?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На каждом Sun n Fun можно полетать на чем то особенном. В этот раз меня пленила возможность полетать на AH-1 Cobra полет на Хьюи я уже не осилил. Итак:
Bell AH-1 Cobra — американский ударный вертолёт, разработанный фирмой Белл Геликоптер Текстрон в начале 1960-х годов. Первый в мире специально спроектированный боевой вертолёт. С большим успехом применялся во Вьетнамской войне и других вооружённых конфликтах. В начале XXI века вертолёты AH-1 продолжают находиться на вооружении ряда стран, в том числе и США.

Pima air museum,Tucson,Arisona.
Sun n Fun 2014
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш вертолет АН-1F Huey Cobra модификация АН-1S (MC) Huey Cobra ( МС - Modernized Cobra), модернизация по программам ECAS и Prod плюс доплеровская навигационная система, ИК датчики ALQ-144 и лазерный целеуказатель Rockwell AAS-3.Год постройки нашего борта 1967, (C/N):67-15826 принадлежит Army Aviation Hertiage Foundation And Museum (некий фонд содействия...) бортовой N826HF


Как обычно борта на которых можно полетать стоят чуть ближе к ВПП и к ним так просто не попадешь,первоначально надо записаться у палаток расположенных прямо у РД,там где обычно стоял Форд Тримотор. Что я и сделал по сходной цене. Было два варианта: за 300 и 500 долларов. Хоть убейте я не понял чем они отличаются,но выбрал тот,который подороже:-)))


В общем ничего хитрого вертолет тут не делает,это просто большой круг,а вот между вторым и третьим разворотами они позволяют себе порезвиться.


В 2009 году вертолет был частью пилотажной группы из четырех подобных вертолетов известной как Sky Soldiers AH-1F Cobra Precision Flight Demonstration Team .


Оплатив это безобразие и ожидая время полета,я пробрался к вертолету и немного его сфотографировал. Немного в моем смысле вы сами понимаете....


все вооружение тут бутафорское,установлена только дымосистема,которая имитирует стрельбу НУРСами.


Особенно порадовал багажник:-)))


Кабина двухместная,впереди располагается оператор,сзади пилот.


черная емкость похоже и есть хитрая дымосистема. Вертолет может нести 262 галлона топлива!!!


хвостовой винт


Фото 53.


бутафорский пулемет


вид спереди


а что за трубочки перед лобовым стеклом? обдув? антиобледенительная система?


тут видимо какие то системы закрыты,когда они не нужны


Фото 48.


Винт,видны резиновые ограничители,которые не позволяют сильно гулять лопастям в вертикальной плоскости


Фото 50.


общий вид слева


воздухозаборник мощного двигателя Lycoming T-53-L-703 мощностью 1800 лс.


общий вид


оператор и пилот забираются в вертолет с разных сторон


я буду летать на этом месте


интересное место для ПВД


Фото 58.


хвостовоая балка


вот три вертолета этого фонда,которые катали людей. Покатушки на Хьюи стоили около 100 долларов сша. Там бы вы сидели боком по движению у открытого люка


прогрев,проверка?


Фото 62.


Фото 63.


вертолет принимал активное участие в открытии авиационной программы имитируя воздушный бой с Хьюи


заглянем в кабину,это кабина пилота,тут циклик полноценный так же как и шаг газ


приборная панель


шаг газ


радиосвязь и навигация


прелесть этого кресла в том,что оно обдувается изнутри и спине совсем не жарко


циклик


а вот что хранят в багажнике бравые военные


но вот меня размещают в передней кабине и я пытаюсь оглядеться,тут уже вместо полноценного циклика всего лишь джойстик


приборы двигателя и пилотажно навигационные


что и чем управляет правая панель? оружие?


радиосвязь и навигационный компьютер?


такой вот шаг газ


ну и прицел,в который я притянутый ремнями не смог заглянуть в воздухе


Фото 80.


Фото 81.


управление ракетами


Фото 83.


Фото 84.


педали





и вот мы взлетаем


взлет кобры from Igor Kolokolov on Vimeo.





попытка сфотографировать себя в вертолете


мы отходим чуть в сторонку и пилот демонстрирует различные боевые маневры


Фото 88.


с собой дали взять только маленький фотоаппарат и он не позволяет дать широкий угол для нормального представления


Фото 90.


Фото 91.




тут шесть минут полета,много,но можно поперелистывать


на кобре над флоридой from Igor Kolokolov on Vimeo.






мы смело атаковали домишки и машины и не переживали за последствия





немного покуролесив мы идем по самолетному на посадку



заход на посадку на кобре from Igor Kolokolov on Vimeo.







фото моего пилота на его рабочем месте,имя и фамилию я разобрать на сертификате не смог



Теперь переходим к вертолету,который я более подробно снаружи разглядел в Pima air museum. AH-1S Cobra серийный номер 70-15985.


История этого вертолета:
построен как AH-1G фирмой Bell Aircraft и поступил на службу в армию США в феврале 1972 года
август 1972 года 351st Aviation Company Германия
апрель 1973 года 71st Aviation Company Германия
апрель 1976 года передан в NASA Langley Research Center Hampton Вирджиния
август 1976 года модифицирован по стандарту AH-1S
декабрь 1976 года 3rd Infantry Division Германия
янвать 1977 года 501st Cavalry Brigade 1st Infantry Division Германия
февраль 1982 года 394 Transport Company Германия
январь 1983 года 3rd Infantry Division Германия
июнь 1983 года передан в Национальную гвардию
ноябрь 1983 года 149th Aviation Battalion национальной гвардии Аризоны Феникс Arizona
декабрь 1986 года 551th Aviation Battalion национальной гвардии Аризоны Marana Arizona
декабрь 1992 года Western Army Aviation Training site Marana Arizona
октябрь 1996 года передан в Pima air museum


Эффективное использование вертолетов в Корее породило во всем мире настоящий вертолетный бум. С учетом опыта войны в Корее, опираясь на конструкцию удачной машины "модель 47", на фирме "Белл" разработали UH-1 - знаменитый "Хью". Фирма на свой страх и риск, без поддержки военных начала разработку специализированного боевого вертолета. Два члена экипажа располагались тандемом, стрелок - на переднем сиденье, летчик - на заднем. Узкий фюзеляж со стрелковым вооружением в передней части, крыло небольшого размаха.

Первые прикидки по "промежуточному" боевому вертолету были готовы в августе 1963-го. В этом же месяце начались боевые действия во Вьетнаме и в декабре 1964-го с фирмой "Белл" был заключен контракт на разработку в течение шести месяцев боевого вертолета с массой пустого 3270 кг и максимальной скоростью 370 км/ч.


От начала разработки до выкатки первого опытного вертолета прошло шесть месяцев. В сентябре шеф-пилот фирмы "Белл" Билл Куинлэн впервые поднял вертолет в воздух, получивший обозначение UH-1H - очередная модификация "Хью". Но вскоре командование армии США выделило новый класс вертолетов - ударные (attack), и UH-1H согласно этой классификации стал именоваться AH-1G (Attac Helicopter - 1 Gunship), а неофициально - "Хью Кобра". Внешне AH-1G радикально отличается от своего прародителя UH-1B. Тем не менее, сохранились двигательная установка, трансмиссия и хвостовая балка. Минимальные изменения претерпел несущий винт (НВ): на концевых частях лопастей применили более скоростные профили и убрали стабилизирующие стержни, характерные для ранних моделей белловских вертолетов. Сама же конструкция полужесткого двухлопастного винта, имеющего втулку с общим горизонтальным и осевыми шарнирами типа "дверная петля", не изменилась. Зато переднюю часть фюзеляжа спроектировали заново.Стрелка и летчика расположили друг за другом в узкой кабине с прекрасным обзором. В результате ширину фюзеляжа довели до 90 см. Снижение лобового сопротивления позволило при том же двигателе, что и у "Хью", увеличить максимальную скорость, хотя масса пустого вертолета возросла.


Управлять вертолетом могли и летчик, и стрелок. Такое решение породило определенные проблемы, поскольку в передней кабине основное место занимали прицел и органы управления вооружением. Пришлось центральный рычаг циклического шага заменить на расположенную справа короткую боковую рукоятку. На опытном и первых серийных вертолетах использовались прицелы на пантографах, затем их места в центре кабины занял громоздкий гиростабилизированный монокулярный оптический прицел. В ходе переучивания летчики быстро осваивались с боковой рукояткой и особых неудобств не испытывали, тем более, что управлять вертолетом из передней кабины случалось нечасто. Система управления - необратимая бустерная, с двукратным резервированием. В средней части фюзеляжа установлено крыло малого удлинения, разгружающие НВ с узлами подвески сменного вооружения. На опытной "Кобре" имелось убираемое лыжное шасси (случай чрезвычайно редкий, если не единственный, в истории вертолетостроения).


Летные испытания "Кобры" показали, что уборка шасси лишь незначительно улучшает летные характеристики, зато усложняет и утяжеляет машину. На последующих "Кобрах" устанавливалось неубираемое лыжное шасси, как у "Хью". Турбовальный двигатель "Лайкоминг" T53-L13 развивал мощность 1400 л.с., но ее полностью передать на НВ было невозможно, поскольку трансмиссия обеспечивала передачу только 1100 л.с. Для уменьшения инфракрасного излучения сопло заключили в кожух, в котором воздух смешивался с выхлопными газами. На входе воздухозаборников двигателя установили фильтры твердых частиц. Основным, штатным вооружением опытной "Кобры" был шестиствольный пулемет "Миниган" винтовочного калибра на подфюзеляжной турели. Размещение стрелковой точки было удачным, а вот с точки зрения веса секундного залпа это был шаг назад по сравнению с UH-1C, который в боевой конфигурации вооружался двумя пулеметами (в том числе и крупнокалиберными) и одним 40-мм автоматическим гранатометом. Правда, стрелковая точка AH-1 имела большие углы обстрела, но одного пулемета было явно недостаточно. Опираясь на турель ТАТ-102А, установленную на опытном вертолете, фирма начала разработку унифицированной турели ХМ-28 в трех вариантах: с двумя шестиствольными 7,62-мм пулеметами, с двумя 40-мм автоматическими гранатометами и комбинированную с шестиствольным пулеметом и 40-мм гранатометом. Боезапас составлял 4000 патронов к каждому пулемету и 321 гранату. Углы обстрела турели были 230 град, по азимуту и от +21 град, до -50 град, по углу места. Электронная система вычисляла углы прицеливания с поправкой на параллакс и автоматически отслеживала перемещение вертолета относительно цели.



На опытном вертолете, на крыле было всего два узла подвески, на серийных машинах - четыре. Подвесное вооружение включало блоки НАР двух типов, контейнеры ХМ-18 с 7,62-мм пулеметами и с автоматическими 40-мм гранатометами ХМ-13 (в каждом контейнере по одному гранатомету с боезапасом 300 гранат), кассеты с минами ХМ-3, дымовые авиационные приборы Е39Р1 и топливные баки емкостью по 264 л. Для применения во Вьетнаме было предложено три типовых варианта боевой нагрузки на внешней подвеске. Легкий - 2 блока НАР ХМ-157 с 7 ракетами калибра 70 мм каждый на наружных узлах подвески и 2 контейнера ХМ-18 с одним 7,62-мм пулеметом (боезапас 1500 патронов)- на внутренних. Средний - 4 блока НАР ХМ-159 по 19 ракет калибра 70 мм в каждом. Тяжелый - 2 блока НАР ХМ-159 на наружных узлах подвески и 2 контейнера ХМ-18 с одним 7,62-мм пулеметом (боезапас 3000) патронов - на внутренних. Стрелок с переднего кресла управлял огнем подвижного вооружения, размещенного на турели, а летчик применял оружие, подвешенное на крыльевых пилонах. Система управления оружием позволяла задавать количество одновременно выпускаемых пар ракет из левых и правых блоков в залпе и интервал между залпами. НАР выпускались только симметрично из блоков, подвешенных под левым и правым крыльями, поскольку асимметричный пуск ракет приводил к появлению возмущающего момента и затруднял управление вертолетом. В случае необходимости летчик мог управлять огнем вооружения, установленного на турели, которая в этом случае жестко фиксировалась относительно продольной оси вертолета, а стрелок - пускать НАРы.



Трансмиссия, компрессор двигателя и кабина экипажа были прикрыты бронеплитами общим весом 122 кг. Впоследствии, когда "Кобра" стала известной во всем мире, многие эксперты с недоумением отмечали отсутствие бронестекол кабины экипажа, что объясняется недостатком статистики по зонам поражения вертолета с земли. Посчитали, что достаточно прикрыть пилотов боковыми бронеплитами и выдвижными до уровня плеч бронещитками. Вьетнамский опыт показал ошибочность такого взгляда, и на последующих вариантах "Хью Кобры" появились бронестекла. Топливные баки - протектированные, устойчивые к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Все же главной защитой вертолета считались его малые габариты. При взгляде на него снизу, с позиции вражеского стрелка, площадь плановой проекции была такой же, как у английского предвоенного бипланчика Де Хэвилленд Тайгер Мот.


Летные испытания проходили быстро, и уже через месяц после их начала на "Кобре" летали вместе с летчиками-испытателями и военные пилоты. В ходе летных испытании основной упор делался не столько на проверку летных характеристик и безопасности полетов, сколько на отработку вооружения и определение влияния пусков ракет на конструкцию и поведение вертолета в полете. Отзывы военных летчиков были преисполнены энтузиазма, особо отмечался великолепный обзор из кабины. Вертолет был более прост в управлении, чем "Хью", его устойчивость в полете на малых скоростях и на режиме висения также была лучше. В ходе испытаний отмечалось лишь незначительное превышение допустимого уровня вибраций, но это болезнь всех вертолетов. После доработки системы управления вибрации вошли в норму, и модернизированная "Кобра" в ноябре 1965-го установила мировой рекорд скорости для вертолетов - 322 км/ч.


Победителем конкурса стал AH-1G, фирма "Белл" получила контракт на поставку 2 демонстрационных и 110 серийных вертолетов для армии США. Через пару месяцев планируемое количество закупаемых "Кобр" для армии возросло до 200. В октябре 1966-го начались летные испытания первого демонстрационного вертолета. От опытной "Кобры" он отличался неубираемым шасси и крылом большего размаха с четырьмя узлами для подвески вооружения. Испытания прошли удачно, особых претензий у военных не было, и уже в июне 1967-го первые серийные AH-1G "Хью Кобра" сошли с конвейера завода фирмы "Белл". Началась боевая карьера первого в мире вертолета-штурмовика. Всего построили 1133 AH-1G. Из них львиную долю поставили армии США, 38 вертолетов - корпусу морской пехоты США, шесть - Израилю, восемь - Испании. Некоторое количество "Кобр" переоборудовали в учебно-тренировочные TAH-1G без вооружения. В ходе летных испытаний различного вооружения использовались JAH-1G, тоже переоборудованные из боевых.


Экспериментальное подразделение NETT под командованием полковника Пола Андерсона перебросили военно-транспортными самолетами С-123 во Вьетнам на авиабазу Бьен-Хоа вблизи Сайгона в августе 1967-го. Первый официальный боевой вылет состоялся в октябре.


Основной боевой задачей "Кобр" стало эскортирование десантных "Хью" до места высадки и обратно. Была отработана следующая тактика: большую часть пути "транспорты" летели на высоте 2500 - 3000 м, где пули АК-47 и ДШК теряли поражающую способность, а вблизи зоны десантирования их встречали "Кобры". Затем "Кобры", имевшие приличную продолжительность полета, встречали следующую волну десанта, и все повторялось. Такая тактика быстро прижилась, эскортирование на всем маршруте применялось только при плохих метеоусловиях, когда облачность прижимала вертолеты к земле, не позволяя набрать необходимую высоту. Как правило, для сопровождения вертолетов с десантом выделялась пара "Кобр". Используя преимущество в скорости, вертолеты-штурмовики описывали эллипсы вокруг походного порядка транспортных машин. В зоне высадки "Кобры" кружили в воздухе, готовые к немедленному подавлению огневых точек противника. Подобная тактика позволяла просматривать окружающую местность по всем азимутам и быстро реагировать на угрозу.


Фото 14.


Фото 15.


В 1970-м командование армии США проанализировало случаи с AH-1G, которые могли привести (или приводили) к летным происшествиям. За год 58 раз отказывали гидросистемы. 27 инцидентов связано с разрушением лопастей рулевого винта, вследствие ударов о наземные препятствия. Высокое число случаев потери прочности лопастей рулевого винта (в армии США - 224 инцидента за 1970-й) побудила вертолетостроительные фирмы усилить их прочность и одновременно всерьез заняться исследованиями рулевых винтов в кольцевых каналах. 94 раза случались отказы двигателей. Нарекания вызывало и вооружение. Стрелки отмечали заедания при стрельбе длинными очередями из турельных пулеметов, вызванные отслоением при нагреве от стрельбы тефлонового покрытия рукавов подачи патронов. В климатических условиях Южного Вьетнама выявилась полная неспособность системы кондиционирования обеспечить приемлемые температуру и влажность в кабине. При закрытом фонаре температура в кабине превышала окружающую на 100F, пот заливал глаза пилотам и стрелкам, мешал нормально пилотировать вертолет и вести огонь из бортового оружия.


Скорость "Кобры" была на 40 км/ч больше, чем у "Хью", больше была и максимально допустимая скорость, позволявшая пикировать под углами 50-80 град., в то время как у "Хью" этот угол ограничивался 15-20.


На все вертолеты фирмы "Белл", летавшие во Вьетнаме, устанавливалась коленчатая труба, отводившая горячие газы вверх, в плоскость вращения несущего винта, где мощный турбулентный поток моментально смешивал их с окружающим воздухом. Как показала практика, для захвата доработанных таким образом вертолетов чувствительности головки самонаведения "Стрелы" не хватало.


В начале 1960-х на вооружение армий большинства стран приняли противотанковые управляемые ракеты. Практически сразу же ПТУРы попытались приспособить и на вертолеты. Выход был в модернизации вертолетов AH-1G. В марте 1972-го "Белл" и министерство обороны США заключили контракт на оснащение восьми AH-1G ПТУР "Toy". На них установили по четыре подвижных в вертикальной плоскости двойных кольцевых направляющих (две с каждой стороны фюзеляжа), систему пуска, в носу фюзеляжа разместили турель с чувствительными датчиками прицельной системы М65, стрелок получил нашлемный прицел М288.


Специально для наведения турели на цель в 1969-м специалисты фирмы вместе с военными инженерами начали работы по созданию гиростабилизированной оптической системы. Оптический датчик (телескоп) смонтировали на гиростабилизированной платформе. Прицел имел двух и трехкратное увеличение для поиска цели и слежения за ней. Благодаря нашлемному прицелу, летчик мог вести огонь из турельного вооружения в любом направлении. В это время на фирме полным ходом шли работы над новой моделью,летом 1974-го на одном AH-1G (YAH-1R) и одном AH-1Q (YAH-1S) установили новые двигатели "Лайкоминг" T53-L-703 мощностью 1800 л.с. и новую трансмиссию, передававшую на винты до 1300 л.с. Теперь вертолеты могли поднимать до восьми ПТУР "Toy" в любых климатических условиях. Вертолет приняли на вооружение под обозначением AH-1S (Mod.). Единственным внешним отличием его от предшественника был увеличенный обтекатель главного редуктора. В вариант AH-1S (Mod.) переоборудовали все вертолеты модели "Q".


В 1976-м AH-1S начали сходить со сборочной линии завода в Форт-Уорте, всего построили 100 вертолетов. Спустя десять лет по программе продления жизненного цикла "Кобр" в вариант AH-1S (Mod.) переделали еще 72 AH-1Q, большинство из которых предназначалось для национальной гвардии. Под обозначением AH-1S, по сути, скрываются несколько различных вариантов, сильно отличающихся друг от друга. На первом этапе проводилась АН-1Q в АН-1S (Mod.). Затем появились AH-1S (Prod. - production). При разработке этой модели основное внимание уделили повышению эффективности боевого применения и выживаемости на поле боя за счет пилотирования в режиме следования рельефу местности. Для снижения бликов от остекления фонаря кабины установили плоские стекла, изменили конфигурацию приборных досок, улучшив обзор вперед и вниз-вперед, на сопло двигателя смонтировали насадку, уменьшающую тепловое излучение. Установили радионавигационную систему CONUS для полетов над США, радиовысотомер и новое связное оборудование. Третьим вариантом с индексом "S" стал AH-1S. На нем установили новые композиционные лопасти НВ фирмы "Каман", а главным внешним отличием от собратьев стала трехствольная 20-мм пушка М197 на турели ТАТ141. Получила "Кобра" и прозрачную броню бронестекла кабины экипажа.


эмблема,только вот какого из подразделений в которых служил этот борт?


Белловские вертолеты в целом крайне трудно поддаются классификации, система их обозначений как бы специально сделана для того, чтобы запутать возможно большое количество людей. Индекс "S" является общепринятым, в то же время можно встретить следующие обозначения: AH-1S (Mod.) обозначался как AH-1P, AH-1S (Prod.) и AH-1S (EGAS) - как AH-1E, а modernised AH-1S - AH-1F.

149 вертолетов модели "F" построили для армии США; 341, включая 41 учебно-тренировочный TAH-1F, переоборудовали из AH-1G. Первые AH-1F передали вертолетной эскадрилье в Форт-Стюарте в апреле 1980-го.
общий вид спереди


общий вид сбоку


общий вид сзади


Фото 27.


крупный вид сзади


горизонтальное оперение управляемое?


система отслеживания выпущенных по вертолету ракет?


механизм рулевого винта


За годы войны в Юго-Восточной Азии "Кобры" продемонстрировали великолепную живучесть. Из 88 "Кобр", принимавших участие в операции в Лаосе, были сбиты 13. К окончанию войны во Вьетнаме в составе авиации армии США числилось 729 вертолетов АН-1G из 1133 построенных. Львиная часть из недостающих 404 машин навсегда осталась во Вьетнаме.


Модификации :
АН-1G Huey Cobra первая серийная модификация.
ТН-1G Huey Cobra тренировочный вертолет на базе АН-1G.
АН-1Q Huey Cobra противотанковая модификация вертолета по программе ICAP (Improved Cobra Armament Program).
АН-1S (Mod) Huey Cobra модификация 1974 года по программе ICAM (Improved Cobra Agility and Maneuverability) с новыми ГТД T53-L-703, с новой трансмиссией и хвостовым винтом от вертолета Bell Model 212.
ТН-1S Night Stalker тренировочный вертолет для обучения полетам в ночных условиях.
АН-1S (Prod) Huey Cobra модификация объединяющая программы ICAP и ICAM, добавлена новая аппаратура РЭБ, новое вооружение.
АН-1Р Huey Cobra обозначение АН-1S (Prod) Huey Cobra при принятии на вооружение.
АН-1E Huey Cobra модификация АН-1S (ECAS) Huey Cobra по программе ECAS (Enhanced Cobra Armament System). На вертолете установлена турельная установка General Electric M79E1Universal Turret, и универсальное ПУ для НУР M138.
АН-1F Huey Cobra модификация АН-1S (MC) Huey Cobra ( МС - Modernized Cobra), модернизация по программам ECAS и Prod плюс доплеровская навигационная система, ИК датчики ALQ-144 и лазерный целеуказатель Rockwell AAS-3.
Fuji AH-1S построенная японской фирмой Fuji по лицензии версия AH-1F с ГТД Кawasaki (Textron Lycoming) T53-K-703.


тут немного другая кабина нежели на том вертолете на котором я летал,похоже здесь еще нет бронестекол

ЛТХ:
Модификация AH-1S
Диаметр главного винта, м 13.41
Диаметр хвостового винта, м 2.96
Длина,м 14.86
Высота ,м 4.12
Масса, кг
пустого 2940
нормальная взлетная 4536
Тип двигателя 1 ГТД Lycoming T-53-L-703
Мощность, э.л.с. 1 х 1800
Максимальная скорость, км/ч 306
Крейсерская скорость, км/ч 227
Практическая дальность, км 507
Скороподъемность, м/мин 494
Практический потолок, м 3720
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 20-мм трехствольная пушка М197
Боевая нагрузка - 1542 кг на 4 узлах подвески:
8(2х4) ПТУР BGM-71 TOW или 16(2х8) AGM-114 Hellfire,
2 ПУ LAU-68 или LAU-6 c 7х70-мм или 19х70-мм НУР
Возможна установка контейнеров с пушечным и пулеметным вооружением, двух 40-мм гранатомета

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow