?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очень популярный до недавнего времени у нас в стране вертолет. Всем хорош кроме того,что бывший его производитель старательно борется с этими машинами продвигая новые вертолеты и посему обслуживать их было непросто. Вертолет в музее построен по лицензии британской компанией Westland.
SA 341D (Westland Gazelle HT.3) учебно-тренировочная версия построенная для British Royal Air Force; оснащенная теми же системами как и 341C, она впервые попала к заказчику 16 июля 1973 года. Всего было построено 14 вертолетов.
Позже его конвертировали в SA 341E (Westland Gazelle HCC.4) связная версия в исполнении ВИП для British Royal Air Force. С нуля был построен лишь один вертолет и несколько конвертированы как и наш борт.

Музей РАФ и РАФ-2
все,что у меня есть по SA 341
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Представленный здесь вертолет XW855(заводской номер MSN: WA1050) был построен в 1973 году как Gazelle HT Mk.3 (аналог SA 341D). В 1978 году был конвертирован в HCC.4 (аналог SA 341E) и стал ВИП транспортом. 2 апреля 1996 года совершил свой последний полет,налетав в общей сложности 3958.30 часов. Что совсем немного для 23 лет службы. И наконец в 2003 году попал в музей.
Полная история вертолета здесь.


Проект многоцелевого легкого вертолета Aerospatiale X300 имел близкое сходство с SA 318C Alouette II, использовал такой же двигатель Astazou II и трансмиссию. Отличался же он полностью закрытой обшивкой фюзеляжа, включая хвостовую балку, имел два кресла пилотов, полное двойное управление и две новинки: фенестрон и жесткий несущий винт фирмы Bolkow. Первый опытный экземпляр, названный SA 340.001, поднялся в воздух 7 апреля 1967 года, а второй - 12 апреля 1968 года.


Опытный экземпляр SA.341 Gazelle, оснащенный в соответствии с требованиями проявившей к нему интерес британской армии, был собран во Франции и затем перемонтирован в Великобритании компанией Westland, став прототипом Gazelle AH.Mk.I; первый полет состоялся 28 апреля 1970 года. 14 мая 1970 года появился первый опытный экземпляр SA 341. Он установил три рекорда скорости для вертолетов своего класса. Это в свою очередь вызвало к машине большой коммерческий интерес, воплотившийся в значительные заказы. Французский вариант SA 341.1001 (первый полет состоялся 6 августа 1971 года) имел удлиненную кабину, увеличенную хвостовую часть и более мощный двигатель Astazou IIIA. Первые серийные вертолеты SA.341 Gazelle сборки компании Westland появились в начале 1972 года. Вертолеты принятые на вооружение французской армией обозначались SA.341F Gazelle.


Вертолет предназначен для разведки и наблюдения, связи, перевозки личного состава, эвакуации раненых и транспортировки малых грузов, а также для огневой поддержки войск. Вертолет разрабатывался совместно французской фирмой Aerospatiale и английской фирмой Westland на основании соглашения, заключенного в 1967 году правительствами Франции и Великобритании.


Изначально в производство были запущены семь модификаций: SA 341В (в британской армии под обозначением Gazelle AH.Mkl); SA 341С (в Королевских ВМС - учебный HT.Mk2); SA 341D (в Королевских ВВС - учебный НТ.МкЗ); SA 341Е (в Королевских ВВС - VIP-транспорт HCC.Mk4); SA 341F (во французской армейской авиации (ALAT) с двигателем Astazou Н_С); SA 341G (гражданский); SA341Н (военный экспортный). К тому времени когда производственная линия Westland закрылась в 1984 году,было построено 294 вертолета Gazelle, включая 282 для вооруженных сил Соединенного Королевства, из которых 212 были вертолеты AH.Mkl. Вертолет НСС.Мк4 был построен в небольшом количестве. В конце 1980 годов около 70 машин было оснащено оптической аппаратурой для поиска целей.


Из 170 вертолетов SA 341F французской ALAT (армейской авиации) 40 было вооружено комплектами из 4 противотанковых управляемых ракет Euromissile HOT(SA 341М). Еще на 62 вертолетах установили 20-мм пушки GIAT М621 на правом борту и прицел SFOM 80 (SA341F/Canon). Остальные оснащались бортовыми системами наблюдения и разведки SFIM М334 Athos, как на вертолетах AS 532 Cougar.


Конструктивной особенностью вертолета является жесткий трехлопастный несущий винт, разработанный в сотрудничестве с немецкой фирмой Boelkow, и многолопастный рулевой винт, установленный в туннельном канале в вертикальном оперении (фенестрон). Вертолет имеет обтекаемый фюзеляж типа полумонокок с большой площадью остекления кабины, расположенной в передней части фюзеляжа. В кабине, кроме экипажа в составе 1-2 летчиков, могут разместиться 3-4 пассажира или груз массой до 270 кг.


Для доступа в кабину с обеих сторон фюзеляжа имеются по две двери. Задняя часть фюзеляжа плавно переходит в хвостовую балку, на которой установлены вертикальное оперение и стабилизатор. Вертолет оснащен лыжным шасси, на которое могут быть дополнительно установлены колеса или надувные баллонеты.
Система управления с гидравлическими бустерами, с давлением 3.9 Мпа, включает три гидроусилителя несущего винта, и гидроусилитель рулевого винта. В случае отказа гидроусилителей используется обычная механическая система управления.


Силовая установка состоит из одного газотурбинного двигателя фирмы Turbomeca Astazou III. Двигатель установлен в обтекателе в верхней части фюзеляжа и снабжен устройством для уменьшения теплового излучения. Сухая масса двигателя - 160кг. Емкость установленных в фюзеляже топливных баков составляет 545 л(один расположен под багажным отсеком), возможна установка дополнительного топливного бака емкостью 200 л.
Трансмиссия состоит из главного редуктора (редуктор двигателя и несущего винта), расположенного впереди двигателя над задней частью кабины, промежуточного редуктора, расположенного над двигателем, редуктора рулевого винта и соединительных валов.


Рулевой винт - типа "фенестрон" диаметром 0.695 м, с жестким креплением лопастей, установлен в кольцевом канале в вертикальном оперении. Фенестрон имеет 13 цельнометаллических лопастей, штампованных из легкого сплава. В конструкции осевых шарниров втулки использованы самосмазывающиеся подшипники. Нагрузки от центробежных сил воспринимаются торсионами.


Шасси лыжное крепится к фюзеляжу с помощью изогнутых стальных труб. Стойки лыж снабжены обтекателями. В задней части каждой лыжи может быть установлено колесо. Предусмотрена возможность установки поплавкового шасси. Колея шасси 2м.


Вертикальное оперение стреловидное с несимметричным профилем, установленным под углом к продольной оси хвостовой балки, создает боковую силу в полете для уравновешивания реактивного крутящего момента.
Стабилизатор прямоугольной формы в плане с перевернутым профилем, размахом 1.93м и площадью 1.8м2. На концах стабилизатора установлены шайбы, имеющие стреловидность по передней кромке.


Несущий винт трехлопастный с полужестким креплением лопастей. Втулка выполнена за одно целое с валом несущего винта, имеет горизонтальные и осевые шарниры (вертикальные шарниры отсутствуют). Колебания лопастей в плоскости вращения ограничены упругими элементами, имеющими слоистую конструкцию из металла и силиконового эластомера. Лопасти прямоугольной формы в плане, композитные и включают лонжерон, обшивку и сотовый заполнитель; могут вручную складываться для хранения. Хорда лопасти 0.3м, профиль лопасти NACA 0.012, площадь лопасти 1.57 м2, окружная скорость концов лопастей 208 м/с. Тормоз несущего винта обычного типа.


Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Основным силовым элементом является жесткая платформа, состоящая из двух продольных коробчатых лонжеронов и поперечных балок. К передней части платформы крепится фонарь остекления, к задней - хвостовая балка монококовой конструкции из алюминиевого сплава с обшивкой из слоистых панелей с сотовым заполнителем. На хвостовой балке установлены вертикальное оперение с рулевым винтом и стабилизатор. На платформе укреплена сварная рама из легкого сплава, к которой крепятся окна и двери кабина экипажа. К центральной части рамы, выполненной из легких слоистых панелей с сотовым заполнителем и содержащих багажный отсек и основной топливный бак, крепится главный редуктор. К задней части рамы крепятся двигатель и хвостовая балка. В кабине расположены два сиденья: спереди - для экипажа и общее сиденье, сзади - для трех пассажиров. С каждой стороны кабины имеется открывающаяся наружу дверь, сразу за которой/ расположена открывающаяся назад дополнительная грузовая дверь. В полу кабины площадью 1.5м2, выполненном из слоистых панелей с сотовым заполнителем, имеются узлы для крепления груза. Доступ в багажное отделение осуществляется через заднюю перегородку или через вспомогательную дверь с правой стороны фюзеляжа. Кабина снабжена системой вентиляции, предусмотрена установка системы обогрева. Конструкция планера рассчитана на эксплуатацию в широком диапазоне температур: от -35 до +50С. В военном варианте предусмотрено бронирование кабины экипажа.

ЛТХ (SA 341)
Экипаж: 2
Вместимость: 3 пассажира
Длина: 11.97 m (39 ft 0 in)
Диаметр основного винта: 10.5 m (34 ft 6 in)
Высота: 3.15 m (10 ft 3 in)
Ометаемая площадь: 86.5 m2 (931 ft2)
Вес пустого: 908 kg (2,002 lb)
Полный вес: 1,800 kg (3,970 lb)
Двигатель: 1 × Turbomeca Astazou IIIA турбовальный, 440 kW (590 hp)
Макс скорость: 310 km/h (193 mph)
Крейсер: 264 km/h (164 mph)
Дальность: 670 km (416 miles)
Высота: 5,000 m (16,405 ft)
Скороподъемность: 9 m/s (1,770 ft/min)

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow