igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Category:

Музей РАФ-2: летающая лодка Supermarine Seagull V она же Walrus Mk I

Supermarine Seagull это британская летающая лодка-амфибия биплан,разработанная из Supermarine Seal компании Supermarine. Seagull полностью построена из дерева. А версия Supermarine Seagull V получила новое наименование: Walrus.

Музей РАФ и РАФ-2
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Одной из разработок фирмы Supermarine заинтересовались Королевские Австралийские ВВС.
Внимание заокеанских заказчиков привлек Seagull ("Чайка") - небольшая амфибия-биплан с деревянным фюзеляжем и двигателем с тянущим пропеллером. Австралийцы заказали в 1925 г. шесть экземпляров машины под обозначением Seagull Mk III", которые затем интенсивно эксплуатировались в интересах геологической разведки и топографии


Позже такими машинами хотели оснастить боевые корабли австралийского флота, но дело осложнилось тем, что самолеты не снабжались оборудованием для катапультного старта и не имели для этого достаточного запаса прочности. Потребовались значительные переделки, результатом которых стал прототип новой модификации Seagull Mk V с усиленным планером. Коренным отличием самолета от предшественника также стало изменение положения двигателя: теперь воздушный винт стал толкающим.


Экономическая депрессия и связанные с ней трудности привели к тому, что в конце 1928 года компания Supermarine была поглощена более крупной фирмой Vickers, фактически став ее филиалом. Теперь она называлась Supermarine Aviation Works (Vickers), Ltd. А спустя еще десять лет обе компании "съел" могучий концерн Vickers-Armstrongs (Aircraft) Ltd...Но компания Supermarine даже после этого продолжала разрабатывать, строить и продавать самолеты под своим собственным именем.


Прототип получил обозначение N-1. Первый полет состоялся 21 июня 1933 года. Машину пилотировал главный испытатель ("Шеф Тест-Пилот") Vickers "Мэтт" Саммерс. Он отметил хорошие летные качества самолета. Единственным существенным недостатком, проявившимся в первые дни испытаний, стала неважная управляемость на рулении по земле, связанная с недоработками в конструкции шасси.


26 июня машину показали общественности и прессе на аэрошоу Общества Британских Авиаконструкторов (SBAC) в Хендоне. Саммерс продемонстрировал пилотажные возможности амфибии, выполнив в показательном полете мертвую петлю. По окончании шоу прототип вернулся на базу в Вулстоне для продолжения испытаний. После завершения программы самолет 29 июля 1933 года отправили в Морской Авиационный Экспериментальный Центр (МАЕЕ) в Феликстоу для официальных испытаний под эгидой Министерства Авиации. Непосредственно перед перелетом в МАЕЕ обозначение на борту машины изменили на N-2, так как выяснилось, что уже находящаяся в Феликстоу летающая лодка Supermarine Southampton имеет номер N-1.


К этому времени австралийское военно-морское командование, в чьих интересах и создавалась машина,поребовало ускорения испытаний и демонстрации возможностей самолета по старту с катапульты. Специалисты фирмы поспешили 19 января 1934 года перевести N-2 в Королевский Авиационный Центр (РАЕ) в Фарнборо, где было выполнено несколько пробных взлетов с катапульты. Машиной управлял испытатель РАЕ флайт-лейтенант С.Р.Юби. Результаты вполне удовлетворили заказчика, после чего самолет вернулся в Вулстон.


Испытания продолжались успешно. Самолет хорошо управлялся и прекрасно чувствовал себя на воде. Но, небольшие доработки и переделки все-таки потребовались. В частности, были несколько изменены обводы корпуса для придания ему большей аэродинамической чистоты. Гондолу двигателя повернули на 3 влево по отношению к центральной оси планера для компенсации реактивного момента винта.


В августе 1934 года, правительство Австралии заказало 24 экземпляра машины по спецификации 6/34 своего министерства авиации. После этого зашевелились министерство авиации и Адмиралтейство в самой Великобритании. Они решили срочно изучить перспективы использования в этой роли Supermarine Seagull V. Для этих целей использовали прототип Seagull V, остававшийся собственностью фирмы и не предназначенный к отправке в Австралию.


Весной 1934 года самолет погрузили на палубу авианосца HMS Courageous, направлявшегося в Гибралтар. Там N-2 временно включили в состав 444 боевого звена и провели всесторонние испытания в условиях, приближенных к боевым. Ведущим испытателем был лейтенант-коммандер Каспар Джон. Самолет получил весьма высокую оценку.Прототип вернулся в метрополию. Испытания продолжались до конца мая. В результате было признано необходимым внести некоторые доработки, в частности, изменить конструкцию крыльевых поплавков для улучшения плавучести машины и перекомпоновать рабочее место наблюдателя. После окончания этой испытательной эпопеи министерство авиации решилось принять N-2 на свой баланс.


Амфибии присвоили серийный номер К4797. 1 января 1935 года она прибыла на флотскую авиабазу в Лион-Солент, откуда на борту линкора Nelson отправилась в поход в Вест-Индию. Вскоре выявилась еще одна недоработка конструкторов, едва не приведшая к фатальным последствиям, а именно - отсутствие индикатора положения шасси,видного из кабины экипажа. В одном из полетов при посадке на воду шасси оказалось выпущенным и самолет перевернулся. На борту в этот момент находился командир эскадры адмирал Роджер Бэкхаус. К счастью, адмирал, как и пилот, не пострадали. Машина после небольшого ремонта продолжила летать.


Вскоре при взлете с акватории Гибралтара самолет врезался в противолодочное заграждение и затонул. Экипаж вновь остался цел и невредим, но карьера первого Seagull V на этом закончилась.
Аварии не подорвали репутацию машины, и 4 апреля 1935 года министерство авиации задним числом выпустило спецификацию 2/35 на новую амфибию и заказало еще 12 экземпляров, присвоив им серийные номера с К5772 по К5783. В их кабинах установили индикаторы выпуска-уборки шасси. Одновременно самолет переименовали из Seagull V заменили на Walrus Mk I(Морж)


Перед тем, как приступить к постройке серии, Митчелл 25 октября посетил Адмиралтейство, где ознакомился с рекомендациями моряков по новой машине: - межпалубное расстояние на новых авианосцах составит 19 футов (5,8 м); - самолетные ангары новых боевых кораблей будут иметь аналогичную рабочую высоту; - размах крыла Walrus в 46 футов (14,02 м) необходимо по возможности уменьшить; - для длительных полетов на амфибии желательна установка автопилота; - необходимо значительно увеличить размеры остекления кабины штурмана; - место радиста должно располагаться ближе к месту штурмана; - можно пожертвовать разгонными характеристиками и скороподъемностью машины в пользу большей прочности конструкции и безопасности на посадке при значительном волнении водной поверхности.


Первый серийный Walrus (К5772) впервые взлетел в Вулстоне 18 марта 1936 года Пилотировал Джордж Пикеринг. Внешне Walrus отличался от Seagull наличием дополнительной пары межкрыльевых стоек рядом с мотогондолой и складывающимися назад крыльями. Walrus стал первым самолетом британских Королевских ВМС, имевшим полностью закрытую кабину для экипажа из четырех человек. Фюзеляж - цельнометаллическая однореданная лодка со стальным каркасом и дюралевой обшивкой. Крылья, стабилизатор и все управляющие поверхности - смешанной конструкции (лонжероны и несущие нервюры - нержавеющая сталь; остальные нервюры - спрус) с полотняной обшивкой.


Фюзеляж самолета представлял собой однореданную лодку с плоскими бортами и условно делился на три части: носовую , центральную и хвостовую.


В носовой части располагались кабины штурмана и пилота, разделенные между собой приборной доской. Первая оснащалась прицельным и навигационным оборудованием. Доступ в нее осуществлялся через люк в верхней части фюзеляжа. На взлете и посадке он закрывался крышкой, которая исключала попадание воды вовнутрь.


Максимально приподнятое, регулируемое по высоте пилотское сиденье обеспечивало летчику хороший обзор на всех этапах полета. Все пилотажно-навигационные приборы размещались на приборной доске. Остекление пилотской кабины осуществлялось прямоугольными панелями из оргстекла. Боковые панели (форточки) могли сдвигаться назад. Верхние панели также сдвигались назад, обеспечивая доступ в кабину летчика.


За кабиной летчика размещался отсек кабины стрелка-радиста, в котором устанавливались кресло, рабочий стол, радиостанция и связное оборудование. На 9-м шпангоуте располагались узлы крепления стоек основного шасси, тяги системы их уборки-выпуска и гидроцилиндры.


Свободное пространство в фюзеляже между рабочим местом радиста и кормовой турелью использовалось для перевозки грузов или людей. Тут же стояли баллоны со сжатым воздухом для запуска двигателя и противопожарное оборудование.


Между 13-м и 14-м шпангоутами находилась турельная стрелковая установка для защиты задней полусферы. Люк турели имел сдвижной козырек, фиксировавшийся в открытом и закрытом положениях.


За хвостовой огневой точкой размещалась резиновая спасательная лодка.


Крыльевые поплавки закреплялись на двух стойках.

Двигатель Bristol Pegasus II - 9-цилиндровый радиальный воздушного охлаждения мощностью 635 л.с. - располагался внутри коробки крыльев и закрывался спереди металлическим обтекателем овальной формы, внутри которого находился маслорадиатор.


Он закреплялся в обтекаемой гондоле между крыльями. Там же находились все агрегаты топливной и масляной систем и расходный топливный бак. Для упрощения доступа к двигателю и его агрегатам на стойках крепления мотогондолы устраивались ступеньки и поручни.


Деревянный воздушный винт Supermarine - толкающий четырехлопастный, составленный из двух двухлопастных винтов, скрепленных перпендикулярно друг другу.


Запуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом.

Инструкция на борту.

Внутрь так и не удалось толком заглянуть...

Силовой набор корпуса выполнялся в двух вариантах. Самолеты Walrus Mk.I, которые выпускались фирмой Supermarine, изготавливались в основном из анодированного дюралюминия. Шпангоуты - из соснового бруса, стрингеры - из дюралюминия, а обшивка фюзеляжа - клепанная из дюралюминиевых листов.

Можно рассмотреть обтекатель 635 сильного двигателя. В нем располагался маслорадиатор...

Обшивка крыльев была смешанная: передняя кромка до первого лонжерона фанерная, а остальная часть и элероны обшивались полотном.

Задний пулемет...

Шасси - классического типа. Основные стойки убирались с помощью гидропривода в нижнее крыло.

Хвостовое колесо - в обтекателе, который при движении по воде выполнял роль руля поворота.Хвостовое колесо тоже могло закрываться обтекателем. При старте с корабельной катапульты основные стойки шасси находились в убранном положении.

Однокилевое хвостовое оперение имело стабилизатор, закрепленный четырьмя подкосами к килю, который составлял единое целое с конструкцией лодки. Лонжероны стабилизатора стальные, а нервюры деревянные. Обшивка всех поверхностей оперения - полотняная. На рулях направления и высоты имелись триммеры.


Вооружение летающей лодки состояло из двух 7,71-мм пулеметов "Виккерс" или "Льюис", устанавливавшихся на облегченных турелях. Из переднего пулемета огонь вел штурман

из кормового - стрелок-радист.Во время взлета и посадки пулеметы обычно снимали и прятали от брызг соленой воды в фюзеляж, а их люки плотно закрывали крышками. Боекомплект каждого пулемета состоял из 500 патронов.

Под нижним крылом самолета могли подвешиваться бомбы среднего и малого калибра. На первых сериях самолетов ставили механические бомбодержатели, позже их заменили на электромеханические.

Верхнее и нижнее крылья самолета одинакового размаха и равной площади практически полностью аналогичны друг другу по конструкции. Их силовой набор состоял из двух стальных лонжеронов с трубчатыми полками и гофрированными стенками.


В верхнем крыле находились два топливных бака, сваренных из мягкого алюминия, общей емкостью 568 л. Нижнее крыло отличалось от верхнего только тем, что объемы, занятые в верхнем баками, использовались в качестве колесных ниш основных стоек шасси.

Walrus был амфибией,те обладал возможностью взлетать и садиться на грунт, используя убираемое колесное шасси. Уборка стоек шасси осуществлялась их поворотом вокруг оси крепления, при этом колеса входили в ниши на нижней поверхности крыла. Система выпуска и уборки гидравлическая. На первых серийных самолетах узлы крепления стоек закрывались обтекателями. В дальнейшем от них отказались.

Жесткость коробки крыльев обеспечивала система подкосов и расчалок.


И немного истории нашего самолета:это пожалуй единственный целый Supermarine Seagull V в природе,еще в Fleet Air Arm Museum можно наблюдать корпус...Правда еще существуют три Walrus в различных музеях.
Наш Supermarine Seagull V с номером A2-4 это один из первых оригинальных самолетов для Австралии.
Он был построен в 1934 году, прибыл в Австралию в начале 1936 года где изначально попал в No. 101 Flight RAAF.
Перед войной он выполнял много различных задач и летал с HMAS Sydney. Большую часть войны он провел на службе в 9 Squadron RAAF в Австралии.
В 1946 году,он был продан гражданским собственникам и получил регистрацию VH–ALB.
В течении 1950 и 60 годов,он побывал в руках различных собственников из Австралии перед тем,как был сильно поврежден при взлете в 1970 году в Taree, New South Wales.
Заброшенный борт сильно пострадал от вандализма,когда его купил RAF Museum,в обмен на Spitfire и деньги.
В 1973 году,его перевезли в Великобританию на самолете RAF Short Belfast через Тихий океан и США.
Рестоврация началась немедленно после прибытия самолета в хранилище RAF Museum на авиабазе RAF Henlow и он был выставлен в музее начиная с 1979 года.

ЛТХ:
Модификация Walrus Mk I
Размах крыла, м 13.97
Длина, м 11.58
Высота, м 5.13
Площадь крыла, м2 55.93
Масса, кг
пустого самолета 2223
нормальная взлетная 3334
Тип двигателя 1 ПД Bristol Pegasus II
Мощность, л.с. 1 х 635
Максимальная скорость , км/ч
на уровне моря 200
на высоте 217
Крейсерская скорость , км/ч 153
Практическая дальность, км 966
Скороподъемность, м/мин 244
Практический потолок, м 5650
Экипаж, чел 4
Вооружение: один 7,7-мм пулемет Vickers K калибра в носовой части и
один(два) в середине фюзеляжа;
бомбовая нагрузка весом до 272 кг на подкрыльных бомбодержателях или 2 глубинные бомбы Mk VIII.

Tags: 2014, raf, supermarine, supermarine seagull v, walrus, летающая лодка, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments