?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Avro York — британский транспортный и пассажирский самолёт созданный на основе тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика Авро Ланкастер. Один из прототипов «Йорка» с бортовым номером LV633 служил премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю в качестве личного транспорта.

Музей в Даксфорде.
Музей РАФ и РАФ-2




Хотя самолётов в лётном состоянии не сохранилось, два полностью восстановленных «Йорка» находятся в музеях Великобритании. Ещё обломки 2 или 3 «Йорков» находятся на месте их крушения в Канаде.

Авро 685 Йорк С1 бортовой номер TS798 (серийный номер 1223) в Музее Королевских Военно-Воздушных Сил в Косфорде. Этот самолёт был построен для Королевских ВВС в октябре 1945 года, первый полёт совершил 19 октября 1945 года в Идоне. 8 ноября 1945 года был передан BOAC, где получил регистрационный номер G-AGNV и собственное имя «Морвиль». 20 ноября 1954 года совершил последний полёт в авиакомпании BOAC из Карачи в Хитроу. 30 марта 1955 года был продан Skyways of London, где использовался до мая 1964 года. С января 1976 года находится в экспозиции в Косфорде.


На базе бомбардировщика Lancaster были разработаны два типа транспортных самолетов. Lancastrian был создан в Канаде и представлял собой простую переделку четырехмоторного бомбардировщика, Avro York унаследовал от Lancaster только крыло, двигатели и хвостовое оперение, а фюзеляж был спроектирован заново.


Поскольку к 1941 году стала очевидной необходимость создания для британских ВВС современного транспортного самолета, Министерство авиации подготовило соответствующие требования - Спецификацию С. 1/42, в целом повторявшую идеи конструкторов "A.V. Roe", работавших над транспортной модификацией Lancaster, от которой новая машина должна была получить крыло, шасси, двигатели и хвостовое оперение.


Новый самолет предназначался, в первую очередь, для обычных перевозок личного состава и грузов, но мог применяться и в качестве машины, способной доставлять личный состав и вооружение прямо на поле боя, выполняя посадку "на брюхо", с убранным шасси (затем шасси выпускалось, и он мог бы взлететь). Потребовалось внедрить высокорасположенное крыло и усилить нижнюю часть фюзеляжа. Впрочем появление вместительных десантных планеров поставило крест на данной программе, но ряд возникших в ходе ее проработки идей был затем воплощен в конструкцию York.


В феврале 1942 года конструктор Рой Чэдвик со своими помощниками завершил проектирование четырехмоторного транспортного самолета Avro 685 York. В конструкции машины использовались крыло, хвостовое оперение, шасси и силовая установка бомбардировщика Lancaster. Фюзеляж квадратного сечения, оптимизированный для транспортных перевозок, был спроектирован заново.


Незадолго до первого полета прототипа, выполненного 5 июля 1942 года, поступил официальный заказ на постройку четырех самолетов, двух с моторами Rolls-Royce Merlin XX жидкостного охлаждения и двух с моторами Bristol Hercules VI воздушного охлаждения. Все четыре самолета собрали с моторами Rolls-Royce Merlin XX, а единственной машиной с моторами Bristol Hercules VI стал первый прототип, на который их установили в 1943 году, после чего он получил обозначение York C.Mk II.



Для компенсации ухудшившейся из-за большей площади фюзеляжа путевой устойчивости самолет получил третий, средний, киль. Третий киль впервые смонтировали на третьем серийном самолете, названном Ascalon, который поступил в марте 1943 года в 24-ю эскадрилью. Салон самолета был оборудован для проведения совещаний непосредственно в полете, а сама машина предназначалась для перевозок премьер-министра Уинстона Черчилля. В мае 1943 года Черчилль летал на этом самолете в Алжир, а через несколько дней самолет доставил короля Георга VI в Северную Африку для инспекции британских войск.


Производство самолетов York C.Mk I велось медленно. VIP-самолеты собрали для лорда Маунтбаттена, фельдмаршала Сматса и герцога Глочестерского. Пять машин ранней постройки получила авиакомпания "BOAC" весной 1944 года, еще 25 самолетов во второй половине 1945 года поступили на вооружение Транспортного командования британских ВВС. Самолеты поступили в 24-ю, 40-ю, 51-ю, 99-ю, 206-ю, 242-ю, 246-ю и 511-ю эскадрильи Транспортного командования и выполняли перевозки между Великобританией, Германией, Италией, Ближним и Дальним Востоком.


Ко времени создания Берлинского воздушного моста количество эскадрилий с York сократилось до шести. Все они приняли участие в широко известной операции 1948-1949 годов - совершили 29000 самолето-вылетов и доставили в Берлин около 230000 т грузов.


Серийный выпуск был прекращен 29 апреля 1948 года с поставкой 257-го самолета York. Всего построили 259 самолетов York, из них 203 - для британских ВВС, 30 - передали авиакомпании ВОАС, 12 - компании "British South American Airways" (еще 7 она получила от ВОАС), 8 - компании "Surrey Flying Services", пять - в аргентинскую "FAMA" и два - в "Skyways Ltd". Один York собрали в Канаде.


"Йорк" является одним из немногих примеров успешной переделки военного самолёта в гражданский. Он сохранил склонность "Ланкастера" к крену на правый борт во время взлёта, но с набором скорости он начинал отлично держать курс благодаря третьему килю. Одним из главных недостатков самолёта были сильный шум и вибрация от расположенных близко к фюзеляжу двигателей. По словам одного из пассажиров "слыша выстрелы выхлопов "Мерлина" левого борта одним ухом, спать было почти невозможно; даже после полёта этот "бах" продолжал слышаться ещё несколько дней"Обычно "Йорк" предназначался для перевозки 24 пассажиров, но известен случай, когда в 1948 году во время эвакуации британцев из Индии, одним рейсом было перевезено сразу 117 человек, что соответствует перевозке современным 100-местным "Боингом" 500 пассажиров.


Серийные "Йорки" стали поступать на вооружение Королевских ВВС в 1944 году. Большинство самолётов выпуска 1944 года были пассажирскими, потом последовала серия грузовых самолётов, и в итоге чисто грузовые и комбинированные грузопассажирские выпускались параллельно. 511 эскадрилья стала первой, имеющей на вооружение только "Йорки". Всего "Йорк" состоял на вооружении десяти эскадрилий Королевских ВВС и кроме перевозки высокопоставленных особ, использовался для дальних транспортных операций в Африку и на Дальний Восток.


После окончания Второй мировой войны "Йорки" использовались для переброски войск в точки локальных конфликтов - зону Суэцкого канала, Британскую Малайю и на Дальний Восток.


"Йорки" состояли на службе Королевских ВВС с 1943 по 1957 год, пролетев за это время миллионы миль и перевезя многие тысячи людей и тонны груза.


"Йорки" служили на регулярных пассажирских линиях BOAC до декабря 1950, на грузовых линиях авиакомпании до ноября 1957.


С 1952 года "Йорки", снятые с вооружения Королевских ВВС, стали покупать многочисленные частные чартерные авиакомпании. Многие из этих самолётов подверглись переделке, некоторые были разобраны для обеспечения запасными частями оставшиеся самолёты.


Dan Air, основанная в 1953 году, закупила первые 3 "Йорка" в июле 1954 года. Заключенный в 1956 году контракт с Министерством Авиации на грузовые перевозки Лондон - Сингапур, вызвал покупку дополнительных самолётов. Так же "Йорки" этой авиакомпании использовались для грузовых перевозок между Лондоном, Манчестером и Глазго. Эта авиакомпания в 1964 году последней сняла с эксплуатации "Йорки", один из самолётов Dan Air - G-ANTK - сохранился до наших дней.


Сегодня нет ни одного летающего самолета York, остались только две машины: TS798 - в Музее британских ВВС в Госфорде (принадлежал ВОАС и "Skyways") и G-ANTK - в Имперском военном музее в Даксфорде (принадлежал "Dan-Air").


По конструкции "Авро Йорк" практически полностью повторяет "Авро Ланкастер", за исключением фюзеляжа и наличия третьего киля


Это четырёхмоторный цельнометаллический свободнонесущий высокоплан. Фюзеляж - полумонокок, имел прямоугольную в поперечном сечении форму и собирался из пяти отдельных модулей.


С левого борта под крылом была дверь для входа экипажа и пассажиров, у транспортных версий в хвостовой части левого борта имелись большие распашные створки грузового люка. В пассажирском варианте самолёт имел два салона, туалет и гардероб находились между салонами напротив входной двери, в хвостовой части были расположены кухня и багажное отделение, в каждом салоне на потолке имелись аварийные выходы. Но внутренности мы рассмотрим на примере машины из Даксфорда


Двигатели находились в подкрыльевых мотогондолах, крепившихся к переднему лонжерону крыла. Воздушные винты трехлопастные де Хевилленд Гидроматик, цельнометаллические постоянного шага с большой шириной лопастей.


Шасси трехстоечное, с хвостовым колесом. Основные стойки убирались гидроприводом назад-вверх в мотогондолы внутренних двигателей и после уборки полностью закрывались створками. Амортизация - маслянно-пневматическая, тормоза пневматические. Хвостовая стойка - неубирающаяся.


Крыло так же состояло из пяти модулей - центральной, интегрированой с фюзеляжем, двух внутренних секций с внутренними двигателями, и двух внешних консолей со своими двигателями. Крыло - двухлонжеронное, с работующей обшивкой. Закрылки - двухсекционные, по секции на внутренней и внешней консолях, с металлической обшивкой и гидроприводом. Внутренние секции закрылков отклонялись вместе с задней частью мотогондол. Элероны с полотняной обшивкой, оснащены триммерами.


Хвостовое оперение - трехкилевое, рули высоты установлены только на боковых килях, стабилизатор - двухлонжеронный. Рули высоты и направления с металлической обшивкой и имели весовую и аэродинамическую компенсацию.

Теперь переходим к самолету из музея в Даксфорде:
Авро 685 Йорк С1 G-ANTK. Построен в январе 1946 года в Идоне, в августе того же года поступил на вооружение Королевских ВВС с бортовым номером MW232. Участвовал в операциях Берлинского воздушного моста, списан из ВВС в мае 1950 года, после использовался Fairey Aviation для опытов с дозаправкой самолётов в полёте. В июле 1954 года куплен авиакомпанией Dan Air, в которой получил гражданский регистрационный номер G-ANTK. Использовался для грузовых перевозок до своего списания в мае 1964 года.


Этот самолет также открыли на время авиашоу и за небольшую плату можно было купить билеты на посещение внутренностей всевозможных самолетов разом.


Салон в сторону хвоста


Это аварийный люк


Любопытно:что за этой дверью?


Салон в сторону кабины. В месте,где крыло соединяется с фюзеляжем видим такой навес. Тут он открыт и показано,что там есть внутри..


Тут же внутри музей в музее:-)))


Фото 37.


Иллюминаторы


Вход под крылом,через который мы сюда попали


Передняя часть самолета чуть уже


Фото 41.


Фото 42.


Список людей,восстанавливавших и поддерживавших этот самолет в таком прекрасном состоянии. Самолет восстанавливали на протяжении 21 года.


А мы наконец подобрались к кабине,распугав большими фотоаппаратами всю публику.


Экипаж самолета состоит из пяти человек:два пилота,штурман,ради, navigator, радист, стюард


Как вам деревянный переплет?


Кабина светлая и просторная,немного не похожая на кабины последовавших за ним самолетов...


рабочее место штурмана?


а это похоже радиста


Общий вид кабины


с другой точки,повыше


Желающих проникнуть в кабину,пугают радиацией из древних навигационных и прочих приборов


Фото 53.


сигнальные ракеты


идем на выход,на потолке тяги и троса


все смазано,хоть сейчас в полет


кратенькая история нашего самолета


Выбираемся наружу,разглядеть получше самолет.


иллюминаторы


Двигатель Rolls-Royce Merlin 24 жидкостного охлаждения V12,мощностью 1,280 hp,без обтекателя


Общий вид самолета в ливрее Dan-Air


вид сверху


такой вот он Merlin


деревянная кабина:-))


Фото 66.


Фото 67.


мотогондола


кабина сверху


На крыше блистер для астронавигации.


общий вид из-под крыла


ближняя к фюзеляжу мотогондола


Фото 74.


Фото 75.


Попытка снять самолет спереди


Фото 77.


Фото 78.


Фото 79.


Фото 80.


хвостовая часть,чтобы публике было удобнее,хвостовое колесо приподняли


и здесь хорошо видно механизацию крыла


вертикальное хвостовое оперение


В крыле между лонжеронами располагались 7 топливных баков общей емкостью 11 265 литров (2 478 имперских галлонов), по 3 в каждом крыле и один в центроплане.


вид сзади


Фото 86.


хвостовое колесо


грузовой люк


Фото 89.


Модификации:
Прототипы Avro 685
LV626 - прототип совершил свой первый полет с двойным хвостовым оперением,позже конвертированный в стандарт C.II
LV629 - прототип с пассажирскими сиденьями
LV633 - прототип оснащенный залом для совещаний, позже использовался Winston Churchill
LV639 - прототип для сброса парашютистов
York I четырехдвигательный гражданский транспортный самолет, 44 построено
York C.I четырехдвигательный военно-транспортный самолет для RAF, 208 построено Avro и один Victory Aircraft.
York C.II один прототип самолета York оснащенного четырьмя радиальными поршневыми двигателями Bristol Hercules XVI .

Технические характеристики

Экипаж: 5
Пассажировместимость: 21 - 56 в зависимости от компоновки салона
Грузоподъёмность: 9 100 кг (20 000 фунтов) в грузовом варианте
Длина: 23,93 м (78 футов 6 дюймов)
Размах крыла: 31,09 м (102 футов)
Высота: 5,44 м (17 футов 10 дюймов)
Площадь крыла: 120,4 м² (1 297 кв. футов)
Профиль крыла: N.A.C.A. 23018 (внутренние секции крыла) и N.A.C.A. 23013 (внешние секции)
Масса пустого: 19 050 кг (42 000 фунтов)
Масса снаряжённого: 25 000 кг (55 000 фунтов)
Нормальная взлётная масса: 29 500 кг (65 000 фунтов)
Максимальная взлётная масса: 31 800 кг (70 000 фунтов)
Силовая установка: 4 × Роллс-Ройс Мерлин T.24 на Йорк C.1, (500 или 502 на Йорк I)
Мощность двигателей: 4 × 1280 (1620) л.с (4 × 950 (1200) кВт)
Воздушный винт: Де Хевилленд Гидроматик, трехлопастной металлический

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
(Anonymous)
Mar. 8th, 2015 12:02 pm (UTC)
DMcK
Спасибо большое! Один из любимых еропланов. А вот как Вы считаете: деревянный переплёт фонаря кабины сделан аутентично или просто макет, благо самолёт не летающий?
( 1 comment — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow