igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Pima air museum: вертолет Kaman OH-43D Huskie (он же HOK-1)

Kaman HH-43 Huskie — американский многоцелевой вертолёт производства Kaman Aircraft. Выполнен по схеме синхроптера. Использовался с 1950 по 1970 годы для поисково-спасательных операций, а также как пожарный вертолёт. Выпускался более чем в десяти модификациях. Основные операторы — ВВС и ВМФ США. Экспортировался в Бирму, Колумбию, Иран, Марокко, Таиланд.
Представленный вертолет это HOK-1, версия для United States Marine Corps оснащенная радиальным поршневым двигателем мощностью 600 hp R-1340-48 Wasp, в 1962 году переименована в OH-43D,построен 81 вертолет.

Pima air museum,Tucson,Arisona.
все,что есть о HH-43
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш вертолет это Kaman OH-43D BuNo 139974,серийный номер его неизвестен.
Построен как HOK-1.
поступил на службу United States Navy с BuNo 139974.
переименован в OH-43D.
передан в Military Aircraft Storage and Disposal Center (MASDC) с инвентарным номером 5H0003 на хранение.
в 1991 передан в Pima Air and Space Museum, Davis-Monthan AFB (South Side), Tucson, AZ.
вертолет несет цветовую схему USMC. Идейно он принадлежит National Naval Aviation Museum,но передан на хранение сюда.
Справа от него стоит его более крупный собрат с турбовальным двигателем: HH-43F,но о нем будет отдельный разговор.


Общий вид ряда с вертолетами в музее.


Charles Kaman учредил компанию Kaman Aircraft Corporation в декабре 1945 года для изготовления спроектированных им нового винта и системы управления вертолета.


Первый полет экспериментального вертолета Kaman K-125 состоялся 15 января 1947 года.


Он был взят за основу сначала для вертолета К-190, поднявшегося в воздух в 1948 году, а затем для трехместного вертолета общего назначения К-225.


Два экземпляра вертолета К-225 были приобретены Военно-морским флотом США в 1950 году для оценочных испытаний, которые привели к контракту на 29 учебно-тренировочных вертолетов НТК-1. В 1962 году эти вертолеты получили новое обозначение ТН-43Е.


Одновременно с производством НТК-1 Kaman разработал вертолет К-600, заказанный Корпусом морской пехоты США и флотом соответственно под обозначениями НОК-1 и НUK-1.


** схема вертолета с указанием основных узлов


в 1962 году они получили новые обозначения OH-43D и UH-43C. Восемнадцать вертолетов, аналогичных аппаратам HUK-1 флота США, были приобретены ВВС и получили обозначение H-43A Huskie. Рядом с UH-1,сравните размеры...


Один вертолет НОК-1 использовался в качестве экспериментального аппарата с турбовальным двигателем Avco Lycoming XT53. Это привело к появлению вертолета Н-43В, первый полет которого состоялся 13 декабря 1958 года. Но о судьбе тех вертолетов расскажем отдельно.


Подобная схема называется синхроптер или синхрокоптер, (Synchropter; Intermeshing rotor helicopter, нем. Flettner-Doppelrotor) — вертолёт двухвинтовой поперечной схемы с большим перекрытием перекрещивающихся несущих винтов.


В такой схеме втулки винтов расположены на небольшом расстоянии, малом в сравнении с диаметром винтов. Винты вращаются в противоположных направлениях, при этом оси вращения валов расположены под углом друг к другу, а плоскости вращения пересекаются.
** схема


Вращение винтов синхронизировано при помощи жёсткой механической связи между их валами для гарантированного предотвращения столкновения лопастей.


Снова общий вид ряда с вертолетами и самолетами.Но с другого конца....


Схема синхроптера была разработана Антоном Флеттнером в Германии в конце 1930 годов. Впервые применена в вертолёте, разработанном по заказу Кригсмарине Fl 265 (первый полёт в мае 1939 года, построено около 6 машин) и его преемнике — Fl 282 «Колибри» (октябрь 1941, примерно 24 машины).


В 1945 Чарльз Каман, основатель Kaman Aircraft, построил первый американский вертолёт-синхроптер Kaman K-125. Впоследствии Kaman Aircraft выпускала серийные синхроптеры и в настоящее время является единственным серийным производителем подобных вертолётов.


Считается, что использование данной схемы упрощает управление летательным аппаратом в режиме висения или полета на малой скорости, а также позволяет экономить горючее за счет отказа от передачи вращения на хвостовой винт.


Такая схема позволяет избавиться от автомата перекоса лопастей, как технически сложного и капризного элемента. Соответственно изменением шага одного ротора относительно другого можно управлять креном только по одной оси — если винты поперечные, то это крен. По второй оси управление приходится делать альтернативными средствами — например, общим наклоном осей винтов, или аэродинамическими плоскостями, или струйными рулями в выхлопе ТРД.


Здесь прекрасно видно, что машина не имеет не только автоматов перекоса лопастей, но даже не имеет механизма изменения шага винтов — втулка является цельной деталью на обе лопасти, то есть лопасти имеют жестко заданный при изготовлении угол атаки, который ничем не изменяется.


** схема для иллюстрации этого


На вертолете установлена лебедка для спасательных операций.


Летающих вертолетов этой модификации не осталось,да и в музеях вы можете увидеть лишь пять бортов OH-43D Huskie (он же HOK-1).


Вертолет несет на себе название Marine Helicopter Squadron One (HMX-1), это вертолетное подразделение United States Marine Corps отвечающее за транспортировку президента США,вице-президента,кабинета министров и других ВИП персон.


Это особенно актуально для вертолетов подобной схемы:подходить к ним только спереди.


Широкая сдвижная дверь по бокам кабины. Впереди стандартно два места для пилотов,сзади пассажирская кабина также рассчитанная на двух человек.


Антенна. И система фиксации сдвижной двери?


Общий вид лебедки и тут же видимо заправочная горловина. Максимальный вес для лебедки 600 фунтов.


Шасси четырехопорное,колесное.


А это собственно сам двигатель R-1340-48 Wasp,9 цилиндровый,поршневой,радиальный и при этом карбюраторный. Мощность 600 лс.


Насколько я понял максимальное количество топлива на борту вертолета 102 гал, используется авиационный бензин.


При этом расход топлива в зависимости от загрузки и внешних условий от 200 до 370 фунтов в час.


**схема трансмиссии


Крейсер у него при этом в пределах 80-90 узлов.


Черный это видимо маслобак?


Общий вид сзади. Расстояние от земли до хвостового оперения чуть больше двух футов...


Выхлоп вынесен за хвост — в те годы еще не было ПЗРК с самонаведением на источник тепла, и разработчик просто старался увести выхлоп от высадочной двери в задней части кабины.


Виден угол разлета осей винтов


Самих лопастей нет,но еще раз посмотрим на место их крепления.


С другой стороны


Привод лебедки


Здесь есть некое подобие руля высоты.


Огни


Общий вид справа.


Выхлопная система двигателя


Маслорадиатор


С этой стороны тоже большая сдвижная дверь и выпуклые стекла


Горловина топливного бака общей емкостью 102 галона. Тут же заземление,чтобы при заправке не забыли:-)))


Носовая стойка,на ней подножка для пилотов. Носовые стойки поворачиваются,похоже самоориентирующиеся.


Основная стойка.


Для чего такое массивное хвостовое вертикальное оперение.


Фото 120.


Двигатель в пыли,но в общем покрашен и выглядит как новый...


Фото 123.


Фото 124.


Заземление


Внизу видна внешняя подвеска. В РЛЭ написано,что вертолет может перевозить на внешней подвеске груз в 2000 фунтов с перегрузками не более 2 G и 1300 фунтов с перегрузками не более 3 g.


Швартовать здесь...


Фото 128.


** схема размещения антенн


А что это за бак впереди?


Антенна AT-454/ARC для укв радиостанции


Общий вид спереди.


Вертолет спасательный,но ни дворников,ни резаков не вижу....


Фото 134.


Носовая стойка


Общий вид в ряду вертолетов


Фото 139.


** опасные зоны вокруг вертолета


Модификации:
XHTK-1 два двухместных вертолета для испытаний
HTK-1 трехместная серийная версия для United States Navy,позже переименованная в TH-43A, 29 построено
HTK-1G один вертолет для испытаний United States Coast Guard
HTK-1K один вертолет для статических испытаний как дрон
XHOK-1 прототип версии для United States Marine Corps, два построено
HOK-1 версия для United States Marine Corps с радиальным поршневым двигателем 600 hp R-1340-48 Wasp; позже стал OH-43D, 81 построен
HUK-1 версия HOK-1 для United States Navy с радиальным поршневым двигателем R-1340-52; позже стал UH-43C, 24 построено
H-43A версия HOK-1 для USAF; позже стал HH-43A, 18 построено
HH-43A обозначение H-43A после 1962
UH-43C обозначение HUK-1 после 1962
OH-43D обозначение HOK-1 после 1962
TH-43E обозначение HTK-1 после 1962
QH-43G один OH-43D конвертированный в дрон(беспилотник)

ЛТХ HOK-1
длина фюзеляжа- 25 футов
ширина- 8 ф 2д
размах по лопастям-50 ф 5,4д
диаметр лопастей-47ф
высота по хабу винта-12ф
двигатель R-1340-48 Wasp поршневой,радиальный 9 цилиндров,карбюратор
мощность-600 лс
макс вес 5924 фунта
макс внешняя нагрузка 2000 фунтов и не более 2 g или 1300 фунтов и 3 g
топливо 102 гал
скороподъемность вертикальная на уровне моря 600 фт в мин
скороподъемность на уровне моря 870 фт в мин
статический потолок 5300 футов
потолок 15300 футов



** далее описание органов управления и приборов в кабине


** верхняя панель


** панель инструментов


** центральная панель-консоль.


** приборы контроля двигателя и квадрант: шаг винта,наддув и качество смеси.



Tags: hh-43, hok-1, kaman, oh-43d, pima
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments