?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Grumman TBF/TBM Avenger ( Мститель) — американский торпедоносец-бомбардировщик, разработанный для ВМС и Корпуса морской пехоты США, использовавшийся и рядом других стран. Поступил в войска в 1942 году, впервые принял участие в боях во время сражения у атолла Мидуэй.
Самолёт был разработан фирмой Grumman Corporation и выпускался ею под обозначением TBF Avenger, позднее к их выпуску (под обозначением TBM Avenger) присоединилась компания General Motors. Avenger стал одним из самых больших однодвигательных самолётов Второй мировой войны.
Базирование — на авианосце или обычном аэродроме. Всего было построено 9839 самолетов.
TBM-3 это основная модификация,подобна TBM-1C с небольшими изменениями. (4,011 построено).
На настоящее время сохранилось порядка восьми десятков и как минимум половина находится в летном состоянии. И мы видели летающий на столетии ВВС в Жуковском.

Pima air museum,Tucson,Arisona.
Pima air museum,Tucson,Arisona ч2.
все,что у меня есть по TBM-3
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет это Grumman TBM-3 Avenger,последний военный номер 69472 USN,заводской номер 2211,последняя гражданская регистрация: N9593C.

Немного истории:
построен как TBM-3(по другим данным как TBM-3E) компанией General Motors.
поступил на службу United States Navy with BuNo 69472.
с 1963 по 1964 принадлежал Frontier Airways, Visalia, CA с c/r N9593C.
управлялся Clayton V. Curtis, Boise, ID.
носил обозначения: tanker #D5
в 1966 продан Loening Air Inc, Boise, ID.
с 1969 по 1970 в Clayton V. Curtis, Boise, ID.
в 1972 продан D D Aero Spray/Bill Dempsay, Rantoul, KS.
в 1977 продан James R. Levrett, Yuma, AZ with c/r N9593C (TBM-3, 69472).
в 1983 попал в Pima Air and Space Museum, Davis-Monthan AFB (South Side), Tucson, AZ.


В феврале 1943 года флот США предложил фирме Grumman изучить возможности по увеличению мощности двигателя Avenger. В ответ Grumman начала разработку проекта улучшенного Avenger с двигателем Pratt & Whitney R-2800 мощностью 2000 л.с. и турелью Martin 250СЕ. Из-за большой потребности в двигателях Pratt & Whitney со стороны другого более высокоприоритетного самолета, дальнейшее развитие данного проекта было остановлено, но то, что Avenger нуждается в двигателе повышенной мощности, стало совершенно очевидным.


Двигателестроительная фирма Wright со своей стороны осуществляла программу, по увеличению мощности двигателя R-2600-8 в результате которой был создан двигатель XR-2600-10, который развивал мощность 1900 л.с. Двигатель имел тот же размер и вес, как и R-2600-8, но развивал дополнительные 200 л.с. мощности. Для проведения испытаний фирма Grumman взяла два планера Avenger с завода в Безпейдже, которые были модифицированы под установку нового двигателя. Один планер был оснащен двигателем XR-2600-10 мощностью 1900 л.с., этот самолет получил обозначение XTBF-2, в то время как на второй планер был установлен улучшенный двигатель Wright R-2600-20 мощностью также 1900 л.с., этот самолет стал называться XTBF-3.


После короткой испытательной программы, двигатель R-2600-20 установленный на XTBF-3, был выбран для дальнейшего развития. Новый двигатель потребовал перепроектирования капота для обеспечения необходимого охлаждения и подвода потока воздуха к маслорадиатору двигателя, для чего в нижней "губе" капота было сделано специальное отверстие. Чтобы еще улучшить охлаждение, с каждой стороны капота было установлено по четыре дополнительных открывающихся створки жалюзи. Две нижние подвижные створки с каждой стороны капота были одинаковыми, а самая нижняя створка с каждой стороны имела вырез, для пропуска через нее выхлопной трубы.


ТВМ-3 сохранил крыло с пулеметным вооружением от TBF-1C, с пусковыми ракетными направляющими Mk 5 "нулевой длины", ставшие к этому времени стандартными вместо используемых ранее рельсовых направляющих Mk 4. Приборы кабины были перекомпонованы, для облегчения пилотам проведения ночных полетов, освещение приборной панели могло изменяться от ультрафиолетового до инфракрасного. Ряд ТВМ-3, подобно ранее выпускавшимся TBF/TBM-1C были оснащены радаром AN/APS-3, установленным в обтекателе, на передней кромке правого крыла, и получили обозначение TBM-3D.


Фирма Grumman поставила два прототипа XTBF-3 флоту США в октябре 1943 года. После проведения приемных испытаний флот, официально принял самолет и назначил его производителем Восточный авиационный филиал General Motors. Новая машина получила обозначение ТВМ-3. ТВМ-3 стал основным вариантом Avenger, до окончания войны их было произведено более чем 4000 экземпляров.


Чтобы еще повысить эффективность ТВМ-3, Восточный авиационный филиал General Motors начал программу, по одновременному облегчению и усилению конструкции стандартного Avenger. Этот новый облегченный вариант самолета, весил почти на тонну меньше чем обычный ТВМ-3 и был запущен в производство под обозначением ТВМ-3Е в конце 1944 года.


Створки жалюзи для выхода воздуха на капоте двигателя у ТВМ-3Е претерпели дальнейшее усовершенствование и стали одинакового размера без выемок, хотя самая нижняя створка все же имела вырез для выхлопной трубы. Выдвигающийся посадочный крюк был заменен невыдвигающимся узлом, размещенным снаружи прямо под хвостом (внешний посадочный крюк выступал за край руля направления и добавил целый фут к длине ТВМ-3Е), задняя нижняя стрелковая точка была удалена. Пилон для подвески обтекателя радара AN/APS-4 разместили под правым крылом с внешней стороны пусковых ракетных направляющих Mk 5. Благодаря уменьшившемуся весу скорость ТВМ-3Е увеличилась до 276 миль в час на высоте 16500 футов, а скороподъемность возросла до 2060 футов в минуту.


Когда Япония капитулировала в августе 1945 года, флот США аннулировал все контракты на поставку Avenger. Производство Avenger было завершено в сентябре 1945 года, когда последние двадцать четыре ТВМ-3Е были переданы флоту.


Avenger, однако, продолжал находиться на вооружении еще в течение многих лет. Большой внутренний объем бомбоотсека и фюзеляжа Avenger делали его идеальной платформой для установки все увеличивающегося количества разнообразного электронного оборудования. Планер ТВМ-3/3Е послужил базой для ряда специализированных вариантов самолета, которые служили Флоту США до июня 1954 года, когда последний Avenger был снят с вооружения.


Широко экспортировавшиеся, Avenger служили, по крайней мере, еще в семи иностранных флотах и военно-воздушных силах (Великобритании, Новой Зеландии, Нидерландов, Канады, Франции, Японии, и Уругвая) до 60-х годов.


Вскоре после начала Корейской войны, флот США ощутил острую потребность в грузовом самолете, который бы мог доставлять продукты жизнеобеспечения на авианосцы находящиеся в море. Поэтому была сформирована Специальная морская группа воздушного транспорта оснащенная модифицированными Avenger, которая была придана 11-й эскадрильи обслуживания (Fleet Aircraft Service Squadron Eleven - FASRON-11) в Японии. Новое подразделение немедленно начало операции, по переправке людей и припасов на авианосцы, курсирующие у побережья Кореи.


Avenger, с хорошей дальностью, грузоподъемностью и возможностью размещения грузов внутри фюзеляжа, представлялся идеальным решением для создания транспортного самолета авианосного базирования. Имеющиеся планеры самолетов ТВМ-3 и ТВМ-3Е были переделаны в транспортные варианты, получившие обозначение TBM-3R, таким образом, родился - Carrier On Board Delivery (COD).


Переделки, превратившие самолет в "грузовик" состояли в удалении стрелковой башенки, системы сброса бомб, вооружения и брони. Форма фонаря кабины была изменена, с тем, чтобы, прикрыть проем под башенку, а в кабину и отсек радиста были установлены кресла для семи пассажиров. Бомбоотсек реконструировали для размещения носилок с ранеными подлежащими срочной эвакуации. Устанавливались фонари кабины различных конфигураций, некоторые Эвенджеры имели над проемом башенки обтекатель из металлических листов с большим открывающимся окном, которое служило и посадочным люком для пассажиров. Фонари другой конфигурации были полностью из стекла и плексигласа, включая и участок над проемом башенки.


Кабина экипажа была отделена от двигательной установки стальной плитой, представляющей собой противопожарную перегородку. Кабина пилота была спереди защищена козырьком с окнами из плексигласа, вставленных в алюминиевые переплеты. Фонарь кабины сдвигался назад. С левой стороны имелось специальное открывающееся окошко, предназначенное для аварийной эвакуации.

Основная панель бортовых приборов размещалась перед пилотом. Над ней устанавливался прицел Mk.8. С правой стороны от него размещались, кроме прочего, рычаги управления двигателем и выпуском тормозного крюка. С левой стороны размещались элементы электрооборудования, а также переключатели радиостанции. Перед пилотским креслом располагалась ручка управления.

За кабиной пилота располагалась кабина бомбардира. В ней, кроме прочего, размещался индикатор бортового радара, а также рычаг управления открыванием створок бомбоотсека. Во время боя бомбардир переходил в нижнюю часть фюзеляжа, уже за бомбоотсеком, где размещался бомбовый прицел. Он также обслуживал пулемет, имеющий небольшой сектор обстрела вниз-назад. Наблюдение он мог вести через большие окна в бортах, прикрытые плексигласом. Пулемет бомбардира калибра 7,62 мм устанавливался по потребности, в зависимости от рода задач выполнявшихся во время боевого вылета. Бомбардир садился в самолет через специальную дверцу в правом борту фюзеляжа, за вращающейся башенкой. Заднее место занимал бортовой стрелок, размещавшийся во вращающейся башенке типа 150SE-2. Между его креслом и кабиной бомбардира помещалась надувная спасательная лодка.


Вращающаяся башенка типа 150SE-2 была оснащена пулеметом типа М2 калибра 12,7 мм с запасом патронов 200 штук, смонтированным с левой стороны от ее оси вращения. Бронированное кресло стрелка был установлено по центру. Башенка спереди была защищена броневой плитой. С правой стороны имелось специальное окошко для эвакуации при аварийных ситуациях. Внутри находился подсвечиваемый прицел Мк.9 и коллиматорный прицел Мк. 11, а также фотопулемет.


В башенке также находился вентиль кислородной системы, указатель давления кислорода, переключатели радиостанции и освещения. Привод башенки обеспечивал ее вращение с нормальной скоростью 20 град/сек в горизонтальной плоскости, а в вертикальной плоскости - 12 град/сек. Переключатель скорости позволял включить повышенную скорость движения -соответственно 45 град/сек, и 30 град/сек. Максимальное отклонение пулемета в вертикальной плоскости составляло от - 30 град до +85 град. В горизонтальной плоскости башенка могла вращаться на 360 град. Был также предусмотрен аварийный, ручной привод. В варианте TBM-3S предназначенном для борьбы с подводными лодками башенка демонтировалась, чтобы освободить место для дополнительного члена экипажа и вооружения.


Шасси самолета трехколесное с хвостовым колесом оснащенное гидравлической амортизацией. Оно было полностью убирающимся в ниши центроплана. Основные стойки шасси убирались в крыло - вбок, наружу, а хвостовое колесо в фюзеляж - назад. В поздних производственных сериях хвостовое колесо блокировалось в выдвинутом положении. Колея колес шасси Avenger составляла 3,31 м.


Реклама фирмы,которая красила этот самолет:-))


Изящные изгибы...

Модификации:
TBF-3 модификация c R-2600-30.
TBM-3 варинат TBF-3 фирмы General Motors.
TBM-3D модификация самолета TBM-3, оборудованная сантиметровым радаром.
TBM-3E модификация самолета TBM-3, снабженная дополнительным авиационным электронным оборудованием.
TBM-3H модификация самолета TBM-3, оборудованная бортовой РЛС обнаружения надводных целей ASV.
TBM-3J новое обозначение самолета TBM-3, полученное после переоборудования его во всепогодный.
TBM-3L модификация самолета TBM-3, снабженная в бомбовом отсеке убирающимся прожектором.
TBM-3M/TBM-3M2 модификации самолета TBM-3, предназначенные для запуска ракет.
TBM-3N послевоенная модификация самолета TBM-3, предназначенная для ночных атак.
TBM-3P модификация самолета TBM-3 для фоторазведки.
TBM-3Q модификация самолета TBM-3 для радиопротиводействия.
TBM-3R модификация самолета TBM-3, вмещающая семь пассажиров и груз для доставки на борт авианосца.
TBM-3S/S2 модификации самолета TBM-3, предназначенные для нанесения противолодочных ударов.
TBM-3U модификация самолета TBM-3 общего назначения и для буксировки мишеней.
TBM-3W/W2 модификации самолета TBM-3, предназначенные для поиска подводных лодок; применялись совместно с самолетами TBM-3S/TBM-3S2, формируя с ними противолодочную команду "охотник-убийца".

ЛТХ:
Модификация TBM-3
Размах крыла, м 16.51
Длина, м 12.16
Высота, м 5.02
Площадь крыла, м2 45.52
Масса, кг
пустого самолета 4913
нормальная взлетная 7609
максимальная взлетная 8286
Тип двигателя 1 ПД Wright R-2600-20 Cyclone 14
Мощность, л.с. 1 х 1900
Максимальная скорость , км/ч
на высоте 444
у земли 404
Крейсерская скорость , км/ч 243
Практическая дальность, км 1626
Cкороподъемность, м/мин 630
Практический потолок, м 7090
Экипаж, чел 3
Вооружение: два 12,7-мм передних пулемета , один 12,7-мм пулемет в надфюзеляжной турели и один 7,62-мм пулемет в подфюзеляжной позиции;
до 907 кг вооружения в бомбовом отсеке и узлы крепления для НУРС или торпед, сбрасываемых баков или контейнера с радаром под крылом.

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow