?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все видели этот необычный самолет на площадке "Альбатрос-Аэро". Правда внутрь попасть было нельзя,уж очень трудно пробираться внутри. Но ребята из этой команды согласились помочь с этим непростым делом. Моя техника,их фотографии. Фотографировал Женя Сологубов.Все,что внутри и буксировку. Я уже побывал внутри подобного самолета в Монино,о чем писал.Тут очень много фотографий изнутри и снаружи,ну уж так у меня все время получается:-((


МАКС-2013
официальный сайт "Альбатрос-Аэро"
мои посты об ВМ-Т
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Еще немного ссылок по этим бортам
100 лет ВВС России - ВМ-Т "Атлант"
100 лет ВВС России - ВМ-Т "Атлант"
сайт о самолетах 3М, М-4, ВМ-Т
Русский Гигант - ВМ-Т Атлант
Воздушная транспортировка
VM-T Atlant Description
ВМ-Т «Атлант»
ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ


Перед нами кабина самолета ВМ-Т "Атлант" (РФ-01502),самолет №1502 выпущен в 1982 году. Назначенный ресурс 1500 л.ч/500 посадок. Фактический налет 310 л.ч /150 посадок.
Последний ремонт в августе 1992 года. Не эксплуатируется с 1992 года
Предыдущее участие в экспозиции МАКС 2007. Самолет участвовал в ракетно-космической программе "Энергия-Буран", перевозя на Байконур топливные баки второй ступени ракеты-носителя "Энергия" и планер "Бурана".
Рабочее место КВСа на втором этаже

Постановлением ЦК КПСС и Совмина от 17 февраля 1976 г. советской промышленности было задано создание универсальной ракетно-космической транспортной системы (УРКТС) Рассвет, которая в дальнейшем получила название Энергия. Она должна была выводить на орбиту различные тяжелые аппараты, в т.ч. и ВКС Буран. Отвечало за создание всей системы НПО Энергия, а разработку советского космического челнока поручили НПО Молния, в которое, кроме одноименного машиностроительного завода, вошли ОКБ Буревестник и мясищевский ЭМЗ.
люк в верхней части кабины

Разработчикам пришлось решать проблему транспортировки крупногабаритных блоков ракеты и самого ВКС с завода на космодром, а также с места посадки на завод для подготовки к следующему старту. Габариты и вес их, а также расстояния были столь велики, что ни один из видов транспорта задачу решить не мог. Так, диаметр центрального бака ракеты-носителя составлял 8 м, а длина - 40 м. и руководители Энергии обратились за помощью к О.К.Антонову. Специалисты его ОКБ рассмотрели возможность модернизации под эту задачу Ан-22 и пришли к выводу о ее нецелесообразности, планируя в дальнейшем получить специальный самолет на базе создаваемого Ан-124. Но решение требовалось найти быстро, хотя бы временное. В этих условиях как нельзя кстати пришлось предложение Мясищева использовать для создания необычного транспортного средства стратегический бомбардировщик ЗМ.
штурвал КВСа

На ЭМЗ тема получила шифр 3-35, а самолет обозначение ЗМ-Т (Т - транспортный). На этапе эскизного проектирования рассматривалось несколько вариантов переделки бомбардировщика, и выбор сделали в пользу наиболее простого. Он предусматривал оснащение ЗМ новым двухкилевым оперением и узлами для перевозки грузов сверху фюзеляжа, что позволяло транспортировать изделия, длина которых была соизмерима с длиной носителя, а поперечные габариты значительно превышали его мидель.
штурвал второго пилота

Новому самолету предстояло перевозить 4 варианта груза: ОГТ - собственно ВКС, весивший более 50 т и ставший самой тяжелой ношей; 1ГТ - водородный бак ракеты-носителя с обтекателями общей длиной около 40 м и диаметром 7,78 м (размеры фюзеляжа эмки 51x3,5 м!); 2ГТ - носовой обтекатель, кислородный бак и два негерметичных отсека ракеты; ЗГТ - возвращаемые на завод носовой и хвостовой обтекатели от груза 1ГТ.

общий вид панели,она в явно лучшем состоянии ,чем в монино. Самолет насколько я понял находиться в исправном состоянии и при приложении определенных усилий может летать.

Во время работы над проектом в аэродинамических трубах ЦАГИ прошли обширные исследования моделей будущей транспортной системы. Для проведения прочностных испытаний вывели из эксплуатации и превратили в статмашину самолет ЗМ 1504.

кресло квса,как я уже писал ранее:тарелка в центре это очень любопытная штука,которая позволяла летчику сойти с кресла не растегивая привязные ремни,а отстегнув всю привязную систему. В этом блюдечке как раз зацеп

Проектирование ЗМ-Т велось полным ходом, когда 14 октября 1978 г. скончался Генеральный конструктор Владимир Михайлович Мясищев. Исполняющим обязанности руководителя ЭМЗ был назначен главный прочнист фирмы В.А.Федотов, на плечи которого и легли заботы о завершении создания необычного транспортника. Во второй половине 1979 г. на опытное производство ЭМЗ поступили два выделенных ВВС самолета ЗМН-2 (1402 и 1502). Их переделка велась в тесной кооперации со многими предприятиями министерств авиапромышленности и общего машиностроения, в частности, с заводом им. Хруничева, Ташкентским и Омским АПО. На каждой эмке провели обширный комплекс доработок,размещение грузов на "спине" самолета стало возможным после удлинения фюзеляжа на 4,7м, что было осуществлено заменой хвостового отсека, немного приподнятого за счет "косой" вставки во избежание соударения с землей при посадке и взлете с большими углами атаки. Исследования устойчивости и управляемости привели к необходимости изменения размерности и формы всех поверхностей оперения. В связи с уменьшением скорости полета стабилизатор стреловидного горизонтального оперения был заменен на прямой, большей площади, установленный с большим поперечным V. Вместо однокилевого вертикального оперения было установлено значительно увеличенное (до 26% площади крыла) двухкилевое, выполненное в виде двух шайб, наклонно закрепленных на концах, стабилизатора, что способствовало уменьшению нагрузок на фюзеляж.
Подкрыльные стойки шасси были заново спроектированы и изготовлены под увеличенные нагрузки, возникающие у самолета с грузами при посадках с креном и рулежках по аэродрому. Несущие конструкции крыла и фюзеляжа были усилены под нагрузки, определенные новыми условиями эксплуатации. Необходимые доработки были введены в топливную систему самолета. Двигатели 15Б заменены на более мощные - 17Д.


предохранители между пилотами,а что за красный рубильник сверху? Женя подсказал,что ручка это аварийный выпуск шасси, а выше над ним красная ручка это сброс люка

В конце 1980 г. самолет 1402 передали для проведения наземного цикла испытаний. В марте следующего года начались пробежки, а 29 апреля экипаж, возглавляемый А.Кучеренко, впервые поднял эту машину в воздух. Первый этап испытаний, несмотря на всю их уникальность, завершился в сжатые сроки, и уже в апреле 1982 г. состоялись два транспортных рейса по маршруту Куйбышев-Ленинск (Байконур), которыми на космодром были доставлены грузы 1ГТ и 2ГТ. В том же месяце первый полет с макетом груза 1ГТ совершил и самолет 1502(те наш борт).

Вид с места пилотов на вход,ребята из Альбатрос-аэро готовят самолет к буксировке ,в люке Денис Хрупов

Интересно, что когда один из этих кораблей, выкрашенный в цвета Аэрофлота и с надписью на борту ЗМ-Т, попал на глаза бдительному режимщику, тот категорически потребовал закрасить обозначение, свидетельствовавшее о бомбардировочном прошлом самолета. Этого делать не стали, но цифру 3 исправили на букву В и получили ВМ-Т, хотя по всем документам машина продолжала проходить под прежним обозначением (когда самолет стали показывать на различных авиашоу, некоторые печатные издания расшифровали эти три загадочные буквы, как Владимир Мясищев-транспортный). Позднее самолет получил собственное имя Атлант.


РУДы КВСа

В 1983 г. начались испытания с закрепленным на фюзеляже макетом ВКС, у которого отсутствовал киль, а в хвостовой части был установлен обтекатель. Весил он меньше Бурана, немногим более 45 т. С 1 по 25 марта в Жуковском состоялись 8 полетов, последний из которых закончился аварией. Из-за ошибки второго летчика при выпуске шасси передняя опора не была зафиксирована вдоль продольной оси и стала неуправляемой, в результате чего при посадке с боковым ветром самолет снесло с ВПП. Он зарылся в грунт по ступицы колес, а затем при вытаскивании тракторами на полосу получил повреждения. Макет ВКС благополучно сняли тяжелыми кранами со спины пострадавшего самолета, а его самого пришлось отправить в ремонт, который затянулся до ноября.Вот только который из двух бортов зарылся?

вид сверху на рабочее место штурмана

В конце 1984 г. машину 1402 вновь оснастили системой дозаправки. Предполагалось, что это позволит выполнять перелеты с грузами без промежуточных посадок. После доработки провели несколько сухих испытательных контактов с танкером ЗМН-2, однако, по имеющимся данным, ни одной дозаправки в воздухе во время транспортных рейсов выполнено не было.

двигательная индикация

Во второй половине восьмидесятых работы по программе УРКТС вышли на стадию летных испытаний, и весной 1987 г. самолеты ВМ-Т доставили на космодром компоненты системы для их окончательной сборки и подготовки старта. Увы, первый запуск закончился аварией - гигантская ракета и стотонный спутник упали в океан. Это несчастье значительно усилило позиции противников программы, среди которых были не только партфункционеры горбачевского ЦК, но и видные конструкторы-ракетостроители. Например, против системы Энергия-Буран в том виде, в котором она тогда существовала, выступал Герой Советского Союза известный космонавт, а в середине 1980-х гг. один из главных конструкторов космической техники Б.Феоктистов.

общий вид приборной панели

И все же еще один запуск подготовить удалось. С помощью ВМ-Т на космодром доставили части второй УРКТС, а также боевой ВКС. Буран прибыл на Байконур уже с килем, однако без многих систем, так как грузоподъемность эмки не позволяла транспортировать его собранным полностью. Состоявшийся 15 октября 1988 г. беспилотный запуск завершился знаменитой триумфальной посадкой, однако этот успех на дальнейшую судьбу программы никак не повлиял. Вскоре работы свернули, и пара Атлантов осталась не у дел. В общей сложности они совершили около 150 испытательных и коммерческих полетов.


общий вид верхней панели

На ЭМЗ им. В.М.Мясищева пытались найти применение уникальным спецсамолетам. В 1990-е гг. среди различных проектов рассматривался вариант использования ВМ-Т для воздушных испытаний ракетного двигателя на криогенном топливе Д-57, заинтересованность в котором проявляла Индия. Велись также предварительные проработки по созданию на базе самолета ЗМ огромных транспортных систем, предназначенных как для перевозки различных негабаритных грузов, так и для воздушного запуска перспективных ВКС. Однако пока все эти проекты остаются на бумаге.

РУДы второго пилота

При подготовке к нынешнему МАКС-у было сделано специалистами предприятия:
- проведен осмотр самолета и груза, оценка состояния узлов крепления груза, подвижных частей шасси , пневмо (азот) и гидро трубопроводов. Зарядка пневмо и гидросистем (60 л. АМГ10)



Правильно ли я понимаю,что это управление автопилотом отчасти

Бригадой Альбатроса и НИК-а самолет отмыт в течении трех дней. По инициативе Володи Лисняка - выкрашенна "лицевая" сторона бочки (остальное просто не успели докрасить), обтекатели крыльевых стоек шасси, тяги и агрегаты в нишах основных стоек шасси.

различная индикация


общий вид на кабину снизу


общий вид на рабочее место радиста


рабочее место справа по движению-борттехник Покидание кабины вторым штурманом,бортмехаником и стрелком радистом осуществляется следующим образом: внизу пиропатроны подрывают и открывают три люка,куда по направляющим и уходят вниз все три кресла с членами экипажа.


немного поближе


рабочее место второго штурмана




верхняя часть рабочего место второго штурмана


вид на рабочее место бортинженера которое занимает Паша Патрикеев с рабочего места второго штурмана,они сидят спиной по движению. Дима Осминский осматривает хозяйство


Оборудование борт инженера


что такое вкл светило... светило это что?


фуф генераторы это понятно,а рядом что?


еще.


блистер борт инженера


вид вниз с рабочего место стрелка радиста,здесь наверное просто радист?


его оборудование


коврики:-))


тут вам и аптечка и много чего еще


Фото 36.


Вид из верхнего блистера радиста на перевозимый груз


Женя нашел какие то документы


а мы возвращаемся в кабину основного штурмана


правая сторона его кабины


приборная панель штурмана


вид вверх с рабочего места штурмана,пространства вроде большие,но голову свернуть на раз


взгляд назад,за кресло


еще один взгляд наверх


взгляд на кабину штурмана от носа самолета


и вверх


оборудование штурмана


педальный узел КВСа


педальный узел второго пилота


еще раз красота:потолок кабины


центральная панель пилотской кабины,приборы контроля двигателя


приборная панель КВСа


второго пилота


и вновь шедевральный потолок кабины,глаз не оторвать:-)))


взглянем поближе


то,что над квсом


над вторым пилотом


обшивка в задней части кабины


Фото 63.


Фото 64.


Фото 65.


это видимо туннель по которому катапультируются радист


Фото 67.


теперь посмотрим на самолет снаружи ,вот уже никого вокруг на статической стоянке нет,пора и этому самолету домой


кабина снаружи не кажется большой,стремянка и вход в кабину


вот он поближе


тут же ниша уборки носовой стойки


и сама носовая стойка,размеры можете оценить.Как подсказал Дима Осминский: тут установлен автомат вздыбливания т.е при определенной скорости тележка автоматов разворачивается и движение происходит только на задней паре колес. За счет этого самолету задается взлетный угол тангажа. Т.е он взлетает сам, штурвалом "на себя" работать не надо . Плюс передняя пар колес поворотная ка на автомобиле за счет этого происходит изменение направления движения при рулении.


Как подсказал Дима Осминский,с желтым цветом ребята перестарались. Желтый цвет это цвет топливных трубопроводов.


Фото 74.


амортизатор стойка


четыре колеса


тут велосипедное шасси,хвостовая стойка. Велосипедное потому как основные стойки расположены друг за дружкой под фюзеляжем


общий вид на самолет со стремянки


теперь мы немного поиздеваемся над вашим пространственным восприятием: общие виды кабины,но фишайем,правда с искажением


общий вид на рабочее место борт инженера


вид назад из кабины главного штурмана


общий вид на рабочее место штурмана


вид вверх на рабочее место радиста от входа


вид с рабочего места штурмана


вид вверх с рабочего места штурмана


боковое стекло КВСа гораздо информативнее в дождь,чем блистер:-))


экипаж вспоминает особенности буксировки самолета


Фото 109.


Тягач на месте


Машина которая будет обеспечивать давление в системе всю буксировку под крылом


движение началось


рядом ездят машины очищающие полосу


тут прибежали санитары и зафиксировали нас:-)))


вид на груз из бокового окна второго пилота


впереди Ан-124


Почему то не улетел ремоторизированный Як-40


А нам туда:на Мясищевскую стоянку


аквапланируем


На основной ВПП. Может запустить и в Ступино?:-)))


Но счастье было недолгим,ВМ-Т освобождает полосу


а теперь немного более стандартных фотографий со статической стоянки в солнечный день.


с разных боков


мощные двигатели ВД-7М с тягой 11000 кгс


блистер борт-инженера


стекло кабины пилотов


кабина штурмана


Табличка у самолета


в общем ряду гордый профиль


общий вид самолета,на спине часть топливной системы. только передний и задние обтекатели,сам бак пошел на металлолом


Как ребята туда эти эмблемы прилепили?


немного лица


Фото 134.


Фото 135.


общий вид слева


общий вид спереди


кабина снизу


Фото 139.


ребята из Альбатрос-Аэро


теперь обойдем его по кругу


Фото 143.


Женя у шасси


вид из под крыла


а что это под двигателем? антикоррозийные штучки?


общий вид крыла


вид назад от носовой стойки


Общий вид справа


идем назад


вид сзади


крупнее


Тут виден выступающий обтекатель внизу. Это механизм тромозного парашюта. Сами парашюты расположены в люке сразу за этим обтекателем


мощное хвостовое оперение

Александр Яскевич дал ссылочку на свое видео по этому самолету:




ЛТХ
Год принятия на вооружение — 1982
Размах крыла — 53,14 м
Длина самолёта — 58,70 м
Высота самолёта — 14,0 м
Площадь крыла — 320,0 м²
Масса, кг
пустого самолёта — 74 500
максимальная взлётная — 210 000
Тип двигателя — 4 ТРД ВД-7
Тяга — 4 х 11000 кгс
Максимальная скорость — 925 км/ч
Практическая дальность — 13 600 км
Дальность действия — 9 400 км
Практический потолок — 12 000 м
Экипаж — 8 чел
Полезная нагрузка: 40 000 кг груза
Огромное спасибо Дмитрию Осминскому за помощь в борьбе с ошибками и интересную информацию!!:-))

И еще раз выражаю огромную благодарность ребятам из "Альбатром аэро" ,научно инженерной компании "НИК" и администрации города Жуковского за ваш самоотверженный труд и огромный вклад в дело сохранения нашей авиационной истории!!! Может наше государство все же вас увидит и услышит и если даже не будет помогать,то хотя бы не будет мешать. А вообще выдали бы вам карт бланш,большой аэродром и отдали по экземпляру всего что есть... ЭЭЭх мечты!!!

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
pilottu144
Oct. 2nd, 2013 08:51 pm (UTC)
Замечательный пост! Спасибо! Крайнее предложение понравилось! Только при нынешнем состоянии государства,это не возможно.Только силами "больных" авиацией! Да прибудут им силы!
fiberline
Oct. 3rd, 2013 06:58 am (UTC)
мда, надо было запускать и в Ступино)
(Anonymous)
Oct. 4th, 2013 08:40 pm (UTC)
Игорь, спасибо большое за Ваш огромный труд!

Я и не думал, что когда-нибудь посчастливится увидеть "внутренности" этой замечательной машины.

Скажите пожалуйста, Вы не планируете порадовать авиафанатов подобными фотоотчетами с монинских Ту-95Н и Ту-16? Было бы просто здорово увидеть интерьер старого 95-го...
igor113
Oct. 22nd, 2013 04:10 am (UTC)
Я буду стараться попасть и туда,но не все зависит от моего желания
heratus
Oct. 6th, 2013 10:48 pm (UTC)
Thank you for all your work.
mcgrizzly
Sep. 9th, 2019 01:31 pm (UTC)
Как интересно!
Я не знал, что подкрыльевые стойки свободно-ориентирующиеся. Вообще самолеты Владимира Михайловича это совершенно отдельная тема. Они поражают изяществом линий. Я бы сравнил 3М с Конни :) Спасибо за фото!
( 6 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow