igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Музей РАФ-2: ВИП транспорт Westland Gazelle HCC.4 (он же SA341 Gazelle)

Очень популярный до недавнего времени у нас в стране вертолет. Всем хорош кроме того,что бывший его производитель старательно борется с этими машинами продвигая новые вертолеты и посему обслуживать их было непросто. Вертолет в музее построен по лицензии британской компанией Westland.
SA 341D (Westland Gazelle HT.3) учебно-тренировочная версия построенная для British Royal Air Force; оснащенная теми же системами как и 341C, она впервые попала к заказчику 16 июля 1973 года. Всего было построено 14 вертолетов.
Позже его конвертировали в SA 341E (Westland Gazelle HCC.4) связная версия в исполнении ВИП для British Royal Air Force. С нуля был построен лишь один вертолет и несколько конвертированы как и наш борт.

Музей РАФ и РАФ-2
все,что у меня есть по SA 341
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Представленный здесь вертолет XW855(заводской номер MSN: WA1050) был построен в 1973 году как Gazelle HT Mk.3 (аналог SA 341D). В 1978 году был конвертирован в HCC.4 (аналог SA 341E) и стал ВИП транспортом. 2 апреля 1996 года совершил свой последний полет,налетав в общей сложности 3958.30 часов. Что совсем немного для 23 лет службы. И наконец в 2003 году попал в музей.
Полная история вертолета здесь.


Проект многоцелевого легкого вертолета Aerospatiale X300 имел близкое сходство с SA 318C Alouette II, использовал такой же двигатель Astazou II и трансмиссию. Отличался же он полностью закрытой обшивкой фюзеляжа, включая хвостовую балку, имел два кресла пилотов, полное двойное управление и две новинки: фенестрон и жесткий несущий винт фирмы Bolkow. Первый опытный экземпляр, названный SA 340.001, поднялся в воздух 7 апреля 1967 года, а второй - 12 апреля 1968 года.


Опытный экземпляр SA.341 Gazelle, оснащенный в соответствии с требованиями проявившей к нему интерес британской армии, был собран во Франции и затем перемонтирован в Великобритании компанией Westland, став прототипом Gazelle AH.Mk.I; первый полет состоялся 28 апреля 1970 года. 14 мая 1970 года появился первый опытный экземпляр SA 341. Он установил три рекорда скорости для вертолетов своего класса. Это в свою очередь вызвало к машине большой коммерческий интерес, воплотившийся в значительные заказы. Французский вариант SA 341.1001 (первый полет состоялся 6 августа 1971 года) имел удлиненную кабину, увеличенную хвостовую часть и более мощный двигатель Astazou IIIA. Первые серийные вертолеты SA.341 Gazelle сборки компании Westland появились в начале 1972 года. Вертолеты принятые на вооружение французской армией обозначались SA.341F Gazelle.


Вертолет предназначен для разведки и наблюдения, связи, перевозки личного состава, эвакуации раненых и транспортировки малых грузов, а также для огневой поддержки войск. Вертолет разрабатывался совместно французской фирмой Aerospatiale и английской фирмой Westland на основании соглашения, заключенного в 1967 году правительствами Франции и Великобритании.


Изначально в производство были запущены семь модификаций: SA 341В (в британской армии под обозначением Gazelle AH.Mkl); SA 341С (в Королевских ВМС - учебный HT.Mk2); SA 341D (в Королевских ВВС - учебный НТ.МкЗ); SA 341Е (в Королевских ВВС - VIP-транспорт HCC.Mk4); SA 341F (во французской армейской авиации (ALAT) с двигателем Astazou Н_С); SA 341G (гражданский); SA341Н (военный экспортный). К тому времени когда производственная линия Westland закрылась в 1984 году,было построено 294 вертолета Gazelle, включая 282 для вооруженных сил Соединенного Королевства, из которых 212 были вертолеты AH.Mkl. Вертолет НСС.Мк4 был построен в небольшом количестве. В конце 1980 годов около 70 машин было оснащено оптической аппаратурой для поиска целей.


Из 170 вертолетов SA 341F французской ALAT (армейской авиации) 40 было вооружено комплектами из 4 противотанковых управляемых ракет Euromissile HOT(SA 341М). Еще на 62 вертолетах установили 20-мм пушки GIAT М621 на правом борту и прицел SFOM 80 (SA341F/Canon). Остальные оснащались бортовыми системами наблюдения и разведки SFIM М334 Athos, как на вертолетах AS 532 Cougar.


Конструктивной особенностью вертолета является жесткий трехлопастный несущий винт, разработанный в сотрудничестве с немецкой фирмой Boelkow, и многолопастный рулевой винт, установленный в туннельном канале в вертикальном оперении (фенестрон). Вертолет имеет обтекаемый фюзеляж типа полумонокок с большой площадью остекления кабины, расположенной в передней части фюзеляжа. В кабине, кроме экипажа в составе 1-2 летчиков, могут разместиться 3-4 пассажира или груз массой до 270 кг.


Для доступа в кабину с обеих сторон фюзеляжа имеются по две двери. Задняя часть фюзеляжа плавно переходит в хвостовую балку, на которой установлены вертикальное оперение и стабилизатор. Вертолет оснащен лыжным шасси, на которое могут быть дополнительно установлены колеса или надувные баллонеты.
Система управления с гидравлическими бустерами, с давлением 3.9 Мпа, включает три гидроусилителя несущего винта, и гидроусилитель рулевого винта. В случае отказа гидроусилителей используется обычная механическая система управления.


Силовая установка состоит из одного газотурбинного двигателя фирмы Turbomeca Astazou III. Двигатель установлен в обтекателе в верхней части фюзеляжа и снабжен устройством для уменьшения теплового излучения. Сухая масса двигателя - 160кг. Емкость установленных в фюзеляже топливных баков составляет 545 л(один расположен под багажным отсеком), возможна установка дополнительного топливного бака емкостью 200 л.
Трансмиссия состоит из главного редуктора (редуктор двигателя и несущего винта), расположенного впереди двигателя над задней частью кабины, промежуточного редуктора, расположенного над двигателем, редуктора рулевого винта и соединительных валов.


Рулевой винт - типа "фенестрон" диаметром 0.695 м, с жестким креплением лопастей, установлен в кольцевом канале в вертикальном оперении. Фенестрон имеет 13 цельнометаллических лопастей, штампованных из легкого сплава. В конструкции осевых шарниров втулки использованы самосмазывающиеся подшипники. Нагрузки от центробежных сил воспринимаются торсионами.


Шасси лыжное крепится к фюзеляжу с помощью изогнутых стальных труб. Стойки лыж снабжены обтекателями. В задней части каждой лыжи может быть установлено колесо. Предусмотрена возможность установки поплавкового шасси. Колея шасси 2м.


Вертикальное оперение стреловидное с несимметричным профилем, установленным под углом к продольной оси хвостовой балки, создает боковую силу в полете для уравновешивания реактивного крутящего момента.
Стабилизатор прямоугольной формы в плане с перевернутым профилем, размахом 1.93м и площадью 1.8м2. На концах стабилизатора установлены шайбы, имеющие стреловидность по передней кромке.


Несущий винт трехлопастный с полужестким креплением лопастей. Втулка выполнена за одно целое с валом несущего винта, имеет горизонтальные и осевые шарниры (вертикальные шарниры отсутствуют). Колебания лопастей в плоскости вращения ограничены упругими элементами, имеющими слоистую конструкцию из металла и силиконового эластомера. Лопасти прямоугольной формы в плане, композитные и включают лонжерон, обшивку и сотовый заполнитель; могут вручную складываться для хранения. Хорда лопасти 0.3м, профиль лопасти NACA 0.012, площадь лопасти 1.57 м2, окружная скорость концов лопастей 208 м/с. Тормоз несущего винта обычного типа.


Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Основным силовым элементом является жесткая платформа, состоящая из двух продольных коробчатых лонжеронов и поперечных балок. К передней части платформы крепится фонарь остекления, к задней - хвостовая балка монококовой конструкции из алюминиевого сплава с обшивкой из слоистых панелей с сотовым заполнителем. На хвостовой балке установлены вертикальное оперение с рулевым винтом и стабилизатор. На платформе укреплена сварная рама из легкого сплава, к которой крепятся окна и двери кабина экипажа. К центральной части рамы, выполненной из легких слоистых панелей с сотовым заполнителем и содержащих багажный отсек и основной топливный бак, крепится главный редуктор. К задней части рамы крепятся двигатель и хвостовая балка. В кабине расположены два сиденья: спереди - для экипажа и общее сиденье, сзади - для трех пассажиров. С каждой стороны кабины имеется открывающаяся наружу дверь, сразу за которой/ расположена открывающаяся назад дополнительная грузовая дверь. В полу кабины площадью 1.5м2, выполненном из слоистых панелей с сотовым заполнителем, имеются узлы для крепления груза. Доступ в багажное отделение осуществляется через заднюю перегородку или через вспомогательную дверь с правой стороны фюзеляжа. Кабина снабжена системой вентиляции, предусмотрена установка системы обогрева. Конструкция планера рассчитана на эксплуатацию в широком диапазоне температур: от -35 до +50С. В военном варианте предусмотрено бронирование кабины экипажа.

ЛТХ (SA 341)
Экипаж: 2
Вместимость: 3 пассажира
Длина: 11.97 m (39 ft 0 in)
Диаметр основного винта: 10.5 m (34 ft 6 in)
Высота: 3.15 m (10 ft 3 in)
Ометаемая площадь: 86.5 m2 (931 ft2)
Вес пустого: 908 kg (2,002 lb)
Полный вес: 1,800 kg (3,970 lb)
Двигатель: 1 × Turbomeca Astazou IIIA турбовальный, 440 kW (590 hp)
Макс скорость: 310 km/h (193 mph)
Крейсер: 264 km/h (164 mph)
Дальность: 670 km (416 miles)
Высота: 5,000 m (16,405 ft)
Скороподъемность: 9 m/s (1,770 ft/min)
Tags: 2014, aerospatiale, gazelle, raf, sa 341, sud aviation, westland, вертолет, раф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments