?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

SPAD S.XIII — одноместный истребитель, построен Société Pour L'Aviation et ses Dérivés (SPAD) на базе очень успешного SPAD S.VII. Опытный самолёт совершил первый полет 4 апреля 1917 года. Первые экземпляры попали на Западный фронт к концу мая 1917 года. Самолеты использовались в авиации Великобритании, Бельгии,Франции, Италии и США. В послевоенные годы самолеты этого типа экспортировались в Бельгию, Чехословакию, Японию и Польшу. Было построено в общей сложности 8472 экземпляра этого самолёта. Сохранилось шесть оригинальных SPAD S.XIII, один из них в летном состоянии, и огромное количество реплик.
Вашингтон оригинальный S.XIII S7689 “Smith IV”

ла Ферте Алаис оригинальный Spad XIII S 3836, единственный в мире летающий

музей в Дейтоне оригинальный S.XIII 16594

Даксфорд реплика Spad XIII S.4513, бывшая летающая

Национальный Аэрокосмический музей в Вашингтоне
Музей в Ла Ферте Алаис.
Национальный музей авиации США,Дейтон
Музей в Даксфорде.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Вашингтон Spad XIII с регистрационным номером S7689 и заводским 7689, а также именем собственным Smith IV, бортовой номер 20. Самолет был построен во Франции компанией Kellner et SesFils Piano Works. 15 сентября 1918 года самолет был поставлен в 22nd Aero Pursuit Squadron в US Army Air Service, который принимал участие в наступлении на Saint-Mihiel. На этом самолете летал американский пилот Raymond Brooks в 1918 году. Он же и назвал его в честь колледжа в котором училась его подруга и будущая жена. Ну а четвертый тк это был его четвертый Spad XIII. На этом самолете он сбил один из шести сбитых им самолетов и плюс к этому на этом самолете другие пилоты сбили еще пять самолетов Германии. После войны этот самолет отправился в тур по США с рекламой облигаций. А в 1919 году передан в Smithsonian. В 1980 годах он был полностью отреставрирован.


Следующий истребитель инженера Бешеро получил название SPAD S.XIII (Spad 13 C-1). Самолет представлял собой дальнейшее развитие самолета S.7. Самолет имел большие габариты и некоторые конструктивные особенности. Вооружение состояло из двух пулеметов, листы обшивки капота имели несколько другой раскрой, изменилась конструкция подпорок центроплана верхнего крыла, ниже стало лобовое стекло, изменилась форма руля направления.


Прототип оснастили двигателем Hispano-Suiza 8Вс мощностью 160 кВт. Облетал самолет 4 апреля 1917 года знаменитый ас лейтенант Рене Дорм. Самолет оказался удачным и в первом же полете развил скорость 217 км/ч на высоте 2000 м.


Последние серийные самолеты оснащались двигателями Hispano-Suiza 8Bc мощностью 162 кВт. Эти самолеты развивали скорость 224 км/ч. С появлением в частях новых истребителей, старые самолеты S.7 начали постепенно переделывать в ночные истребители. Самолет S.13 имел винт, вращающийся в левую сторону, поэтому машина вела себя иначе, особенно на взлете. Очень быстро удалось оснастить самолетами SPAD 81 французскую, 15 американских, две итальянские и одну бельгийскую эскадрильи.


В апреле 1917 года Великобритании предоставили образец S.13 (S.498). Испытания показали очень хорошие летные качества, высокую горизонтальную и вертикальную скорость. Поэтому англичане аннулировали часть заказа на S.7, заказав 60 машин S.13. Реализация заказа растянулась надолго, первый самолет прибыл лишь в ноябре 1917 года, а последний - уже в апреле 1918 года. Тем временем англичане отказались от истребителей SPAD, поэтому большинство машин досталось американцам.


Единственной английской частью, оснащенной самолетами S.13, была 23-я эскадрилья, которая летала на этих самолетах до 4 мая 1918 года, перейдя затем на самолеты Sopwith Dolphin. С этого дня самолеты SPAD в английской авиации больше не применялись. Во Франции самолет S.13 выпускался сразу несколькими компаниями. Сама компания Spad выпустила 1141 самолет, Blériot Aéronautique -2300, Barnard - 1750, "Келльнер" - 1280, "Ньюпор" - 700, "Борель" - 300, "Левассор" - 340, "С.К.А.П." - 300, "А.К.М. де Колом" - 361. Всего изготовили 8472 самолета, по другим данным 7300 машин. Заказ еще на 10000 машин был аннулирован после конца войны.


Самолет S.13 состоял на вооружении французской армии до 1923 года. Вторым после Франции крупнейшим заказчиком самолетов SPAD были Соединенные Штаты. Всего американские экспедиционные силы получили 189 самолетов S.7 и 893 самолетов S.13. Всего самолетами SPAD было оснащено 16 американских эскадрилий. Три эскадрильи (103, 138 и 638) летали на S.13 до конца войны. После войны в Соединенные Штаты отправили 58 S.7 и 435 S.13.


Эти самолеты состояли на вооружении американской армии до 1922 года. Лучший американский ас Эдвард Рикенбакер большинство из своих 26 побед одержал на S.13. Самолеты SPAD состояли на вооружении трех итальянских эскадрилий 11-го дивизиона (77, 87 и 91). Лучший итальянский истребитель Франческо Баракка большинство из своих 34 побед одержал, летая на S.7 и S.13. Ha S.7 он и погиб 19 июня 1918 года.





Второй самолет из музея в Ла Ферте Алаис: Spad XIII S 3836, заводской номер 4377 и гражданский F-AZFP. Это наверное единственный оригинальный SPAD XIII C.1 в летном состоянии, принадлежащий Memorial Flight Association.


Выпуск самолетов S.13 шел неравномерно. Двигатель 8В был склонен к перегреву и вибрациям. Перегрев удалось сравнительно быстро устранить, усовершенствовав систему смазки двигателя. А вот с вибрацией не удалось справиться до самого конца производства. Самолет неоднократно модифицировался. Прежде всего, дорабатывалась конструкция верхнего крыла, но все тщетно. Следует заметить, что самолет S.13 был хуже, чем S.7. Он имел худшие летные качества, а постоянные проблемы с двигателем привели к тому, что в начале 1918 года две трети S.13 стояли на земле в ожидании ремонта.


Вообще, все пилоты сходились на том, что S.7 лучше, чем S.13. S.13 превосходил S.7 только вооружением и горизонтальной скоростью. Самолеты S.13 использовались и для фоторазведки. Фотокамера с 26-см объективом монтировалась вертикально в днище фюзеляжа за кабиной пилота. Доступ к фотоаппарату открывал люк на борту с фанерной крышкой. На одном самолете S.13 испытывался турбонаддув конструкции профессора Огюста Рато. Турбонаддув помещался в фюзеляже за кабиной пилота. Но из-за большой массы агрегата характеристики самолета даже ухудшились по сравнению со стандартным вариантом, поэтому дальнейшие работы над турбонаддувом свернули.


Самолет S.13 представлял собой одноместный цельнодеревянный биплан. Конструктивно S.13 походил на S.7. На S.13 ставили двигатели "Испано-Сюиза" 8Ва, 8Bb, 8Bd мощностью 147 кВт или 8Вс мощностью 162 кВт. Все двигатели имели редуктор. Двигатель вращал левосторонний деревянный двухлопастный винт типа "Шовьер", "Ратманофф" или "Левассор" диаметром 2440 или 2450 мм. Маслобак объемом 20 л находился под двигателем. Вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов "Виккерс".


Пулеметы стояли параллельно на верхней стороне капота, между пулеметами помещался боекомплект к ним. Гильзы выбрасывались через отверстие в обшивке капота. Боекомплект составлял 400 выстрелов на ствол. Прицел оптический фирмы "Кретьен". Спуск осуществлялся нажатием кнопки на ручке управления, связанной с пулеметами через тросик Боудена.


Англичане пытались усилить вооружение самолета, установив дополнительный пулемет "Льюис" на станке системы Фостера на верхнем крыле. Но обслуживание этого пулемета было слишком трудным, поэтому его получили лишь отдельные машины. Американцы на некоторые свои истребители SPAD устанавливали пулеметы системы "Марлин". Несколько машин несло ракеты "Ле-Прие", предназначенные для уничтожения аэростатов.


Конструкция основной стойки.


Воздухозаборник двигателя.


Крупнее


Пулеметы перед кабиной пилота.


Снова основная стойка с резиновой амортизацией.


Огромная выхлопная труба, видимо чтобы не травить пилота...


Расчалки бипланов коробки.


Еще






Еще самолет из музея в Дейтон. SPAD XIII C.1 с заводским номером 16594. Построен в октябре 1918 на заводе Kellner et ses Fils piano works в пригородах Парижа,и не успел поучаствовать в боях. Был отправлен на коре=абле в США вместе с еще 434 другими SPAD XIII после перемирия, и этот самолет попал в San Diego, Calif., где его слабый 150-hp Wright-Hispano двигатель заменили на нормальный Hispano-Suiza. Музей получил этот самолет в 1918 году. Музейные работники отреставрировали этот SPAD XIII до его оригинального состояния, включая 220-hp Hispano-Suiza двигатель. При этом он получил окраску самолета самого эффективного американского пилота в первой мировой Edward Rickenbacker.


Общий вид спереди.


Общий вид слева.


Деревянный двухлопастной винт фиксированного шага.


И общий вид справа.






Самолет из музея в Даксфорде: это реплика Spad XIII S 4513 с заводским номером c/n 0035 и гражданским G-BFYO.
Летающая реплика была построена в 1978 году для Leisure Sport в Thorpe Park. Построил его Williams Flugzeugbau. Летал по крайней мере до 1984 года, после чего попал на статику в Fleet Air Arm Museum, Yeovilton.
Но а сейчас он демонстрируется в American Air Museum, который является частью Imperial War Museum, Duxford, Cambridgeshire, UK.


Она у нас под потолком.


Общие виды.


Очень похожая реплика.


Общий вид слева.


И справа.


И спереди.

ЛТХ:
Модификация SPAD S.XIII
Размах крыла, м 8.25
Длина, м 6.25
Высота, м 2.60
Площадь крыла, м2 20.20
Масса, кг
пустого самолета 601
нормальная взлетная 856
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Bc (8 BEc)
Мощность, л.с. 1 х 220 (235)
Максимальная скорость , км/ч 222
Крейсерская скорость , км/ч 206
Практическая дальность, км 405
Продолжительность полета, ч.мин 2.0
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6550
Экипаж, чел 1
Вооружение: 2 синхронизированных 7.7-мм пулемета Vickers

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow