igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Авиашоу в Шаттлворте-2014: Gloster Gladiator I на статике и в воздухе.

Gloster Gladiator (или Gloster SS.37) — британский истребитель-биплан, состоял на вооружении Королевских военно-воздушных сил, Королевского военно-морского флота и ВВС многих других стран в конце 30-х гг. Последний истребитель-биплан, состоявший на вооружении Королевских военно-воздушных сил.

Музей в Шаттлворте.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

К началу второй мировой войны, истребитель «Гладиатор» был уже анахронизмом. Фактически он устарел еще в 1937 году, только появившись на вооружении эскадрилий королевских ВВС Великобритании. В результате эта страна к началу войны осталась чуть ли не единственной, сохранившей в боевом строю большое число истребителей, легких бомбардировщиков и торпедоносцев, имевших бипланную коробку крыльев и неубирающиеся шасси.


В 1930 году Воздушное министерство разработало требование к новому истребителю (со скоростью 400 км/ч и вооружением из 4 пулеметов), который должен был заменить основной тогда истребитель «Бульдог» фирмы «Бристоль». По результатам конкурсных испытаний предпочтение было отдано истребителю-биплану фирмы «Глостер», поступившему в серийное производство под названием Gloster Gauntlet (рукавица).


Хотя уже а начале 30-х годов проектные исследования показали многие преимущества истребителей-монопланов, главный конструктор фирмы «Глостер» X. П. Фолланд решил предпринять модернизацию Gloster Gauntlet, чтобы определить, насколько можно еще улучшить его конструкцию. Оставив без изменения фюзеляж и хвостовую часть, Фолланд усовершенствовал компоновку крыльев с сокращением числа подкосов и применил одноопорные стойки шасси с внутренними рессорами. При этом уменьшалось лобовое сопротивление, а значит, повышалась скорость и маневренность. Вооружение усилили, добавив к двум фюзеляжным пулеметам «Виккерс» Мк-1М еще два пулемета «Льюис» в обтекателях под нижним крылом.


Хотя все эти работы велись в инициативном порядке, то есть без заказа со стороны Воздушного министерства, первый полет прототипа, получившего обозначение фирмы SS-37, состоялся в сентябре 1934 года. С 9-цилиндровым радиальным двигателем «Меркьюри-IV» была достигнута скорость 380 км/ч, которую потом за счет установки нового 645-сильного двигателя «Меркьюри-VI» удалось увеличить до 389 км/ч.


Официальные испытания начались в 1935 году и закончились принятием нового самолета, получившего название Gloster Gladiator, на вооружение с выдачей заказа на первые 23 экземпляра. Правда, военные потребовали внести некоторые изменения в конструкцию: установить новый двигатель «Меркьюри-IX» мощностью 840 л. е., более мощные пулеметы «Виккерс» Мк-V или «Браунинг» с боезапасом по 600 (фюзеляжные) и 400 (крыльевые) патронов на ствол, двухлопастной деревянный винт вместо трехлопастного металлического, а кабину сделать закрытой.


Эти cамолеты получили обозначение Gladiator I и начали поступать в части с февраля 1937 года. Всего для Великобритании выпустили 231 экземпляр, но они отличались вооружением и формой воздушного винта. Дело а том, что пулеметы «Браунинг» в первую очередь шли на новые истребители «Харрикейн» (по 8 штук на каждый), поэтому на Gladiator I пришлось вернуться к смешанному вооружению прототипа (под крыльями «Льюисы», а в фюзеляже «Виккерсы»). Затем испытывались и другие варианты вооружения. Скорость первых серийных самолетов у земли была 325, а на высоте 4300 м — 394 км/ч; скороподъемность 585м/мин; очень хорошими были и взлетно-посадочные характеристики.


Новые машины вызвали интерес и за границей, особенно у стран, не имеющих собственной авиационной промышленности. Еще 147 Gladiator I было построено для Латвии (26 штук), Литвы (14), Ирландии (4), Греции (2), Китая (36), Бельгии (22), Швеции (37) и Норвегии (6). С учетом того, что британские «Гладиаторы» затем передавались в Египет, Португалию, Финляндию, Южную Африку и Австралию, снова в Грецию и Норвегию, самолеты этого типа находились на вооружении ВВС 14 стран — рекорд для истребителей, который был побит только после войны!


Самолеты модификации Gladiator II (308 экземпляров, включая 18 для Швеции) имели двигатель Bristol Mercury VIIIA с автоматической дозировкой горючей смеси, электростартером, воздушным фильтром на входе в карбюратор (для действий в пустыне), 3-лопастной винт и дополнительное приборное оборудование. 38 из них были оснащены посадочным крюком и использовались в качестве палубных самолетов на авианосцах британского флота. Вскоре их сменили на чисто морской вариант Sea Gladiator (60 экз.), где уже были предусмотрены и устройства для запуска с катапульты, спасательная шлюпка и дополнительные два пулемета в верхнем крыле.


Первыми открыли огонь «Гладиаторы», купленные правительством Китая. Противодействуя японскому вторжению, они в основном применялись против наземных целей. Следующими в бой вступили, как ни странно, шведские самолеты.


Когда возник советско-финляндский военный конфликт, Швеция послала 12 Gladiator II с пилотами-добровольцами и обслуживающим персоналом на помощь Финляндии. За 62 дня боевых действий в условиях сильных морозов шведские пилоты сбили шесть советских истребителей И-15-бис и 6 бомбардировщиков, сами потеряли три машины (не считая еще 3 бомбардировщиков «Хоукер Харт»), В начале 1940 года в Финляндию поступили еще 30 британских Gladiator II. В боях с советскими истребителями И-16 и И-153, которым они проигрывали почти по всем показателям, всего за несколько оставшихся недель войны было сбито 13 «Гладиаторов». Именно здесь особенно ярко проявились недостатки этих самолетов: малая скорость, слабое вооружение, отсутствие протектированных бензобаков и броневой защиты пилота.


Не большего добились и Gladiator двух английских эскадрилий, перелетевших в декабре 1939 года во Францию. Они оказались неэффективными против более скоростных и мощно вооруженных истребителей и бомбардировщиков люфтваффе. Очень быстро были подавлены и Gladiator, воевавшие в Бельгии.


А вот при оккупации Норвегии эти самолеты оказали немцам куда более серьезное сопротивление. При защите Осло эскадрилья Gladiator сбила несколько немецких самолетов и много повредила, потеряв всего один самолет. Правда, остальные были уничтожены на земле высадившимися немецкими войсками. Дополнительные Gladiator прибыли в Норвегию на борту британского авианосца «Глориес». Действуя с примитивных аэродромов на севере страны, они за три дня боев сбили 15 самолетов противника без потерь со своей стороны. Но 13 из них снова были уничтожены на земле, а остальные пять были взорваны обслугой, когда закончились запасы топлива. Новая группа из 18 Gladiator (правда, два разбились при заходе на посадку, когда перелетали с авианосца) записала на свой счет 26 побед. Но все уцелевшие самолеты на обратном пути в Англию погибли вместе с «Глориес», который был потоплен германскими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау».


Одна эскадрилья Gladiator участвовала и в битве за Британию, но все-таки больше всего эти самолеты прославились на Средиземноморье, защищая базу флота на острове Мальта и сражаясь в пустынях Северной Африки и в Греции. Здесь им противостояли самолеты их же поколения — итальянские бипланы «Фиат».


Состоявшие на вооружении палубных эскадрилий британских авианосцев Средиземноморского флота Sea Gladiator неплохо защищали свои корабли от налетов береговой итальянской авиации, часто действующей без истребительного прикрытия. Но поскольку их боевые и эксплуатационные потери восполнялись уже более современными самолетами, число Sea Gladiator быстро уменьшалось.


В 1942 году последний Gladiator был выведен из состава эскадрилий первой линии, но вплоть до 1944 года эти самолеты использовались для связи и метеорологической разведки.


Кстати 14 Gladiator Mk.I получила Литва, а 26 - Латвия. После вхождения прибалтийских государств в состав СССР ВВС Красной армии получили около 20 латвийских Gladiator и 12 литовских. Из числа последних несколько машин вошли в состав корпусной АЭ 29-го (литовского) стрелкового корпуса и были уничтожены в первые же дни Великой Отечественной войны.


А наш борт K7985 начинает свой разбег


Есть отрыв


И уходит догонять Харрикейн


Фото 21.


Вот они уже делают проход парой


Солнце уже клонится к закату


Фото 24.


Фото 25.


В плотном строю


Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.


Очередной заход,птички сматываются.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.


Погода в это время выглядит так,да плюс сильный ветер.


Фото 36.


Фото 37.


Фото 38.


Расхождение


Фото 40.


Фото 41.


Вид снизу. А что такое желтое на брюхе?


Фото 43.


Фото 44.


Фото 45.


Фото 46.


Фото 47.


С открытой кабиной


Фото 49.


Фото 50.


Фото 51.


Через радугу


Фото 53.


На посадку


Фото 55.


Фото 56.


Есть касание


И теперь самолет проходит мимо нас на стоянку


Пилот


Начал накрапывать дождик


Наш самолет L8032 это последний построенный Gloster Gladiator I построенный в 1937 году,но реально собранный лишь в 1938. В 1948 году его и еще Gladiator II N5903 купила компания Gloster. В 1950 году оба эти самолета были переданы в Air Service Training для использования в качестве пособий для изучения фюзеляжа в Hamble и Ansty. Когда Ansty закрылось,самолет был куплен Viv Bellamy за символическую сумму. L8032 был отреставрирован с использованием двигателя от N5903 до летного состояния и получил регистрационный номер G-AMRK. В 1953 году L8032 был вновь выкуплен фирмой Gloster и к 1956 году был восстановлен полностью по военной спецификации и цветовой схеме 72 Scuadron и получил фиктивный номер K8032. После закрытия Gloster Aircraft самолет 7 ноября 1960 года был передан в музей. В 1990 году самолет был перекрашен в цветовую схему 247 Scuadron. В 1996 году его полностью переобтянули. В 2007 году его вновь переименовали присвоив номер K7985 из 73 Scuadron RAF. На самолете с таким номером летал асс второй мировой войны "Cobber" Kain в 1937 году. Это не единственный сохранившийся Gloster Gladiator,но сколько их еще в летном состоянии я не смог выяснить.


Всего построено 747.

Варианты:
SS.37 прототип
Gladiator I версия оснащенная одним 840 hp (627 kW) Bristol Mercury IX радиальным поршневым двигателем воздушного охлаждения.Вооружение на первых 70 машинах - 2 синхронных 7,7-мм пулемета "Браунинг" (по 600 патронов) и 2 пулемета "Льюис" под крылом (по 97 патронов); на остальных подкрыльевые пулеметы заменены "Браунингами" (по 400 патронов). Самолет получил обозначение J8 в Swedish Air Force. Строился в 1937–38, 378 построено.
Gladiator II версия оснащенная одним Bristol Mercury VIIIA радиальным поршневым двигателем воздушного охлаждения. Взамен двухлопастного деревянного винта применен трехлопастный металлический. Самолет получил обозначение J8А в Swedish Air Force. Строился в 1938–39, 270 построено.
Sea Gladiator Interim (переходный) одноместный биплан-истребитель для Royal Navy,было модифицировано 38 Gladiator II. Оснащен тормозным крюком для посадки на палубу авианосца. Серийные номера: N2265 – N2302.
Sea Gladiator Мк.I одноместный биплан-истребитель для Royal Navy, 60 построено.Палубный вариант для авиации Королевских ВМС, созданный в середине 1938 году как временное решение до поступления на вооружение новых палубных истребителей специальной разработки. Создан на базе "Гладиатора" Mk.II, от которого отличался усиленным нижним крылом, наличием тормозного гака и измененным составом приборного оборудования.С полным составом морского оборудования, включая надувную спасательную шлюпку. Серийные номера: N5500 – N5549 и N5565 – N5574.

Технические характеристики

Экипаж: 1
Длина: 8,2 м
Размах крыла: 9,8 м
Высота: 3,57 м
Площадь крыла: 29,9 м² (обоих крыльев)
Колея шасси: 2,1 м
Масса пустого: 1458 кг
Нормальная взлётная масса: 2082 кг
Силовая установка: 1 × воздушного охлаждения Bristol Mercury IX
Мощность двигателей: 1 × 830 л. с. (1 × 619 кВт)
Воздушный винт: двухлопастной деревянный Watts
Диаметр винта: 3,277 м

Лётные характеристики

Максимальная скорость:
на высоте: 407 км/ч на 4420 м
у земли: 338 км/ч
Крейсерская скорость: 338 км/ч
Скорость сваливания: 85 км/ч
Практическая дальность: 689 км
Продолжительность полёта: 1 ч 54 мин
Практический потолок: 9996 м
Скороподъёмность: 11,68 м/с
Время набора высоты:
3048 м за 4 мин 40 с
6096 м за 9 мин 3 с
Длина разбега: 114 м
Длина пробега: 155 м
Вооружение

Стрелково-пушечное: 4 x 7,7 мм пулемёта Browning .303 Mk II (2 фюзеляжных, 2 крыльевых)
Боезапас 600 патронов на фюзеляжный пулемёт, 400 патронов на крыльевой пулемёт.
Tags: 2014, gloster gladiator, shuttleworth
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments