igor113 (igor113) wrote,
igor113
igor113

Categories:

SA-315 Lama в Лаппеенранте

Очередное посещение Лаппеенранты заставило обратить внимание на маленький желтенький вертолет. Он тихо стоял в сторонке,зачехленный. Поэтому осмотреть кабину я не смог. Но и пройти мимо такого уникального вертолета тоже. Итак Аэроспасьяль SA.315B Лама (фр. Aérospatiale SA.315B Lama) — многоцелевой вертолёт.
Разработан в 1968 году французской фирмой Aérospatiale (теперь Eurocopter France) в соответствии с техническим требованиями ВВС Индии.
Опытный образец впервые поднялся в воздух 17 марта 1969 года. К 1996 году во Франции было произведено около 1450 вертолётов «Lama», которые были поставлены в 31 страну мира. Вертолёты строятся по лицензии в Индии (произведено более 330 единиц), Румынии (более 200) и Бразилии.
21 июня 1972 года на этом вертолёте был поставлен рекорд высоты для всех категорий вертолётов: он поднялся на 12 442 метров. Этот официально подтверждённый рекорд в истории вертолётостроения остаётся не побитым и поныне.

Интересные авиационные события.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Aerospatiale SA315B C/N 2505 N316DJ (C/N):2505 ,также имел номер N49537,крайний собственник был из Великобритании


Разработанный в 1968г. в соответствии с техническим заданием индийских ВВС и предназначенный для действий в условиях больших высот вертолет Aerospatiale SA 315B Lama объединял усиленную конструкцию модели Алуэт II с динамическими компонентами модели SA 316 B Алуэт III, включающими в себя силовую установку Artouste и роторную систему.


Опытный образец SA 315 впервые поднялся в воздух 17 марта 1969г., а 30 сентября 1970г. получил французский сертификат летной годности; имя Лама ему было дано производителями в июле 1971 г.


SA 315B превосходил своих предшественников в грузоподъемности при полетах на больших высотах. Во время демонстрационных полетов в индийских Гималаях в 1969г. SA 315B с экипажем из 2 человек и 120 кг горючего садился и взлетал с площадки, расположенной на высочайшей зарегистрированной высоте 7500 м, а 21 июня 1972г.


Проект Лама разработали специально для работы на высокогорьях. Вертолет выполнял демонстрационные полеты в Гималаях. 21 июня 1972 года Лама, пилотируемый Жаном Боуле, установил абсолютный рекорд высоты для вертолетов -12442 м.


Эти достижения и хорошая репутация в плане надежности предшествующих конструкций Алуэт II и III обеспечили хороший спрос на рынке. Уже в 1971г. были заключены лицензионные соглашения на право производства SA 315B индийской компанией HAL в Бангалоре. Первый вертолет Лама индийской сборки поднялся в воздух 6 октября 1972г., а поставки этих вертолетов на рынок начались в декабре 1973г. Лама производства HAL был назван Cheetah. 2 ноября 2004 года Cheetah ВВС Индии установил новый мировой рекорд высоты посадки, приземлившись на горе высотой 7666 м.


Как и все представители семейства Алуэт, SA 315B Лама мог быть легко приспособлен для различных целей: пассажирских перевозок или сельскохозяйственных работ. В то же время военные варианты вертолета предусматривали его переоборудование для обеспечения связи, наблюдения, фотографирования, спасения на воде и в воздухе (подъемная способность 160 кг, транспортирования (максимальная внешняя нагрузка - 1135 кг, в качестве скорой медицинской помощи (двое носилок и один сопровождающий медик) и других целей. Высотный показатель делает SA 315B особенно подходящим для горных районов: серийный Лама может транспортировать на подвеске грузы массой до 1000 кг на высоте 2500 м. Другой важный фактор - универсальное посадочное устройство, состоящее из полозьев с убирающимися колесами для приземления и оснащенное поплавками для нормального функционирования с воды и надуваемым в воздухе поплавковым шасси для аварийного приводнения.


В 1978 году фирмы "Aerospatiale" и "Helibras" договорились о лицензионном производстве вертолетов SA 315В Lama в Бразилии, в результате появилась модификация НВ-315В Gaviao, оптимизированная для ВВС Боливии. Эти вертолеты были приняты не только на вооружение ВВС Боливии, но и на вооружение ВМС Бразилии.


Во Франции серийное производство вертолетов SA 315В прекратили в 1991 году, собрав в общей сложности 407 единиц. Построенными в Индии вертолетами вооружили в первую очередь эскадрильи (с 659 по 662) индийских ВВС, которые в 1987 году были переданы из ВВС в армейскую авиацию. В настоящее время фирма HAL выпускает модернизированный вариант Cheetah, оснащенный современным приборным оборудованием и турбовальным двигателем TurbomecaTM 333 2М2. Вертолеты Lama остаются на вооружении в Аргентине (ВВС и армейская авиация) и Эквадоре (армейская авиация).


В 2011 году вертолеты Cheetah продолжают широко применяться в Индии для перевозок и поисково-спасательных операций.


Многие страны закупили вертолеты Lama для применения в горах. Они получили шасси на более высоких стойках для работы на неровной местности. В 2011 году Армия Пакистана продолжает применять свои вертолеты постройки фирмы "Aerospatiale".


Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, одним ГТД и лыжным шасси.


Фюзеляж цельнометаллический, форменной конструкции. Центральная и хвостовая части фюзеляжа имеют треугольное сечение с силовым набором из стальных труб. Кабина размерами 2.1 х 1.4 х 1.28м и объемом 3.1м3 имеет каркас из легких сплавов с большой площадью остекления, с обеих сторон расположены сбрасываемые двери; в кабине спереди размещаются летчик и второй летчик (или пассажир), сзади - три пассажира. Предусмотрена возможность перевозки на внешней подвеске груза массой до 1135кг. Кабина может быть оборудована спасательной лебедкой грузоподъемностью 160кг. В санитарном варианте в кабине могут быть размещены двое носилок с одним сопровождающим, в сельскохозяйственном варианте предусмотрена установка подфюзеляжного бака с химикалиями емкостью 1135л.


Несущий винт трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Втулка снабжена гидравлическими демпферами. Лопасти прямоугольной формы в плане, складывающиеся; лонжероны выполнены из алюминиевого сплава, комлевая часть - из стали с противоэрозионными накладками из нержавеющей стали, внутренняя часть лопасти заполнена слоистым материалом. Профиль лопасти NACA 63A, хорда 0.35м, крутка -6.


Рулевой винт диаметром 1.91м, трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из алюминиевого сплава с накладками вдоль носка из нержавеющей стали, хорда лопасти 0.134м.


Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа, за валом несущего винта и не закрыт обтекателем. Сухая масса двигателя 130кг.


Трансмиссия включает главный редуктор с планетарными шестернями, редуктор рулевого винта и соединительные валы. Скорость вращения вала главного редуктора 353 об/мин, редуктора рулевого винта - 2001 об/мин.


Шасси лыжное, со съемными колесами, колея 2.35м, может быть снабжено поплавками для взлета с водной поверхности или аварийными надувными баллонетами.


Топливная система имеет топливный бак емкостью 575л, расположенный в центральной части фюзеляжа. Емкость маслобака 7л. На сельскохозяйственном варианте вертолета может быть установлена аварийная система слива топлива из под фюзеляжного бака.


Система управления гидравлическая.
Электрическая система состоит из стартер-генератора, аккумуляторной батареи емкостью 36 А*ч и розетки разъема наземного питания.
Дополнительное оборудование включает систему обогрева кабины и кислородно-дыхательную систему.


Этот вертолет отправится на Северный Кавказ в компанию подобных ему бортов для работы в высокогорье. Хели ски и другие подобные задачи.


Вертолет очень прост в обслуживании,у него насколько я понял мло подшипников,но зато каждый день перед вылетом надо отшприцевать несколько точек трансмиссии. Вертолет неприхотлив по топливу,в крайних случаях он съест и соляру и как совсем край и авиационный бензин.


конструкция очень простая,отработанная десятилетиями. Как обстоят дела с запчастями не знаю.Цена на бу вертолеты начинается от полумиллиона долларов,хотя порой можно найти интересные варианты и по более привлекательной цене.


Надо понимать,что вертолет очень прожорлив и держать такой табун без специальных задач накладно. Его стихия высокогорье и именно там он лидер,которому нет равных. так что если вы надумали серьезно летать в горах,то вам нужен этот вертолет.


Модификации

SA 315B Lama производное от SE 3150, он был разработан для высокогорных работ и использует двигатель 650kW (870shp) Turboméca Astazou IIIB, зажатый до 410kW (550shp). Он до сих пор держит абсолютный рекорд высоты для всех вертолетов с 1972 года: 12,442 m.
HB 315B Gaviao построенная в Бразилии лицензионная версия SA 315B Lama.
HAL Cheetah построенная в Индии лицензионная версия SA 315B Lama.
HAL Lancer Вариант с вооружением. С композитной броней,бронестеклом и способностью нести два 12.7 mm пулемета и до шести 70 mm ракет.
HAL Cheetal модернизированный вариант, оснащен Turbomeca TM333-2M2. скорость увеличена до 210 km/h (130 mph) и дальность до 560 km (350 mi).

SA 315B.
Экипаж: 1 пилот
Пассажировместимость: до 4 пассажиров или 2 носилок с сопровождающим
Грузоподъёмность: 785 кг груза или 1000 кг груза на подвесе
Длина: 12,92 м
Диаметр несущего винта: 11,02 м
Диаметр рулевого винта: 1,91 м
Высота: 3,09 м
Площадь, ометаемая несущим винтом: 95,38 м²
Колея шасси: 2,38 м
Масса пустого: 1014 кг
Нормальная взлётная масса: 1950 кг
Максимальная взлётная масса: 2300 кг
Объём топливных баков: 575 л
Силовая установка: 1 × турбовальный Turbomeca Artouste IIIB
Мощность двигателей: 1 × 870 л.с. (1 × 649 кВт)
мощность уменьшена до 550 л.с. (410 кВт)
Максимальная скорость, км/ч 210
Крейсерская скорость, км/ч 192
Практическая дальность: 515 км
Практический потолок: 4000 м
Статический потолок:
с использованием эффекта земли: 3750 м
без использования эффекта земли: 2800 м
Скороподъёмность: 4,2 м/с
Нагрузка на диск: 20,4 кг/м²
Tags: 2013, lama, lappeenranta, sa 315
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment