igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

Музей РАФ-2 : дальний бомбардировщик Vickers Valiant.

Vickers Valiant — британский дальний бомбардировщик, первый из бомбардировщиков «V-серии». Совершил первый полёт 18 мая 1951 года. Состоял на вооружении Королевских ВВС в 1955—1965 годах. Всего построено 107 самолетов включая три прототипа.

Музей РАФ и РАФ-2
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет это Vickers Valiant Mk.I XD818/7894M. Это я насколько понимаю Type 758 Valiant B(K).1,который строился как бомбардировщик с возможностью выполнения роли танкера. Здесь можно посмотреть его подробную историю. Он был построен в 1956 году,а списан в 1965 году со службы.


В соответствии со спецификацией требовалась машина с практической дальностью 6200 км, максимальной скоростью 900 км/ч и потолком над целью 16000 м. В качестве основной бомбовой нагрузки рассматривались бомбы массой до 4500 кг, в том числе и ядерные. Основываясь на опыте боевого применения скоростных бомбардировщиков Mosquito, так же, как и при создании тактического самолета Canberra, решили полностью отказаться от оборонительного вооружения. Впервые создавался не просто самолет, а система оружия. Параллельно с бомбардировщиками предполагалось начать разработку навигационных средств и прицельного оборудования, включающего наравне с оптикой, мощную РЛС H2S, связанные в единый комплекс (огромная для своего времени РЛС с параболической антенной должна была занять почти всю носовую часть фюзеляжа новых самолетов). Экипаж перспективных бомбардировщиков предполагалось размещать в гермокабине. Он состоял из пяти человек: двух летчиков, двух штурманов-бомбардиров и оператора средств РЭП. Начавшаяся в 1947-м "холодная война" еще более увеличила заинтересованность авиационного командования в новых самолетах.


Первоначально предполагалось, что созданию двух наиболее современных в техническом отношении машин фирм Avro и Handley Page, победивших в 1947 году на конкурсе проектов, должно предшествовать принятие на вооружение более простого и "консервативного" бомбардировщика Short SA.4 Sperrin. Однако потребности национальной обороны, вызванные резким обострением отношений с СССР, потребовали ускорения работ. В то же время создание усовершенствованных самолетов с треугольным и серповидным крыльями (прототипов бомбардировщиков Handley Page Victor и Avro Vulcan) было невозможно без постройки самолетов-аналогов, необходимых для опробования в реальном полете малоизученных аэродинамических усовершенствований. А на это требовалось время. В этих условиях в министерстве снабжения, отвечавшем за разработку боевой авиационной техники, вспомнили о наиболее простом и "консервативном" проекте бомбардировщика, предложенном на конкурс 1947 года фирмой Vickers и отвергнутом из-за более низких, чем у конкурентов, ЛТХ. По мнению специалистов, самолет Vickers "660" мог быть построен и испытан уже в 1951 году и к 1953 году внедрен в серию, что значительно опережало ожидаемые сроки начала серийной постройки машин фирм Avro и Handley Page.


В апреле 1948 года ВВС подготовили новую спецификацию, в соответствии с которой фирма Vickers получила в феврале 1949 года контракт на техническую разработку и постройку бомбардировщика с четырьмя турбореактивными двигателями Rolls-Royce Avon (4x2950 кгс) с дальнейшей возможностью замены на более совершенные ТРД Armstrong Siddeley Sapphire.
Vickers - крупнейший в Британии производитель разнообразного вооружения - длительное время возглавляемая гениальным коммерсантом и авантюристом Базилем Захаровым - сыном русского морского офицера, начавшим свою карьеру пожарным в Стамбуле, приступила к выпуску боевых аэропланов еще в годы первой мировой войны. В 1930 годах фирма Vickers первой в Британии начала производство быстроходных бомбардировщиков-монопланов. Работы по созданию нового реактивного бомбардировщика возглавлял Г.Эдвардс, его заместители - В.Ричардс (аэродинамика), Б.Стефенсон (конструкция планера) и Г.Гарднер (прочность).


В 1949 году приступили к продувкам моделей самолета в аэродинамической трубе. Сборка первого опытного самолета, получившего "фирменное" обозначение WB210, началась в обстановке повышенной секретности в 1950 году и заняла около шести месяцев. Новый бомбардировщик трудно назвать образцом изящных форм: толстый фюзеляж был "натянут" на огромный бомбоотсек и также весьма крупногабаритный радиолокационный бомбардировочный прицел H2S, установленный в закругленной носовой части. В толстом крыле умеренной стреловидности (20 град) располагалось четыре ТРД. В выступающем за обводы фюзеляжа фонаре, имеющем сравнительно небольшую площадь остекления, размещалось два летчика. Три других члена экипажа сидели в фюзеляже спиной к направлению полета (также характерная черта самолетов "V"). Горизонтальное оперение, поднятое на киль, находилось вне зоны влияния выхлопа двигателей.


Впервые 70-тонный WB210 поднялся в воздух с грунтовой ВПП аэродрома Вайсли в мае 1951 года (машину пилотировал главный летчик-испытатель фирмы М.Самерс). Таким образом, тяжелый реактивный бомбардировщик Vickers стал вторым в мире, после В-47, самолетом в своем классе, опередив на три месяца бомбардировщик Short SA.4 Sperrin, и более чем на год - советский Ту-16. В июне 1951 года британские ВВС новому самолету присвоили официальное наименование Valiant - "Храбрец". Несколько раньше, 20 апреля 1951 года, с фирмой был заключен контракт на поставку британским ВВС первой партии из 25 новых бомбардировщиков (шла война в Корее, и вовлеченная в нее Великобритания требовала от своей промышленности форсирования работ по новому бомбардировщику). Как и другие первые реактивные бомбардировщики, прототип Valiant первоначально не уложился в требования по дальности (вместо 6200 км было получено лишь 4500 км), однако остальные характеристики были достаточно высокими.


Бомбардировщики серии "V" (первым из которых был Valiant) несколько опережали по основным ТТХ своих зарубежных конкурентов. В начале 1950 годов ВВС США осуществляли собственную весьма амбициозную бомбардировочную программу. Однако высокая стоимость новых машин (межконтинентального бомбардировщика В-52 и сверхзвукового самолета средней дальности В-58), проблематичность достижения заявленных характеристик привлекли внимание американских военных к английским разработкам. Официальные лица ознакомились с Valiant. Самолет произвел на них большое впечатление. Особо отметили превосходные взлетно-посадочные характеристики Valiant, способного взлетать с грунтовых ВПП (для американского основного стратегического бомбардировщика В-47 требовались специально подготовленные бетонные ВПП).


В начале сентября 1951 года главный конструктор фирмы Vickers выехал в США с подробной технической документацией по бомбардировщику. Обсуждались возможности постройки Valiant по лицензии в США. Кроме того, рассматривался весьма экзотический проект создания палубного варианта этого самолета. Он должен был садиться и взлетать с ударных авианосцев типа "Форрестол", которые предполагалось использовать в качестве своеобразных аэродромов подскока, развернув корабли у советских берегов. Однако эти идеи не получили дальнейшего развития: американцы справились с возникшими проблемами собственными силами. Впрочем, бомбардировщик фирмы Vickers все же оказал некоторое влияние на американскую стратегическую авиацию: после его изучения на серийных В-52 отказались от тандемного размещения летчиков под единым фонарем в кабине истребительного типа и перешли к расположению членов экипажа, близкому к принятому на самолетах серии "V".


В январе 1952 года во время испытательного полета один из самолетов сгорел. При повторном запуске ТРД в полете некоторое количество несгоревших паров керосина проникло в заднюю часть двигательного отсека, где произошло их возгорание. Так как в этой части самолета пожарные датчики не были установлены, огонь был обнаружен экипажем с большим опозданием. Через несколько минут у бомбардировщика отвалилось крыло. Люди с огромным трудом сумели выброситься из разваливающегося в воздухе, объятого пламенем самолета, однако при этом все пять человек получили ранения и двое из них вскоре скончались в больнице. Так впервые проявился один из весьма существенных недостатков бомбардировщиков серии "V" - трудность покидания самолета в аварийной ситуации. Катапультами были снабжены лишь два летчика в передней кабине, три члена экипажа в задней кабине должны были оставлять гибнущий самолет, выбрасываясь через аварийный люк, как на машинах времен войны. Но то, что не вызывало трудностей на бомбардировщике с максимальной скоростью около 500 км/ч, превращалось в почти неразрешимую задачу на околозвуковом реактивном самолете... Второй опытный бомбардировщик, WB215 ("667"), оснащенный ТРД RА7"Avon" (4x3400 кгс) совершил первый полет в апреле 1952 года. В отличие от первого он имел более широкие воздухозаборники, (что объяснялось увеличенным расходом воздуха новых двигателей).


