McCulloch Model MC-4 это американский вертолет с тандемным расположением винтов и первый вертолет разработанный McCulloch Aircraft Corporation, подразделением McCulloch Motors Corporation. Он проходил испытания в United States Army как YH-30 и в United States Navy как XHUM-1.
Pima air museum,Tucson,Arisona.
Pima air museum ч.35: автожир McCulloch Super J-2
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
MCCULLOCH HUM-1 N4072K SN:133817, Наш вертолет был построен McCulloch Motors Corporation и передан United States Navy 15 июня 1953 года. Это был первый борт поставленный для испытаний в Naval Air Technical center в Patuxent ,River Naval Air Station ,Maryland. В августе 1955 года он был списан и в октябре 1974 поступил в музей.
Helicopter Engineering Research Corp была организована в 1947 году D.K Jovanovich и F.J. Kozloski,которые были сотрудниками Piasecki Helicopter Corp. Их первая разработка, двухместный вертолет с продольным расположением винтов Jov-3(рег номер N9000H), совершил свой первый полет в 1947 году. Этот вертолет имел 125hp двигатель Lycoming O-290, успешно летал до 1948 года. Он имел 3 лопастные винты диаметром по 5.64m, полный вес 618kg, и макс скорость 161km/h ,а дальность 221km.
Компания была переименована в J.O.V. Helicopters в 1948. Права на разработку были куплены McCulloch Motors в том же году для их нового подразделения Helicopter Division. Jovanovich в нем стал главным инженером. McCulloch продолжило разработку Model Jov-3 и получило McCulloch MC-4, который совершил свой первый полет 20 марта 1951 и получил сертификат FAA в 1953 - впервые в мире для вертолета продольной схемы. MC-4 был фактически увеличенной версией Jov-3 с винтами диаметром 6.71m и двигателем мощностью 165hp Franklin 6V4-165-832.
Вскоре после этого McCulloch начал строительство прототипа MC-4C (N4071K) и трех полностью ему подобных YH-30 (52-5837 до '39) для испытаний в U.S. Army.
Они были немного крупнее MC-4, имели двигатель мощностью 200hp Franklins и яйцевидные хвостовые плавники установленные ниже задней втулки несущего винта. Программа испытаний YH-30 не принесла военных заказов,также не было и гражданских заказчиков на MC-4C, который получил сертификат CAA 17 февраля 1953.
Фирма же McCulloch без особого успеха занималась вертолетостроением еще с 1943 г. Оба конструктора приобрели опыт проектирования геликоптеров продольной схемы на фирме Пясецкий. На фирме работала всего пятеро дипломированных инженеров, причем возраст самого старшего не превышал 40 лет.
Jovanovich и Kozloski покинули McCulloch когда Airplane Division был закрыт и основали Jovair Corp в 1957 для продолжения своих работ над вертолетами. Они вернули себе права на разработку и купили один из MC-4A (N4071K) который был произведен для испытаний в USN (как HUM-1).
Jovanovich продолжает работать над проектом, и N4071K становится в итоге прототипом нового 4-местного вертолета Sedan 4E. С двигателем Franklin 6A-335 мощностью 210hp,вертолет предполагает удобное расположение и доступ для 4 человек, 4 двери для трех пассажиров и пилота.
Турбированная версия,Sedan 4ES, была предложена с 225hp Franklin 6AS-335. Sedan 4E получил одобрение типа FAA в марте 1963,и два года спустя началось мелкосерийное производство этой модели. Новая версия с двигателем 235hp 6A-350 engine, была немного тяжелее.
В середине 1963года Jovair предложил модель Sedan 4A как сельхоз,учебный или транспортный вертолет. С грузоподъемностью в 450 кг этот вертолет получал доп отсек на месте задних пассажиров.
Это был последний проект разработанный Jovair ,а права в 1969 теперь вернулись вновь к McCulloch и они продолжили работу над Jovair 4E Sedan под именем McCulloch MC-4E.
Несущие винты-трехлопастные, лопасти изготовлены из легкого сплава. Задний винт установлен с превышением относительно переднего, плоскости вращения винтов незначительно перекрывают друг друга.
Конструкция вертолета - цельнометаллическая. В передней части фюзеляжа расположена кабина экипажа, летчики располагаются плечом к плечу, управление - двойное.
Заинтересованность в вертолете одно время выражали ВМС США, однако моряков в большей степени устроил геликоптер HUP конструкции Пясецкого.
Двигатель Франклин 6А24-200-С6 воздушного охлаждения мощностью 200 л.с. устанавливался в фюзеляже горизонтально ближе к хвосту в районе крепления основных опор шасси.
Хвостовое оперение,выглядит странно с этими щелями?
конструкция втулки винта
Общий вид сзади,горизонтальные рули по бокам обтянуты тканью
Шасси - неубираемое, трехопорное с носовой стойкой.
Это был один из самых маленьких вертолетов с такой схемой винтов.
Носовая стойка и посадочная фара
Конструкция вертолета достаточно проста:каркас из труб обшитых металлом
Багажный отсек перед двигательным
Двухместная кабина
винты приводятся в движение от одного двигателя через горизонтальный вал
табличка
хвостовое оперение
Задний винт
Охлаждение двигателя и трансмиссии
это и так понятно..:-))
Колесо основной стойки
Дверь в кабину аккуратно заклепана,не попадешь..
Табличка производителя
Попытка заглянуть в кабину
Чем плох вертолетик? Может такие вместо Робинсонов?:-))
А зачем столько труб торчит из двигательного отсека?
Модификации:
McCulloch MC-4 прототип с двигателем 165 hp Franklin, два построено, один для испытаний United States Navy.
McCulloch MC-4A вариант для испытаний United States Navy как XHUM-1, два построено.
McCulloch MC-4C прототип с двигателем 200 hp Franklin, 1 построен и дополнительно три для испытаний United States Army evaluation как YH-30.
Jovair Sedan 4E серийная гражданская версия на четыре места с двигателем 210 hp Franklin 6A-335.
Jovair Sedan 4ES Sedan с турбированным двигателем 225 hp.
Jovair Sedan 4A упрощенная сельхоз версия.
Военные варианты:
YH-30 военная версия MC-4C, три построено.
XHUM-1 два MC-4A для испытаний United States Navy, позже переименованы в HUM-1. (наш борт)
ЛТХ:
Модификация MC-4
Диаметр несущего винта, м 7.01
Длина,м 9.88
Высота ,м 2.77
Масса, кг
пустого 726
максимальная взлетная 1043
Тип двигателя 1 ПД Franklin 6A4-200-C6
Мощность, кВт 1 х 149
Максимальная скорость, км/ч 169
Крейсерская скорость, км/ч 137
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 3048
Экипаж, чел 2