Музей вертолетов,Великобритания.
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
В 1947 году Cierva Autogiro Company начала работу над Cierva W.14 Skeeter, маленьким двухместным вертолетом для гражданского и военного применения. 10 октября 1948 года компания Cierva Company подняла в воздух опытный экземпляр экспериментального двухместного вертолета Cierva W.14 Skeeter I оборудованного двигателем Jameson мощностью 78 кВт на аэродроме Eastleigh.
Skeeter это поршневой одномоторный вертолет стандартной конфигурации, с трехлопастным основным винтом диаметром 8.84 м и трехлопастным рулевым винтом на конце хвостовой балки треугольного сечения. На фотографиях более поздняя версия с круглым сечением хвостовой балки.
Экипаж из двух человек располагался в застекленной кабине с двигателем, 110 сильным оппозитным поршневым Jameson FF-1 воздушного охлаждения, смонтированным за экипажем под основным винтом. Вертолет имел неубираемое шасси с носовой стойкой.
Вертолету не хватало мощности и экспериментальный двигатель Jameson перегревался,поэтому было принято решение начать разработку Mark 2 Skeeter, с хорошо зарекомендовавшим себя двигателем de Havilland Gipsy Major 10,выдающим 145 hp (108 kW). Mark 2 был больше и имел другой вид. Хвостовая балка имела уже круглое сечение.
Skeeter 2 совершил свой первый полет 15 ноября 1949 года,но вскоре стало ясно,что он страдает от земного резонанса,с которым Cierva боролась, и в результате поисков решения он был разрушен на наземном испытании 26 июня 1950 года.
Несмотря на эти проблемы, Cierva получила заказ от Ministry of Supply на три улучшенных Skeeter, (два Mark 3 и один Mark 4) для испытаний для Royal Air Force и Royal Navy.
Эти три вертолета еще не были завершены когда Saunders-Roe купила Cierva и ее программы в январе 1951 года.
Компания Saro продолжила разработку этой конструкции для военных целей.
В 1953 году Mark 3B с двигателем Bombardier поступил в Aeroplane and Armament Experimental Establishment. Испытания показали что проблема нехватки мощности не решена, как и проблема с земным резонансом,в результате официальный интерес к этому вертолету был потерян,пока Saunders-Roe проведя большую серию испытаний не нашла решение проблемы.
Решение пришло в виде нового дизайна шасси и других демпферов вращения лопастей. Это позволило Saunders-Roe окончательно продемонстрировать,что проблема земного резонанса была решена и это показали испытания Skeeter Mark 5 в A&AEE в марте 1954 года.
Это вновь вызвало интерес официальных властей к Skeeter, что принесло заказ на четыре Mark 6 с 200 сильным (149 kW) Gipsy Major 200 двигателем (обозначение AOP.10 и T.11 для British armed forces) для испытаний, и окончательный заказ на 64 вертолета AOP.12, с 215 сильным (160 kW)двигателем, который разместили в 1956 году, а поставки начались в 1958 году.
British Army заказала 64 Skeeter 6, получивших обозначение Skeeter AOP.12 (Air Observation Platform),Skeeter начали службу в октябре 1956 года.
Несколько Skeeter AOP.12 поступили на службу в Central Flying School для Royal Air Force.
Планировался выпуск гражданского варианта Skeeter Series 8, но был построен только единственный экземпляр.
После слияния компаний British Bristol Aeroplane Company, Fairey и Saro с Westland Aircraft в 1960 году,планы по развитию версии вертолета оснащенной турбовальным двигателем были заброшены – хотя опыт и наработки по Skeeter были использованы при создании Westland Scout и Westland Wasp как продолжение P.531 который базировался на планере Skeeter. Но об этом будет отдельная песня.
Армия и флот Федеративной Республики Германии приобрели шесть вертолетов Skeeter Mk.50 и четыре Skeeter Mk.51 (экспортные версии Skeeter Mk.6).
Вертолеты использовались как связные, наблюдательные и поисково-спасательные. Всего через год вертолеты были списаны и переданы в ВМС Португалии, но и там они прослужили не долго, в связи с невозможностью использования их в сложных погодных условиях.
Некоторое количество этих вертолетов выставлено в Британских музеях,а кроме того существует один экземпляр в летном состоянии.
Откуда у англичан страсть к таким огромным выхлопным трубам? Напомню,двигатель тут мощностью 215 лс.
Редуктор
На отдельной площадке для реставрации вертолетов можно увидеть планер еще одного Skeeter,правда номер его непонятен.
Попытка заглянуть в кабину. Тут как обычно предупреждение о радиоактивной опасности:многие приборы использовали в то время для подсветки светомассу постоянного действия,а проще соли Радия-226.
Что тут такое в воздухозаборниках я не понял:-((
Общий вид спереди.
Наш вертолет это 1958 года выпуска Saunders-Roe Skeeter AOP.12 C/N S2/5096 с бортовым номером XL811. С двигателем De Havilland Gipsy Major Mk.14.
Построен в 1958 году в Eastleigh, Hampshire,Skeeter оснащен De Havilland Gipsy Major Mk.140 4-цилиндровым поршневым двигателем. XL811 был 24 серийным Skeeter поставленным по дороге с завода Cowes в Eastleigh, Hampshire,откуда он совершил свой первый полет 6 февраля 1959 года. Он был поставлен Army Air Corps Centre в Middle Wallop, Hampshire, в феврале 1959 года и впоследствии передан No. 651 Squadron Advanced Helicopter Flight для обучения пилотов ,а еще позже передан в No. 656 Squadron BAOR в Германии. Он был помещен на хранение в декаюре 1967 года, и позже приобретен в частном порядке Elfan Ap Rees и доставлен по дорогам в музей в сентябре 1992 года.
Модификации:
Cierva W.14 Skeeter 1 изначальный вариант, первый полет 8 октября 1948, оснащен двигателем Jameson 106 hp FF-1. С треугольным сечением хвостовой балки. 1 построен.
Cierva W.14 Skeeter 2 первый полет в 1949. оснащен двигателем 145 hp Gipsy. Был разрушен от земного резонанса. Имел хвостовую балку с круглым сечением,как и все последующие вертолеты. 1 построен.
Skeeter 3 также с двигателем De Havilland Gipsy. Mark 3B оснащен двигателем 180 hp Blackburn Cirrus Bombardier.
Два построены. Не было заказов от British Army.
Skeeter 4 версия для Royal Navy,не заказана. Подобна Skeeter 2 и 3. 1 построен. Построен в то же время,что и Mark 3B.
Skeeter 5 подобен другим ранним Skeeters. 1 построен.
Skeeter 6 Построены три прототипа. Один из них это Mark 5 ремоторизированный инжекторным двигателем Gipsy Major 201 для получения Certificate of Airworthiness.
Skeeter AOP.10 три предсерийных испытательных вертолета были построены для British Army
Skeeter T.11 один вертолет с двойным управлением был построен для Royal Air Force
Skeeter 7 с 215 hp Gipsy Major 150 двигателм. Наиболее удачный Skeeter. 64 были построены и переданы British Army Air Corps.
Skeeter AOP.12 вертолет для воздушной разведки для British Army Air Corps и учебный вертолет для Royal Air Force.
Skeeter T.13 учебная версия для RAF. Skeeter T.13s использовался для обучения армейских вертолетных инструкторов.
Skeeter Series 8 коммерческая версия подобная Skeeter 7, с двигателем Gipsy Major 215 hp. Один экземпляр был полностью построен и два не до конца.
Skeeter Mk.50 Экспортная версия Skeeter 7 для German Army Aviation Corps. 6 были заказаны и экспортированы.
Skeeter Mk.51 Экспортная версия Skeeter 7 для German Navy. 4 были заказаны и экспортированы.
ЛТХ:
Модификация Skeeter AOP Mk.12
Диаметр главного винта, м 9.75
Диаметр хвостового винта, м 1.40
Длина,м 8.10
Высота ,м 2.30
Масса, кг
пустого 720
максимальная взлетная 1000
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Major 30
Мощность, кВт 1 х 154
Максимальная скорость, км/ч 160
Крейсерская скорость, км/ч 138
Практическая дальность, км 390
Практический потолок, м 2743
Экипаж, чел 2