igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Музей вертолетов : лёгкий многоцелевой вертолёт Agusta A109GdiF

Продолжим рассматривать вертолеты музея в Weston-super-Mare. На этот раз яркий представитель большого семейства Agusta A109.
Agusta АW109 Hirundo (ласточка) / AW109 Power / Grand / Grand New — семейство лёгких многоцелевых вертолётов, спроектированных итальянской фирмой «Агуста» (AgustaWestland) в конце 1960 годов. Версия,которую мы можем увидеть в музее A109GdiF,это версия для итальянской Финансовой гвардии.

Музей вертолетов,Великобритания.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Итальянская фирма Costruzioni Aeronautiche Giovanni Agusta, производящая по лицензии американские вертолеты Bell 47 и 206 и Sikorsky S-61, начала в конце 1960 годов разрабатывать свой собственный вертолет для гражданского и военного применения. Вертолет с одним летчиком должен был перевозить 7 пассажиров с багажом с крейсерской скоростью 265км/ч на расстояние 600км. Вертолет должен легко трансформироваться в санитарный для перевозки двух больных на носилках с сопровождающими их врачом и санитаром. Предусматривалось создание военных вертолетов для армии и флота.


Первый полет первого из четырех опытных вертолетов А109А состоялся 4 августа 1971 года, однако вскоре он был поврежден из-за земного резонанса и испытания были продолжены в 1972 году со вторым опытным вертолетом, третий опытный вертолет был для военного применения, а четвертый - для гражданского. Один из опытных вертолетов разбился в ноябре 1975 года. В июне 1975 года произведена сертификация гражданских вертолетов А109А в Италии и США.Хорошенькая статистика для начала трудовой деятельности вертолета:-)))


В ходе лицензионного производства вертолетов иностранных конструкций итальянская фирма Agusta приобрела опыт, позволивший ей самостоятельно разработать и начать производство вертолета Agusta А109. Эта машина стала первым вертолетом фирмы, выпущенным массовой серией. Вертолет А109 разработан, прежде всего, под требования гражданского сектора рынка, но его также закупили вооруженные силы некоторых стран. Отличиями А109 стали убираемое трехопорное шасси с носовой опорой, четырехлопастный алюминиевый несущий винт с обшивкой из материала Nomex и стреловидный киль с двухлопастным хвостовым винтом, установленным с левой стороны.


Изначально на А109 ставился один газотурбинный двигатель Turbomeca Astazou XII мощностью 690 л.с, но в 1967 году его заменили двумя значительно более надежными газотурбинными двигателями Allison 250С14 мощностью по 370 л.с.


Параллельно с гражданским вариантом велось проектирование многоцелевой военной модификации вертолета, но в 1969 году работы по ней прекратили. Все усилия были сосредоточены на доводке гражданского восьмиместного варианта А109С Hirundo. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 4 августа 1970 года, но поставки серийных вертолетов, получивших обозначение А109А, начались лишь в 1976 году. Первый серийный вертолет итальянской конструкции имел коммерческий успех не только как легкая пассажирская машина, но и как санитарная, транспортная и поисково-спасательная.


В ограниченном количестве вертолеты А109 закупили вооруженные силы ряда стран для использования в качестве связного и легкого транспортного. Четыре вертолета закупила армия Аргентины (два из них в 1982 году захватили британские войска на Фолклендах), позже Аргентина приобрела еще две машины. Трофейные аргентинские вертолеты поступили на вооружение 2-го полка авиационного корпуса британской армии и применялись, главным образом, для обеспечения действий бойцов SAS (Special Air Service - британский спецназ).


С сентября 1981 года выпускается базовая гражданская модификация А109А Mk II с усиленным редуктором, новым валом хвостового винта, измененными конструкциями хвостовой балки и кабины пилотов. В 1989 году появился широкофюзеляжный вариант А109С, на котором вновь доработали редуктор, а пассажирскую кабину сделали более просторной и комфортабельной. Один такой вертолет поступил на вооружение 31-го авиаполка ВВС Италии, он использовался в качестве президентской машины.


В конце 1980 годов стало ясно, что вертолет более привлекателен для военных, чем предполагалось на стадии проектирования, и что его можно применять для разведки, эвакуации раненых и даже для нанесения ударов по наземным целям. По заказу армейской авиации Италии было построено 24 вертолета А109ЕОА в варианте с двумя двигателями Allison 250-C20R мощностью по 450 л.с. Все вертолеты поступили к заказчику в 1988 году В отличие от более ранних машин, двери на А109ЕОА были выполнены сдвижными. На крышах кабин монтировались прицелы SFIM М334-25 и лазерные дальномеры CILAS, на двух пилонах предусматривалась подвеска широкого ассортимента вооружения. К другим отличиям вертолета А109ЕОА следует отнести неубираемое шасси, аппаратуру радиоэлектронной борьбы и топливную систему, более безопасную в случае аварийной посадки.



На базе А109ЕОА был разработан вариант А109СМ с расширенным составом бортового оборудования, комплектация которого определялась заказчиком. Армейская авиация Бельгии заказала 46 вертолетов А109СМ, 18 - в разведывательном варианте и 28 - в противотанковом. В бельгийской армии они получили обозначения А109НО и А109НА. Вертолеты А109ВА собирались в Бельгии фирмой SABCA.


Под требования вероятных заказчиков из Африки и Латинской Америки был разработан многоцелевой вертолет А109К, оптимизированный для эксплуатации в условиях жары и высокогорья. На нем установили другие двигатели, усилили трансмиссию, удлинили носовую оконечность фюзеляжа, внедрили ряд других конструктивных изменений. Первый полет А109К выполнил в апреле 1983 года. В числе первых поступили заказы на 16 вертолетов А109К2 для горноспасательной службы Швейцарии и на три аналогичные машины для полиции Дубая. Дальнейшим развитием военного варианта стали модификации А109КМ с неубираемым шасси и сдвижными дверями для сухопутных войск и A109KN для морской авиации, обладавший возможностью палубного базирования.


Военные вертолеты А109 вооружены пулеметом калибра 7,62 или 12,7 мм на турели, установленной в проеме двери грузопассажирской кабины. Количество узлов подвески вооружения увеличено до четырех (по сравнению с двумя узлами подвески вертолета А109ЕОА). На пилоны возможна подвеска контейнеров с 7,62 или с 12,7-мм пулеметами, блоков неуправляемых ракет калибра 70 или 80 мм, до восьми ПТУР TOW, ракет "воздух-воздух" Stinger. А109 также способен нести легкие БПЛА, а в морском варианте - противокорабельные ракеты.


К поздним модификациям вертолета относятся вариант А109G для береговой охраны с двигателями Allison 250-C20R и А109 Power с силовой установкой значительно большей мощности (два газотурбинных двигателя Pratt & Whitney PW206C мощностью по 640 л.с.) и усиленной трансмиссией.


Фирма AgustaWestland(Компания была образована в 2001 году, когда один из крупнейших холдингов в Италии Finmeccanica S.p.A. и английская компания, специализирующаяся в сфере авиастроения, GKN plc подписали соглашение о слиянии их соответствующих подразделений (Agusta и GKN-Westland Helicopters), сформировав тем самым новую компанию — AgustaWestland.) продолжила совершенствование вертолета, который получил новое обозначение AW109. Серийный выпуск модификации AW109 Power предполагалось продолжать до 2009 года. На основе базовой модели было разработано еще несколько модификаций, в том числе AW109 Elite с салоном повышенной комфортабельности и усовершенствованным приборным оборудованием, а также AW109 Power HPS, предназначенный для использования администрацией морских портов. На вертолетах серии Power предусмотрена возможность установки медицинского, полицейского, поисково-спасательного, противопожарного и другого специализированного оборудования. Вертолет AW109 Grand является увеличенным вариантом базовой модели, он предназначен для VIP-персон и оснащен двумя газотурбинными двигателями PW207C взлетной мощностью по 735 л.с.


Ныне все военные варианты вертолета AW 109 строятся на основе модификации AW 109LUH.


Восемь вертолетов А109 приобрела береговая охрана США, где они эксплуатировались под обозначением МН-68А Stingray. В середине 2008 года польская фирма PZL Swidnik, которая делает по итальянскому заказу фюзеляжи AW109, сдала фирме AgustaWestland 500 фюзеляж. В 2005 году в Китае было образовано предприятие Janghxi Changhe Agusta для лицензионной сборки вертолетов AW109, получивших местное обозначение Changhe СА109.

Теперь немного о конструкции:

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из алюминиевых сплавов; состоит из четырех отсеков: носовая часть с оборудованием, двухместная кабина экипажа, шестиместная пассажирская кабина и хвостовая балка монококовой конструкции. Обшивка фюзеляжа и хвостовой балки выполнена с сотовым заполнителем. Шесть пассажиров располагаются на креслах установленных по три в ряд с интервалом 0.81м. Пассажирская кабина имеет двери с каждой стороны размером 1.66 х 1.15 м. Багажный отсек расположен в задней части пассажирской кабины. Кабина снабжена стандартной системой обогрева и вентиляции. В санитарном варианте в кабине устанавливаются двое носилок в два яруса крестообразно (при замене обычных дверей выпуклыми), кресла для двух сопровождающих и медицинское оборудование. В спасательном варианте могут быть установлены сдвижные двери.


Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей; лопасти прямоугольной формы в плане, со стреловидными законцовками, хорда лопасти 0.33м, площадь 1.84м2. Профиль несимметричный, с отогнутым носком, относительная толщина профиля у комля 11.3%, в концевой части 6%. Лопасть имеет цельнометаллическую однолонжеронную конструкцию с сотовым заполнителем и обшивкой из алюминиевого сплава.


Рулевой винт полужесткий, с горизонтальными шарнирами. Диаметр рулевого винта 2.03м, хорда лопасти 0.2м. Лопасти прямоугольной формы в плане, из алюминиевого сплава с сотовым заполнителем.


Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапециевидной формы в плане размахом 2.88м, стреловидного киля, служащего пилоном рулевого винта, и подфюзеляжного киля.


Силовая установка. Два турбовальных ГТД установлены в горизонтальном положении позади вала несущего винта, разделены противопожарной перегородкой и закрыты обтекателем. Сухая масса двигателя 71.6кг. Воздухозаборники боковые.


Трансмиссия состоит из редукторов двигателей, главного и промежуточного редукторов, расположенных в обтекателе над пассажирской кабиной, редуктора рулевого винта и соединительных валов. Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 552кВт. Передаточное отношение от двигателя к несущему винту 15.62 :1 и к рулевому винту 2.88 :1.


Топливная система. Два топливных бака общей емкостью 560л расположены под полом пассажирской кабины. Заправочные горловины расположены с обеих сторон фюзеляжа. Предусмотрены дополнительные внутренний бак емкостью 170л и подвесные баки. Запас масла 7.7л для каждого двигателя и 12л для трансмиссии.


Шасси убирающееся, трехопорное с носовым самоориентирующимся колесом. Главные опоры убираются вверх и внутрь в отсеки по бокам кабины; носовая убирается вперед, в носовую часть фюзеляжа. Выпуск и уборка шасси производятся гидравлическим приводом. Главные колеса снабжены гидравлическими тормозами, а носовое имеет запирающий механизм. Пневматики бескамерного типа, давление 0.57МПа. Колея шасси 2.45м, база 3.535м.


Система управления бустерная, дублированная, две независимые гидравлические системы, приводимые от трансмиссии с давлением 10.8МПа, обеспечивают работу гидроусилителей системы управления. Основная гидравлическая система используется для выпуска и уборки шасси, торможения колес шасси и несущего винта.


Электросистема стандартного типа. Система цепи постоянного тока напряжением 30В включает два стартер-генератора (150А) и никель-кадмиевую аккумуляторную батарею (24В, 13 А*ч). Переменный ток (115В, 400Гц) используется для питания приборов навигационного оборудования и обеспечивается преобразователем (250 В*А). Пилотажно-навигационное оборудование стандартное. По требованию заказчика устанавливается оборудование для полетов по приборам, КВ-передатчик с AM и автоматический радиокомпас, радиовысотомер, автопилот и оборудование для второго летчика.


В разведывательно-боевом варианте A.109EOA предусматривается установка различных видов оружия: пулеметы калибром 7.62мм и 12.7мм в кабине или контейнерах, две пусковые установки НАР калибром 70мм или 50мм, 4 ПТУР "Тоу", возможна установка УР "Стингер".




Теперь немного о нашем конкретно вертолете: этот вертолет был подарен музею в 2010 году компанией AgustaWestland. Это пятый серийный A109GdiF построенный в Cascina Costa в середине 1986 года.Службу он проходил под номером GF-128. После 24 лет службы он был отправлен в отставку и передан на хранение в Frosinone в июне 2010 года. 6 октября 2010 его передали музею.


Модификации:
A109A           Первая серийная модель,оснащена двумя турбовальными двигателями Allison Model 250-C20.
 Первый полет 4 августа 1971. Изначально,вертолет A109 выходил на рынок под именем "Hirundo" (латинское название ласточки),
но это имя быстро потерялось.Было построено 220 вертолетов.
A109A EOA       военная версия для Italian Army.
A109A Mk.II     Развитие вертолета А.109А, с большими по размерам фюзеляжем и кабиной; поставки вертолетов А.109А Мк.2 начались в сентябре 1981 года, и к началу 1989 года 
было поставлено более 220 вертолетов.
A109A Mk.II MAX версия для медицинской эвакуации на базе A109A Mk.II с увеличенной шириной кабины и другими дверями.
A109B           военная версия,не строилась.
A109C           усовершенствованный вариант вертолета с увеличенной взлетной массой до 2700кг; 
снабжен несущим винтом с лопастями из КМ. Восемь мест,оснащен двумя Allison Model 250-C20R-1.
 сертифицирован в 1989 году,увеличена мощность, пропускаемая трансмиссией; построено 80 вертолетов.


A109C MAX       версия для медицинской эвакуации на базе A109C.
A109D           только один прототип
A109E Power     улучшенная гражданская версия, изначально оснащалась двумя Turbomeca Arrius 2K1. Позже как опция были предложены Pratt & Whitney PW206C  – обе версии известны как A109E. 
На рынке как AW109E и как Power.
A109E Power Elite       версия A109E Power с удлиненной кабиной. Особенность: гласскокпит для двух пилотов,с трехосевым автопилотом, и auto-coupled Instrument Landing System и GPS.
A109LUH         военный вариант LUH "Light Utility Helicopter" на базе A109E Power. Служили в South African Air Force, Swedish Air Force, Royal New Zealand Air Force, Nigerian Air Force,
 а также в Алжире и Малазии.
MH-68A          восемь вертолетов A109E Power использовавшихся United States Coast Guard Helicopter Interdiction Tactical 
Squadron Jacksonville (HITRON Jacksonville) как вертолет малой дальности с 2000 по 2008 годы,
 после чего их заменили MH-65C Dolphins. Agusta обозначала эти вооруженные вертолеты как "Mako" пока U.S.
 Coast Guard не дало им официальное имя MH-68A Stingray в 2003 году.
A109K         военная версия.Вертолет с более мощными двигателями; имеет лучшие высотные характеристики и приспособлен для эксплуатации в условиях жаркого климата; поставлено 30 вертолетов.
A109K2        высотный и высокотемпературный вертолет с неубирающимися шасси. Обычно использовался полицией, поиском и спасением, и медицинскими операторами.


A109M         военная версия.
A109KM        военный вариант вертолета А109К, может использоваться как противотанковый, разведывательный, для управления и связи..
A109KN        палубный вариант вертолета для загоризонтного целеуказания и борьбы с кораблями.
A109CM        военный вертолет А.109С с увеличенной мощностью двигателей и неубирающимся трехопорным шасси, на боковых пилонах может устанавливаться различное вооружение.
A109GdiF      версия для Guardia di Finanza, Italian Finance Guard.
A109BA        версия для армии Бельгии. На базе A109C с неубираемыми шасси.18 вертолетов.
А109НО и НА   противотанковые варианты для армии Бельгии, заказавшей 28 вертолетов.
А109ЕОА      легкий разведывательный и боевой вертолет, может использоваться для наведения и управления, радиоперехвата и радиоэлектронной борьбы,
 а также во флоте в качестве легкого противолодочного вертолета и для полицейской службы.
 В разведывательно-боевом варианте A109EOA предусматривается установка различных видов оружия:
 пулеметы калибром 7.62мм и 12.7мм
 в кабине или контейнерах, две пусковые установки НАР калибром 70мм или 50мм, 4 ПТУР "Тоу",
гателями Pratt & Whitney Canada PW207 
,удлиненными лопастями основного винта с законцовками отличающимися от версии Power.
AW109SP
AW109 Grand New    версия для одного пилота IFR, TAWS и EVS, специально для EMS.
AW109 Trekker      вариант Grand New с лыжным шасси
А119 Koala	   развитие вертолета А109, с двумя ГТД Pratt & Whitney Canada РТ6В-37 взлетной мощностью 747кВт,
 усовершенствованным оборудованием и лыжным шасси; совершил первый полет в 1995 году; сертифицирован в 1996 году.


ЛТХ:
Модификация A109A
Диаметр главного винта, м 11.00
Диаметр хвостового винта, м 2.03
Длина,м 10.71
Высота ,м 3.30
Масса, кг
пустого 1418
максимальная взлетная 2660
Внутреннее топливо, л 560 + опционально 170
Тип двигателя 2 ГТД Allison 250-C20B
Мощность, кВт
при взлете 2 х 313
крейсер 2 х 298
Максимальная скорость, км/ч 311
Крейсерская скорость, км/ч 287
Практическая дальность, км 593
Продолжительность полета, ч.мин 3.18
Скороподъемность, м/мин 640
Практический потолок, м 5485
Статический потолок, м 1495
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: 6 пассажиров или 1180 кг груза в кабине или 907 кг груза на подвеске
Вооружение(опционально): оди-два 7.62-мм пулемет
Боевая нагрузка - 344 кг на 4 узлах подвески
ПУ 81-мм или 122-мм НУР, и/или контейнеры с 7.62-мм пулеметами, или 4х2 ПТУР.

Tags: 2014, agusta, agusta a109, музей вертолетов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments