?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Handley Page Halifax — британский четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик времён Второй мировой войны. Современник знаменитого Lancaster, Halifax оставался на вооружении до конца войны. Кроме Королевских ВВС, состоял на вооружении Королевских Австралийских ВВС, Королевских Новозеландских ВВС, Королевских Канадских ВВС, а также ВВС Франции, ВВС Пакистана и ВВС Египта.Было построено более 6 тыс подобных самолетов.В музеях можно увидеть несколько полноценных самолетов этой модели,но мне пока попался только этот вариант...

Музей РАФ и РАФ-2
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Это Halifax B.Mk.II, серийнный номер W1048 C/N 11 TL-S,построен компанией English Electric, служивший в No. 35 Squadron RAF. В ночь на 27/28 апреля 1942 года, этот самолет принимал участие в рейде на Тирпиц . Он был сбит зенитным огнем после того,как сбросил четыре 1,000-фунтовых (450 kg) мины и пилот совершил успешную посадку на лед озера Hoklingen. Экипаж бежал в Швецию с помощью Норвежского сопротивления, за исключением борт инженера,который сломал лодыжку и попал в плен. А самолет в течении нескольких часов затонул на 27 метровой глубине.


Летом 1973 года,этот самолет был извлечен из озера командой водолазов RAF и Норвежского дайвинг клуба, и перевезен в UK на десантном судне British Army. Сейчас он экспонируется в состоянии "как найден" в Royal Air Force Museum в Hendon в London,за исключением носовой надстройки,которую успели восстановить до принятия решения. Здесь подробная история этого самолета


Handley Page разработал H.P.56 в ответ на спецификацию P.13/36 Air Ministry на двухмоторный средний бомбардировщик для использования по всему миру. Другие кандидаты включали Avro 679, и самолеты от Fairey, Boulton Paul и Shorts; все были двухмоторными и использовали двигатели Rolls-Royce Vulture, Napier Sabre, Fairey P.24 или Bristol Hercules.


Большинство этих двигателей находились еще в стадии разработки в это время. Поэтому решили заменить два перспективных двигателя на четыре уже существующих. В феврале 1937 года Air Ministry выбрало вариант Avro победителем и Handley Page как запасного и заказало по два прототипа каждого самолета.Проект в Криклвудском КБ был переименован в НР.57. С четырьмя моторами размах крыла увеличился до 30,9 м. Это увеличение было необходимо, чтобы поставить наружные мотогондолы и удержать нагрузку на крыло в приемлемых пределах при новом полном весе 21319 кг. Перед тем, как прототип был готов к полету, вес возрос еще до 22226 кг, однако, мощь четырех Merlin X по 1010 л. с. (на высоте 5410 м) в узких гондолах с относительно небольшим сопротивлением была достаточна для того, чтобы поднять характеристики до требуемых заданием.


Для НР.57, было избрано имя "Halifax" (от которого ранее отказались в пользу "Hampden" для НР.52). Заказ на первые 100 НР.57 был выдан только 1 января 1938 года. В марте 1939 года в Криклвуде началась постройка двух прототипов. Эти самолеты изготовлялись вручную в экспериментальном цехе. Было принято решение установить турели "Боултон-Пол". На передней кромке, от кончиков до наружных гондол, были установлены автоматические предкрылки,с которыми Handley Page имела большой опыт. Но летные испытания показали, что увеличение максимального угла отклонения закрылков - более эффективная мера улучшения взлетно-посадочных характеристик, а передняя кромка нужна для размещения противоаэростатных ножей. Предкрылки действительно были установлены только на первых 75 серийных Halifax, да и на них были застопорены.


Для первого полета прототип НР.57 (L7244) был перевезен из Криклвуда на авиабазу Бисестер (где базировалась 13-я учебная часть), с большой взлетной полосой. 25 октября 1939 года самолет поднял в воздух шеф-пилот фирмы майор Дж.Корде вместе с наблюдателем Е.А.Райтом.
Первый прототип вместо носовой и хвостовой турелей имел обтекатели. На нем стояли двухшаговые трехлопастные винты de Havilland. Второй прототип, взлетел 17 августа 1940 года и уже имел в носу турель Боултон-Пол "тип С" с двумя пулеметами, а в хвосте - четырехпулеметную "тип I". На нем стояли деревянные четырехлопастные винты ВИШ Rotol.


Первый серийный самолет взлетел 11 октября 1940 года. Максимальный взлетный вес опять увеличился до 24948 кг после нескольких необходимых конструктивных изменений. Поскольку максимальный посадочный вес оказался 22680 кг, был предусмотрен аварийный слив из крыльевых баков на случай, если необходимость в посадке последует сразу же за взлетом.
Бомбоотсек, рассчитанный на 3629 кг при размещении 227-кг и 907-кг бомб, дополнялся отсеками в центроплане крыла, где можно было нести еще шесть 227-кг бомб. Позднее максимальная нагрузка возросла до 5897 кг. Основной запас топлива у ранних самолетов составлял 6328 л в трех баках между моторами каждого крыла и одном баке в передней кромке между моторами и фюзеляжем с каждой стороны. Два бака по 364 л можно было поставить в отсеках для отдыха экипажа и один, два или три бака по 1046 л можно было разместить в бомбоотсеке, уменьшив бомбовую нагрузку.


Из первоначального контракта на 100 Halifax,84 были поставлены как тип 1 трех разных серий. За первыми 50, известными как I серия 1, последовали 25 серии 2, у которых полный вес возрос до 27216 кг без изменения посадочного веса и было введено боковое оборонительное вооружение в виде пары пулеметов Виккерс К с каждой стороны, расположенных "спина к спине" и стрелявших через люки в борту. С 76-го самолета были успешно внесены изменения в силовой установке. Увеличенные маслорадиаторы позволили использовать моторы Merlin XX; два бака по 364 л были убраны из фюзеляжа, а в крыле поставлены два вспомогательных бака по 556 л за наружными мотогондолами. В таком виде было построено 9 самолетов с Merlin X как I серия 3 до поступления Merlin XX.

С последними моторами с 85-го самолеты пошли как II серия 1, отличаясь также верхней турелью Боултон-Пол "тип С" с двумя 7,69-мм пулеметами вместо четырех боковых, а также еще двумя крыльевыми топливными баками по 559 л каждый, которые довели общий нормалный запас до 8556 л плюс вспомогательные баки в бомбоотсеке. Halifax II начали появляться в сентябре 1941 года.


В серийном виде Halifax II получил у Handley Page марку НР.59. Производство Halifax шло медленно. К программе выпуска Halifax были подключены другие производители.


Halifax строился по субподряду с компанией English Electric, получившей заказ на 200 машин 30 апреля 1940 года. English Electric с самого начала строила тип II, поставив 900 таких машин,а Handley Page выпустила 615. London Aircraft prodaction group (LAPG) построила 450 Halifax II до перехода вместе с Handley Page и English Electric на варианты с двигателями Hercules.


К тому времени, когда выпуск "Галифаксов" подошел к концу, их было построено 6179.Всего Handley Page построила 1590 шт. (плюс два прототипа), English Electric - 2145 шт., LAPG - 710 шт., Руте секьюритиз - 1070 шт. (включая один, разбитый до приемки) и Fairey - 662 шт.


Непонятно будущее этого самолета,видимо его так и оставят в этом состоянии. По крайней мере планов на восстановление я нигде не встретил.


Центроплан...


Модификации :
Halifax B.Mk I Series I первая серийная модификация
Halifax B.Mk I Series II в основном похожий на самолет B.Mk I Series I, но с усиленной конструкцией для полетов с большей суммарной массой.
Halifax B.Mk I Series III вариант самолета B.Mk I Series I с увеличенным запасом топлива; последние серийные экземпляры были оснащены двигателями Мерлин ХХ.
Halifax B.Mk II Series I новая форма носовой части с одним пулеметом, верхняя башня
Halifax B.Mk II Series I (Special) переобозначение самолетов B.Mk II Series I, которые имели в своем служебном варианте всевозможные усовершенствования модели B.Mk II Series IА.
Halifax B.Mk III установлены моторы воздушного охлаждения Бристоль "Геркулес"
Halifax B.Mk IV вариант модернизации В.Mk III. остался в пректе
Halifax B.Mk V Series I модернизация B.Mk I с установкой верхней башни, более мощных моторов "Мерлин" и шасси другой системы (последняя замена себя не оправдала и к ней впредь не возвращались), использовалась эта модификация только для транспортных и десантных целей
Halifax B.Mk V Series IA такой же, как самолет B.Mk II Series IA, кроме установленного шасси Доути (Dowty); компания обозначила его как H.P.63.
Halifax B.Mk V Series I (Special) такой же как самолет B.Mk II Series I (Special), кроме установленного шасси Доути и гидравлики.
Halifax B.Mk VI в основном похожий на самолет В.Mk III, но оснащенный двигателями Бристоль Геркулес мощностью 1675 л.с., развивавшими на высоте 3050 м мощность в 1800 л.с. компания обозначила его как Н.Р.61.
Halifax B.Mk VII такой же, как самолет B.Mk VI, но из-за нехватки двигателей Геркулес 100 переделанный под установку звездообразных двигателей Бристоль Геркулес XVI; компания обозначила его как Н.Р.61.
Halifax B.Mk VIII послевоенная транспортная версия без вооружения на 3600 кг груза
Halifax B.Mk IX послевоенная десантная версия. Хвостовая башня с двумя 12,7-мм пулеметами (24 парашютиста).
Halton построенный в небольшом количестве пассажирский самолет на базе Halifax (10 человек и 3600 кг груза).

ЛТХ:
Модификация Halifax B.Mk II
Размах крыла, м 31.75
Длина, м 21.82
Высота, м 6.32
Площадь крыла, м2 118.45
Масса, кг
пустого самолета 17345
нормальная взлетная 29484
Тип двигателя 4 ПД Merlin XX
Мощность, л.с. 4 х 1280
Максимальная скорость , км/ч 454
Крейсерская скорость , км/ч 346
Практическая дальность, км 3840
Боевая дальность, км 1658
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7315
Экипаж 7

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow