Музей РАФ и РАФ-2
все,что у меня есть по Gloster Meteor
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Gloster Meteor F.8 1951 года выпуска WH301 7930M
Полная история самолета тут
После появления в конце 1940 годов реактивных истребителей второго поколения компания Gloster попыталась приблизить Meteor к их уровню,но для этого потребовалась существенная модернизация. К разработке проекта конструкторы Gloster приступили в конце 1947 года. Задача формулировалась достаточно сложно: нужно было в максимальной степени насытить самолет современным оборудованием и в то же время столь же максимально сохранить преемственность, используя оснастку и проверенные конструктивные решения. Новый вариант, названный G.41K (Meteor F.8), имел такой же удлиненный фюзеляж, как и учебно-тренировочный Т.7. На место, где находилась кабина инструктора, переместили снарядные ящики, а между ними и основным топливным баком втиснули еще один бак емкостью 432 литра. Его вес позволил снять из носа самолета балласт, компенсировавший до этого слишком заднюю центровку из-за установки все более мощных (и более тяжелых) двигателей. Но испытания переделанного подобным образом истребителя показали, что после расстрела боекомплекта и выработки горючего из дополнительного бака машина становится неустойчивой и плохо управляется. Самолет несколько раз срывался в штопор. Противоядие нашли в установке нового хвостового оперения, спроектированного первоначально для истребителя по заданию ЕЛ/44. Его опробовали на макетах в аэродинамической трубе, а затем изготовили в натуре, подогнав к хвостовой части Meteor.
На F.8 установили двигатели Rolls-Royce Derwent RD.8 с тягой по 1590 кгc. Конструкцию крыла значительно усилили, шире используя легированные стали. Чаще установили нервюры. Предусмотрели подвеску реактивных снарядов. Изменили конструкцию мотогондол, облегчив их разборку. Интересно, что переднее кольцо гондолы теперь изготавливалось из дерева - махагони или дуба. На F.8 впервые поставили катапультируемое кресло фирмы Martin Baker и цельноштампованный фонарь. Первый и второй его варианты сначала опробовали на переделанном F.3, а затем уже серийный экземпляр - на наземном стенде, фюзеляже F.4 с пристыкованной носовой частью F.8. Шансы на спасение у пилотов значительно повысились, но массивный заголовник кресла ухудшил обзор назад.
Первый опытный F.8, который переоборудовали из серийного F.4, поднялся в воздух 12 октября 1948 года, а с декабря 1949 года начался выпуск серии. В части эти машины попали летом 1950 года. Всего до апреля 1954 года выпустили 747 Meteor F.8.
Уже на последних машинах первой серии переделали гильзоотводы (до этого гильзы летели и поражали хвостовое оперение и подвесные топливные баки), а чуть позже увеличили диаметр входа воздухозаборника двигателя. Последнее добавило каждому мотору почти по 100 кг тяги. После этого максимальная скорость самолета достигла 950 км/ч. Проектировали установку на F.8 форсажных камер, но даже опытного образца в полете не испытывали. Существовали и проекты дальних истребителей на базе F.8 с уширенным крылом и двигателями Derwent или Avon.
Самолеты типа F.8 в разное время состояли на вооружении более чем 40 эскадрилий британских ВВС. Они поступали также в Австралию, Бельгию, Бразилию, Данию, Израиль, Нидерланды и Сирию. Их собирали по лицензии на заводах "Авьонс Фэйри" в Бельгии и "Фоккер" в Голландии. Голландцы также дорабатывали под стандарт F..8 старые F.4, используя комплекты узлов, доставлявшиеся из Англии.
Австралийские Gloster Meteor F.8 повоевали в Корее. Одна эскадрилья, 77-я, получила эти реактивные истребители (вместо Hunter) в феврале 1951 года на авиабазе Ивакуни в Японии. Освоение реактивной техники обошлось в два самолета: один совершил вынужденную посадку на воду, на втором самопроизвольно сработала катапульта. После прибытия в Корею истребители дополнительно оснастили американскими радиокомпасами. Meteor разместили под Сонгчоном. Первый боевой вылет состоялся 29 июля. Сперва их попытались использовать для перехвата самолетов противника из положения дежурства в воздухе. Их выставляли как заслон на возможных путях подхода МиГ-15, взлетавших из Аньдуна в Китае. Довольно быстро стало ясно, что против МиГ-15 Meteor "не тянут", уступая им и в скорости, и в маневренности. Тогда их перепрофилировали на сопровождение В-29 в тыл северокорейцев, но и здесь они не увенчали себя славой. Тогда "Метеоры" оттянули в тыл и включили в систему ПВО, учитывая их хорошую скороподъемность (на малых высотах Meteor F.8 по скороподъемности опережал новейший американский F-86 Sabre). Но чаще их использовали для вспомогательных целей - для сопровождения подбитых самолетов и как радиоретрансляторы.
С января же 1952 года Meteor стали служить как штурмовики, неся по восемь реактивных снарядов. До самого перемирия в июле 1953 года австралийцы работали по наземным целям.
Печальный опыт корейской войны лишь подтвердил то, о чем давно уже говорили специалисты: как дневной истребитель Meteor устарел. Ему стали искать новое применение. Возможных вариантов было всего два: штурмовик и разведчик.
В свое время на F.3 в порядке эксперимента опробовали подвеску бомб калибром до 1000 фунтов и НУР. В 1951 года Gloster предложила модель G.44 Raper - штурмовик на базе F.4 с усиленным крылом, допускавшим наружную подвеску значительного количества вооружения (например, 24 НУР). Но ВВС отказались от этой машины, сочтя ее ненужной в условиях скорого принятия на вооружение самолетов Hunter и Swift. Другой проект штурмовика, вооруженного восемью пушками и имевшего крыло от NF. 11, вообще отбросили, не опробовав.
Второй нишей для стареющего Meteor могла стать авиаразведка. Королевские ВВС нуждались в замене поршневых Spitfire и Mosquito, которые теперь без труда перехватывались реактивными истребителями.
Внесли свою лепту Meteor и в Суэцкий кризис 1956 года. И там тоже они воевали с обеих сторон. Египет получил первые два F.4 в октябре 1949 года. Затем к ним добавились еще пять F.4 и шесть Т.7, затем 15 F.8 (последние восемь из них - в 1955 году). В октябре-ноябре 1956 года они участвовали в боях с израильскими самолетами на Синае, а также применялись против англофранцузских сил под Суэцем. Несколько машин были уничтожены на земле, а две сбиты в воздушных боях.
Израиль закупил партию из 11 F.8 и четырех Т.7 в августе 1954 года. Перед поставкой истребители модернизировали, оснастив катапультируемыми креслами М2Е и подвеской американских НУР HVAR. Самолеты служили в системе ПВО, но к осени 1956 года основную роль там уже играли французские Dassault Mystère. На долю Meteor пришлось лишь несколько боев со столь же устаревшими противниками.
Самолет стоял на вооружении ВВС многих стран до 1970 годов.
Модификации на базе Gloster Meteor F.8
Meteor F.8 это кардинально модифицированный F.4. с удлиненным фюзеляжем,увеличенными топливными баками,стандартным катапультным креслом и модифицированным хвостовым оперением (полученным от E.1/44). Этот вариант стал одним из самых распространенных фронтовых истребителей RAF в 1950–54 годах.
Meteor F.8 Prone Pilot экспериментальный вариант F.8, WK935 модифицирован Armstrong Whitworth.
Meteor FR.9 разведывательная версия F.8, первый полет 23 марта 1950, 126 построено Glosters для Royal Air Force. Позже самолет продавался в Эквадор, Израиль и Сирию.
Meteor PR.10 фоторазведчик на базе F.8, первый полет 29 мартаh 1950, 59 построено для Royal Air Force.
Meteor U.16 беспилотная мишень на базе F.8, 108 модифицированы Flight Refuelling.
Meteor U.21 беспилотная мишень на базе F.8 для Royal Australian Air Force от Flight Refuelling, некоторые самолеты были модифицированы в Австралии Fairey Aviation of Australasia используя наборы от Flight Refueling.
Ground Attack Fighter также известный как Reaper, это F.8 модифицированный компанией Gloster в частном порядке в истребитель-штурмовик. Первый полет 4 сентября 1950, только один был построен.
Метеор F.8 стал самой многочисленной модификацией (всего 1183 машин со всеми версиями.)
ЛТХ:
Модификация Meteor F.Mk.8
Размах крыла, м 11.33
Длина, м 13.60
Высота, м 3.96
Площадь крыла, м2 32.52
Масса, кг
пустого 4850
нормальная взлетная 7122
максимальная взлетная 8664
Топливо, л
во внутренних баках 1477.5
ПТБ 2 х 454.6
Тип двигателя 2 ТРД Rolls-Royce Derwent RD.8
Тяга, кгс 2 х 1590
Максимальная скорость км/ч 962
Практическая дальность , км
с ПТБ 1580
без ПТБ 965
Максимальная скороподъемность, м/мин 2216
Практический потолок, м 13100
Экипаж, чел 1
Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano Мк.II c 195 снарядами на пушку.
В экспортном варианте устанавливались два узла подвески для 2-х 227-кг бомб или 8 76-мм НУР