?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прозвище "The Whale"(Кит) от своих экипажей A-3 Skywarrior получил как самый большой и тяжелый самолет,созданный для регулярных операций с палубы авианосца. Изначально разработанный в качестве стратегического ядерного бомбардировщика A-3 он оказался очень гибким и удобным для решения других задач после того,как флот потерял необходимость в стратегических бомбардировщиках. Его разработка началась в 1948 году,а первый прототип полетел в 1952. На флоте он использовался также в роли воздушного танкера и самолета электронной разведки в 1970х. Некоторые борта оставались в качестве испытательных до конца 90х годов. Всего шесть бомбардировщиков A3D-1 были конвертированы в YA3D-1Q (YEA-3A) самолет электронной разведки с герметичным отсеком для оборудования вместо бомболюка.

Pima air museum,Tucson,Arisona.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Douglas YEA-3A Skywarrior C/N 9262 130361


Самолет 593-8 создавался под руководством ведущего конструктора фирмы Эда Хейнемана, одного из лучших авиаинженеров и великолепного организатора. Специалистами "Дугласа" были разработаны аванпроекты трехместных самолетов с прямым и стреловидным крыльями, силовая установка которых состояла из двух размещенных на пилонах ТРД.


Определяющим фактором при проектировании стали размеры бомбового отсека (длина не менее 4,57 м), выбранные из условия размещения атомной бомбы или пестрой комбинации обычных видов авиационного вооружения общей массой 5439 кг.


При окончательном рассмотрении выбрали проект с перспективными ТРД J-40 фирмы "Вестингауз" и высокорасположенным стреловидным крылом, оборудованным автоматическими предкрылками. Самолет выглядел очень авангардно, в нем нашли воплощение результаты последних исследований, проведенных в аэродинамической трубе Калифорнийского технологического института на динамически подобных оловянных моделях.


В конце 1949 г. был подписан контракт на постройку двух летных прототипов, которые были построены в середине 1952 г. Первый из них (серийный 125412) получил индекс XA3D-1 и взлетел 28 октября 1952 г. с авиабазы ВВС США Эдварде. Его силовая установка включала два ТРД XJ-40-WE-3 с тягой по 3175 кгс, которые на серийных бомбардировщиках планировалось заменить на J-40-WE-12 с тягой по 3400 кгс. Однако J-40 обладал целым рядом серьезных недостатков, и второй прототип YA3D-1 оснастили двигателями J-57-P-6 тягой по 4400 кгс (Этот ТРД, разработанный фирмой "Пратт-Уитни" дня В-52, стал поистине этапным и устанавливайся также на F-6/8/100/101/102, U-2, В-57, Boeing-707)


На новом самолете предусмотрели возможность использования 12 ракетных ускорителей JATO фирмы "Аэроджет", которые развивали тягу более 24 т и позволяли взлетать с палубы любого ударного авианосца без катапульты. YA3D-1 (130352) поднялся в воздух в начале 1953 г.


После завершения заводских испытаний XA3D-1 и YA3D-1 служили стендами для отработки размещения и совместимости оборудования фоторазведчика YA3D-1P и самолета радиотехнической разведки (РТР) YA3D-1Q(наш борт). На них отсутствовало оборонительное вооружение, а радиоэлектронное устанавливалось не в полном объеме.


Серийное производство новых тяжелых штурмовиков фирма развернула на своем заводе в Эль-Сегундо (прибрежный район Лос-Анджелеса) параллельно с выпуском AD-5W "Скайрейдер". 16 сентября первый серийный самолет оторвался от ВПП международного аэропорта Лос-Анджелеса, на которую выходила бетонка завода. Новая машина получила обозначение A3D и по традиции наименование Skywarrior (небесный воин). В течение года было построено 50 самолетов модификации A3D-1. Из них на первых пяти (130352-130356) сохранились на вершинах килей характерные для опытных машин контейнеры с элементами радиоэлектронного оборудования управления огнем системы оборонительного оружия "Аэро-21", включавшей две 20-мм пушки.


Второй и последней ударной версией "Скайуорриора" стал A3D-2. Самолет получил более совершенное прицельно-навигационное и связное оборудование, более мощные двигатели J-57-P-10 с тягой по 5625 кгс, позволившие увеличить бомбовую нагрузку до 5811 кг.


Для сохранения взлетно-посадочных характеристик был увеличен размах предкрылков за счет дополнительной секции между пилоном двигателя и фюзеляжем. С целью сокращения длины пробега при посадке на сухопутный аэродром самолет оснастили тормозным парашютом.


Начиная с машины 138322, установили РЛС AN/ASB-7, что повлекло изменение формы носового обтекателя. Новая версия получила возможность дозаправки в полете, для чего была установлена соответствующая аппаратура и штанга топливоприемника.


Первые A3D-2, как и все A3D-1, выпускались с двумя 20-мм пушками в хвостовой части фюзеляжа. Однако вскоре вместо них самолет оснастили автоматом ALE-41 выброса дипольных отражателей, который приводился в действие по сигналу станции радиотехнической разведки ALQ-76. На штурмовиках более поздних серий хвостовую часть облагородили, и ее форма получила аэродинамическую завершенность.


Первый A3D-2 взлетел 12 июня 1956 г. Эта модификация производилась до 1960 г., всего было выпущено 164 самолета. Один из них (138905) получил индекс YA3D-2 и был передан в NATC для исследования характеристик устойчивости работы двигателя на различных режимах полета. В начале 1957 г. новые "Скайуорриоры" стали поступать на вооружение.


В 1962 г. в США была принята новая, упрощенная система обозначения авиатехники, и A3D-1 получил индекс А-ЗА, a A3D-2 - А-ЗВ. Самолеты эксплуатировались в 13 эскадрильях тяжелых штурмовиков авиации ВМС со всех ударных авианосцев. После поступления на флот "Скайуорриоров" самолеты AJ-2 "Сэвидж" переделывались в заправщики и разведчики.


В начале 60 гг. на вооружение флота США поступили атомные подводные лодки с баллистическими ракетами UGM-27 "Поларис", и стратегическая значимость авианосцев с ядерными носителями на борту значительно уменьшилась. Появились и новые палубные ударные самолеты, выполняющие задачи, возложенные на "Скайуорриор", с большей эффективностью, но меньшие по размерам. К 1967 г. штурмовиков А-3А/В в составе авиационных крыльев не осталось.


В 1959-60 гг. было выпущено 12 самолетов A3D-2T (ТА-ЗВ), которые предназначались для подготовки штурманов и операторов РЭБ. В герметизированном фюзеляже разместили рабочие места для шести курсантов и инструктора с индивидуальными индикаторами РЛС и другими приборами. На левом борту имелись четыре квадратных иллюминатора, на правом - три и входная дверь. Для обучения способам бомбометания ядерными боеприпасами на подкрыльевом пилоне мог подвешиваться контейнер Аего8А-1.


5 самолетов A3D-2Q переделали в штабные VA-3B. Этот вариант отличался от ТА-3В лишь интерьером фюзеляжа. Машины использовались для перевозки высшего руководства флота и дислоцировались на базе ВМС в Вашингтоне.


"Скайуорриор" широко использовался и при проведении различных испытаний, для чего как нельзя кстати пришелся большой объем его фюзеляжа, позволявший разместить необходимую аппаратуру. В состав специальной исследовательской эскадрильи Thunderbird наряду с другими самолетами входили четыре ERA-3B (146446, 144832, 142668, 142256} и ТА-ЗВ (144856), получившие обозначения N161TB, N162TB, N163TB, N256HA и N160TB, соответственно.


NASA проводило исследования по созданию на базе А-3 самолета укороченного взлета с высокой скоростью полета и низким уровнем шума. Предполагалось оснастить его передним горизонтальным оперением, Т-образным хвостовым и четырьмя двигателями, установленными над крылом. Проект был закрыт по финансовым соображениям.


В августе 1964 г. американские Вооруженные силы втянулись в войну во Вьетнаме. "Скайуорриоры" приняли в ней участие во всех своих основных ипостасях. В зоне боевых действий побывали "киты" (прозвище, которое А-3 получил на флоте) не менее чем девяти эскадрилий, которые действовали главным образом с палуб, а иногда - и с базовых аэродромов.


Самый большой штурмовик флота хоть и мог нести практически все типы авиабомб, которыми располагали ВМС, но был плохо приспособлен для действий с малых высот, обладал недостаточной маневренностью и оказался весьма уязвимым.


Ни один из американских палубных самолетов не находился на вооружении так долго, как Дуглас А-3 "Скайуорриор". За 39 лет службы он сыграл заметную роль в истории ВМС США. Его создание послужило толчком к строительству суперавианосцев, он был самым тяжелым и многоцелевым самолетом, служившим на палубе в качестве штатной боевой единицы.


На его базе для ВВС создали бомбардировщик В-66 "Дистройер". Всего выпущено 283 "Скайуорриора" различных модификаций. В середине 1997 г. ВМС эксплуатировали еще три машины в качестве летающих лабораторий.


Четыре самолета законсервированы и находятся на хранении в аэропорту Мохаве, штат Калифорния.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.


Оборонительное вооружение состоит из спаренной 20-мм пушки с дистанционным управлением. Над ней смонтирована антенна прицельной РЛС. Стрельбой управляет штурман.


Бомбовое вооружение "Скайуорриора" размещается в бомбоотсеке длиной 4,5 и шириной 1,5 м. В нем могут подвешиваться: ядерные, термоядерные, глубинные и обычные бомбы, авиационные мины, торпеды общей массой до 5440 кг.


Для сокращения взлетной дистанции за панелями воздушных тормозов могут подвешиваться 12 стартовых твердотопливных ускорителей.


В хвостовой части снизу находятся тормозной крюк и традиционная хвостовая опора с маленьким колесом, предохраняющая фюзеляж от удара о палубу при заходе самолета на посадку.


На боковой поверхности задней части фюзеляжа установлены панели воздушных тормозов большой площади, применяемые при пикировании.


Под стрелковой установкой расположен тормозной парашют. Крыло и киль самолета складываются с помощью гидравлических механизмов.


Стабилизатор с изменяемым углом установки, несущий руль высоты, имеет стреловидность 40


На вершине киля у опытных самолетов и у A3D-1 размещался контейнер с противоштопорным парашютом; во время модернизации он был снят.


Палубный бомбардировщик A3D (по американской классификации - штурмовик) представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом (стреловидность 36) и однокилевым хвостовым оперением.


Бомбардировщик оборудован прицельно-навигационной РЛС, до-плеровским измерителем скорости и угла сноса, бомбардировочным оптическим прицелом. У машин A3D-2 в хвостовой части вместо пушек стоит аппаратура РЭБ. Разведывательная версия снабжена 12 фотоаппаратами различных типов и ИК-станцией разведки, которые находятся в бомбоотсеке и носовой части фюзеляжа. На ЕА-ЗВ в длинном контейнере под бомбоотсеком имеется РЛС бокового обзора, а также аппаратура радиотехнической разведки и РЭБ.


Механизация крыла включает в себя предкрылки и закрылки.


Шасси трехстоечное, с носовым колесом. Передняя стойка убирается вперед, а основные - назад, в ниши по бортам фюзеляжа.


Фюзеляж, в основном квадратного сечения, оборудован трехместной герметизированной кабиной, где размещались летчик, летчик-бомбардир и штурман.


Двигатели установлены на пилонах под крылом в обтекаемых гондолах. На всех "скайуорриорах" использовались двигатели серии J-57 с тягой от 4400 до 5624 кг, в зависимости от модификации самолета.


Топливо размещается в двух фюзеляжных баках - впереди и позади крыла и в крыльевых, расположенных внутри крыла (от фюзеляжа до линии складывания). Максимальный запас топлива - 15 т.


У заправочной модификации, благодаря подвесному топливному баку в бомбоотсеке, масса горючего увеличена почти до 20


Катапультируемые сиденья отсутствуют. Для аварийного покидания используется люк, расположенный за передней стойкой шасси.


При посадке на воду экипаж выбирается через люк в фонаре кабины. Подобное конструктивное решение позволило облегчить массу машины на 250 кг.


За кабиной экипажа находится бомбоотсек. У самолетов-разведчиков он герметизирован, и в нем имеются места для двух операторов разведывательного оборудования.


Немного истории нашего самолета: Douglas YEA-3A он же A3D-1Q серийный номер 130361,цветовая схема Naval Air Testing Center,Patuxent River NAS,Maryland 1969

а теперь собственно произведен Douglas Aircraft и поставлен в US Navy 31 марта 1955 года
апрель 1955 отправлен в Norfolk NAS для модернизации
июль 1955 переобозначен в YA3D-1Q
январь 1956 отправлен Naval Air Testing Center,Patuxent River NAS,Maryland
сентябрь 1956 служба в Electronic Countermeasures Squadron Two(VQ-2) Port Lyautey,Morocco
февраль 1959 подразделение перебазировалось в Rota, Spain
март 1960 снова в Naval Air Testing Center,Patuxent River NAS,Maryland
апрель 1963 временно передан US Army и фирме Westinghouse для испытания SLAR в Baltimore,Maryland
сентябрь 1968 в Lakehurst Naval Air Station,New Jersey
март 1969 в Naval Air Testing Center,Patuxent River NAS,Maryland
декабрь 1970 передан в Davis-Monthan AFB,Arisona на хранение
июль 1971 выставлен в музее


Модификации:

XA3D-1: два прототипа с Westinghouse J40 turbojets, без вооружения в хвосте.
YA3D-1 (YA-3A): один предсерийный прототип с двигателями Pratt & Whitney J57. позже использовался для испытаний в Pacific Missile Test Center.
A3D-1 (A-3A): 49 самолетов начальной серийной версии,выполняли скорее испытательную роль на авианосцах.
A3D-1P (RA-3A): один A3D-1 конвертированный в прототип для A3D-2P с блоком камер в бомбо отсеке.
A3D-1Q (EA-3A): пять A3D-1s конвертированные в электронных разведчиков (ELINT), с оборудованием ECM и 4 операторами в оружейном отсеке.
A3D-2 (A-3B): окончательная производственная версия бомбардировщика,усиленные,с более мощным двигателями,немного больше площадь крыла(812 ft²/75 m² против 779 ft²/72 m²),система дозаправки в воздухе для возможности работы в качестве танкера.
A3D-2P (RA-3B): 30 фоторазведчиков с 12 камерами в оружейном отсеке и осветительными бомбами. Улучшенная герметичность этого отсека,позволяла операторам проверять работу камер.
A3D-2Q (EA-3B): 24 самолета в версии для электронной борьбы. Они служили во флоте почти 40 лет,и были заменены ES-3A Shadow.


A3D-2T (TA-3B): 12 учебных самолетов бомбардировщиков. пять позже преобразованы в вип транспорты(два переименовали в UTA-3B).
KA-3B: 85 бомбардировщиков A-3B переоборудованных в 1967 в танкеры с системой шланг-конус.
EKA-3B: 34 KA-3B танкеров переоборудованных для двойных задач :электронная борьба(ECM)/танкер. Многие были конвертированы обратно в KA-3B (без ECM) после 1975.
ERA-3B: восемь RA-3B конвертированные в electronic aggressor aircraft(я не совсем понимаю смысл этого термина).
NRA-3B: шесть RA-3B конвертированных для различных небоевых испытательных задач.
VA-3B: два EA-3B конвертированных в VIP транспорта. Оба самолета предназначались для Chief of Naval Operations и летали из Andrews AFB в Washington, DC.
NTA-3B: один самолет конвертированный Hughes/Raytheon для испытания радара для F-14D Tomcat.
B-66 Destroyer: U.S. Air Force заказали 294 экземпляров производных B-66 Destroyer,большинство которых использовалось как разведывательные самолеты и самолеты электронной борьбы. Destroyer был оснащен катапультными креслами.

ЛТХ:
Модификация A-3A
Размах крыла, м 22.10
Длина самолета,м 23.27
Высота самолета,м 6.95
Площадь крыла,м2 75.43
Масса , кг
пустого самолета 17876
нормальная взлетная 31751
максимальная взлетная 37195
Топливо
внутренние топливо, л 16701
Тип двигателя 2 ТРД Pratt Whitney J57-P-10
Тяга, кН
нефорсированная 2 х 46.71
форсированная 2 х 55.16
Максимальная скорость, км/ч 982
Крейсерская скорость, км/ч 837
Практическая дальность, км 4670
Боевой радиус действия, км 3381
Практический потолок, м 12495
Экипаж 3
Вооружение: две 20-мм пушки
боевая нагрузка - 5440 кг
ядерные и обычные бомбы: 4х 907-кг бомбы или
12х 454-кг бомбы или 24х 227-кг бомбы или
одна ядерная бомба

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow