Pima air museum,Tucson,Arisona.
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Самолёт JetStar разрабатывался компанией Lockheed в инициативном порядке в надежде на победу в конкурсе административных самолетов для военных,но обрезание бюджета похоронило этот конкурс и Локхид приняло решение продолжить разработку для рынка бизнес перевозок. Первый полёт прототипа был выполнен 4 сентября 1957 года. Было построено два прототипа, оснащенных двумя двигателями Bristol-Siddeley Orpheus; второй прототип был оснащён вытянутыми топливными баками, встроенными в крыло.
Из-за возникших разногласий с компаний Bristol-Siddeley не удалось организовать производство двигателей Orpheus в США, как предполагалось в ходе проекта. В результате компания Lockheed изменила конфигурацию самолёта.
Второй прототип в 1959 году был оснащён четырьмя двигателями Pratt & Whitney JT12. Топливные баки были убраны с крыла. В таком виде самолёт был одобрен к производству и запущен в серию (и коммерческую эксплуатацию) в 1961 году.Второй прототип с номером N329J долгое время был персональным самолетом Clarence Johnson.Кла́ренс Ле́онард «Ке́лли» Джо́нсон — выдающийся американский авиаконструктор. В течение сорока с лишним лет руководил «Skunk Works» — исследовательским подразделением компании «Lockheed»
Шестнадцать самолётов первой серии были закуплены ВВС США и обозначены C-140A. Самолёты использовались для административных перевозок армейского руководства и для калибровки средств радионавигации.
Впоследствии для этих целей были закуплены ещё 11 самолётов.Шесть из них несли службу как ВИП транспорт в 89th Military Airlift Wing на авиабазе Andrews . Данные машины использовались до 1980-х годов. Несколько самолётов в варианте для перевозки военного руководства были закуплены Германией И Канадой.
Вступившие в силу в США новые нормативы по шумности самолётов, а также высокий расход топлива самолётами первых серий потребовали модернизации самолёта. На самолёт были установлены турбовентиляторные двигатели Garrett AiResearch TFE731 и вновь установлены внешние крыльевые баки. Новая машина получила обозначение 731 JetStar, а впоследствии - JetStar II. Сорок самолётов этой серии было выпущено с 1976 по 1979 годы.
Самолет подобен по компоновке нашему Ил-62 и английскому VC-10.
Пять самолетов для калибровки средств радионавигации поступили на службу во время вьетнамской войны и окончили ее лишь в 90е годы.
Фото 9.
Самолёт JetStar выполнен по обычной аэродинамической схеме моноплана с низкоразположенным крылом. Стреловидность крыла - 30°.
лобовое стекло
Четыре двигателя расположены попарно в задней части фюзеляжа.
Крыло оборудовано крупными топливными баками, расположенными поперек конструкции крыла и выступающими вперед и назад.
JetStar - относительно крупный самолёт для своего класса. Максимальный взлётный вес приближается к 20 тоннам.
реверса нет
Фото 17.
Фото 18.
Внизу фюзеляжа расположен воздушный тормоз.
В стандартной компоновке салона (с туалетной комнатой) самолёт рассчитан на перевозку восьми пассажиров, в уплотнённой компоновке - до 10. Центральный проход в салоне опущен относительно кресел для обеспечения достаточной высоты потолка салона.
бак вид сзади
двигатели вид сзади
Фото 26.
Фото 23.
основная стойка
рули высоты
Механизация крыла включает в себя предкрылок и двухщелевые закрылки. Горизонтальный цельноотклоняемый стабилизатор расположен посередине киля.
Фото 28.
или же есть реверс?
В крыле размещается порядка 10 тыс фунтов топлива,а в баках встроенных в крыло еще по 4 тыс фунтов. Итого всего 18 тыс фунтов топлива. Это больше 10 тыс литров.
передние кромки от баков наружу имеют leading edge flaps (ламели?) которые уменьшают скорость сваливания на три узла. Тут же видно надувную противообледенительную систему на передней кромке
Фото 32.
фары в крыльевом баке
самолет один из самых тяжелых в своем классе: полная масса порядка 20 тонн,при этом он имеет максимальный крейсер в Mach 0,8, или 567 миль / ч (912 км / ч), на высоте 21000 футов (6401 м)
Типичная дальность порядка 2500 миль (4023 км) при полезной нагрузке в 3500 фунтов (1588 кг).
Фото 36.
Модель JetStar II отличается, кроме других двигателей, несколько другими обводами фюзеляжа и крыла.
Оригинальные прототипы имели одно колесо на носовой стойке,но после аварии в 1962 году изменили на два.
Фото 46.
общий вид на фоне более крупных собратьев
Этот самолет один из немногих в своем классе,который позволял людям ходить в салоне,не пригибая голову. Для этого проход между кресел был слегка опущен. Салон делали на 8 мест с полноценным туалетом или на плотненькие 10 мест.
Фото 42.
Фото 43.
Фото 44.
Фото 45.
Горизонтальный стабилизатор установлен посередине хвоста,чтобы вывести его из под действия выхлопной струи
Фото 49.
Хвостовое оперение не имеет антиобледенительной системы. Раньше этого не требовалось для сертификации.
Фото 51.
иллюминаторы квадратные и достаточно велики
Фото 53.
Перестановка стабилизатора осуществляется движением всего хвостового оперения, Видно место движения под горизонтальным оперением без краски.
многие самолеты до сих пор летают как бизнес самолеты.Вы их и сейчас можете встретить в продаже. Правда предложение не очень большое и цена кусается:порядка полутора миллионов долларов сша.
С этими самолетами произошла только одна катастрофа: 5 января 1995 смолет JetStar Islamic Republic of Iran Air Force (IRIAF) разбился во время аварийной посадки,убив всех 12 человек на борту включая генерала Mansour Sattari, командующего IRIAF.
Самолёт использовался гражданскими авиаперевозчиками Канады (Министерство транспорта) и Ираком (а/к Iraqi Airways). Среди военных эксплуатантов - военные ведомства ФРГ, Индонезии, Ирана, Ирака, Кувейта, Ливии, Мексики, США, Саудовской Аравии. Среди известных частных владельцев самолёта был Элвис Пресли.
Всего построено 204 самолета.
Варианты:
JetStar I ВИП самолет, два пилота и 10 пассажиров, оснащен четырьмя двигателями 3,300 lbf (14.7 kN) Pratt & Whitney JT12A-8 .
JetStar II новая серийная версия, оснащена четырьмя 3,700 lbf (16.5 kN) Garrett TFE731-3, с новыми внешними баками, 40 построено.
JetStar 731 модифицированная версия, оснащена четырьмя Garrett TFE731-1,и оборудована модернизированными внешними топливными баками.
C-140A самолет Flight inspection для US Air Force, подобен JetStar I, 5 построено.
C-140B пассажирский и грузовой транспортный самолет для US Air Force, подобен C-140A, 5 построено.
VC-140B VIP самолет для US Air Force, подобен C-140B, 6 построено.
C-140C два JetStar из 6 заказанных для United States Navy, с оригинальным обозначением UV-1, но не поставленные.
T-40 военное обозначение для предложенной учебной версии C-140 ,не строились.
AAI FanStar Conversion построенная American Aviation Industries с двумя General Electric CF34 вместо четырех JT12 turbojets или TFE731 ,совершил свой первый полет 5 сентября 1986.только 1 самолет был конвертирован.
ЛТХ:
Модификация C-140B
Размах крыла, м 16.60
Длина самолета,м 18.48
Высота самолета,м 6.23
Площадь крыла,м2 50.40
Масса, кг
пустого самолета 10967
нормальная взлетная 18840
максимальная взлетная 20185
Внутреннее топливо, л 10070
Тип двигателя 4 ТВД Garrett TFE731-3
Тяга, кН 4 х 16.46
Максимальная скорость, км/ч 880
Крейсерская скорость, км/ч 817
Практическая дальность, км 5132
Дальность действия, км 4818
Практический потолок, м 10975
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 10 пассажиров или 1280 кг груза