?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начинаем обход этого замечательного самолета вокруг и сверху. Самое простое выбраться на спину этому гиганту не через люк,а по крылу. Итак,работы по радикальной модернизации М-4 проводились в соответствии с постановлением Совмина СССР No.1428-642 от 6 июля 1954 г. На фирме тема получила шифр "36", а самолет - обозначение ЗМ. При выборе двигателей ставку сделали на ВД-7, взлетная тяга которых превышала 11000 кгс, а крейсерский расход топлива составлял 0,73-0,8 кг/кгс*ч (у АМ-3 - до 1,03), как у лучших зарубежных образцов.

Центральный музей ВВС в монино
ВМ-Т на аэродроме Раменское
ВМ-Т и М4 в Дягилево
Музей ВВС Монино ч.27 : год 2013 Мясищевский 3МД. Вид внутри.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Применив эти двигатели, увеличив количество топлива на борту, установив систему дозаправки в полете, а также улучшив аэродинамику, можно было получить дальность, достаточную для достижения самой удаленной точки США. Это было очень важно, т.к. в южной части Штатов находились ядерные объекты: Лос-Аламос (шт. Нью-Мексико), Оак-Ридж (Теннеси), авиабазы SAC Кастл и Марч (Калифорния), Дайс и Карсуэллс (Техас), Берксдейл (Луизиана) и многие другие. На этих же базах были сосредоточены основные хранилища ядерных боеприпасов. Кроме того, в Калифорнии, Техасе и Флориде разворачивалось строительство ракетных пусковых комплексов и центров управления. В самолете всего 54 топливных бака и была еще возможность поставить дополнительные. почти 120 тонн топлива!!!
Крыло спускается прямо к земле.


Весь планер и системы бомбардировщика были перепроектированы. Действовавшие в то время нормы прочности тяжелых самолетов задавали перегрузку при маневре с максимальным весом не менее 2,5 и при полете в болтанку - 3,0. Мясищеву удалось доказать, что эти требования завышены, и перейти к более легкой конструкции. Снизить массу позволили и другие мероприятия, в частности замена резины топливных баков на полиамидную пленку. В результате массу пустой машины удалось снизить по сравнению с серийным М-4 почти на 3 т.

обтекатели на законцовках крыла для уборки шасси.


общий вид на родственников Т4 и М50.


Самолет получил новое крыло большего размаха, без излома по задней кромке, с уменьшенным числом аэродинамических перегородок на одну пару и новым профилем на концевых частях. Аэродинамическое качество машины достигло рекордного значения - 18,5 единицы. Для сравнения: этот показатель у Ту-16 был порядка 14, а у весьма совершенных по тому времени зарубежных самолетов "Вулкан" и В-47 - 17,0 и 17,25, соответственно. Превысить 19 единиц удалось только на тяжелых машинах с изменяемой стреловидностью крыла В-1В и Ту-160.


Турбореактивные двигатели. Проблема такой,так называемой английской компоновки в невозможности заменить в процессе модернизации двигатели на другие,например двухконтурные. Это потребовало бы перепроектирования крепления крыла и всего крыла.


Близкий родственник М50.


В носовой части ЗМ разместили негерметичный отсек РЛС, закрытый радиопрозрачным обтекателем. Переднюю кабину перекомпоновали, при этом рабочее место штурмана-бомбардира расположили под летчиками со смещением влево, а снизу создали фонарь. Количество членов экипажа уменьшили на одного человека.


Шасси и система управления были значительно улучшены. Усовершенствовано оборудование, в т.ч. установлен навигационно-бомбардировочный автомат НБА. В связи со снятием с вооружения 6-тонных бомб реализовать грузоподъемность в 24 т стало невозможно, и ее снизили до 18 т. В грузоотсеке предусмотрели подвеску дополнительных баков одновременно с бомбами, а еще два ПТБ решили подвесить под крыло. Максимальная взлетная масса самолета превысила 200 т, при этом сохранилась длина разбега, что было обеспечено улучшением аэродинамики и увеличением тяги двигателей.


Во время испытаний был выявлен срыв потока на крыле, и ранее упраздненные внутренние гребни пришлось восстановить.


Серийный выпуск бомбардировщика шел на заводе No.23 в 1956-59 гг. По сравнению с М-4 новая "эмка" оказалась лучше отработана в технологическом плане, да и переоснащение предприятия уже завершилось, что позволило перейти от постройки одиночных самолетов к сериям. Первая включала 7 машин (No.No.0204-0210), затем пошли серии по 5 самолетов. В общей сложности в Филях построили 74 серийных ЗМ.


Так как ВД-7Б выпускались в ограниченном количестве и в невысоком темпе, то с ними построили примерно половину бомбардировщиков, получивших обозначение ЗМН ("Н" - новый двигатель). Остальные машины, получившие обозначение ЗМС ("С" - старый двигатель), оснастили РД-ЗМ-500А (после снятия Микулина с должности главного конструктора двигатели АМ-ЗМ получили обозначение РД-ЗМ). Внешне самолеты почти не отличались (на ЗМС люки мотоотсеков соответствовали М-4, отсутствовали подкрыльевые держатели для ПТБ), однако при взлете верным признаком "эмок" с двигателями ВД-7Б был мощный коптящий выхлоп.


Но это мало кого смущало, у добрынинских движков оказались куда более серьезные проблемы. Серийные ВД-7Б производства уфимского завода No.26 после кропотливой доводки имели ресурс всего 200 ч - в 6,5 раза меньше, чем РД-ЗМ-500. Надежность их также была хуже, что вкупе с отсутствием чрезвычайного режима значительно снижало безопасность эксплуатации самолета и вызывало обоснованное недовольство заказчика. В 1960-е гг. часть ЗМН переоснастили РД-ЗМ-500.



перед нами одна из автоматических пушечных установок. Сдвоеная пушка АМ-23. Ею управлял стрелок радист из вон того блистера,который перешагивает Женя.


Блистер стрелка радиста,рядом шестиугольный выступ астронавигатора.


Женя выглядывает из аварийного люка. Выбраться оттуда можно,но только не с фотоаппаратами в руках:-)) Лететь далеко и высоко


теперь взглянем назад от блистера.Опыт эксплуатации М-4 позволил отказаться от поперечного V стабилизатора.


В отличии от более поздних самолетов,у 3М пушечные турели не убираемые,что вносило лишнее сопротивление в полете.По ходу выпуска в конструкцию машины внесли несколько крупных изменений, важнейшим из которых стало увеличение прочности планера за счет толщины панелей обшивки.


Женя занял место стрелка радиста


Так блистер закрывается телескопическими жалюзи.


В начале семидесятых в международных отношениях наступил период разрядки, и был заключен первый договор об ограничении стратегических вооружений. На выборах в США победил кандидат-пацифист Г.Форд. Л.И.Брежнев пообещал новому президенту, что переделает 20 стратегических бомбардировщиков ЗМ в самолеты-заправщики, которые уже невозможно будет использовать для нанесения ядерных ударов. С дорабатываемых машин должны были снять штанги дозаправки и все бомбардировочное вооружение, а проем грузоотсека частично заклепать, оставив лишь небольшой люк для выхода заправочного шланга с конусом.


Мощное хвостовое оперение,как подводная лодка


общий вид на самолет от хвостового оперения


Вид на левое крыло,видна механизация крыла и колесная тележка на законцовке крыла. Напоминаю: размах крыла 53 метра.


Видите отверстие в фюзеляже на уровне заднего среза двигателей. Оттуда можно заглянуть в нишу для задней стойки велосипедного шасси.


Правое крыло


Один из двух воздухозаборников. Любопытно,для чего?


Снова двигаемся вперед.


Двигатели у нас ТРД,поэтому диаметр их небольшой,а длина большая.


В целом экипажи самолет оценивали достаточно высоко. Многие летчики, долгие годы летавшие на этих кораблях, отзываются о ЗМ с любовью, считают его очень летучим и приятным в пилотировании.


Здесь была звезда на крыле


Самолетов ЗМ в строю оказалось больше, чем Ту-95 в бомбардировочном варианте, и до поступления на вооружение ракетоносцев они считались главной ударной силой Дальней авиации.


Обтекатель для уборки крыльевых колес


Матвей на крыле. Статическое испытание самолета продолжается:-)))


Вид из под крыла.


Заглянем в нишу задней велосипедной стойки


Фото 174.


Что это за зеленые ящики?


Фото 176.


Конструкция створок ниши.


Собственно четыре колеса


Вид от задней стойки вперед


Выходные отверстия двигателей


Фюзеляж в районе задней стойки


Кабина штурмана


крупнее


закрыто шторками


правые двигатели


крупнее


левые двигатели


общий вид спереди


Отличительная черта 3МД от остальных модификаций-заправочная штанга


Правый обтекатель крыльевого колеса


Женя закрывает люк


Видно отстреливаемый люк под кабиной штурмана для катапультирования экипажа


Общий вид кабины


Крупнее кабина,видны блистеры


Блистер борттехника


Кабина пилотов ,прикольные лопухи дворников


блистер стрелка радиста


пушечная верхняя турель


Что это?


Ребята под носовой стойкой


виден один из люков для катапультирования борттехника


И что они там делают?


Вид на обтекатель ниши уборки шасси


собственно сами колеса 660 на 160


правое крыло


хвостовое оперение


Фото 209.


еще сохранилась звезда под крылом


нижняя пушечная турель


домик хвостового стрелка


вид сзади


Фото 221.


вид сзади на оборонительную систему


нарезные


Фото 224.


Фото 225.


законцовка горизонтального оперения


вертикального оперения


Фото 229.


кабина и инвентарный номер


Фото 233.


Фото 234.


В настоящее время, сохранилось 7 различных модификаций самолета "М" на различных музейных и просто "вечных" стоянках:
-Авиабаза Дягилево (Рязань) М-4 и ВМ-Т
-Авиабаза Энгельс-ЗМС-2
-Авиабаза Украинка-М-4
-Авиационное училище Сызрань- М-4 (Разобран перевезен в Москву- в Фили ГКНПЦ имени М.В. Хруничева далее судьба неизвестна!)
-Музей ВВС Монино - 3МД
-Аэродром Раменское - ВМ-Т


кабина


крупнее,блистер второго штурмана


Фото 238.


Фото 239.


вид на кабину слева


левые двигатели


Матвей в шляпе


Заправочная штанга


некое соединение


кабина заботливо закрыта шторками

40 лет бомбардировщики 3М.В литературе за самолётом закрепилась репутация аварийного. Действительно, из 116 «эмок», находившихся в эксплуатации, в авариях и катастрофах погибли 27, ещё не менее трёх разбились до поступления в части. Таким образом, потери составили четверть всего парка. Однако, по имеющимся данным, почти 63 % этих утрат (17 машин) приходится на менее совершенный М-4. Необходимо также учитывать, что причиной немалой части летных происшествий стал человеческий фактор.
боковые иллюминаторы штурмана

Модификации
        3М — модификация М-4 с увеличенной дальностью полёта. Первоначальное название М-6 (изделие «201»).
M-29. в 1956 году на базе бомбардировщика 3М разрабатывался проект пассажирского самолёта М-29 (другое название М-6П) на 200–250 мест (реализован не был).
        3МР — дальний морской разведчик. Поступил на вооружение авиации ВМФ в 1964 году.
        3МС — вариант бомбардировщика 3М с двигателями РД-3М-500А. Из-за малого ресурса двигателей ВД-7 было решено вернуться к тем же двигателям, которые устанавливались на М-4. Характеристики относительно 3М ухудшились, но были всё же лучше, чем у М-4. В частности, дальность полёта без дозаправки в воздухе составляла 9400 км.
        3МН — модификация 3М с двигателями ВД-7Б. Ценой повышения ресурса двигателей ВД-7 явилось снижение тяги до 9500 кгс. При общем ухудшении характеристик самолёта, дальность полёта благодаря экономичности двигателей была на 15 % больше, чем у 3МС.
        3МД - В 1960 году в строевых частях ВВС появился новый бомбардировщик 3МД с двигателями ВД-7Б. На этой модификации 3М установили более совершенное оборудование, улучшили аэродинамику самолёта. Внешне он отличался удлинённой, заострённой носовой частью со штангой топливоприемника на конце. При неизменном размахе несколько увеличили площадь крыла. Впервые этот самолёт продемонстрировали в июле 1967 года на выставке авиационной техники в Домодедово. Кодовое обозначение НАТО — Bison-C.
        3МЕ — высотный бомбардировщик с двигателями ВД-7П (РД-7П). Их взлётную тягу увеличили до уровня базового ВД-7. Она составляла 11300 кгс и в условиях высотного полёта возрастала на 28 % по сравнению с ВД-7Б. Дальше летных испытаний в 1963 году опытного образца дело не пошло из-за смены приоритетов у руководства страны в сторону развития ракетной техники.
        ВМ-Т (3М-Т) — транспортная модификация самолёта
        3МС-2, 3МН-2. До начала 80-х годов бомбардировщики 3МС и 3МН переоборудовались в топливозаправщики. Они пришли на смену М-4-2 в связи с международными договорами о сокращении численности стратегических бомбардировщиков и долгое время являлись основным средством дозаправки в полёте машин стратегической авиации, оборудованных системой «Конус». Максимальное количество отдаваемого в полёте топлива достигало 40000 кг, производительность агрегата заправки — 2250 л/мин. В начале 1975 года рассматривался вопрос о переделке всех бомбардировщиков 3М в воздушные танкеры для дозаправки сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М. Но самолёт-заправщик Ил-78, созданный в ОКБ Ильюшина, оказался более предпочтительным для этих целей.
        3М-5 — носитель ракет КСР-5. Отличался составом БРЭО. Разработан в 1973 году. 


Годы производства 1956—1960
Всего произведено 90 самолетов
пушки АМ-23

ТТХ 3М различных модификаций
                                                        3М(прототип)	3МН	3МС	3МД
Технические характеристики
Экипаж	                                                                     7
Длина, м
(без штанги топливоприёмника)	                                       48,76	        49,2
Высота, м	                                                            11,5
Размах крыла, м	                                                            53,14
Площадь крыла, м²	                                              351,78	       359,82
Коэффициент удлинения крыла	                                             8,03
Масса пустого, кг	                                     74 430	75 210	75 540	76 800
Нормальная взлётная масса, кг	                            150 000	140 000	140 000	145 600
Максимальная взлётная масса, кг	                            203 500	190 000	192 000	193 000
Силовая установка	       4 × ТРД ВД-7	4 × ТРД ВД-7Б	4 × ТРД РД-3М-500А	4 × ТРД ВД-7Б
Бесфорсажная тяга,
кгс (кН)	               4 × 11000 (107,9)	4 × 9500 (93,2)	4 × 8700 (85,3)	4 × 9500 (93,2)
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч	                                  940	930	925	930
Практическая дальность, км	                               12 100	11 050	9 650	11 850
Практический потолок, м	                                       12 900	12 750	12 700	12 150
Нагрузка на крыло, кг/м²	                                 578	549	549	520
Тяговооружённость
(при максимальной взлётной массе)	                        0,22	0,2	0,2	0,2
Аэродинамическое качество	                                          18,70			
Длина разбега, м	                                        1650	1700	1700	1700
Длина пробега, м	                                        2800	2800	2800	3000
Вооружение
Стрелково-пушечное	                                                3 × 2×АМ-23
Боевая нагрузка, кг
(нормальная / максимальная)	                                       5000 / 18 000
Бомбы, кг	                                                2 × ФАБ-9000 или ФАБ-5000
6 × ФАБ-3000
28 × ФАБ-500
52 × ФАБ-250

Понимаю,что много,понимаю,что криво. Буду помаленьку дорабатывать.


А так это выглядит в 2018 году:


И так:


Фото 107.


Фото 30.


Фото 31.


Фото 24.


Фото 45.


Фото 46.


Фото 1.



Фото 134.


Фото 135.


Фото 136.


Фото 137.


Фото 138.


Фото 185.


Фото 194.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
d_matvey
May. 28th, 2013 05:07 pm (UTC)
По графику следующие стат испытания у меня самолета Мушкетер. :))) (Бу га га)
igor113
May. 28th, 2013 05:19 pm (UTC)
С мушкетером нужно нежно:-)))
d_matvey
May. 28th, 2013 05:21 pm (UTC)
Буду прыгать исключительно на законцовке и на одной ножке:)
igor113
May. 28th, 2013 05:24 pm (UTC)
Даже не знаю что сказать:-)))
andkor71
Jun. 2nd, 2013 09:26 pm (UTC)
"На выборах в США победил кандидат-пацифист Г.Форд."

Откуда этот фантастический бред?!??????? Где вы взяли эту невероятную ересь?!!!????

Во-первых, американского президента Форда звали Джеральд. Поэтому Дж. Форд, а не Г. Форд.
Во-вторых, Форд не побеждал ни на каких выборах! Он был вице-президентом при Никсоне, и вступил в должность президента после отставки Никсона.
aramis7
Jun. 3rd, 2013 06:07 pm (UTC)
интересно)
kuschilop
Jun. 20th, 2013 02:18 pm (UTC)
неудивительно, с таким нутром - потери по причине "человеческого фактора".
как разбираться во всех этих приборах?
надо найти чьи-нибудь воспоминания, очень интересно...
( 7 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow