поднят командованием ПВО в октябре 1952 года. Но это предложение было отклонено Штабом ВВС, который держался за F-102. Однако и апреле 1953 года ПВО вновь подняли вопрос о F-101, указан, что такой перехватчик более подходит для службы в удаленных районах США.


На этот раз предложение было встречено более тепло - комитет ВВС направил представителям промышленности предложение создать новый перехватчик, чтобы заполнить паузу между F-89 и F-106 пока продолжали доводку F-102 .


Исследование проектов было закончено в июне 1954 года, когда командование ПВО выбрало предложение McDonnell, как более перспективное. Но до 25 февраля 1955 года никаких особых сдвигов в работе не было, и лишь в марте был подписан контракт на выпуск 28 самолетов. Хотя McDonnell предложило новое обозначение F-109 для этого самолета (ввиду его существенного отличия от базового Voodoo),USAF настояло на обозначении F-101B.


В конечном счете планировалось выпустить не меньше 651 новых перехватчиков, которым в августе 1955 года было дано обозначение F-101B. Hо в конце 1956 года число заказанных самолетов было значительно сокращено, кроме того выпуск самолетов в мае 1956 года был задержан на несколько месяцев.


Все эти препятствия привели к задержке первого полета до 27 марта 1957 года, когда первый F-101B (56-232) взлетел с Лемберг-Филд. Последующая программа летных испытаний продолжалась почти два года, закончившись 15 марта 1959 года.


Но такая продолжительная утряска по крайней мере позволила поставить в состав ПВО хорошо проверенный и полностью боеспособный самолет. В процессе испытаний были выявлены многочисленные недостатки. Наиболее серьезным недостатком оказалась система управления огнем Hughes MG-13. Последняя была уже морально устаревшей. В результате пилот F-101B не мог адекватно управлять комплексом своего вооружения.


Идеально было бы заменить MG-13 на MA-1 с F-106 , чтобы устранить этот недостаток Но это решение было отклонено по финансовым соображениям. Меньше возражений со стороны ВВС вызвало предложение поднять возможности MG-13 модернизацией центральной ЭВМ. Это предложение было реализовано, хотя оно, конечно, было компромиссным.


Тем не менее F-101B начал поступать в подразделения ПВО 5 января 1959 года. Головной в программе переоснащения стала 60-я эскадрилья истребителей-перехватчиков на базе Отис. Программа поставок выполнялась очень быстро - к концу 1960 года 17 эскадрилий ПВО получили новый самолет. Самолет был оснащен системой Semi-Automatic Ground Environment (SAGE),позволяющей наземному оператору направить самолет на цель через автопилот самолета.


Производство данного варианта перехватчика закончилось 24 марта 1961 года поставкой 480 самолетов. Общее число выпущенных F-101 достигло 807 машин. Последние 93 перехватчика из состава двух партий, заказанных по 1959 финансовому году, были выпущены с некоторыми отличиями.Некоторое время они имели обозначение F-101F. Из этой партии 66 самолетов были поставлены Канаде в начале 1960 годов.


Далее, во второй половине 1961 года была проведена программа модернизации системы управления огнем - кодовое обозначение "Китти Кар". В результате все перехватчики первых серий были доработаны до уровня последнего "блока 120". С окончанием программы "Китти Кар" все "чистые" перехватчики получили обозначение F-101В.


Так получилось, что обозначение F-101F позже было дано самолетам с двойным управлением. Первоначально планировалось, что около четверти самолетов должны были быть выпущены в варианте с двойным управлением(двухместными они были все,а вот управление у оператора радара было не у всех самолетов), но реально выпустили только 72 машины в таком варианте. Их позже дополнили еще несколько самолетов - первых серийных или не полностью боеспособных F-101, которые раньше использовались для различных испытаний.


Из всех этих самолетов, 58 первоначально носили название TF-101B. В 1959 финансовом году их дополнили 14 перехватчиков TF-101F. Хотя этот вариант и обладал всеми возможностями перехватчика, он в основном использовался для тренировок и повышенной летной подготовки экипажей. Большинство, если не все эскадрильи ПВО успешно эксплуатировали эти самолеты.


Первоначально перехватчик вооружался только ракетами "воздух-воздух" AIM-4 Falcon с инфракрасной или полуактивной головкой самонаведении. Но потом F-101В получил еще возможность нести ядерную, неуправляемую ракету "Джени" AIR-2A по программе модернизации с начала 1961 года.


Другой программой модернизации стала, проводимая с 1963 по 1966 годы, работа по проекту Bold Journey (или более прозаично - I.I.P. - "программа модернизации перехватчика"). В результате этой программы почти 350 F-101В и F-101F получили большую устойчивость к средствам РЭБ и улучшенную систему управления огнем MG-13 - специально для перехвата низколетящих целей


Но безусловно самым заметным пунктом этой программы I.I.P стала установка инфракрасного локатора на место системы дозаправки топливом в воздухе. Кроме того был доработан и автопилот МВ-5, наконец избавив Voodoo от многолетних проблем с продольным раскачиванием.


Что касается ВВС США, то F-101B сохранялись в боевых эскадрильях ПВО почти 12 лет. Снятие самолета с вооружения началось с 1968 года, когда количество подразделений с Voodoo сократилось с 15 до 6, но большинство снятых самолетов направлялись в центр долговременного хранения.


Еще три эскадрильи были переданы Национальной гвардии в 1969 году, а оставшиеся три последовали за первыми весной 1971 года. Всего семь эскадрилий Национальной гвардии были вооружены Voodoo. Их вывод начался с 1977 года, а последний самолет был заменен в составе 111-й эскадрильи перехватчиков национальной гвардии на Phantom F-4 только в 1983 году.


Хотя выпущенные по 1959 финансовому году Voodoo первоначально планировались для командования ПВО, большинство из них было вскоре передано Канаде, которая получила 56 F-101F и 10 TF-101F. На канадской службе они были больше известны как CF-101B и CF-101F.


После подготовки первых инструкторов на новой машине на авиабазе Хамильтон в Калифорнии, первый Voodoo был поставлен в Альберта в октябре 1961 года. В это же время эскадрилья 425 приступила к тренировкам, продолжавшимся в Намао до июня 1962 года. После чего эскадрилья была перебазирована в Бэготвиль.


Здесь CF-101 несли службу до 1984 года. Далее, между ноябрем 1961 года и августом 1962 года были перевооружены в следующей последовательности эскадрильи 410, 416, 409 и 414. Правда,414 недолго пользовались Voodoo, сдав их уже в июне 1964 года


Первая партия перехватчиков использовалась в Канаде до 1970-71 годов, когда 56 оставшихся машин - 47 CF-101В и 9 CF-101F - были возвращены в США по операции "Крылья мира". В обмен были получены 66 "новых" самолетов из центра долговременного хранения в Дэвис-Монтейн, Аризона.


Опять же десять самолетов имели двойное управление, и вместе с 56 F-101В они были доработаны до стандарта последней модификации. Истребители были поставлены в Канаду в ноябре 1970 года и состояли на вооружении до начала 1985 года, когда было расформировано последнее подразделение с Voodoo - эскадрилья 416.


Что касается первоначальных канадских самолетов, то 22 из них избежали сдачи и утиль и продолжили свою службу в качестве разведчиков в 192-м крыле национальной гвардии. Под обозначением RF-101B самолеты были модернизированы заменой системы управления огнем на фотокамеры. Этот вариант можно было легко отличить по камуфляжу тактической авиации и измененной носовой части.


Кроме того существовал еще один вариант RF-101B, известный под более чем странным названием "Камера Броуни - 2000 миль в час". Самолет должен был послужить прототипом для серии из 30 машин, которые так и не были выпущены. Модернизации RF-101B проводилась фирмой "Линг-Темко-Воут" в Гринвилле, Калифорния между сентябрем 1971 года и январем 1972 года. Поступив на вооружение весной 1972 года, RF-101B оставался в составе 192-го крыла тактических разведчиков до замены на RF-4C в 1975 году.


После прекращения использования Voodoo в качестве перехватчиков в Канаде два самолета были модернизированы по образцу EF-101В (101067). Последний был специально заказан в США и стал 133 Voodoo в составе канадских ВВС. Сначала 101067 был окрашен по светлосерой схеме, но потом получил глянцевую, черную окраску с малозаметными опознавательными знаками и номерами.


Самолет служил в роли "arpeccopa-РЭБ", неся на борту различное радиоэлектронное оборудование. В июне 1984 года самолет потерпел аварию после подлома передней стойки шасси, но был восстановлен. Кроме того еще один CF-101F (101006) использовался эскадрильей 414 в качестве тренировочного самолета.


Дополнительный подвесной топливный бак,один из двух.


Хвостовое оперение.


Общий вид самолета.


Фото 74.


Двухместная кабина. Экипаж состоит из пилота и оператора радара.


F-101B имел более мощные двигатели Pratt & Whitney J57-P-55, это была единственная версия Voodoo не использующая двигатели Pratt & Whitney J57-P-13.


Новые двигатели имели существенно более длинную форсажную камеру ,чем J57-P-13. Чтобы избежать серьезных переделок,их просто выпустили наружу,они выдаюься почти на 8 ft (2.4 m). Более мощные двигатели и улучшения аэродинамики самолета позволили довести скорость до 1.85 М.


Различные надписи на борту,флюгарка.


Еще наклейки.


А экипаж на створках носовой стойки.


Фото 83.


Крыло

Модификации:
NF-101B прототип F-101B на базе F-101A; второй прототип был построен с другим носом.
F-101B двухместный перехватчик, построено 479 самолетов (включая CF-101B)
CF-101B 112 F-101B переданных Royal Canadian Air Force.
RF-101B 22 самолета RCAF CF-101B модифицированных для разведывательных задач.
TF-101B учебно-тренировочная версия F-101B, переобозначена как F-101F, 79 построено.
EF-101B один F-101B конвертированный для использования в качестве мишени для радара и переданный Канаде.

ЛТХ:
Модификация F-101B
Размах крыла, м 12.09
Длина, м 20.55
Высота, м 5.50
Площадь крыла, м2 34.19
Масса, кг
пустого самолета 12680
нормальная взлетная 18100
максимальная взлетная 20900
Объем топливных баков, л
внутренних 9600
подвесных 3410
Уд.нагрузка на крыло,кг/м2
нормальная 419
максимальная 484
Тяговооруженность 0,72/0,59
Двигатель 2 ТРД Pratt Whitney J57-P-55
Тяга, кгс 2 х 7672
Макс. скорость полета,км/ч
на высоте 12200 м, 1964
у поверхности земли 1450
крейсерская скорость 958
Скороподъемность, м/с 80
Практический потолок, м 16705
Дальность полета, км
нормальная 2715
максимальная 4500
Экипаж, чел 1
Вооружение: На трех внешних подфюзеляжных узлах самолет может нести 1000 кг бомб,
1 УР Mb-1(AIR-2A Genie) с ядерной боеголовкой и
4 УР класса воздух-воздух AIM-4 Falcon или
6 УР класса воздух-воздух AIM-4 Falcon
Tags: f-101, mcdonnell, pima, музей
Subscribe

  • Полет И-16 ч5-2 над Новосибирском на 9 мая 2024 года.

    Мы продолжаем движение парой самолетов в сторону Новосибирска: И-16 под управлением Владимира Евгеньевича Барсука и Легенда-570 под управлением Игоря…

  • Полет И-16 ч3-2: air to air.

    А мы вновь возвращаемся к air to air во время летной тренировки И-16. Традиционно И-16 управляет Владимир Евгеньевич Барсук, а Легендой-570 Игорь…

  • Полет И-16 ч2-2

    Продолжаем рассматривать фотографии с демонстрационного полета И-16 для прессы, в преддверии дня Победы... Музей техники Вадима Задорожного и фонд…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments