igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Музей в Мидленде и музей Вертолетов: прототипы реактивного вертолета Fairey Ultra-Light.

Fairey Ultra-light Helicopter это легкий британский военный вертолет,предназначенный для разведки и эвакуации пострадавших, разработанный компанией Fairey Aviation.
Ultra-light был задуман как простой и недорогой и легко транспортируемый вертолет. У него отсутствовал хвостовой винт из-за того,что лопасти несущего винта приводились в действие реактивными двигателями расположенными на законцовках лопастей. Он был выбран из большого количество проектов для британской армии. Ранние испытания с прототипами были весьма многообещающими,но политические игры уничтожили проект. Компания пыталась за свои деньги выпустить вертолет на гражданский рынок,но заказов не последовало и она сосредоточилась на создании тяжелого Fairey Rotodyne. Всего было построено 6 прототипов. Всего сохранилось два вертолета и оба мы увидимм.
шестой прототип G-APJJ

второй прототип G-AOUJ из Музея вертолетов

Музей в Мидленде.
Музей вертолетов,Великобритания.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Шестой из построенных прототипов, G-APJJ,проходил испытания в Royal Aircraft Establishment в Thurleigh, Bedford ,а позже и Royal Navy, прежде чем оказался списан. После длительного хранения он был выставлен в экспозицию Midland Air Museum в аэропорту Coventry расположенном в Baginton.


Jet Gyrodyne послужил хорошей летающей лабораторией при проектировании тяжелого транспортно-пассажирского вертолета Rotodyne, но, прежде, опыт его постройки и испытаний был использован при создании еще одного оригинального вертолета. Параллельно с отработкой на Gyrodyne концепции, конструкторы фирмы Fairey Aviation в середине 1950 годов применили реактивный компрессорный привод с дожиганием на вертолете Fairey Ultra Light . Он представлял собой иную, по сравнению с тяжелым Rotodyne, сторону "размерной линейки вертолетов" и относился к "сверхлегкому" классу.


В то время, среди многих конструкторов и эксплуатантов бытовало мнение, что реактивный привод несущего винта может оказаться экономически целесообразным не только на тяжелых машинах, но и на одно-двухместных сверхлегких вертолетах. По их мнению, реактивный тип привода должен был получиться проще и легче механического. Отпадала нужда в средствах парирования реактивного момента несущего винта. Конструкция фюзеляжа и системы тоже становилась проще и легче. Сверхлегкие вертолеты не предназначались для полетов на дальние расстояния, поэтому повышенный расход топлива при реактивном приводе не имел на таких аппаратах решающего значения.


Королевское министерство, изучив в 1953 году проекты сверхлегких вертолетов разных фирм, открыло финансирование только для Fairey Aviation. Ultra Light предназначался для наблюдения и связи в войсках. Концепция получила название Air runabout (летающий вестовой). В ее основе лежало желание максимально упростить конструкцию вертолета, даже в ущерб некоторым ЛТХ, сделать вертолет компактным, пригодным для хранения, транспортировки и обслуживания в пехотных и механизированных подразделениях. Базировался и перевозился вертолет в кузове трехтонного армейского грузовика. За простоту конструкции и эксплуатационное назначение вертолеты такого типа иногда называли "летающими джипами".


По разработанной для Fairey Ultra Light схеме привода, сжатый воздух должен был поступать в лопасти не от специального компрессора, а непосредственно забираться из переразмеренного компрессора ГТД. Горючее в лопасти подавалось из бака основной топливной системы, смешивалось с сжатым воздухом и дожигалось на концах лопастей. Двигатель через компрессор подавал воздух под давлением 40 psi (275 kPa) на горелки в законцовках лопастей. Конструкторы фирмы Fairey разработали для сверхлегкого вертолета горелки оригинальной формы, позволявшей снизить до минимума их профильное сопротивление.


Базу вертолета Ultra Light составлял сварной жесткий ударобезопасный топливный бак. К нему крепили все остальные агрегаты и системы вертолета. Верхом на баке располагались два сидения летчиков. Кабина закрывалась легким плексигласовым фонарем с хорошим обзором. В "тропическом" варианте фонарь отсутствовал. Между сидениями проходила мачта, на вершине которой крепился двухлопастной несущий винт на кардане. Управление винтом было непосредственным, как на Gyrodyne. Благодаря реактивному типу привода винта и небольшим размерам, такая система управления оказалась вполне работоспособной.


Позади топливного бака стоял специально модифицированный для Ultra Light ТРД Blackburn-Turbomeca Palouste BnPe.2 с переразмеренным компрессором выпускаемым по лицензии компанией Blackburn. Эквивалентная мощность двигателя составляла 250 л.с. Над двигателем проходила балка, на заднем конце которой крепилось разнесенное хвостовое оперение. Руль поворота находился в выхлопе реактивного двигателя, благодаря чему обеспечивалось путевое управление на вертикальных режимах полета и при маневрировании с малой скоростью. Шасси имело простую полозковую конструкцию.


Вертолет Ultra Light получился очень компактным и легким. Его взлетная масса составляла 817 кг, полезная нагрузка - 290 кг, диаметр несущего винта - 8,62 м, длина фюзеляжа - 4,3 м. 14 августа 1955 года первый прототип поднялся в воздух. Вскоре к испытаниям подключился и второй образец(из музея Вертолетов). ЛТХ оказались очень неплохими. Скороподъемность миниатюрного вертолета составляла 411 м/мин, крейсерская скорость - 153 км/ч, статический потолок- 1460 м.


На выставке в Фарнборо в 1955 году Ultra Light продемонстрировал возможность действовать из кузова трехтонного грузовика. В дальнейшем вертолеты также испытывали на малотоннажных кораблях и катерах Королевского флота для наблюдения акватории, связи, поиска подводных лодок - совершено более 70 посадок на палубу, в том числе и в плохую,ветренную погоду. Затем Ultra Light опробовали для выполнения гражданских операций - на сельхозработах, перевозке грузов на внешней подвеске, контроля площадных объектов и эвакуации раненых на носилках.


Ultra Light продемонстрировали пригодность и целесообразность использования сверхлегких вертолетов для выполнения ряда военных и гражданских задач. В то же время, в ходе испытаний выявились и недостатки Fairey Ultra Light - относительно высокая стоимость силовой установки и большой расход топлива,двигатель давал порядка 50 процентов стоимости всего вертолета. Очень низким получился ресурс лопастей. Обеспечить жаростойкость камер сгорания горелок на концах лопастей Ultra Light инженерам Fairey так и не удалось.


В 1956 году министр субсидирования прекратил финансировать программу. Занятая постройкой гигантского Rotodyne фирма заниматься параллельно доводкой и Ultra Light самостоятельно не смогла. Вертолеты Fairey Ultra Light быстро стали украшением музеев. Всего было построено шесть прототипов до 1959 года,когда программа была завершена окончательно: 4 по заказу военного министерства и два в попытке выйти на гражданский рынок самостоятельно.


Крепление лыж.


И теперь немного фотографий второго прототипа с номером G-AOUJ из Музея вертолетов:
Второй прототип Ultra-light,у которого был модернизирован нос для использования вертолета в качестве эвакуатора(для размещения в нем носилок). В 1977 году он был найден на заброшенной ферме около Harlow. В мае 1979 года его перевезли в Helicopter Museum в Weston-super-Mare и поместили на хранение в ожидании реставрации. Для реставрации были приобретены оригинальные лопасти винта,двигатель и хвостовое оперение. В настоящее время идет реставрация вертолета.


Двигатель Blackburn-Turbomeca Palouste BnPe.2 мощностью 250 лс.


Меня буквально на 10 минут пустили в отдельный отсек,где волонтеры занимаются восстановлением экспонатов.


Тогда я толком и не понимал,что же я фотографирую.


Приборная панель вертолета.

ЛТХ:
Модификация Ultra Light
Диаметр несущего винта, м 8.62
Длина,м 4.57
Высота ,м 2.49
Масса, кг
пустого 435
максимальная взлетная 817
Тип двигателя 1 ТРД Blackburn-Turbomeca Palouste BnPe.2
Мощность, кВт 1 х 185
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч 153
Практическая дальность, км 290(в условиях тропиков)
Длительность полета: 2,5 ч (в условиях тропиков)
Скороподъемность, 4.83 m/s (на уровне моря)
Практический потолок, м 1463
Экипаж, чел 2
Tags: fairey, fairey ultra-light, midland, вертолет, музей вертолетов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments