Посмотрим на парочку летных экземпляров:
оригинальный S.E.5a из коллекции Shuttleworth
реплика S.E.5a из музея в Ла Ферте Алаис
Музей в Шаттлворте.
Музей в Ла Ферте Алаис.
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Royal Aircraft Factory SE-5A,номер в RAF F904,заводской номер 654/2404,последний номер гражданской регистрации G-EBIA.
Немного его истории:
1918 построен как SE-5A.
1918 поступил на службу в Royal Air Force с s/n F904.
ноябрь 1918 передан в 84SQN.
10 ноября 1918 ранее считалось,что этот самолет не успел поучаствовать в WWI,но исследования показали,что за день до окончания WWI майор Charles Pickthorn сбил Fokker DVII около Chimay в Бельгии. Это была его пятнадцатая победа.
с 26 сентября 1923 по 9 февраля 1932 во владении майора J. C. Savage, Hendon Aerodrome с c/r G-EBIA. Он вместе с еще двумя подобными самолетами сделал бизнес на надписях дымом в небе.
В 1955 году с ним произошла какая то проблема,после чего он был восстановлен только к 1959 году. В августе 1959 года он поднялся в воздух вновь. После проблем с оригинальным двигателем Hispano-Suiza с редуктором,в 1975 году его заменили на Wolseley W4A Viper мощностью также 200 лс.
с 29 октября 1981 по 8 апреля 1993 под управлением Executive Committee The Shuttleworth Collection.
В 1987 году самолет вновь встал на ремонт и полетел лишь в 1991 году.
8 апреля 1993 передан в Richard Shuttleworth Trustees, Old Warden Aerodrome, Old Warden, Biggleswade.
В 2007 году самолет подновили и вернули ему схему окраски Flight Commanders из 92 Squadron во время WWI.
Самолет и сейчас в летном состоянии и изредка вы можете его увидеть в небе.
S.E.5 был лучшим английским истребителем Первой Мировой войны. Его история началась в июле 1915 года, когда во Франции в Буа-Коломе состоялись первые испытания первого V-образного двигателя Марка Биркигта, основателя фирмы Hispano-Suiza. Двигатель предназначался для французского истребителя SPAD.
На испытаниях присутствовал английский представитель полковник Брук-Попхем. Англичанин высоко оценил швейцарский двигатель и склонил Министерство авиации уже в августе 1915 года заказать партию двигателей Hispano-Suiza для английских самолетов.
Компания Royal Aircraft Factory в Фарнборо, графство Гантс, приступило к разработке самолета под швейцарский двигатель. Руководили работами Henry Folland, John Kenworthy и майор Frank Goodden, который в то время занимал должность летчика-испытателя фирмы.
Работы над самолетом S.E.5 (Scout Experimental 5) начались летом 1916 года, а уже 22 ноября облетали первый прототип (А4561).
24 декабря 1916 года Frank Goodden улетел на прототипе во Францию, где в Сен-Омере состоялись полевые испытания самолета. Как оказалось, самолет немного уступает в маневренности Nieuport, по скороподъемности примерно равен другим самолетам, зато имеет более высокую горизонтальную скорость, а также обладает прочной конструкцией, позволяющей разгонять самолет в пикировании.
Вооружение состояло из одного 7,7-мм синхронизированного пулемета Vickers с боезапасом 400 патронов, располагавшегося с левой стороны фюзеляжа, и одного 7,7-мм пулемета Lewis на лафете Фостера, установленного на верхнем крыле.
Первые серийные самолеты собрали в марте 1917 года, а к началу апреля новую технику начала получать 56 эскадрилья во Франции. Боевое крещение состоялось 22 апреля.
После выпуска первой серии из 60 самолетов в июне 1917 года выпуск самолетов S.E.5 прекратили, наладив взамен выпуск самолетов S.E.5a.
Изменения коснулись формы законцовок крыльев, с самолета убрали слишком большое лобовое стекло, удлинили выхлопные трубы, добавили обтекатель за головой пилота, изменили форму нижней части капота, четырехлопастный винт Т.28096 диаметром 2150 мм заменили двухлопастным A.D.662 диаметром 2160 мм.
Горизонтальная маневренность S.E.5a оценивалась ниже, чем у Nieuport, однако благодаря отличным скоростным данным и высокой прочности конструкции, самолет широко применялся до окончания боевых действий на западном фронте и в частях ПВО Великобритании. Летчикам также импонировала легкость пилотирования внешне неказистого истребителя и удобная кабина с хорошим обзором.
Самолеты S.E.5a состояли на вооружении 15 эскадрилий во Франции, двух эскадрилий в Палестине, одной эскадрильи в Месопотамии, трех эскадрилий в Македонии и четырех эскадрилий ПВО в Англии. Кроме того, на машинах S.E.5a летала одна австралийская и две американские эскадрильи во Франции.
На последних стадиях войны самолеты S.E.5a, вооруженные легкими бомбами, также широко использовались для ближней поддержки войск.
Этот самолет был самым массовым английским истребителем двух последних лет войны. Самолет S.E.5a выпускался сразу восемью английскими фирмами.Всего до конца войны изготовили 5195 машин во всех вариантах.
Самолет S.E.5а использовался также американскими экспедиционными войсками; планировалось построить в США 1000 самолетов для Армии США. Планы были сорваны после отмены контракта из-за окончания Первой мировой войны. Только один экземпляр был построен компанией Curtiss, правда, позднее компания осуществила сборку еще 56 экземпляров из комплектующих, поставленных из Великобритании.
Кроме того фирмой Eberhart Aeroplane были собраны еще 60 экземпляров самолета из запчастей S.E.5a и двигателей Wright-Hispano E мощностью 180 л.с. Эти самолеты получили обозначение Eberhart S.E.5e.
В апреле 1918 года был изготовлен единственный экземпляр S.E.5b c обтекаемым коком винта и новым нижним крылом с двумя лонжеронами.
самолет из музея в Ла Ферте Алаис это реплика Royal Aircraft Factory SE-5A C/N 03 F-AZCY A8898.
Построен как реплика SE-5A.
6 марта 1984 передан Amicale Jean Baptiste Salis, Cerny, Ile France Hte Normandie с номером c/r F-AZCY (Royal Aircraft Se-5, 03).
Базируется в La Ferte-alais. В летном состоянии.
Самолет S.E.5a представлял собой одноместный биплан деревянной конструкции.
Каркас фюзеляжа прямоугольного сечения. Верхняя сторона фюзеляжа выпуклая, внутри усилена растяжками из стальной проволоки.
В передней части фюзеляж обшит алюминиевым листом и фанерой, остальная обшивка матерчатая.
Крылья прямоугольные с двумя еловыми лонжеронами. Верхнее крыло из трех частей, центроплан обшит фанерой, у консолей обшивка матерчатая.
С фюзеляжем верхнее крыло соединялось четырьмя одиночными подпорками. Нижнее крыло из двух частей. Элероны на обоих крыльях
Хвостовое оперение деревянное, обшивка матерчатая. Между крыльями четыре распорки из стальных трубок. Шасси деревянное.
На самолет ставили 8-цилиндровые, V-образные, двигатели жидкостного охлаждения разного типа. На S.E.5 применялся двигатель "Испано-Сюиза" французского производства с редуктором, мощностью 110 кВт.
На S.E.5a встречались лицензионные двигатели Hispano-Suiza типов 8Bb, 8Bd, 8Ce, 8Cc, De, 8Ec, 8Ее мощностью 147 кВт.
Английская фирма Wolseley выпускала двигатели по образцу Hispano-Suiza, но без редуктора: тип W4a Viper и W4b Adder. Двигатели Wolseley и Hispano-Suiza поздних выпусков были форсированы до 160 кВт.
Радиатор лобовой, обычно из двух прямоугольных сегментов, каждый из которых обслуживал один ряд двигателя. Выхлопные трубы длинные, уходящие за кабину пилота. Но на этой реплике они отличаются от оригинального самолета?
Вооружение - один 7,7-мм пулемет Vickers, установленный слева перед кабиной пилота и стреляющий через диск винта с помощью синхронизатора Константинеску. Боекомплект 400 выстрелов. Кроме того, один 7,7-мм пулемет Lewis на станке Фостера на верхнем крыле. Боекомплект 4 диска по 97 патронов. Концентрический прицел или оптический типа Aldis. Правда эта реплика не вооружена,но все это можно увидеть выше на оригинальном самолете.
Под крылья самолет мог брать четыре 11-кг бомбы Купера. Самолет в порядке эксперимента оснащали батареей Иманна. Батарея из трех Lewis стреляла вверх под углом 45 гр и предназначалась для борьбы с аэростатами.
Модификации:
S.E.5 первая серийная версия. Одноместный истребитель биплан, оснащенный поршневым 150 hp (112 kW) двигателем Hispano-Suiza 8a.
S.E.5a улучшенная серийная версия, оснащен поршневым 200 hp (149 kW) двигателем Hispano-Suiza 8b V-8 или 200 hp (149 kW) Wolseley Viper.
S.E.5b экспериментальный прототип, с крыльями sequiplane(что это?),обтекаемым носом и выдвижным радиатором.
Eberhart S.E.5e S.E.5a собранный из частей американской компанией Eberhart Aeroplane,со 180 hp Wright-Hispano E двигателем и фюзеляжем покрытым фанерой, около 60 построено.
ЛТХ S.E.5a
Экипаж: 1 человек
Длина: 6,37 м
Размах крыла: 8,11 м
Высота: 2,69 м
Площадь крыла: 22,83 м²
Масса пустого: 694 кг
Масса снаряженного: 880 кг
Максимальная взлётная масса: 929 кг
Двигатели: 1× Hispano-Suiza (или Wolseley W4A Viper) мощностью 200 л.с.
Максимальная скорость: 225 км/ч
Крейсерская скорость: 193 км/ч
Посадочная скорость: 135 км/ч
Практическая дальность: 550 км
Практический потолок: 5 950 м
Продолжительность полёта: 2 часа 30 минут
Вооружение
Пулемётное:
1× синхронизированный 7,7-мм пулемёт Vickers
1× 7,7-мм пулемёт Lewis, установленный над центропланом верхнего крыла
Бомбовая нагрузка: до 4× 18,6 кг бомб
Comments
Edited at 2016-02-08 07:44 pm (UTC)
Edited at 2016-02-08 07:43 pm (UTC)
Edited at 2016-02-08 08:12 pm (UTC)