Параллельно с созданием базового варианта дальнего высотного бомбардировщика фирма Vickers (вновь впервые в мире!) вела работы над самолетом Valiant В.Мк.2, специально предназначенным для действий с малых высот (ранее эти высоты были "средой обитания" лишь для штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков). По сравнению с исходной машиной новый бомбардировщик имел ряд существенных отличий: носовая часть фюзеляжа была удлинена для размещения дополнительного оборудования, крыло - усилено, в нем уже не оставалось места для основного шасси, и его разместили, как и на Ту-16, в гондолах, выступающих за заднюю кромку крыла. Вместо двухколесной тележки применили четырехколесную с колесами меньшего диаметра. Самолет имел "ночную" матово-черную окраску. Первый полет опытного Valiant В.Мк.2 состоялся 4 сентября 1953 года, однако бомбардировщик явно опередил свое время и не вызвал заинтересованности в британских ВВС, делавших ставку на высотную ударную авиацию. В августе 1958 года Valiant В.Мк.2 разобрали в металл.


Первый серийный бомбардировщик Valiant В.Мк.1 передали в январе 1955 года, а в апреле того же года сформировали первую эскадрилью, оснащенную Valiant. В октябре самолет принял участие в операции "Буффало" - испытании английского ядерного оружия на полигоне Вумера в Австралии (во время перелета в Австралию бомбардировщик пролетел без посадки из Лондона до Багдада, покрыв расстояние в 3925 км за 4 часа 51 мин. 28 сек.). Тогда же, в октябре 1956 года, четыре эскадрильи, вооруженные Valiant, направили на Мальту для участия в боевых действиях против Египта. Однако вмешательство Советского Союза привело к быстрому прекращению конфликта, и новым бомбардировщикам так и не пришлось повоевать. В мае 1957 года Valiant вновь участвовал в испытаниях ядерного оружия, сбросив первую британскую водородную бомбу на небольшой атолл в Тихом океане (бомбометание производилось с высоты 13700 м).


В 1958 году экипажи Valiant приступили (впервые в Великобритании) к освоению дозаправки в воздухе (для этих целей бомбардировщики оснастили штангами топливоприемников). Также впервые был отработан взлет с использованием твердотопливных стартовых ускорителей "Super Sapphire", необходимых для эксплуатации бомбардировщиков на тропических аэродромах. Вслед за ударным самолетом Valiant В.Мк.1 последовал разведывательно-бомбардировочный вариант, В.(P.R.).Мк.1 (проект разработан в 1954 году, построено 11 машин), разведчик-бомбардировщик с дополнительным оборудованием для дозаправки в воздухе методом шланг-конус В. (P.R).К. Мк.1 (разработан в 1956 году, заправочный агрегат размещался в бомбовом отсеке вместо части вооружения) и В.(К.).Мк.1 (заправщик - бомбардировщик, в который переоборудовали часть ранее построенных бомбардировщиков).


В 1956 году Vickers достигло максимального темпа выпуска самолетов - одна машина в неделю, а в августе 1957 года выпустили последний Valiant". Всего построили 104 серийных самолета всех модификаций, а также две опытные машины и один маловысотный бомбардировщик В.Мк.2. Valiant оснастили 7 бомбардировочных эскадрилий королевских ВВС, одну эскадрилью разведчиков, одну эскадрилью заправщиков, а также эскадрилью, предназначенную для выполнения "специальных заданий" (штатная численность английской бомбардировочной эскадрильи - восемь самолетов). В октябре 1957 года группа бомбардировщиков Valiant совместно с Vulcan прибыла в США для участия в соревнованиях по точности навигации и бомбометания самолетов стратегической авиации.


Поступление на вооружение британских ВВС усовершенствованных вариантов бомбардировщиков Vulcan и Victor, оснащенных ракетным оружием, позволило переориентировать часть Valiant на решение тактических задач на европейском ТВД. В 1963 году первые четыре эскадрильи тяжелых бомбардировщиков поступили в распоряжение объединенного командования НАТО в Европе, сменив самолеты Canberra. Новые задачи повлекли за собой и изменение условий боевого применения самолетов, которым теперь требовалось осваивать предельно малые высоты вместо полетов "по потолкам".


Продолжительные полеты в условиях турбулентной атмосферы малых высот привели уже в 1964 году к появлению в лонжеронах крыла ряда самолетов усталостных трещин. Планы замены силовых элементов крыла оказались слишком дорогостоящими и от них отказались. Кроме того, Valiant - бомбардировщики к середине 1960 годов годов были признаны морально устаревшими, не способными преодолеть современную ПВО стран-участниц Варшавского Договора, которая к тому времени стала получать на вооружение ЗРК С-75 и С-125, "Круг", "Куб", а так же усовершенствованной малокалиберной зенитной артиллерией с радиолокационным управлением огнем. Самолеты-заправщики Valiant заменялись на Victor (причем этот процесс шел с опережением по сравнению с ранее существующими планами: быстрое "старение" Valiant грозило оставить Королевские ВВС без летающих танкеров). В 1966 году самолеты Valiant начали сниматься с вооружения, и через два года этот процесс завершился. В ходе эксплуатации было потеряно четыре самолета этого типа - наименьшее число по сравнению с другими машинами серии "V".


Самолет Valiant выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом, четырьмя ТРД и трехопорным шасси. Крыло трапециевидной формы имеет наплыв по передней кромке. Механизация крыла включает сочетание двухщелевых закрылков и щитков. На крыле установлены два аэродинамических гребня, тормозные щитки (сверху и снизу) и турбулизаторы.


В носовой части расположена герметическая кабина с фонарем каплевидной формы. На левом борту кабины эллиптическая входная дверь, по обоим ее бортам - два эллиптических окна (правое может использоваться для аварийного покидания самолета на земле). Пол кабины покрыт фанерой. Палуба летчиков приподнята над полом, фонарь над кабиной первого и второго летчика в аварийной ситуации сбрасывается перед катапультированием при помощи 26 взрывных болтов. Непосредственно за фонарем расположен астрокупол, который может быть убран в фюзеляж, образуя запасной выход (это может потребоваться при вынужденной посадке на море, когда главный входной люк окажется под водой).


Фюзеляж - овального сечения. В центре передней части кабины - дверь для доступа в блистер, где во время бомбометания с использованием оптического бомбардировочного прицела в лежачем положении располагается штурман-бомбардир. Под гермокабиной расположен радиолокационный прицел, радиопрозрачный обтекатель которого выполнен в виде четырехслойной клееной оболочки из стекловолокна и неопрена. Среднюю часть фюзеляжа занимают топливные баки и бомбоотсек большого объема (длина - 14,6 м). Боевая нагрузка подвешивается к мощной балке, расположенной вдоль фюзеляжа над бомбоотсеком. Створки бомболюка при открывании убираются внутрь.


Силовая установка серийных бомбардировщиков состоит из четырех ТРД Rolls-Royce Avon А28 (Avon 204) с максимальной статической тягой 4540 кгс (44,1 кН). Двигатели установлены в изолированных отсеках в корневой части крыла. Каждый из них имеет собственную противопожарную систему, включающую датчики, распылительные кольца и баллоны с бромистым метилом. Запуск ТРД осуществляется электростартерами. Для кратковременного увеличения тяги (что особенно необходимо при взлете в условиях высокой температуры) имеется система впрыска водометаноловой смеси.


Для управления самолетом используется традиционная для тяжелых машин колонка со штурвалом (при катапультировании, после сбрасывания фонаря, штурвал отсоединяется от системы продольного управления и автоматически посылается вперед, освобождая место для ног летчика).
Первый и второй летчики снабжены катапультными креслами Мартин Бейкер Мк.3, обеспечивающими катапультирование с минимальной высоты 75 м. За кабиной в специальном отсеке размещается спасательная надувная лодка.


Топливные баки размещены в фюзеляже и крыле, заправочные горловины - по бокам фюзеляжа. Избыточное давление в баках, обеспечивающее применение широкофракционного топлива, поддерживается с помощью системы нейтрального газа (азота) и подачей сжатого воздуха. Под крылом могут устанавливаться два сбрасываемых ПТБ общей емкостью 7730 л. Большая часть самолетов оснащена штангой топливоприемника дозаправки в воздухе (время, необходимое на монтаж или снятие штанги, по утверждению компании, составляет "несколько минут"). Под крылом могут устанавливаться два стартовых ракетных ускорителя с ЖРД de Havilland Super Sprite (DSpr.4) RATOG. В каждом ускорителе содержится 260л 80% перекиси водорода и 20 л керосина, которые подаются в камеру сгорания сжатым азотом. Вес заправленного комплекта ускорителя 870 кг, он развивает тягу 1900 кгс в течение 40 с. и после отработки сбрасывается на парашюте (имеется возможность повторного использования).


Основная стойка с двумя колесами.


Ниша уборки основной стойки.


Вооружение. Обычные и ядерные бомбы, морские мины массой до 9000 кг (нормальная масса бомбовой нагрузки - 4500 кг). Возможно оснащение самолета одной ядерной бомбой массой 4500 кг. Число обычных бомб калибром 450 кг может достигать 21. Оборонительное вооружение отсутствует.


Система кондиционирования воздуха и герметизации кабины объединена с противообледенительной системой (ее элементы размещены на носке крыла и передних кромках воздухозаборника, горячий воздух отбирается от двигателей) и системой обогрева бомбоотсека. Давление в кабине может быть установлено на крейсерский (0,63 кгс/см2) или "боевой" (0,32 кгс/см2) режимы. На случай пробивания кабины снарядом противника предусмотрена "заливающая" система подачи воздуха, включающаяся автоматически, когда давление в кабине падает до уровня, соответствующего высоте 8800 м.


Для дозаправки топливом в воздухе самолет может оснащаться съемным оборудованием. Оно включает установленный в бомбоотсеке дополнительный топливный бак с подкачивающей турбопомпой и лебедку с гибким шлангом и конусом, а также главный топливный насос с приводом от воздушной турбины, обтекатель на бомбоотсеке, два подкрыльевых подвесных топливных бака, подкачивающие насосы в фюзеляжных топливных баках и панель управления заправкой в кабине. Дозаправка в полете может выполняться на высоте до 12000 м при скорости 600 км/ч. Длина шланга 27 м.


Модификации:
Valiant B.1: 39 чистых бомбардировщика,включая пять предсерийных Type 674, которые были оснащены двигателями Avon RA.14 с тягой 9,500 lbf (42 kN) каждый как и более ранние Avon 201 и 34 Type 706 серийных самолета, оснащенных двигателями Avon RA.28 204 или 205 с тягой 10,500 lbf (47 kN) каждый и водно-метанольным впрыском для увеличения мощности на взлете.
Type 710 Valiant B(PR).1: восемь бомбардировщиков/фоторазведчиков. Valiant смог разместить съемный блок в бобоотсеке, содержащий до восьми камер с высоким разрешением и узким углом обзора и четыре широкоугольных камеры.
Type 733 Valiant B(PR)K.1: 13 бомбардировщиков/фото-разведчиков/танкеров
Type 758 Valiant B(K).1: 44 бомбардировщиков/ танкеров. Оба варианта танкера содержали съемную систему в бомбоотсеке с топливными баками и системой дозаправки в воздухе шланг-конус? А следующие 16 Valiant B(K).1s были заказаны, но заказ отменен.
Vickers также предложил вариант транспортного самолета на базе Valiant, низкоплан,с увеличенным размахом крыла до 140 ft (42.7 m) с 114 ft 4 in (34.8 m), удлиненным фюзеляжем до 146 ft (44.5 m),и более мощными двигателями. Работа над прототипом, получившим обозначение Type 1000, началась в начале 1953 года. Но строительство прототипа Type 1000 было отменено когда он был почти построен.
Производство Valiant завершилось в августе 1957 года; постройка последних шести самолетов была отменена в 1956 году.

ЛТХ:
Модификация Valiant B.Mk.1
Размах крыла 34.85
Длина самолета 33.00
Высота самолета 10.11
Площадь крыла 219.45
Масса, кг
пустого самолета 34420
нормальная взлетная 63500
максимальная взлетная 79380
Тип двигателя 4 ТРД Rolls-Royce Avon A28 Mk.204
Тяга нефорсированная, кгс 4 х 4540
Максимальная скорость, км/ч 910 на 9000 м
Максимальная скорость у земли: 667 км/ч
Крейсерская скорость, км/ч 796 на высоте 11 900 м
Практическая дальность, км 7240
Практический потолок, м 16460
Скороподъёмность: 23 м/с (1380 м/мин)
Длина разбега (при нормальной взлётной массе): 1098 м
Посадочная дистанция: 1676 м
Экипаж, чел 5
Вооружение: Бомбовая нагрузка - 4500-9000 кг
1 ядерная бомба или до 21х 450-кг бомб
Tags: 2014, raf, vickers, vickers valiant, музей, раф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment